Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
система здравоохранения / управление / реформа / здоровье населения / муниципальный уровень / модернизация / показатели развития здравоохранения / health care system / management / reform / public health / municipal level / modernization / indicators of health care development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черных В.П.

В статье представлены результаты оценки развития сферы здравоохранения на муниципальном уровне под воздействием проводимой реформы и модернизации в области охраны здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE HEALTHCARE SPHERE AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article presents the results of assessing the development of the health sector at the municipal level under the influence of the ongoing reforms and modernization in the field of public health protection.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 351.77

Черных В.П. студент

Оренбургский государственный университет Научный руководитель: Колмыкова М. А., кандидат

социологических наук доцент

Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация: В статье представлены результаты оценки развития сферы здравоохранения на муниципальном уровне под воздействием проводимой реформы и модернизации в области охраны здоровья населения

Ключевые слова: система здравоохранения, управление, реформа, здоровье населения, муниципальный уровень, модернизация, показатели развития здравоохранения.

Chernykh V.P. student

Orenburg State University Scientific supervisor: Kolmykova M.A., candidate of social sciences

associate professor Orenburg State University Russia, Orenburg

ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE HEALTHCARE SPHERE

AT THE MUNICIPAL LEVEL

Abstract: The article presents the results of assessing the development of the health sector at the municipal level under the influence of the ongoing reforms and modernization in the field ofpublic health protection

Key words: health care system, management, reform, public health, municipal level, modernization, indicators of health care development.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации в силу своей высокой социальной значимости была и всегда будет одним из приоритетных направлений развития для государства и общества. Функционирование системы здравоохранения, уровень ее развития напрямую зависят от эффективности ее управления.

Одной из главных задач управления сферой охраны здоровья населения является целесообразное формирование органов государственной власти указанной системы, поскольку четкое разграничение полномочий между органами публичной власти дает возможность обеспечить баланс между государственным и муниципальным управлением системой здравоохранения [1], что в свою очередь является залогом повышения качества и доступности медицинской помощи для каждого гражданина страны.

Федеральные органы государственной власти занимают одно из важных мест в управлении сферой здравоохранения, поскольку они решают такие основные задачи, как «обеспечение мер по сохранению и укреплению здоровья граждан, отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности, соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, издание законодательных и нормативно-правовых актов в области здравоохранения и обеспечение их исполнения на всей территории Российской Федерации координация полномочий в сфере охраны здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан и другие»[2,3].

Помимо федеральных органов государственной власти немаловажную роль в области охраны здоровья граждан играют органы местного самоуправления. Тем не менее, муниципальная система здравоохранения имеет существенное отличие от государственной, как своей структурой, так и задачами, решаемыми ей. Помимо этого муниципальное здравоохранение находится в непосредственном взаимодействии с населением, отличается большей мобильностью и адаптивностью к изменениям потребностей населения в области здравоохранения на территории конкретного муниципального образования [1]. Однако в результате осуществляемых реформ муниципальное здравоохранение значительно утратило полномочия в области организации охраны здоровья населения на местном уровне, что не могло не сказаться на качестве оказания медицинской помощи и эффективности развития здравоохранения в целом.

Проанализируем и оценим влияние проводимых реформ в сфере охраны здоровья населения на развитие муниципального здравоохранения на примере Сорочинского городского округа Оренбургской области.

Численность населения муниципального образования Сорочинский городской округ на 1 января 2021 года составила 39195 человек [4]. На протяжении последних трех лет наблюдается незначительная тенденция к сокращению численности населения Сорочинского городского округа, в виду таких причин, как миграция и социальные причины. Прослеживается положительная динамика по снижению младенческой и материнской смертности в период 2018-2019 гг. Помимо этого уменьшается смертность

трудоспособного населения, а также от внешних причин, тем не менее, сохраняется высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения[5,6].

Администрация Сорочинского городского округа в области охраны здоровья граждан реализует такие полномочия, как участие совместно с органами Роспотребнадзора в мероприятиях, направленных на контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием территории муниципального образования, принятие мер по защите населения от инфекционных заболеваний, введение карантинных мероприятий в случае угрозы возникновения и распространения эпидемий, инфекционных заболеваний, а также создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории округа согласно территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению [7].

Медицинскую помощь населению Сорочинского городского округа оказывает ГБУЗ «Городская больница» г. Сорочинск, стратегическими целями деятельности которого являются сохранение и укрепление состояния здоровья населения муниципального образования и повышение качества оказания медицинской помощи.

На территории муниципального образования активно реализуются региональные проекты в рамках национального проекта «Здравоохранение». Одним из завершенных региональных проектов, в которых Сорочинский городской округ принял участие, является проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Указанный проект был направлен на развитие материально-технической базы детской поликлиники. Помимо этого на территории муниципального образования реализуется муниципальная программа «Обеспечение ГБУЗ «Городская больница» г. Сорочинска квалифицированными врачебными кадрами». В рамках данной программы в 2020 году была приобретена квартира для предоставления молодым врачам.

В целях оценки развития системы здравоохранения Сорочинского городского округа под воздействием реформ и модернизации в области охраны здоровья граждан был проведен анализ показателей, характеризующих сферу здравоохранения данного муниципального образования. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели, характеризующие систему здравоохранения муниципального образования Сорочинский городской округ за 2018 -2020 гг. [5, 6,8,9,10]_

Наименование показателя 2018 год 2019 год 2020 год Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %

2019 от 2018 2020 от 2019 2019 к 2018 2020 к 2019

1 2 3 4 5 6 7 8

Амбулаторно- поликлинические учреждения здравоохранения, ед. 18 18 18 - - 100 100

Врачебные бригады скорой помощи, ед. 1 1 1 - - 100 100

Фельдшерские бригады скорой помощи, ед. 3 3 3 - - 100 100

Врачебные амбулатории, обслуживающие сельское население, ед. 4 4 4 - - 100 100

ФАПы, ед. всего: 27 27 27 - -1 100 96,3

-из них мобильные ФАПы, ед. 2 2 2 -1 100 50

Число больничных коек, ед. 155 141 211 -14 +70 90,9 149,6

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, число посещений в смену 1020 1015 1015 -5 - 99,5 100

Численность врачей всех специальностей, человек 92 89 91 -3 +2 96,7 102,2

Численность среднего медицинского персонала, человек 398 368 366 -30 -2 92,5 99,5

Средняя заработная плата врачей, руб. 55105,8 59353,1 75658,9 +4247,3 +16305,8 107,7 127,5

Средняя заработная плата среднего медицинского персонала, руб. 27547,1 29640,9 35634,8 +2093,8 +5993,9 107,6 120,2

Потребность во 36 25 25 -11 69,4 100

врачах, человек

На основании данных представленных в вышеуказанной таблице, можно сделать следующие выводы: медицинская помощь больным гражданам, лечебно-профилактические мероприятия на протяжении 2018 -2020 гг. стабильно осуществлялись на базе 18 амбулаторно -поликлинических участках, в состав которых входят 2 поликлиники, отделение медицинской профилактики, детская поликлиника, женская консультация, стоматологическая поликлиника, а также здравпункты образовательных учреждений. Основная проблема заключается в том, что почти половина площадок амбулаторно-поликлинической сети ГБУЗ «Городская больница» г. Сорочинска построена еще в царское время, приспособлена и не соответствует современным стандартам и требует проведение капитального ремонта. Следствием этого является дублирование отдельных служб (лаборатория, кабинет медицинской профилактики), возникновение неудобств для пациентов и врачей преимущественно в холодное время года, потеря времени на перемещение.

За анализируемый период скорая медицинская помощь в Сорочинском городском округе оказывалась 1 врачебной бригадой скорой помощи и 3 фельдшерскими. Для обслуживания сельского населения функционируют 4 врачебные амбулатории, а также сохранены все 25 ФАПов, однако они требуют обновление материально -технической базы. Для населенных пунктов, где отсутствует медицинский работник, или малочисленных сел, таких как с. Янтарное, с. Покровка, с. Ивановка, с. Каменка и другие, работают 2 службы «Мобильный» ФАП.

В 2020 году в Сорочинском городском округе число больничных коек составило 211 ед., что на 70 ед. или почти в 1,5 раз больше относительно 2019 года, что непосредственно связано с ростом заболеваемости СОУГО-19.

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений,

характеризующаяся числом посещений в смену, осталась неизменной в 2020 году по сравнению с 2019 годом и приняла значение 1015 посещений. Однако в 2018 году данный показатель имел значение 1020 посещений. Наблюдаемое снижение обусловлено санитарно-эпидемиологическим режимом в условиях пандемии.

В 2020 году медицинскую помощь населению муниципального образования оказывали 91 врач, что на 2 врача меньше относительно 2019 года. Количество врачей в 2018 году составило 92 человека. Численность среднего медицинского персонала за анализируемый период неуклонно снижается, что в высокой степени связано с низким уровнем его социальной поддержки на уровне муниципального образования. По сегодняшней день сохраняется дефицит кадров и имеется потребность в 25

врачах, таких, как врачи-педиатры, врачи-терапевты, врач-невролог и других специалистов. Помимо этого средний возраст врачей составляет 52 года. Проблема дефицита медицинских кадров обострилась в условиях распространения короновирусной инфекции.

За исследуемый период наблюдается увеличение средней заработной платы медицинских работников МО Сорочинский городской округ. Положительная динамика роста заработной платы в сфере здравоохранения и по категориям персонала вызвана проведением мероприятий по дополнительному стимулированию в результате эпидемиологической обстановки в стране.

Итогами анализа основных показателей, характеризующих сферу здравоохранения муниципального образования Сорочинский городской округ, является тот факт, что, несмотря на неизменную и положительную динамику многих показателей, остаются проблемы в области охраны здоровья граждан, на которые Администрации Сорочинского городского округа необходимо обратить внимание. К числу таких проблем, в первую очередь, необходимо отнести дефицит медицинских кадров, высокий уровень заболеваемости людей сердечно-сосудистыми заболеваниями, отсутствие дополнительных мер по социальной поддержке молодых специалистов на уровне муниципального образования, дублирование медицинских служб, устаревание зданий амбулаторно-поликлинической сети, материально-технической базы сельских ФАПов и другие. Для решения существующих проблем в области здравоохранения ГБУЗ «Городская больница» г. Сорочинск должно наладить взаимодействие с Администрацией Сорочинского городского округа.

Использованные источники:

1 Шахабов, И.В. Разделение компетенций между государственной властью и местным самоуправлением в сфере здравоохранения/ И. В. Шахабов, Ю.Ю. Мельников, А.В. Смышляев// Научное обозрение. Медицинские науки. - 2020. - №5. - С.10-15.

2 Об основах охраны здоровья граждан [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ф3/ Консультант Плюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - Москва: Консультант Плюс, 1997-2020. - URL: http://www.consultant.ru.

3 Киселев, А. С. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья/ А. С. Киселев// Образование и право. -2017. - №10. - С. 8-13.

4 Численность населения муниципальных образований Оренбургской области на 1 января 2021 года [Электронный ресурс] Портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - URL: https://orenstat.gks.ru/folder/26298.

5 Состояние здоровья населения и деятельность медицинской организации государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Сорочинска за 2018 год [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http://sorochmsk56.ru/mdex.php?id=973.

6 Организация и виды медицинской помощи, представляемые населению государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница" города Сорочинска за 2019 год [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http://sorochinsk56.ru/index.php?id=973.

7 Положение об администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http://sorochinsk56.ru/index.php?id=17.

8 Доклад главы муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органа местного самоуправления Сорочинский городской округ за 2018 год и их планируемых значениях на 3-х летний период [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http://sorochinsk56.ru/index.php?id=1841.

9 Доклад главы муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органа местного самоуправления Сорочинский городской округ за 2019 год и их планируемых значениях на 3-х летний период [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http:// sorochinsk56.ru/index.php?id=2138.

10 Доклад главы муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органа местного самоуправления Сорочинский городской округ за 2020 год и их планируемых значениях на 3-х летний период [Электронный ресурс] Портал МО Сорочинский городской округ Оренбургской области. - URL: http:// sorochinsk56.ru/index.php?id=2369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.