Научная статья на тему 'Анализ эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения»'

Анализ эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1273
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / INNOVATIVE ACTIVITY / HEALTH CARE DEVELOPMENT / EFFICIENCY OF HEALTH CARE / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Линденбратен Александр Леонидович, Гришина Н.К., Ковалева В.В., Филиппова В.И., Сердюковский С.М.

В статье представлены материалы, касающиеся анализа эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» на различных уровнях его организации, а также механизмов совершенствования управления инновационной деятельностью в период реформирования отрасли. Приведены результаты исследования, целью которого явилась разработка предложений по повышению эффективности инновационных процессов и управления инновационной деятельностью здравоохранения на различных уровнях его организации в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Линденбратен Александр Леонидович, Гришина Н.К., Ковалева В.В., Филиппова В.И., Сердюковский С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of efficiency of innovative processes in conditions of implementation of state program "Health care development"

The article presents materials concerning analysis of efficiency of innovative processes in conditions of implementation of state programHealth care development” at various levels of its organization. The mechanisms of improvement of managing innovative activity in the period of sector reformation. The results of study are presented concerning developing proposals on enhancement of efficiency of innovative processes and management of innovative activities of health care at various levels of its organization in conditions of implementation of state programHealth care development”.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения»»

Health and society

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2:008

Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Ковалева В.В., Филиппова В.И., Сердюковский С.М., Головина С.М., Загоруйченко А.А., Соловьева Н.Б.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, Москва

В статье представлены материалы, касающиеся анализа эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» на различных уровнях его организации, а также механизмов совершенствования управления инновационной деятельностью в период реформирования отрасли. Приведены результаты исследования, целью которого явилась разработка предложений по повышению эффективности инновационных процессов и управления инновационной деятельностью здравоохранения на различных уровнях его организации в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения».

Ключевые слова: инновационная деятельность; развитие здравоохранения; эффективность здравоохранения; государственная программа. Для цитирования: Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Ковалева В.В., Филиппова В.И., Сердюковский С.М., Головина С.М., Загоруйченко А.А., Соловьева Н.Б. Анализ эффективности инновационных процессов в условиях реализации государственной программы «Развитие здравоохранения». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (6): 324—329. DOI 10.18821/0869-866X-2016-24-6-324-329 Для корреспонденции: Линденбратен Александр Леонидович, д-р мед. наук, профессор, зам. директора Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, otdel-77@mail.ru

Lindenbraten A.L., Grishina N.K., Kovaleva V.V., Filippova VI., Serdiukovskii S.M., Golovina S.M., Zagoruichenko A.A., Solovieva N.B. THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE PROCESSES IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAM "HEALTH CARE DEVELOPMENT"

The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article presents materials concerning analysis of efficiency of innovative processes in conditions of implementation of state program "Health care development" at various levels of its organization. The mechanisms of improvement of managing innovative activity in the period of sector reformation. The results of study are presented concerning developing proposals on enhancement of efficiency of innovative processes and management of innovative activities of health care at various levels of its organization in conditions of implementation of state program "Health care development"

Keywords: innovative activity; health care development; efficiency of health care; state program

For citation: Lindenbraten A.L., Grishina N.K., Kovaleva V.V., Filippova V.I., Serdiukovskii S.M., Golovina S.M., Zagoruichenko A.A., Solovieva N.B. The analysis of efficiency of innovative processes in conditions of implementation of state program "Health care development". Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (6): 324—329. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-6-324-329

For correspondence: Lindenbraten A.L., doctor of medical sciences, professor, first deputy director. e-mail: otdel-77@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support

Received 18.11.2015 Accepted 28.01.2016

Перспективы развития здравоохранения неразрывно связаны с инновационными и модернизацион-ными процессами, призванными обеспечить доступность и качество медицинской помощи гражданам страны, достижение максимальной результативности.

Инновационная деятельность рассматривается как механизм реализации государственной политики в повышении эффективности системы здравоохранения при включении научного, технического, интеллектуального и кадрового потенциала.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» определяет направления среднесрочной

политики в сфере здравоохранения РФ на основании прогнозирования ситуации в отрасли [1].

Целью программы является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Документ включает 11 подпрограмм, каждая из которых ориентирована на применение различных инновационных подходов к развитию. Предполагается, что инновационные технологии находятся на

Здоровье и общество

ранних этапах стадии применения, т. е. происходит их апробация на практике и внедрение в систему здравоохранения. При этом для выявления проблемных мест, а также для разработки и апробации механизмов повышения эффективности их использования в первую очередь должна проводиться достоверная оценка в виде ситуационного анализа.

В здравоохранении под инновациями следует понимать целенаправленные преобразования в отрасли, в том числе в ее организационной структуре и экономическом механизме, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи, а также наибольшее удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения. В качестве основных в отрасли выделяются следующие виды инноваций: медицинские, технологические, организационные, экономические, информационно-технологические, медико-фармацевтические и медико-технические инновации.

Инновационные процессы представляют собой специфичный, масштабный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который для эффективного развития требует использования специфических форм и методов управленческого воздействия. Необходимы, в частности, эффективная система подготовки медицинских кадров и квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития, разработка системы показателей, стимулирующих работу органов и учреждений здравоохранения по использованию технологий.

С позиции управления особенно актуальным становится проведение экономического анализа эффективности инновационных процессов в условиях новых законодательных преобразований.

В рамках исследования решались основные задачи:

♦ по выявлению проблемных мест в реализации инновационных процессов в здравоохранении (организационно-экономических, информационных);

♦ по определению основных принципов и подходов к использованию инновационных организационных и экономических механизмов в управлении здравоохранением;

♦ по разработке и апробации конкретных механизмов, направленных на повышение эффективности инновационных процессов в сфере планирования и управления ресурсами здравоохранения.

Материалы и методы

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана методика, позволившая комплексно рассмотреть изучаемую проблему с теоретических и практических позиций.

Объектом исследования стали следующие подпрограммы программы «Развитие здравоохранения»:

Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи».

Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехноло-

гичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации».

Подпрограмма 11(Г). «Управление развитием отрасли».

Предметом исследования явилась социальная и экономическая эффективность реализуемых подпрограмм на различных иерархических уровнях управления. При этом предусматривались использование утвержденных целевых индикаторов и показателей программы и разработка предложений по совершенствованию системы показателей для оценки эффективности.

Программа исследования предусматривала проведение статистического анализа данных государственной статистики и других статистических источников о реализации программы «Развитие здравоохранения» на различных иерархических уровнях. При этом анализ носил в определенной мере проспективный характер, т. е. анализировали промежуточные результаты.

Для изучения результатов хода реализации и оценки эффективности Государственной программы «Развитие здравоохранения» осуществлялся анализ выполнения запланированных показателей «индикаторов» в соответствии с данными, содержащимися в «Уточненном отчете о ходе реализации программы за 2014 г.» Минздрава РФ, разработанном в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ», и соответствующих Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690.

На первом этапе проведено обобщение ряда научных публикаций по теме исследования, а также дан анализ имеющейся нормативной правовой базы, регламентирующей многие аспекты рассматриваемой проблемы. Также анализировались директивные документы об организации работы по реализации Государственной программы «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294.

Это позволило разработать теоретические основы и принципы управления инновационными процессами в рамках реализации государственных программ, которые затем были апробированы в рамках отдельных фрагментов исследования, посвященных использованию предложенных подходов в практическом здравоохранении.

Эффективность инновационных организационных технологий профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний изучалась на примере деятельности онкологической службы Краснодарского края, где был разработан и внедрен профилактический противораковый проект «Онкопатруль».

Определялись показатели оценки качества организации профилактической противораковой программы «Онкопатруль», произошедшие после ее внедрения положительные изменения основных показателей, характеризующих эффективность онкологической службы Краснодарского края — умень-

Health and society

шение смертности и одногодичной летальности при онкологических заболеваниях, увеличение выявляе-мости злокачественных новообразований на ранних стадиях развития опухолевого процесса и уменьшение выявляемости запущенных форм онкологической патологии.

Был проведен анализ медико-демографической ситуации в Краснодарском крае, а также углубленный анализ онкологической заболеваемости и смертности населения. В качестве источников информации были использованы статистические данные Министерства здравоохранения Краснодарского края и данные краевого популяционного ракового регистра. При этом была изучена система информационного обеспечения онкологической службы Краснодарского края, проанализированы регламентирующие документы, касающиеся создания и внедрения популя-ционных раковых регистров.

Методика исследования предполагала проведение социологического исследования, целью которого явилось определение уровня онкологической настороженности врачей первичного звена. Для организации данного исследования и достижения поставленной цели была разработана специальная анкета. Вопросы, представленные в анкете, имели тестовый характер.

Для оценки общей эффективности профилактической противораковой программы «Онкопатруль» использовался принятый в экономике метод ее оценки путем определения и соотношения величины затрат на единицу произведенной продукции, в данном случае на единицу клинического результата.

Анализ такого рода позволяет учесть и соотнести как расходы, так и результативность диагностических мероприятий (достигнутого клинического результата) при проведении профилактической противораковой программы «Онкопатруль» на территории Краснодарского края.

Изучение эффективности инновационных технологий организации профилактической работы по повышению выявляемости онкологических заболеваний соотносится с реализацией подпрограммы 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни».

В качестве целевого индикатора показателя подпрограммы задана доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I—II стадии.

В рамках настоящего исследования решалась задача оценки эффективности разработки и внедрения инновационной модели организации системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на основе внедрения трехуровневой системы ее деятельности за 2011—2013 гг. на базе амбулаторно-по-ликлинических учреждений Северо-Восточного административного округа (СВАО) Москвы.

Указанный фрагмент исследования имел целью проанализировать наиболее значимые изменения или наметившиеся тенденции в системе организации ПМСП в Москве, определить основные проблемы, затрудняющие практическую реализацию мероприятий по ее реформированию [2].

Оценка результатов реализации мероприятий по формированию трехуровневой системы организации оказания ПМСП проводилась нами на основании рекомендаций, изложенных в приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 10 сентября 2012 г. № 983 «Об утверждении методических рекомендаций по организации оказания взрослому населению города Москвы первичной медико-санитарной помощи». В связи с этим проводился всесторонний анализ и объективная оценка работы амбулаторных объединений СВАО Москвы, что составляет основу эффективного руководства их деятельностью, принятия управленческих решений и действенным средством повышения качества организации, в том числе доступности медицинского обеспечения прикрепленных контингентов населения.

Анализ проводили на основе информации, содержащейся в официальной статистической учетной и отчетной медицинской документации, в том числе вновь организованных в рамках реализации трехуровневой системы оказания ПМСП отделений профилактики, неотложной медицинской помощи взрослому населению, центров здоровья.

Особенностью трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи в условиях Москвы является то, что в одном учреждении здравоохранения может сочетаться несколько уровней по разным видам медицинской помощи с наличием единых профильных медицинских центров, осуществляющих полное методическое обеспечение, мониторинг заболеваемости и контроль оказания медицинской помощи.

С целью выявления отношения главных врачей амбулаторных объединений по реформированию организации ПМСП и внедрения трехуровневой системы оказания медицинской помощи проведено социологическое исследование с помощью неформализованного интервью всех руководителей амбулаторно-по-ликлинических учреждений в рамках проводимого инновационного проекта. Опрос ставил целью выявить отношение респондентов к реформированию системы оказания ПМСП, положительные и отрицательные стороны проводимой реформы.

Также было проведено социологическое исследование методом опроса пациентов, получивших ПМСП в медицинских организациях 1-го и 2-го уровня трехуровневой системы. С помощью специально разработанных анкет, содержащих вопросы, позволяющие определить уровень удовлетворенности качеством, в том числе доступностью, ПМСП в условиях трехуровневой системы ее оказания.

Для более эффективного управления медицинскими организациями при трехуровневой системе оказания ПМСП населению была разработана система показателей (индикаторов) для оценки их деятельности с учетом уровня. Были проанализированы все используемые ранее системы показателей для оценки деятельности поликлиник, в том числе показатели, используемые в рамках мониторинга реализации программы «Столичное здравоохранение».

Здоровье и общество

С учетом всех положительных и отрицательных сторон ранее действующих систем, а также специфики организации ПМСП при трехуровневой системе был предложен ряд новых показателей и организационная технология для оценки ее деятельности. Для экспертного заключения о возможности использования этих показателей (индикаторов) в управлении деятельностью медицинских организаций в трехуровневой системе ПМСП были привлечены руководители амбулаторных объединений и специалисты дирекций округов Москвы.

На основании результатов анализа полученной информации выделены преимущества и недостатки, нерешенные проблемы в организации оказания ПМСП в условиях внедрения трехуровневой системы. Вся полученная в ходе исследования информация послужила основой для разработки и научного обоснования приоритетных направлений повышения качества организации ПМСП в условиях ее реформирования в Москве.

Использование представленных методических подходов позволило реализовать поставленную цель на основе поэтапного решения направленных на ее достижение задач.

Результаты исследования

Государственной программой определен перечень целевых показателей (индикаторов), направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.

В соответствии с данными «Уточненного отчета о ходе реализации и оценке эффективности программы «Развитие здравоохранения за 2014 г.» запланированные мероприятия были реализованы в целом эффективно.

В табл. 1 приведены данные о соотношении общих целевых и фактических показателей (индикаторов) и оценке степени достижения целей и решения задач государственной программы. Они свидетельствуют о том, что из 16 установленных общих целевых показателей 5 не достигли уровня запланированных для 2014 г. значений индикаторов.

Так, фактический показатель смертности в 2014 г. (13,1 на 1 тыс. населения) был выше запланированного программой (12,8) на 2,3%. Соотношение их составило 0,97, т. е. цель по снижению уровня смертности не была достигнута.

Фактический показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2011 г. также не соответствовал запланированному значению (14 против 13,5 на 100 тыс. населения), соотношение показателей составило 0,96.

Уровень смертности от новообразований, в том числе злокачественных, в 2014 г. превысил запланированный программой (201,1 против199,4 на 100 тыс. населения), соотношение показателей составило 0,99.

Не достигнуты в 2014 г. запланированный показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения (целевой 40,2, фактический 39,7), показатель отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала к средней заработной плате по субъекту

Таблица 1

Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2014 г.

Значение Значение Степень достижения

Наименование показателя (индикатора) планового фактического планового значения

показателя показателя показателя

Смертность от всех причин, на 1 тыс. населения

Младенческая смертность, на 1 тыс. родившихся живыми

Смертность от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. населения

Смертность от дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения

Смертность от новообразований, в том числе злокачественных, на 100 тыс. населения

Смертность от туберкулеза, на 100 тыс. населения)

Потребление алкогольной продукции в перерасчете на абсолютный алкоголь, л/на душу населения в год

Распространенность потребления табака среди взрослого населения, % Зарегистрировано больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни, на 100 тыс. населения Обеспеченность врачами, на 10 тыс. населения

Количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, % Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, % Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, %

Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, % Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы

12,8 8,1

706.6 13,5 199,4 11,9

12

35,5 65,45

40,2 2,2

130.7

76,2

51

69,8

71,41

13,1 7,4

653.7 14,0

201,1 9,8 11,5

33,0 59,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39,7 2,2

141.8

80,7

49,5

70,8

70,97

0,97 1,1 1,08 0,96 0,99 1,21 1,04

1,08 1,1

0,98 1,0 1,08

1,06

0,97

1,01

1,0

Health and society

РФ (целевой 51%, фактический 49,5%), показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (плановый 71,41 года, фактический 70,97 года).

Отмечены позитивные результаты достижения плановых значений ряда целевых индикаторов в 2014 г.: снижение фактического показателя младенческой смертности на 8,7% относительно запланированного программой уровня (7,4 против 8,1 на 1 тыс. родившихся живыми) при их соотношении 1,08; снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения 653,7 на 100 тыс. населения относительно значения целевого индикатора на 7,5% (706,6 на 100 тыс. населения) при их соотношении 1,08. Показатель смертности от туберкулеза в 2014 г. снизился, составив 9,8 на 100 тыс. населения, и был существенно (на 17,7%) ниже значения целевого показателя (11,9). Показатель достижения планового значения индикатора составил 1,21.

Позитивная динамика за 2014 г. отмечена по заболеваемости активным туберкулезом, число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, было фактически ниже планового (59,4 и 65,45 на 100 тыс. населения соответственно).

Показатель потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь на душу населения в год) снизился и составил 11,5 л против планового 12 л, уменьшился уровень распространенности потребления табака среди взрослого населения (фактический 33%, плановый 35,5%).

Практической реализацией повышения эффективности инновационных процессов на различных уровнях организации здравоохранения явилось внедрение новой организационной формы раннего выявления онкологических заболеваний в Краснодарском крае «Онкопатруль».

Главная цель проекта — сохранение здоровья населения Краснодарского края путем ранней диагностики онкологических заболеваний, повышение доступности специализированной медицинской помощи жителям самых отдаленных населенных пунктов Кубани.

Основные задачи проекта — повышение общественного и индивидуального сознания о необходимости сохранения и укрепления здоровья каждого члена общества, улучшение информированности населения по вопросам профилактики и ранней диагностики предопухолевых заболеваний и злокачественных новообразований, пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, раннее выявление опухолевых заболеваний.

Проект «Онкопатруль» можно охарактеризовать как комплексное, массовое, профилактическое противораковое мероприятие, проводимое в муниципальных образованиях края 1 раз в месяц по субботам. Место проведения — дом культуры или спортивный комплекс. Программа акции «Онкопатруль» включает не только консультативный прием всех желающих врачами-специалистами (онкологами) и проведение дополнительных методов обследования, но и организацию демонстрационно-консультативных медицинских мероприятий, концертов и театра-

лизованных представлений, тематических викторин и разноплановых спортивных соревнований.

Внедрение инновационных технологий должно сопровождаться определенным комплексом мер, повышающих эффективность их реализации.

Мероприятия по реализации данной политики должны включать информационное обеспечение технологий — популяризацию среди населения, т. е. соблюдение принципа повышения информированности населения и вовлечение населения в реализацию профилактических программ.

Осуществляемая при проведении акций «Онкопа-труль» совместная деятельность врачей-онкологов и врачей первичного звена обеспечивает преемственность и непрерывность медицинской помощи.

Благодаря активным действиям врачей-онкологов и других медицинских работников, а также при организационной поддержке администрации муниципальных образований Краснодарского края обеспечивается и повышается доступность онкологической помощи для населения, особенно для жителей сельских районов, а также обеспечивается ориентированность на пациента проводимых мероприятий.

Выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях развития опухолевого процесса при проведении акций «Онкопатруль» способствует своевременности диагностики и адекватности лечебно-диагностических мероприятий.

Положительная экономическая эффективность профилактической противораковой программы «Он-копатруль», установленная при проведении исследования, свидетельствует об обеспечении экономичности проводимой профилактики и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Внедрение инновационной программы «Онкопа-труль» обеспечило положительные изменения основных показателей, характеризующих эффективность онкологической службы Краснодарского края, уменьшение смертности и одногодичной летальности при онкологических заболеваниях, увеличение выявляемости злокачественных новообразований на ранних стадиях развития опухолевого процесса и уменьшение выявляемости запущенных форм онкологической патологии.

Важное значение в практической реализации профилактического проекта «Онкопатруль» имеет уровень информированности населения о заболеваниях и их профилактике, а также его подготовленности к изменениям в организации медицинской помощи. Вместе с тем удалось показать, что большое значение имеет уровень подготовленности врачей-специалистов первичного звена по вопросам специализированной медицинской помощи. Примером может служить повышение уровня онкологической настороженности врачей первичного звена.

В результате исследования доказана корреляционная связь внедрения профилактической противораковой программы «Онкопатруль» и снижения показателя смертности от злокачественных новообразований в Краснодарском крае, а также экономическая эффективность реализации этого инновационного проекта.

Здоровье и общество

В ходе исследования ПМСП в Москве были выделены как позитивные, так и негативные стороны внедрения в практику столичного здравоохранения инновационной трехуровневой ее модели. Среди позитивных можно выделить:

Рационализацию маршрутизации пациентов — распределение потоков в зависимости от сложности диагностического и лечебного процесса, формирование стабильных маршрутов направления пациентов на диагностические и лечебные мероприятия.

Выделение участкового врача-терапевта как основного звена в оказании ПМСП: роль «фильтра» на первом этапе и проведение диспансерного наблюдения с учетом заключений врачей-специалистов, роль координатора на этапе диагностического поиска. Все это повышает уровень преемственности в ведении пациента и степень ответственности врача.

Усиление роли профилактического направления медицины — выделение отдельных структурных подразделений (отделений профилактики, центров здоровья, школ пациентов).

Расширение полномочий и увеличение ресурсов административного аппарата лечебного учреждения в части осуществления ротации медицинских кадров и оборудования в зависимости от потребности населения в медицинской помощи в рамках территориальной доступности.

Повышение эффективности использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов при условии контроля за нагрузкой на врачей-специалистов и диагностическое оборудование в рамках амбулаторного объединения.

Максимальное оказание широкого спектра медицинских услуг на амбулаторном этапе с учетом имеющейся диагностической и лечебной базы крупного амбулаторного учреждения.

К организационным недостаткам относятся: неучтенная кадровая обеспеченность амбулаторного звена, отсутствие детально отработанной системы информационного обеспечения, научная необоснованность потребности населения в ПМСП в зависимости от состояния его здоровья, неотработанность логистики маршрутов пациентов, недостаточная подготовленность субъектов системы, в первую очередь медицинских работников, населения, отсутствие четко регламентированных порядков оказания медицинской помощи в рамках трехуровневой системы оказания ПМСП и др.

Таким образом, при осуществлении проводимых реформ ПМСП в Москве, как инновационного проекта не были в полной мере соблюдены основные принципы управления инновационной деятельностью (предварительный прогноз эффективности, нормативное правовое, ресурсное, информационное обеспечение, обучение субъектов системы и др.).

Теоретическая проработка и апробация инновационных проектов позволила сформулировать основные направления совершенствования управления инновационной деятельностью в процессе реализации Государственной программы «Развитие здравоохранения».

Выводы

Для методического обеспечения управления инновационными процессами наиболее существенными являются следующие положения:

1. Разработка методов оценки и выбора приоритетных технологий, обеспечивающих медицинский, социальный и экономический эффект, учитывающих ряд основных факторов: наличие имеющихся ресурсов, ожидаемую эффективность выбранных мер, соответствие медицинских или других услуг потребностям населения.

2. Обоснование технологии инновационного процесса и этапности его реализации в практике здравоохранения с учетом динамики спроса, удовлетворения изменяющихся потребностей населения и максимального использования имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, интеллектуальных) с учетом специфики местных особенностей.

3. Разработка системы показателей, стимулирующих работу органов и учреждений здравоохранения по использованию соответствующих технологий.

4. Разработка системы непрерывного обучения медицинского персонала, направленной на освоение тех или иных новаций в организации медицинской помощи.

5. Максимальное использование принципа повышения информированности населения.

Результаты исследования могут способствовать выработке стратегии управления отраслью, направленной на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов с учетом необходимости достижения более полного удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. Они позволят более целенаправленно подходить к планированию материальных, финансовых и кадровых ресурсов и могут быть использованы для решения вопросов снижения затратности оказания медицинской помощи, распространения прогрессивных форм ее оказания, оптимизации структуры и размещения медицинских учреждений, совершенствованию управления инновационной деятельностью в отрасли.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294. М.; 2014.

2. Гриднев О.В., Абрамов А.Ю. Вопросы организации контроля эффективности работы трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи населению г. Москвы. Клинический опыт «двадцатки». 2014; 1 (21): 72—6.

Поступила 18.11.2015 Принята в печать 28.01.2016

REFERENCES

1. State program of the Russian Fédération «Development of Health» Was Approved by RF Government Decree of April 15, 2014 № 294. [Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya»]. Moscow; 2014. (in Russian)

2. Gridnev O.V., Abramov, A.Y. The organization of monitoring the effectiveness of the work of a three-tier system of primary health in the relies of the population of Moscow. Klinicheskiy opyt «dvadtsatki». 2014; 1 (21): 72—6. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.