КАЧЕСТВО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
© Бакирова Э.А., Берсенева Е.А., Китаева Э.А., Шигабутдинова Т.Н., Мингазова Э.Н., 2020 УДК 616-082(470.41-22)(048.8)
^^ К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ = СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (обзор)
Эльза Альбертовна Бакирова, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» [105064 г. Москва, ул. Воронцово поле, 12, стр. 1;e-mail: [email protected]; ORCID ID 0000-0002-8221-9110]
Евгения Александровна Берсенева, д-р мед. наук, руководитель Центра высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» [e-mail: [email protected]]
Эндже Альбертовна Китаева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 49; тел.: (843)612-21-63; e-mail: [email protected];ORCID ID 0000-0003-2147-9025]
Татьяна Николаевна Шигабутдинова, канд. мед. наук, зам. гл. врача по акушерству и гинекологии ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7» г. Казани [420103 г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, 54; e-mail: [email protected]]
Эльмира Нурисламовна Мингазова, д-р мед. наук, профессор, гл. науч. сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; профессор ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»; профессор ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова [117997 г. Москва, ул. Островитянова, 1; e-mail: [email protected]]
Реферат. Цель исследования - анализ качества оказания медицинской помощи сельскому населению Республики Татарстан на основе данных статистической отчетности. Материал и методы. Исследование проводилось на основе анализа литературных источников, отчетных материалов Минздрава РТ, информации из статистических сборников Росстата. Были использованы данные государственной программы по развитию здравоохранения РТ, отчеты об итогах деятельности системы здравоохранения РТ, статистические данные о состоянии здоровья населения, деятельности медицинских организаций РТ. Использовались методы: аналитический, статистический, социально-гигиенический. Результаты. Проанализированы работы трехуровневой системы оказания медицинской помощи сельскому населению, кадровая обеспеченность ФАПов, соответствие порядка оказания медицинской помощи существующим нормативам, развитие материально-технической базы сельского здравоохранения. Выводы. Выявлена необходимость внедрения комплекса мероприятий, направленных на оценку существующей модели организации и управления качеством медицинской помощи в сельских районах РТ, а также на разработку научно обоснованных подходов к совершенствованию организации и информатизации управления качеством медицинской помощи сельскому населению.
Ключевые слова: сельское население, фельдшерско-акушерские пункты, качество медицинской помощи, первичная медико-санитарная помощь.
== ON THE ISSUE OF THE QUALITY OF MEDICAL CARE
TO THE RURAL POPULATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN (review)
Elza A. Bakirova, Candidate of Medical Sciences, Senior Researcher, National Research Institute of Public Health named after
N.A. Semashko [105064 Moscow, Vorontsovo Pole str., 12, bld. 1; e-mail: [email protected]]
Evgenia A. Berseneva, Doctor of Medical Science, head of the Higher and Additional Professional Education Center named
after of N.A. Semashko of the National Research Institute of Public Health [e-mail: [email protected]]
Endzhe A. Kitaeva, Candidate of Medical Sciences, assistant of the Department of General Hygiene of Kazan State Medical
University, Ministry of Health of Russia [420012 Kazan, Butlerov str., 49; tel.: (843)612-21-63,
e-mail: [email protected]; ORCID ID 0000-0003-2147-9025]
Tatyana N. Shigabutdinova, Candidate of Medical Sciences, deputy of chief physician for obstetrics and gynecology in the City Clinical Hospital № 7, Kazan [420103 Kazan, Marshal Chuikov str., 54, e-mail: [email protected]] Elmira N. Mingazova, Doctor of Medical Sciences, professor, chief researcher of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko; professor at the Kazan State Medical University; professor at N.I. Pirogov Russian National Research Medical University [117997 Moscow, Ostrovityanov str.,1; e-mail: [email protected]]
Abstract. The objective of the study was to analyze the quality of medical care provided to the rural population of the Republic of Tatarstan on the basis of statistical reporting data. Material and methods. The study was conducted on the basis of analysis of literature sources, reporting materials of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, information from statistical collections of Rosstat. We used the data of the state program on development of health of Tatarstan, reports on results of activity of the Health System of Tatarstan, statistical data on the health status of the population, the activities of medical organizations. Analytical, statistical, and socio-hygienic methods were used. Results. The work of the three-level system of providing medical care to the rural population, the staffing of feldsher-obstetrical stations, the compliance of the procedure for providing medical care with existing standards, the development of the material and technical base of rural health care are analyzed. Conclusions. The need to implement a set of measures aimed at assessing the existing model of organization and management of quality of medical care in rural areas of the Republic of Tatarstan, as well as to develop scientifically based approaches to improving the organization and informatization of quality management of medical care to the rural population was identified.
Key words: rural population, feldsher-obstetric points, quality of medical care, primary health care.
Введение. Удовлетворение потребностей сельского населения во всех видах первичной медико-санитарной помощи - ПМСП (доврачебной, общеврачебной, специализированной) является одной из важнейших задач системы отечественного здравоохранения. Повышение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению - сложно решаемая задача, являющаяся предметом особой значимости государственных структур власти на всех уровнях управления.
Особенности быта и труда на селе определяются целым рядом факторов, прежде всего характером расселения сельских жителей, спецификой сельскохозяйственного труда. Именно эта категория граждан традиционно имеет более низкий уровень медико-социального обеспечения по сравнению с городским населением. Социально-экономические особенности накладывают определенный отпечаток и на характер организации медицинской помощи сельским жителям, требуют особых форм и методов управленческой работы.
Материал и методы. Исследование проводилось на основе анализа литературных источников, отчетных материалов Минздрава РТ, информации из статистических сборников Росстата. В работе были использованы данные государственной программы по развитию здравоохранения РТ, отчеты об итогах деятельности отрасли здравоохранения РТ, статистические данные о состоянии здоровья населения, деятельности медицинских организаций РТ. Методами исследования явились: аналитический, статистический, социально-гигиенический.
Результаты и их обсуждение. В последние годы органы государственной власти и общественность большое внимание уделяют проблемам развития сельского здравоохранения. При этом подчеркивается, что, несмотря на определенные программы по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, среди сельского населения удовлетворенность ее уровнем остается низкой, и в первую очередь это касается системы первичного звена: фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, поликлиник.
По данным социологических опросов, проведенных в различных регионах России, выявлены основ-
ные факторы, непосредственно влияющие на качество оказания медицинской помощи сельскому населению: длительные сроки ожидания врача, низкая квалификация врачей, слабая оснащенность ФАПов современным медоборудованием, нехватка кадрового ресурса. Результаты исследований по изучению показателей качества медицинской помощи показывают, что процент удовлетворенных ею лиц значительно больше среди городского, чем среди сельского населения, а от системы ПМСП во многом зависит эффективность и качество медицинской помощи [1, 2, 3].
В РТ, как и в других российских регионах, проблемам первичного звена не только уделяется внимание, но и определяются пути решения. Так, приоритетными направлениями развития здравоохранения республики определены оптимизация многоуровневой системы оказания медицинской помощи и поэтапная реструктуризация медицинских организаций различного типа, модернизация амбулаторно-поликлинической сети и реализация проекта «Дружелюбная поликлиника - Татарстанский стандарт» по всей территории РТ, а также повышение удовлетворенности населения качеством предоставления медицинских услуг.
В РТ реализуются программы и мероприятия по обеспечению доступности медицинской помощи и по повышению эффективности медицинских услуг. Так, Министерством здравоохранения РТ в проект закона РТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» внесены соответствующие предложения, а именно в части «Повышение доступности и качества медицинской помощи в первичном звене здравоохранения Республики Татарстан» и «Оказание медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями и повышение доступности для них лекарственного обеспечения» [7, 12, 14].
Традиционно медицинская помощь сельскому населению на территории РТ предоставляется не только в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе стандартов медицинской помощи, но и с учетом особенностей половозрастного состава населения в районах республики, уровня и структу-
ры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики [15, 19].
Известно, что в течение 2016-2018 гг. в Татарстане, как и в России в целом, отмечается снижение уровня рождаемости (табл. 1).
Т а бл и ц а 1
Основные тенденции воспроизводства населения в Республике Татарстан (2016-2018)
Необходимо отметить, что с 2002 г. уровень рождаемости в городах РТ превышает аналогичный показатель для сельской местности [4]. Данная тенденция сохраняется и в последние годы, уровень рождаемости в сельской местности продолжает неуклонно снижаться (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Показатели естественного движения сельского населения в Республике Татарстан (2016-2017)
Демографические показатели 2016 г. 2017 г.
Кол-во чел. На 1000 населения Кол-во чел. На 1000 населения
Родившихся 9282 10,2 7942 8,8
Умерших 13847 15,2 13529 14,9
Естественный прирост -4565 -5,0 -5587 -6,1
Однако, несмотря на сложную демографическую ситуацию, связанную со снижением рождаемости и старением населения, в РТ в 2018 г. удалось сохранить естественный прирост населения, он составил 0,4 на 1 000 населения [5].
На современном этапе главы муниципалитетов районов РТ уделяют особое внимание проектам по развитию системы медицинской помощи сельскому населению, включая их в стратегию социально-экономического развития. Основная цель реализации стратегии - это повышение качества жизни сельского населения, в том числе и обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
Для повышения качества медико-профилактического обслуживания сельского населения по приказу Минздрава РТ разработана и внедрена система ку-рации медицинскими организациями сельских районов. Особое внимание - районам с наиболее высокими показателями смертности, их прикрепляют к высокотехнологичным медицинским центрам РТ. В сельских районах, курируемых Республиканской клинической больницей, Межрегиональным клиническим диагностическим центром, Городской клини-
ческой больницей № 7 г. Казани наблюдается значительное снижение показателя общей смертности.
Важными направлениями в области охраны здоровья сельских жителей является качество и безопасность медицинской помощи. На уровне муниципальных образований разрабатываются программы по обеспечению более высокого качества и доступности медицинской помощи. Например, в Камско-Устьинском муниципальном районе наряду с целевой «Программой мероприятий по снижению смертности населения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 гг.» принята программа «Укрепление здоровья, повышение продолжительности и качества жизни населения Камско-Устьинского муниципального района на 2016-2020 гг.» [17].
Медицинская помощь сельскому населению РТ осуществляется комплексом медицинских организаций, имеющих в своем составе Республиканские медицинские организации, Центральные районные больницы, ФАПы (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению в Республики Татарстан в 2015-2017 гг.
Типы медицинских организаций 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Центральные районные больницы (ЦРБ) 43 43 43
Районные больницы 1 1 1
Участковые больницы в составе ЦРБ 17 17 16
Фельдшерско-акушерские пункты 1768 1754 1754
В РТ организована трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи сельскому населению, которая включает в себя на первом уровне ФАПы, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), поликлиники центральных районных больниц; на втором уровне - межмуниципальные консультативно-диагностические центры; на третьем - клинико-диагностические центры республиканского уровня. Подчеркнем, что все сельское население республики прикреплено к функционирующим ФАПам, врачебным амбулаториям и участковым больницам.
В РТ укрепление материально-технической базы организаций ПМСП реализуется в следующих направлениях: строительство, капитальный ремонт и перевод в новые или отремонтированные здания организаций сельского здравоохранения. Планируется, что в 2020 г. обновят порядка 49 ФАПов за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроек-та «Здравоохранение». Приобретение современного медицинского оборудования позволит улучшить
Демографические
показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
на 1000 населения
Рождаемость 12,6 12,4 11,9
Общая смертность 14,9 11,3 11,5
Естественный прирост -2,3 1,1 0,4
населения
лечебно-диагностическую и специализированную помощь сельскому населению районов республики.
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению республики организовано по территориально-участковому принципу с преобладанием при обслуживании взрослого населения врачей общей практики. Служба общей врачебной практики представлена во всех организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению. Проведена переподготовка врачебного персонала на циклах общей врачебной практики. В результате внедрения системы единого лечащего врача удалось повысить эффективность профилактической работы.
Значимым звеном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» явилась организация дополнительной подготовки участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, а также врачей общей практики в целях улучшения развития первичной медицинской помощи [6]. Вместе с тем большую доврачебную лечебно-профилактическую и санитарно-эпидемиологическую работу среди сельского населения проводят средние медицинские работники ФАПов. Однако за последние годы число средних медицинских специалистов уменьшилась, сократилось и число ФАПов (табл. 4).
Следует отметить, что анализ кадрового потенциала среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов показал, что в 2018 г. укомплектованность штатных должностей фельдшерско-акушерских пунктов средним медицинским персоналом составила 97,2% [13]. С целью устранения дефицита кадров в сфере сельского здравоохранения приняты меры социальной поддержки медицинских специалистов.
В Порядке, установленном федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, проводится диспансеризация пациентов из числа взрослого и детского сельского населения. Фельдшер ФАПа является ответственным по проведению профилактического медицинского осмотра и диспансеризации [10, 11].
В целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов на сайтах муниципальных районов размещены анкеты для опроса населения. Например, на сайте Альметьевского му-
ниципального района размещена «Анкета для граждан в возрасте до 75 лет на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществе без назначения врача»; «Анкета для граждан в возрасте 75 лет и старше на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска, старческой астении».
Мнение населения является одним из составляющих понятия «качество медицинской помощи». В последние годы внимание к данному критерию усилилось. Социологическое исследование широко используется для получения информации о качестве оказываемой медицинской помощи, результаты могут послужить основой для прагматических стратегий анализа и измерения качества медицинской помощи. Значимость изучения мнения населения о медицинской помощи подтверждается многими исследованиями. Для определения уровня качества оказания медицинской помощи медицинскими организациями широко применяется метод анкетирования. Анализ анкетирования пациентов ТФОМС РТ показал, что удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи в целом в 2017 г. в РТ составила 71,8%, показатели удовлетворенности оказания медицинских услуг в целом увеличились на 15,4% по сравнению с 2015 г. [20].
По результатам социологического опроса «Об удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в Республике Татарстан» за 2018 г. в разрезе муниципальных образований и городских округов, проведенного Комитетом РТ по социально-экономическому мониторингу, удовлетворенность медицинским обслуживанием в РТ составила 73,9% от числа опрошенных. Большое число удовлетворенных респондентов среди сельских районов зарегистрировано в Верхнеуслонском и Зеленодольском муниципальных районах. За период 2015-2017 гг. в Зеленодольском районе отмечается тенденция к росту числа удовлетворенных медицинским обслуживанием респондентов с 30,8 до 44%. В Атнинском районе, например, удовлетворенность населения качеством представляемой медицинской помощи составила 94,2%. В 2017 г. разработан и введен в эксплуатацию электронный сервис «Оценка качества работы медицинского учреждения». После посещения специалиста граждане могут оценить качество предоставления медицинских услуг. В соответствии со
Т а б л и ц а 4
Динамика количества ФАПов и численности средних медицинских работников, работающих в них,
в Республике Татарстан по годам
Год Число ФАПов Число средних медицинских работников (СМР) в ФАПах Среднее число сельских жителей на одного СМР ФАПа Соотношение числа посещений СМР ФАПа и численности прикрепленного населения
2015 1775 2028 451 9,2
2016 1768 2018 454 8,4
2017 1754 1967 464 5,6
статьей 79.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в целях обеспечения технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями на главных страницах официальных сайтов в сети Internet медицинских организаций Республики Татарстан размещены единый баннер «Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями» и ссылка на интерактивную форму анкеты [8, 16].
Для определения уровня качества оказания медицинской помощи была разработана специальная «Анкета для оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями», которая содержит следующие критерии оценки качества: открытость и доступность информации об организации, комфортность условий предоставления услуг, доступность услуг для инвалидов, доброжелательность, вежливость работников организации, удовлетворенность условиями оказания услуг [9].
Оценка показателей качества оказания медицинской помощи позволяет определить результативность деятельности амбулаторно-поликлиниче-ских организаций, своевременно выявить негативные факторы, влияющие на качество предоставления медицинских услуг, и принять меры по устранению причин и по повышению эффективности деятельности лечебных организаций. Информация о ходе реализации мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг, представлена на официальных сайтах государственных медицинских учреждений и Министерства здравоохранения РТ. Независимая оценка качества является эффективным инструментом в оценке доступности и качества оказания медицинской помощи.
Одним из направлений повышения качества медицинской помощи является внедрение в медицинских организациях международных стандартов менеджмента качества серии ISO 9000, EFQM. Минздрав РТ активно поддерживает организации здравоохранения по осуществлению данной работы и оказывает организационно-методическое сопровождение.
Необходимо отметить, что особую роль в улучшении качества медицинской помощи сельскому населению играют информационные технологии. Автоматизированные информационно-аналитические системы объединяют медицинские, технические данные и экономические информационные потоки внутри единой автоматизированной системы и позволяют обеспечивать быструю интеграцию процессов и базовых систем для постоянного улучшения и оптимизации качества и доступности медицинской помощи, расширения возможностей контроля и аналитики [18].
Внедрение современных информационных систем - одна из важнейших составляющих модернизации здравоохранения РТ. В организациях здраво-
охранения муниципальных районов проводится масштабное оснащение компьютерным оборудованием, локальными вычислительными сетями и информационными системами. В районах РТ внедряется информационное сопровождение на всех этапах оказания медпомощи, создаются возможности электронной записи на прием к врачу - сервис «Запись к врачу в электронном виде». Запись возможна через портал www.doctor16.ru и через портал государственных услуг Республики Татарстан www.uslugi.tatar.ru. Проведена интеграция с федеральным порталом записи на прием к врачу. Система «Запись к врачу в электронном виде» является частью большой медицинской информационной системы, позволяющей, в том числе, вести электронную медицинскую карту пациента. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» планируется реализовать немало интересных проектов. Например, полностью доработать медицинскую информационную систему и создать цифровые «личные кабинеты» для каждого пациента.
Сейчас в ряде регионов реализуется проект «Бережливая поликлиника». В результате время ожидания в регистратуре, у кабинета врача в среднем сокращается в три-четыре раза. С учетом лучших региональных практик данные технологии внедряются в систему здравоохранения РТ, которые мотивируют управленческий и медицинский персонал повышать качество работы.
Для улучшения качества медицинской помощи исследователи предлагают сосредоточить усилия на следующих основных задачах: эффективность, адекватность, справедливость, доступность, ориентированность на пациента, безопасность и своевременность. Мы разделяем представленные исследователями концептуальные позиции качества медицинской помощи. Следует подчеркнуть, что для всесторонней и подробной оценки качества медицинских услуг необходимо оценивать не только соблюдение медицинских стандартов, эффективность методов фармакотерапии, медико-экономический контроль случаев обращения за медицинской помощью, но и удовлетворенность пациентов медицинской помощью. Необходимо отметить, что сегодня существует потребность применять подходы к улучшению качества, ориентированные на пациента. На наш взгляд, необходим мониторинг с оценкой удовлетворенности сельского населения качеством предоставляемой медицинской помощи и последующие мероприятия для принятия соответствующих мер по улучшению первичной медико-санитарной помощи.
Выводы. По результатам проведенного анализа информационных материалов по организации медицинской помощи сельскому населению РТ выявлено, что в настоящее время:
• организована трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи сельскому населению;
• служба общей врачебной практики организована во всех учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению;
• укомплектованность штатных должностей ФАПов средним медицинским персоналом составляет 97,2%;
• медицинская помощь сельскому населению предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения;
• укрепление материально-технической базы ФАПов реализуется по направлениям: строительство, капитальный ремонт, оснащение диагностическим оборудованием;
• проводится масштабное оснащение компьютерным оборудованием, локальными вычислительными сетями и информационными системами учреждений здравоохранения муниципальных районов.
Для более точной оценки особенности оказания медицинской помощи сельскому населению Республики Татарстан считаем необходимым внедрение комплекса мероприятий, направленных на оценку существующей модели организации и управления качеством медицинской помощи, а также на разработку научно обоснованных подходов к совершенствованию организации и информатизации управления качеством медицинской помощи сельскому населению.
Литература
1. Быковская, Т.Ю. Некоторые вопросы доступности и качества медицинской помощи в Ростовской области / Т.Ю. Быковская, С.С. Меметов, Н.П. Шаркунов // Colloquium-journal. - 2018. - № 5. - С.33-34.
2. Гаджиев, Р.С. Изучение мнения сельского населения об организации и качестве медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами / Р.С. Гаджиев, Л.С. Агаларова // Уральский медицинский журнал. -2018. - № 4. - С.102-107.
3. Головина, Н.А. Удовлетворенность населения качеством и доступностью медицинской помощи (по материалам Республики Коми) / Н.А. Головина // Научные вести. -2018. - № 5. - С.73-78.
4. Динамика основных репродуктивно-демографических показателей системы охраны материнства и детства в Республике Татарстан / Э.Н. Мингазова, В.О. Щепин, Т.Н. Шигабутдинова, Р.Н. Садыкова // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2019. - № 4. - С.5-13.
5. Итоги деятельности отрасли здравоохранения Республики Татарстан в 2018 году и основные направления на 2019 год: справка Министерства здравоохранения Республики Татарстан. - URL: http://minzdrav.tatarstan. ru (дата обращения: 03.08.2020).
6. О реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Республике Татарстан: приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 17.08.2006 № 838. - URL: minzdrav.tatarstan.rrnpnpjnf. htm (дата обращения: 03.08.2020).
7. Об итогах деятельности отрасли здравоохранения Республики Татарстан в 2018 году и задачах на 2019 год: доклад министра здравоохранения. - URL: http://minzdrav. tatarstan.ru (дата обращения: 03.08.2020).
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3. -URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 03.08.2020).
9. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка: приказ Министерства здравоохранения России от 04.05.2018 № 201н. - URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 03.08.2020).
10. Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 № 252н. - URL: https://base. garant.ru (дата обращения: 03.08.2020).
11. Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения: приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.03.2019 № 124н. -URL: https://www.garant.ru > products > ipo > prime > doc (дата обращения: 03.08.2020).
12. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (с изменениями на 25 декабря 2019 года): закон Республики Татарстан от 17.06.2015 № 40-ЗРТ (с изменениями на 25 декабря 2019 года). - URL: docs.cntd. ru>document/428570021 (дата обращения: 03.08.2020).
13. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2018 год. - Казань, 2019. - URL: https://regnum.ru/uploads/docs/2019/04/22/ regnum_file_15559188942958259.pdf (дата обращения: 03.08.2020).
14. Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года (в ред. Постановления КМ РТ от 15.05.2014 № 319). Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 01.07.2013 № 461 об утверждении государственной программы. - URL: http://docs.cntd.ru > document (дата обращения: 03.08.2020).
15. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан. - URL:http:// minzdrav.tatarstan.ru/rus/kollegii-2019-goda-mz-rt.htm (дата обращения: 03.08.2020).
16. Справка к коллегии Минздрава РТ «Итоги деятельности отрасли здравоохранения Республики Татарстан в 2018 году и основные направления на 2019 год». - URL: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/kollegii-2019-goda-mz-rt. htm (дата обращения: 03.08.2020).
17. Стратегия социально-экономического развития Кам-ско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 гг. и плановый период до 2030 года. - URL: kamskoye-ustye.tatarstan.ru>rus/file/ pub/pub...(дата обращения: 03.08.2020).
18. Федорченко, Б.Н. О доступности и улучшении качества медицинской помощи в системе ОМС в Тульской области / Б.Н. Федорченко // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2018. - Т. 21, № 1. - С.119-126.
19. Хабриев, Р.У. Основные тенденции медико-демографических показателей в Республике Татарстан (1991-2018) / Р.У. Хабриев, Э.Н. Мингазова, Т.Н. Шигабутдинова // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2019. -№ 3. - С.5-10.
20. Ямщикова, Т.В. Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике и Республике Татарстан / Т.В. Ямщикова, О.С. Александрова, Г.Р. Камалова // Молодой ученый. - 2019. - № 3. - С.105-107. - URL: https://moluch.ru/archive/241/55727/ (дата обращения: 03.08.2020).
References
1. Bykovskaya, T.Yu. Nekotorye voprosy dostupnosti i kachestva medicinskoi pomoschi v Rostovskoi oblasti / T.Yu. Bykovskaya, S.S. Memetov, N.P. SHarkunov // Colloquium-journal. - 2018. - № 5. - S.33-34.
2. Gadzhiev, R.S. Izuchenie mneniya sel'skogo naseleniya ob organizacii i kachestve medicinskoi pomoschi, okazyvaemoi uchastkovymi vrachami / R.S. Gadzhiev, L.S. Agalarova // Ural'skii medicinskii zhurnal. - 2018. - № 4. - S.102-107.
3. Golovina, N.A. Udovletvorennost' naseleniya kachestvom i dostupnost'yu medicinskoi pomoschi (po materialam Respubliki Komi) / N.A. Golovina // Nauchnye vesti. - 2018. -№ 5. - S.73-78.
4. Dinamika osnovnyh reproduktivno-demograficheskih pokazatelei sistemy ohrany materinstva i detstva v Respublike Tatarstan / E.N. Mingazova, V.O. Schepin, T.N. Shigabutdinova, R.N. Sadykova // Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie. - 2019. - № 4. -S.5-13.
5. Itogi deyatel'nosti otrasli zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan v 2018 g. i osnovnye napravleniya na 2019 god: spravka Ministerstva zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan. - URL: http://minzdrav.tatarstan.ru (data obrascheniya: 03.08.2020).
6. O realizacii prioritetnogo nacional'nogo proekta «Zdorov'e» v Respublike Tatarstan: prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan ot 17 avgusta 2006 g. № 838. - URL: minzdrav.tatarstan.rmpnp_inf.htm (data obrascheniya: 03.08.2020).
7. Ob itogah deyatel'nosti otrasli zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan v 2018 godu i zadachah na 2019 god: doklad ministra zdravoohraneniya. - URL: http://minzdrav.tatarstan. ru (data obrascheniya: 03.08.2020).
8. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossiiskoi Feder-acii: Federal'nyi zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ. -URL: - Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_121895/ (data obrascheniya: 03.08.2020).
9. Ob utverzhdenii pokazatelei, harakterizuyuschih obschie kriterii ocenki kachestva uslovii okazaniya uslug medicins-kimi organizaciyami, v otnoshenii kotoryh provoditsya ne-zavisimaya ocenka: prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossii ot 4 maya 2018 g., № 201n. - URL: https://rosmintrud. ru (data obrascheniya: 03.08.2020).
10. Ob utverzhdenii Poryadka vozlozheniya na fel'dshera, akusherku rukovoditelem medicinskoi organizacii pri orga-
nizacii okazaniya pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoschi i skoroi medicinskoi pomoschi otdel'nyh funkcii lechaschego vracha po neposredstvennomu okazaniyu medicinskoi pomoschi pacientu v period nablyudeniya za nim i ego lecheniya, v tom chisle po naznacheniyu i primeneniyu le-karstvennyh preparatov, vklyuchaya narkoticheskie lekarst-vennye preparaty i psihotropnye lekarstvennye preparaty: prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Rossiiskoi Federacii ot 23.03.2012 № 252n. - URL: https:// base.garant.ru (data obrascheniya: 03.08.2020).
11. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya profilakticheskogo medicinskogo osmotra i dispanserizacii opredelennyh grupp vzroslogo naseleniya: prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 13.03.2019 № 124n. - URL: https://www.garant.ru > products > ipo > prime > doc (data obrascheniya: 03.08.2020).
12. Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda (s izmeneniyami na 25 dekabrya 2019 goda): zakon Respubliki Tatarstan ot 17.06.2015 № 40-ZRT (s izmeneniyami na 25 dekabrya 2019 goda). - URL: docs.cntd.ru>document/428570021 (data obrascheniya: 03.08.2020).
13. Otchet o deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti Respubliki Tatarstan za 2018 god. - Kazan', 2019. -URL: https://regnum.ru/uploads/docs/2019/04/22/reg-num_file_15559188942958259.pdf (data obrascheniya: 03.08.2020).
14. Razvitie zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan do 2020 goda (v red. Postanovleniya KM RT ot 15.05.2014 № 319). Postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Tatarstan ot 01.07.2013 № 461 ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy. - URL: http://docs.cntd.ru > document (data obrascheniya: 03.08.2020).
15. Razvitie sistemy okazaniya pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoschi v Respublike Tatarstan. - URL:http://minzdrav. tatarstan.ru/rus/kollegii-2019-goda-mz-rt.htm (data obra-scheniya: 03.08.2020).
16. Spravka k kollegii Minzdrava RT "Itogi deyatel'nosti otrasli zdravoohraneniya Respubliki Tatarstan v 2018 godu i osnovnye napravleniya na 2019 god". - URL: http://minzdrav. tatarstan.ru/rus/kollegii-2019-goda-mz-rt.htm (data obra-scheniya: 03.08.2020).
17. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kamsko-Ust'inskogo municipal'nogo raiona Respubliki Tatarstan na 2016-2021 gg. i planovyi period do 2030 goda. - URL: kamskoye-ustye.tatarstan.ru>rus/file/pub/pub...(data obra-scheniya: 03.08.2020).
18. Fedorchenko, B.N. O dostupnosti i uluchshenii kachestva medicinskoi pomoschi v sisteme OMS v Tul'skoi oblasti / B.N. Fedorchenko // Prikladnye informacionnye aspekty mediciny. - 2018. - T. 21, № 1. - S.119-126.
19. Habriev, R.U. Osnovnye tendencii mediko-demogra-ficheskih pokazatelei v Respublike Tatarstan (1991-2018) / R.U. Habriev, E.N. Mingazova, T.N. Shigabutdinova // Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie. - 2019. -№ 3. - S.5-10.
20. Yamschikova, T.V. Udovletvorennost' naseleniya kachestvom medicinskoi pomoschi v medicinskih organizaciyah, rabotayuschih v sfere obyazatel'nogo medicinskogo stra-hovaniya v Udmurtskoi Respublike i Respublike Tatarstan / T.V. Yamschikova, O.S. Aleksandrova, G.R. Kamalova // Molodoi uchenyi. - 2019. - № 3. - S.105-107. - URL: https://moluch.ru/archive/241/55727/ (data obrascheniya: 03.08.2020).