Научная статья на тему 'CОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

CОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРОТИВОРАКОВАЯ БОРЬБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Замятин А.В.

Злокачественные новообразования (ЗН) являются одной из основных причин смертности и инвалидизации населения в развитых, а в последние годы и в развивающихся странах. Основными принципами организации противораковой борьбы являются профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований. Совершенствование противораковой борьбы в России осуществляется посредством реализации министерством здравоохранения государственных программ в сфере здравоохранения. Эффективность деятельности министерства здравоохранения Российской Федерации, а также региональных министерств и департаментов здравоохранения, являющихся одними из ключевых звеньев онкологической службы, оценивается по степени достижения целевых индикаторов, реализуемых ими государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Замятин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PRINCIPLES AND CONTEMPORARY CANCER CONTROL AND ONCOLOGICAL CARE ORGANIZATION IN RUSSIAN FEDERATION

Malignant neoplasms are leading causes of death and disability in developed and, in recent years, developing countries. In this article contemporary organization of cancer control and oncological care is described. Prevention and early detection are the main principles of cancer control that allow to reduce cancer morbidity and mortality. Improvement of cancer control and care is carried out through the implementation of state health programs which implementing by Ministry of Health. The action effectiveness of Ministry of Health in Russia, as well as regional ministries and departments of health, which play key role in the oncological service, is assessed by the degree of indicators achievement of the state programs.

Текст научной работы на тему «CОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Из них 9 организаций (40,9 %) являются автобусов научно-исследовательскими, 6 (27,3 %) - конструкторскими, 3 (13,6 %) -высшими загрязнения учебными заведениями.

Использованные источники:

1. Инновационная деятельность организации организаций Владимирской году области в 2015 году. Стат. бюллетень. - Владимир: Владоблкомстат, 2016. - 46 с.

2. Научно-технический крупными потенциал Владимирской мест области в 2015 году. Стат. сборник. - Владимир: Владоблкомстат, 2016. - 97 с.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru.

УДК.354

Замятин А.В., к.мед.н. студент 2-курса магистратуры УИ (ф) РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Злокачественные новообразования (ЗН) являются одной из основных причин смертности и инвалидизации населения в развитых, а в последние годы и в развивающихся странах. Основными принципами организации противораковой борьбы являются профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований. Совершенствование противораковой борьбы в России осуществляется посредством реализации министерством здравоохранения государственных программ в сфере здравоохранения. Эффективность деятельности министерства здравоохранения Российской Федерации, а также региональных министерств и департаментов здравоохранения, являющихся одними из ключевых звеньев онкологической службы, оценивается по степени достижения целевых индикаторов, реализуемых ими государственных программ.

Ключевые слова: противораковая борьба, онкологическая помощь, государственная программа, организация, органы исполнительной власти

Zamyatin A. PhD in medicine Graduate student Ural Institute of Management Russia, Ekaterinburg THE MODERN PRINCIPLES AND CONTEMPORARY CANCER CONTROL AND ONCOLOGICAL CARE ORGANIZATION IN RUSSIAN FEDERATION Malignant neoplasms are leading causes of death and disability in developed

and, in recent years, developing countries. In this article contemporary organization of cancer control and oncological care is described. Prevention and early detection are the main principles of cancer control that allow to reduce cancer morbidity and mortality. Improvement of cancer control and care is carried out through the implementation of state health programs which implementing by Ministry of Health. The action effectiveness of Ministry of Health in Russia, as well as regional ministries and departments of health, which play key role in the oncological service, is assessed by the degree of indicators achievement of the state programs.

Key words: cancer control, oncological care, public program, organization, executive bodies

Злокачественные новообразования (ЗН) являются одной из основных причин смертности и инвалидизации населения в развитых, а в последние годы и в развивающихся странах (1).

В Российской федерации злокачественные новообразования (ЗН) сегодня занимают 2-е место в структуре заболеваемости и смертности населения, уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. В 2015 г. в России было впервые в жизни выявлено 589 341 случай злокачественных новообразований. Прирост данного показателя по сравнению с 2014 годом составил 4,0% . В конце 2015 года контингент больных составил 3 404 237, т.е. 2,32% населения страны (2).

Противораковая борьба в большинстве стран мира является неотъемлемой частью системы здравоохранения. Современный подход к противораковой борьбе и оказанию онкологической помощи подразумевает комплекс мероприятий, направленных на защиту человека от воздействия известных канцерогенных агентов, активное выявление заболевших на начальных этапах заболевания, своевременную диагностику и лечение больных с применением современных методов, их медицинскую и социальную реабилитацию, и при необходимости - оказание паллиативной помощи. Иными словами основная цель противораковой борьбы заключается в предупреждении новых случаев злокачественных новообразований, уменьшении числа заболевших и увеличении количества выздоровевших, в продлении их жизни и снижении уровня инвалидизации

(3).

Основные показатели характеризующие, распространённость, заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований, организацию и результаты противораковой борьбы варьируют как в разных странах, так и внутри отдельной страны - на определенных территориях, в регионах. Эти показатели могут различаться в зависимости от уровня здоровья населения, проживающего на данной территории, экологической ситуации, образа жизни и питания, системы профилактики злокачественных новообразований и качества медицинской помощи онкологическим больным

Зарубежные страны с высоким уровнем экономического развития в последние десятилетия совершили прорыв в борьбе со злокачественными новообразованиями благодаря значительным финансовым затратам, эффективной организации онкологической службы, внедрению мер по ранней профилактике и совершенствованию методов диагностики и лечения злокачественных опухолей.

Согласно точке зрения ряда ученых профилактика и ранняя диагностика злокачественных новообразований имеют особую значимость в снижении высокого уровня заболеваемости, смертности и тяжести экономического бремени от онкологических заболеваний (5,6).

Вопросы скрининга и ранней диагностики злокачественных опухолей являются приоритетными при разработке концепций и программ развития как здравоохранения в целом, так противораковой борьбы в частности93. Ведущими мероприятиями, направленными на скрининг и раннее выявление злокачественных новообразований в РФ являются профилактические осмотры и диспансеризация населения (7).

В научной литературе РФ вопросы, касающиеся организации и внедрения порядков по оказанию медицинской помощи по профилю «онкология», то есть диагностики и лечения злокачественных новообразований, рассматривались неоднократно (8).

Методы совершенствования отдельных компонентов организации противораковой борьбы изучались в работе В.Н. Дмитриева. Автором было проведено комплексное исследование заболеваемости, смертности и инвалидности, разработаны пути совершенствования медико-социальной экспертизы и медицинской реабилитации больных и инвалидов вследствие злокачественных новообразований, которые могут быть экстраполированы на другие регионы Российской Федерации (9).

Особое значение для разработки и оценки результатов общегосударственных противораковых программ, принадлежит тщательному государственному статистическому учету больных злокачественными новообразованиями, являющемуся основной базой при сравнительном анализе показателей онкологической помощи в различных популяциях на международном уровне и среди регионов в научных разработках.

Описательная и аналитическая эпидемиология злокачественных новообразований, стандартизация статистических показателей) и правильный учет онкологических заболеваний создает необходимые теоретические предпосылки и обеспечивает оценку эффективности действий во всех звеньях системы противораковой борьбы (10).

В России более 10 лет в рамках национальных проектов проводятся

93 Призова Н. С. Методологические аспекты, результаты и перспективы скрининга рака молочной железы в крупном административном регионе//Дис. ... канд. мед.наук. - М:, 2014 г. - стр. 114.

мероприятия, направленные на преобразование первичной и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, усиление роли первичного медико-санитарного звена для раннего выявления злокачественных новообразований.

В последние годы мы наблюдаем значительный прогресс в отношении профилактики и лечения для определенных видов рака. Основные изменения, направленные на профилактику злокачественных новообразований и совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологического профиля, заключались в дальнейшем формировании законодательно-нормативной базы деятельности медицинской отрасли, ее технической и информационной модернизации, укреплении кадрового потенциала.

Однако, несмотря на достижение этого прогресса, бремя онкологических заболеваний продолжает увеличиваться, как из-за роста количества и старения населения, так и по причине воздействия неблагоприятных санитарно-эпидемиологических факторов и неправильного образа жизни (курение, ожирение и характер питания).

Организация противораковой борьбы и онкологической помощи больным в Российской федерации основывается на целостной системе законодательных и общих нормативно-правовых актов по охране здоровья населения, нормативных документов, регламентирующих порядки и стандарты оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях, в том числе маршрутизацию больных.

Базовым законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (11). Закон предусматривает выбор пациентом врача и медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Положения, относящиеся к организации профилактики заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, к снижению риска их развития, формированию здорового образа жизни, оказанию различных форм и видов медицинской помощи на основе стандартов (ст. 30 №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации») нашли отражение в приказах Минздрава России от 15.12.2012г. №915 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» и от 31 октября 2012г. и №560н «Об утверждению Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология» (12,13). В приказах частично установлены и конкретизированы формы и виды медицинской помощи при злокачественных новообразованиях, маршрутизация больных - регламент действий врача первичного звена и специализированных медицинских организаций.

Порядок предусматривает реализацию трёхуровневой системы

онкологической помощи населению, взаимодействующей с первичным звеном здравоохранения на основе схем маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями (14).

Организацией и проведением противораковой борьбы в России занимается специально созданная онкологическая служба. Основные задачи онкологической службы - это учет онкологических больных и заболеваний, анализ заболеваемости и смертности; обеспечение

высококвалифицированной специализированной медицинской помощью онкологических больных и диспансерное наблюдение за ними; анализ эффективности деятельности онкоучреждений; разработка территориальных программ противораковых мероприятий и методическое руководства по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению злокачественных новообразований; организация санитарно-просветительной работы по предупреждению злокачественных новообразований (15).

Одним из ключевых звеньев онкологической службы является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях повышения доступности, качества и эффективности медицинской помощи при онкологических заболеваниях разрабатывает и утверждает меры по совершенствованию организации онкологической помощи населению. С 2007 года с целью повышения эффективности профилактики, доступности и качества диагностики и лечения онкологических заболеваний Министерством здравоохранения Российской федерации, реализованы мероприятия в рамках подпрограммы «Онкология» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (на 20072012 годы)» и государственной «Модернизация здравоохранения». В дальнейшем они были продолжены в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012г. «2511 -р» (16,17). На основании вышеуказанных программ в субъектах Российской федерации министерствами и департаментами здравоохранения были разработаны и реализованы региональные программы развития здравоохранения.

В качестве основных целевых показателей и индикаторов реализуемых программ использовались: 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 2) смертность от всех причин; 3) смертность от новообразований (в том числе злокачественных); 3) доля больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания; 4) доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I - II стадиях; 5) смертность населения в трудоспособном возрасте; 6) обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым.

Таким образом, анализ литературных данных показал, что в

Российской федерации отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них.

Основная цель противораковой борьбы заключается в предупреждении новых случаев злокачественных новообразований, уменьшении числа заболевших и увеличении количества выздоровевших, в продлении их жизни и снижении уровня инвалидизации.

Основные показатели, характеризующие результаты противораковой борьбы различаются в зависимости от уровня здоровья населения, проживающего на данной территории, экологической ситуации, образа жизни и питания, системы профилактики злокачественных новообразований и качества медицинской помощи.

Ведущими направлениями противораковой борьбы, направленными на снижение заболеваемости и смертности, являются профилактика и ранняя диагностики злокачественных новообразований.

Реализация противораковой борьбы основывается на целостной системе законодательных и общих нормативно-правовых актов по охране здоровья населения, нормативных документов, регламентирующих порядки и стандарты оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях.

В Российской федерации организацией и проведением противораковой борьбы занимается специально созданная онкологическая служба. Одним из ключевых звеньев онкологической службы является Министерство здравоохранения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Совершенствование противораковой борьбы осуществляется посредством реализации министерством здравоохранения государственных программ в сфере здравоохранения.

Эффективность деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также региональных министерств и департаментов здравоохранения, являющихся одними из ключевых звеньев онкологической службы, оценивается по степени достижения целевых показателей/индикаторов реализуемых ими государственных программ.

Использованные источники:

1. GBD 2013 Mortality and Causes of Death Collaborators. Global, regional, and national age-sex specific all-cause and cause-specific mortality for 240 causes of death, 1990-2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013. Lancet.2015;385(9963):117-171.

2. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2016. илл. - 236 с.

3. Чиссов В.И. Национальное руководство по онкологии / под ред. В.И.Чиссова, С.Л Дарьяловой. М. , 2008. Стр.687.

4. Elias Mossialos, Martin Wenzl. International Profilese Of Health Care

Systems. 2014.p.1-164.

5. GLOBOCAN 2008 : Cancer incidence and mortality worldwide [Electronic resource] / eds.: J. Ferlay, H.R. Shin, F. Bray [et al.]. - Lyon : IARC Press, 2010. - 1 CD-ROM. - (IARC Cancer Base ; № 10).

6. Берзин, С.А. Современные возможности медицинской профилактики злокачественных опухолей и ее состояние в г. Екатеринбурге [Текст] / С.А. Берзин // Уральский медицинский журнал. - 2008. - № 11. - С. 30-32.

7. Призова Н. С. Методологические аспекты, результаты и перспективы скрининга рака молочной железы в крупном административном регионе//Дис. ... канд. мед.наук. - М:, 2014 г. - стр. 114.

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г., № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

9. Каприн А.Д., Старинский В.В., Алексеева Г.С., Балашов П.Ю. Внедрение порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Совершенствование структурной и кадровой политики онкологической службы. Вестник Росздравнадзора, № 5-2013.с.9-13.

10. Дмитриев В.Н. Комплексное исследование заболеваемости, смертности и инвалидности вследствие злокачественных новообразований женских половых органов и пути совершенствования медико-социальной экспертизы и реабилитации. Автореферат дисс... доктора медицинских наук. 2015. С.51.

11. Онкологическая статистика (традиционные методы, новые информационные технологии): Руководство для врачей / Издание второе, дополненное. Часть II., 2015. — 248 с.

12. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ф3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 25.05.2017).

13. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2013 N 28163). http://pdt.niopik.ru/include_areas/docs/prikaz_915n.pdf (дата обращения 25.05.2017).

14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2012 г. N 560н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская онкология". http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_11/poryadok_detskaya_onkologiya.pdf (дата обращения 22.05.2017).

15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт").

16. Организация онкологической службы в России (методические

рекомендации и пособия для врачей) Часть 2 / Под редакцией В.И.Чиссова, В.В.Старинского, М.: ФГУ МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, 2007. - 663 с.

17. Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garantru/4184672/#ixzz4iUX6XbYT (дата обращения 22.05.2017).

18. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. № 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования". ГАРАНТ.РУ:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083069/#ixzz4iUZxK3n3 (дата обращения 22.05.2017).

19. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70643470/#ixzz4iUaMAVtZ (дата обращения 22.05.2017).

УДК 577.352.46.

Зарипов А.А. ассистент кафедра «Биологии» Рахметуллаев П.М. студент 2 курса специальность «Биология» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛ ЗАВИСИМЫХ ИОННЫХ КАНАЛОВ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕМБРАН Аннотация: в статье рассматриваются вопросы изучения потенциал зависимых ионных каналов биологических мембран под воздействием биологически активных соединений.

Ключевые слова: клеточная мембрана, ионные каналы, лиганд-активируемые каналы.

Zaripov A.A.

Assistant of the Department of Biology The Karakalpak State University of. Berdaha

Rakhmetullaev P.M. Second-yearstudentin thespecialty "Biology" The Karakalpak State University of. Berdaha

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.