Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОКАЗАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011-2015 ГОДЫ'

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОКАЗАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011-2015 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРОТИВОРАКОВАЯ БОРЬБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНДИКАТОРЫ / СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Замятин А.В.

В статье приведен обзор основных программ развития здравоохранения, реализуемых в Свердловской области с целью совершенствования противораковой борьбы и оказания онкологической помощи населению: цели, задачи и плановые показатели/индикаторы С целью оценки степени реализации плановых задач государственных программ развития здравоохранения на территории Свердловской проведено сравнение и анализ показателей основных плановых и фактически достигнутых индикаторов областных программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и «Развитие здравоохранения Свердловской области на 2013-2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Замятин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF IMPLEMENTATION OF STATE HEALTH CARE DEVELOPMENT PROGRAMS IN SPHERE OF CANCER CONTROL AND ONCOLOGICAL CARE IN SVERDLOVSK REGION, 2011-2015

The article review basic programs of health care development which are implemented in Sverdlovsk region in 2011-2015 to improve cancer control and quality of oncological care: goals, tasks, planned indicators. In order to assess the degree of implementation of the planned tasks of the state health development programs in Sverdlovs region comparison and analysis of main planned indicators and actually achieved indicators of the regional programs was conducted: "Prevention and control of socially significant diseases in on the territory of Sverdlovsk Region " for the period 2011-2015 and "Development of Health Care in Sverdlovsk Region for 2013-2020".

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОКАЗАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011-2015 ГОДЫ»

социально-экономической напряженности, способствует насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. Россия сейчас находится в стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов и внедрения инновационных технологий.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России не так широко развит, как в других странах, но его все большее и большее развитие может привести к росту благополучия населения. Большие надежды, безусловно, возлагаются на государство.

Использованные источники:

1. Инновации в малом бизнесе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/

2. Гончарова Н.А. Социально-экономическая сущность инновационных процессов в малом и среднем бизнесе //Экономическое возрождение России -2010г.

3. Шамрина С.Ю. Определение и оценка современного состояния малого бизнеса в России // Журнал KANT. 2014. №3 (12)

УДК 353.2

Замятин А.В., кмед.н. студент 2-курса магистратуры УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОРАКОВОЙ

БОРЬБЫ И ОКАЗАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2011-2015 ГОДЫ

В статье приведен обзор основных программ развития здравоохранения, реализуемых в Свердловской области с целью совершенствования противораковой борьбы и оказания онкологической помощи населению: цели, задачи и плановые показатели/индикаторы С целью оценки степени реализации плановых задач государственных программ развития здравоохранения на территории Свердловской проведено сравнение и анализ показателей основных плановых и фактически достигнутых индикаторов областных программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и «Развитие здравоохранения Свердловской области на 2013-2020 годы».

Ключевые слова: здравоохранение, противораковая борьба, онкологическая помощь, государственные целевые программы, индикаторы, степень реализации программ

Zamyatin A. PhD in medicine Graduate student Ural Institute of Management Russia, Ekaterinburg EVALUATION OF IMPLEMENTATION OF STATE HEALTH CARE DEVELOPMENT PROGRAMS IN SPHERE OF CANCER CONTROL AND ONCOLOGICAL CARE IN SVERDLOVSK REGION,

2011-2015.

The article review basic programs of health care development which are implemented in Sverdlovsk region in 2011-2015 to improve cancer control and quality of oncological care: goals, tasks, planned indicators. In order to assess the degree of implementation of the planned tasks of the state health development programs in Sverdlovs region comparison and analysis of main planned indicators and actually achieved indicators of the regional programs was conducted: "Prevention and control of socially significant diseases in on the territory of Sverdlovsk Region " for the period 2011-2015 and "Development of Health Care in Sverdlovsk Region for 2013-2020".

Key words: health care, cancer control, oncological care, state programs, indicators, degree of implementation

Основными программами, направленными на борьбу с онкологическими заболеваниями в Свердловской области, проведёнными в период с 2011 года по 2015 год, и продолжающимися в настоящее время, являются: областная целевая программа "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 -2015 годы" и государственная программа Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года" (1, 2).

Цель программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" заключалась в улучшении демографических показателей на территории Свердловской области: снижение заболеваемости, смертности и инвалидности увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни пациентов. В рамках программы планировалось совершенствование и внедрение новых методов профилактики, диагностики, лечения при различных заболеваниях; улучшение материально-технической базы областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; учреждений образования, физкультуры и спорта, Федеральной службы исполнения наказания; развитие информатизация системы здравоохранения Свердловской области; улучшение эпидемиологической и экологической ситуации в Свердловской области. Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы включали:

1) показатель общей смертности населения;

2) показатель смертности населения в трудоспособном возрасте;

3) удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

Совершенствование противораковой борьбы и оказания онкологической помощи являлось одним из основных направлений программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы. В таблице 1 приведены целевые показатели и индикаторы программы по направлению «Онкология».

Таблица 1.

Целевые показатели и индикаторы программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области"

на 2011 - 2015 годы по направлению «Онкология».

Наименование целевого показателя (индикатора) Единица измерения Промежуточн целевых (индикаторов) ые значения показателей

по итогам первого года реализации Программы по итогам четвертого года реализации Программы

Доля больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания процентов 69,8 71,5

Доля больных, выявленных с I - II ст. локализации опухоли процентов 50,9 52

Смертность населения трудоспособного возраста от новообразований случаев на 100 тыс. населения 79 75,6

Небольшая динамика показателей - индикаторов, заложенных при формировании программы по совершенствованию противораковой борьбы и оказанию онкологической помощи больным ("Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2009-2011 годы и на 2011 - 2015 годы) была обусловлена следующими факторами:

1. сложившимися за длительный период времени особенностями образа жизни населения;

2. высокой распространенностью поведенческих факторов риска

развития онкологических заболеваний;

3. изменением возрастной структуры населения с увеличением в популяции доли старших возрастных групп;

4. поздней обращаемостью населения за медицинской помощью;

5. недостаточной выявляемостью новообразований на ранних стадиях;

6. отсутствием преемственности и другими дефектами в оказании медицинской помощи онкологическим больным.

В 2013 году, в рамках реализации полномочий регионами и в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.08.2013 N 1009-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" Правительство Свердловской области утвердило государственную программу Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года".

В отличие от областной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы в государственной программе Свердловской области "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года отдельной подпрограммы по профилю «Онкология» не предусмотрено.

Программа определяет основные направления развития здравоохранения в Свердловской области на долгосрочную перспективу:

1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

2) обеспечение контроля качества медицинской помощи;

3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи на всех ее этапах.

В рамках данной программы начата и продолжается работа по следующим направлениям:

1. Увеличение охвата населения скрининговыми методами обследования (цитологическими, ультразвуковыми, маммографическими, рентгенографическими);

2. Обеспечение двухсменной работы смотровых кабинетов с полной нагрузкой, повышение информированности населения о проблеме онкологической опасности;

3. Дополнительное профессиональное образование врачей и среднего медицинского персонала всех специальностей по вопросам выявления злокачественных новообразований;

4. Увеличение объемов проведения химиотерапевтического лечения в государственных медицинских организациях Свердловской области и медицинских организациях муниципальной системы

здравоохранения по месту жительства;

5. Внедрение современных технологий химиотерапевтического, хирургического, лучевого и комплексного лечения злокачественных новообразований. (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 220-ПП)

Основные целевые показатели программы на 2014-2015 годы, напрямую или косвенно характеризующие совершенствование противораковой борьбы и оказание онкологической помощи взрослому населению Свердловской области представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Важнейшие целевые показатели на 2014-2015 годы, характеризующие совершенствование противораковой борьбы и оказание онкологической

помощи взрослому населению Свердловской области

Наименование Единицы Значение целевого показателя

целевых измерения реализации государственной

показателей Программы

2014 2015

год Год

Ожидаемая Лет 71,3 72

продолжительность жизни

при рождении

Доля больных с Процентов 55,56 55,74

выявленными

злокачественными

новообразованиями на I - II

стадиях

Смертность от всех причин случаев на 1000 населения 13,1 13,3

Смертность от случаев на 100 218,0 213,0

новообразований (в том тыс. человек

числе населения

злокачественных)

Обеспеченность на 10 тыс. 0,15 0,17

койками для человек

оказания взрослого

паллиативной населения

помощи взрослым

Смертность случаев на 1000 6,2 6,1

населения в населения

трудоспособном трудоспособного

возрасте возраста

Для реализации программы был разработан план мероприятий, включавший сроки и объемы финансирования, и направленный на достижения вышеуказанных показателей, индикаторов. Предполагалось, что улучшение основных показателей, характеризующих состояние противораковой борьбы, медицинскую помощь онкологическим больным и

качество их жизни, будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в рамках подпрограмм и направленных на развитие здравоохранения Свердловской области в целом.

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы характеризуют деятельность учреждений здравоохранения Свердловской области, качество оказания медицинской помощи населению, эффективность использования средств областного и федерального бюджетов.

С целью оценки степени реализации плановых задач вышеуказанных государственных программ развития здравоохранения на территории Свердловской области мы сравнили и проанализировали показатели основных плановых и фактически достигнутых индикаторов областных программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и «Развитие здравоохранения Свердловской области на 2013-2020 годы».

Для анализа степени реализации плановых задач, утвержденных Программами, мы использовали материалы годовых докладов Министерства здравоохранения Свердловской области (3).

В сводной таблице представлена информация о достижении основных целевых показателей государственных программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и «Развитие здравоохранения Свердловской области на 2013-2020 годы» на 2015 год (Таблица 3).

Таблица 3.

Информация о достижении целевых показателей государственных

программ на 2015 год

№ Наименование целевых показателей Единицы измерения Значени< показателя государ прог целевого реализации ственной раммы Процент выполнения

Плановые показатели индикатора на 2015 год Фактические показатели индикатора на 2015 год

1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Лет 72 69,83 96,9

2 Смертность от всех причин случаев на 1000 населения 13,3 14,2 93,6

3 Смертность от новообразований (в том числе злокачественных) случаев на 100 тыс. человек населения 213,0 219,6 96,9

4 Доля больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания процентов 72,0 77,3 107,4

5 Доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях Процентов 55,7 57,4 103,0

6 Смертность населения в трудоспособном возрасте случаев на 1000 населения трудоспособного возраста 6,1 6,3 96,8

7 Обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым на 10 тыс. человек взрослого населения 0,17 0,59 347,1

Как видно из таблицы плановые показатели были достигнуты для трех индикаторов:

1. Доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях (107,4%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Доля больных с Ы1 стадией визуальных локализаций 103,0%;

3. Обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым (347,1%).

Плановые показатели не были достигнуты для четырех индикаторов:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Смертность от всех причин

3. Смертность от новообразований (в том числе злокачественных). Это наиболее важный индикатор, непосредственно характеризующий противораковую борьбу и оказание медицинской помощи онкологическим больным.

4. Смертность населения в трудоспособном возрасте

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что большинство важнейших запланированных показателей индикаторов программ, таких как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, смертность от всех причин, смертность от новообразований и смертность населения в трудоспособном возрасте к 2015 году (отчетный период) достигнуты не были.

В материалах Министерства здравоохранения Свердловской области указаны следующие причины отклонений основных показателей индикаторов от планового значения:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: показатель интегральный, факторы, влияющие на показатель: политические, экономические, экологические, социальные.

Смертность населения в трудоспособном возрасте: Показатель интегральный. Значительное влияние на значение показателя оказывают политические, экономические, социальные, экологические факторы.

Смертность от всех причин: Согласно исследованиям ВОЗ влияние сферы здравоохранения на показатель смертности населения от всех причин составляет 10%. Данный показатель интегральный, усилия здравоохранения к его снижению могут в значительной степени нивелироваться негативным воздействием иных факторов (экономических, политических и др.).

Смертность от новообразований (в том числе злокачественных):

Основными факторами, влияющими на смертность населения от злокачественных новообразований являются:

1) экологическая ситуация;

2) условия труда;

3) наследственная предрасположенность;

4) увеличение доли пожилых людей;

5) увеличение продолжительности жизни

Таким образом, несмотря на снижение основного показателя, характеризующееся противораковую борьбу - снижение показателя онкологической смертности, реализацию программ развития здравоохранения в сфере противораковой борьбы и оказания медицинской помощи онкологическим больным на территории Свердловской области нельзя признать вполне удовлетворительной, так как основные плановые индикаторы реализации программ развития здравоохранения достигнуты не были: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность от всех причин и смертность от новообразований (в том числе злокачественных).

Это указывает на необходимость разработки дополнительных мер по совершенствованию противораковой борьбы и онкологической помощи, направленных на достижение запланированных государством показателей.

Очевидно, что эти меры должны носить комплексный характер, включающий организацию работы онкологической службы - борьбу с факторами риска развития злокачественных новообразований,

совершенствование методов ранней диагностики, лечения, реабилитации и учёта онкологических больных.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1473-ПП. "Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы.

2. Постановление Правительства Свердловской области от 21 октября 2013 года N 1267-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года».

3. Постановление Правительства Свердловской области от 12.10.2016№ 707-ПП О докладе «О состоянии здоровья граждан, проживающих в Свердловской области, в 2015 году».

УДК 33

Захарова К.А. магистрант 1 курса экономическое отделение Набережночелнинский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Набережные Челны ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Аннотация: В Республике Татарстан транспорт является одной из базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, являясь основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.

Ключевые слова: Транспортная инфраструктура. Республика Татарстан. Транспортная сеть. Транспорт.

Zakharova K.A., 1 undergraduate course, economic Department Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

Russia, Naberezhnye Chelny TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF

TATARSTAN

Abstract: In the Republic of Tatarstan transport is one of the basic sectors of the economy, the most important part of production and social infrastructure. The system of transport communications is a condition of territorial integrity of the region, the unity of its economic space. It connects the Republic of Tatarstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.