Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / HEALTHCARE MODERNIZATION / MORBIDITY / MORTALITY / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Викторов Владимир Николаевич

Целью работы явился анализ опыта внедрения информационных технологий в здравоохранение Чувашской Республики. Материалами исследования послужили данные официальной статистики Чувашской Республики, источниками информации стали также база данных о деятельности системы здравоохранения Чувашской Республики, сформированная с использованием программного обеспечения «МЕДСТАТ», статистические отчеты федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью системы здравоохранения Чувашской Республики. Можно констатировать, что во всех медицинских организациях республики внедрены электронная медицинская карта пациента, электронные сервисы записи на прием к врачу, проведения лабораторно-диагностических исследований, выписки рецептов и больничных листков. Проведено более 3 тыс. телемедицинских консультаций для жителей республики с федеральным медицинским центром, что позволило сократить время на установление диагноза и назначение адекватного лечения пациентам. Вывод. Создание Регионального научно-консультативного телемедицинского центра позволило выстроить многоуровневую систему телемедицинских консультаций - от ведущих федеральных клиник до районных больниц и поликлиник на селе по всем профилям оказания медицинской помощи, тем самым обеспечив как медицинскую, так и бюджетную эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Викторов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN HEALTHCARE OF CHUVASH REPUBLIC

The aim of the work was to analyze the experience of implementation of information technologies in healthcare of the Chuvash Republic. The research materials were the data of official statistics of the Chuvash Republic, a database of the health system of the Chuvash Republic, compiled using the MEDSTAT software, statistical reports of federal state statistical monitoring of the health of the Chuvash Republic. It can be stated that an electronic medical record of the patient, electronic services of making an appointment with the doctor, laboratory diagnostic tests, prescribing and sick leave certificates have been introduced in all medical institutions of the republic. More than 3 thousand telemedicine consultations with the federal medical center were held for residents of the republic, which reduced the time needed to establish a diagnosis and prescribe adequate treatment for patients. Conclusion: The creation of the Regional Scientific Advisory Telemedicine Center made it possible to build a multi-level system of telemedicine consultations - from leading federal clinics to district hospitals and polyclinics in the countryside for all medical care profiles, thereby ensuring both medical and budgetary effectiveness.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

г ЗДОРОВ ЬМ^ОБЩЕСТВО ^J

© Викторов В.Н., 2020 УДК 614.2:004.9(470.344)

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Владимир Николаевич Викторов, министр здравоохранения Чувашской Республики [428000 г. Чебоксары,

Президентский бульвар, 17; е-тшУ: medicin48@cap.ru]

Реферат. Целью работы явился анализ опыта внедрения информационных технологий в здравоохранение Чувашской Республики. Материалами исследования послужили данные официальной статистики Чувашской Республики, источниками информации стали также база данных о деятельности системы здравоохранения Чувашской Республики, сформированная с использованием программного обеспечения «МЕДСТАТ», статистические отчеты федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью системы здравоохранения Чувашской Республики. Можно констатировать, что во всех медицинских организациях республики внедрены электронная медицинская карта пациента, электронные сервисы записи на прием к врачу, проведения лаборатор-но-диагностических исследований, выписки рецептов и больничных листков. Проведено более 3 тыс. телемедицинских консультаций для жителей республики с федеральным медицинским центром, что позволило сократить время на установление диагноза и назначение адекватного лечения пациентам. Вывод. Создание Регионального научно-консультативного телемедицинского центра позволило выстроить многоуровневую систему телемедицинских консультаций - от ведущих федеральных клиник до районных больниц и поликлиник на селе по всем профилям оказания медицинской помощи, тем самым обеспечив как медицинскую, так и бюджетную эффективность.

Ключевые слова: модернизация здравоохранения, заболеваемость, смертность, качество жизни.

== EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES = IN HEALTHCARE OF CHUVASH REPUBLIC

Vladimir N. Viktorov, Health Minister of the Chuvash Republic [428000 Cheboksary, Presidential Boulevard, 17;

e-mail: medicin48@cap.ru]

Abstract. The aim of the work was to analyze the experience of implementation of information technologies in healthcare of the Chuvash Republic. The research materials were the data of official statistics of the Chuvash Republic, a database of the health system of the Chuvash Republic, compiled using the MEDSTAT software, statistical reports of federal state statistical monitoring of the health of the Chuvash Republic. It can be stated that an electronic medical record of the patient, electronic services of making an appointment with the doctor, laboratory diagnostic tests, prescribing and sick leave certificates have been introduced in all medical institutions of the republic. More than 3 thousand telemedicine consultations with the federal medical center were held for residents of the republic, which reduced the time needed to establish a diagnosis and prescribe adequate treatment for patients. Conclusion: The creation of the Regional Scientific Advisory Telemedicine Center made it possible to build a multi-level system of telemedicine consultations - from leading federal clinics to district hospitals and polyclinics in the countryside for all medical care profiles, thereby ensuring both medical and budgetary effectiveness.

Key words: healthcare modernization, morbidity, mortality, life quality.

В настоящее время повышение эффективности любых видов деятельности невозможно без использования современных информационных технологий, не является исключением и здравоохранение. На отраслевом уровне ставится и успешно решается задача построения современной единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, объединенной с другими информационными системами государственного управления [2, 7, 8] .

Повышение эффективности управления здравоохранением неразрывно связано с развитием новых

медико-статистических информационных технологий. Внедрение интегрированных информационных технологий направлено на повышение эффективности управления отраслью как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне отдельных медицинских организаций, что в конечном итоге должно положительно влиять на эффективность и качество медицинской помощи [4-6, 11].

Для решения проблем информатизации отрасли и формирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364

была утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Документ определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные этапы создания информационной системы в сфере здравоохранения, механизм управления и ресурсного обеспечения ее создания и сопровождения, а также ожидаемый социально-экономический эффект [3, 10].

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) представляет собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методической и организационной деятельности участников системы здравоохранения. Чувашская Республика является пилотным регионом по развитию телемедицины в федеральной телемедицинской системе [1, 9].

Цель исследования - анализ опыта внедрения информационных технологий в здравоохранение Чувашской Республики.

Материал и методы. Исследование основывалось на материалах официальной статистики Чувашской Республики: форма № 13 «Сведения о прерывании беременности (в сроки до 28 недель)»; форма № 14 «Сведения о деятельности стационара»; форма № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах»; форма № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»; форма № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам»; форма № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» по данным статистических отчетных форм Государственного комитета Чувашской Республики по статистике.

Последняя имела своими источниками базу данных о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения Чувашской Республики, сформированную с использованием программного обеспечения «МЕДСТАТ». Использовались также статистические отчеты федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью системы здравоохранения Чувашской Республики; информационные материалы БУ ЧР «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Чувашии; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике.

Результаты их обсуждение. Информатизация здравоохранения в Чувашской Республике определена в качестве одного из ключевых факторов повышения доступности и качества медицинской помощи.

В настоящее время обеспечен 100-процентный охват медицинских организаций высокоскоростным Интернетом. Во всех медицинских организациях республики внедрены электронная медицинская карта пациента, электронные сервисы записи на прием к врачу, проведение лабораторно-

диагностических исследований, электронные выписки рецептов и больничных листков. Чувашская Республика входит в пятерку лидеров среди субъектов Российской Федерации по результативности реализации плана мероприятий «дорожной карты» в рамках развития ЕГИСЗ в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг.

В республике создана Единая республиканская медицинская информационная система Чувашской Республики (далее - РМИС), которая успешно интегрирована с ЕГИСЗ, в рамках которой обеспечена возможность использования всеми медицинскими организациями медицинских информационных подсистем (электронная медицинская карта, централизованный архив медицинских изображений и т.д.), подсистем медицинского сервиса (запись на прием к врачу и лабораторные исследования, выписка электронных рецептов и больничных листков и т.д.), а также управленческих подсистем (система управления кадрами, материально-техническим обеспечением и т.д.). Все рабочие места медицинского персонала подключены к медицинским информационным системам.

Пользователями РМИС в настоящее время являются более 130 субъектов информационного обмена, включая все медицинские организации, находящиеся в ведении Минздрава Чувашии, аптечные организации, а также ТФОМС Чувашской Республики, ГУП Чувашской Республики «Фармация» Минздрава Чувашии, страховые медицинские организации.

В 2017 г. в рамках реализации приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» запущен личный кабинет пациента «Мое здоровье». Личный кабинет пациента позволяет хранить полную информацию об оказании медицинской помощи пациенту, о прикреплении пациента к медицинской организации, а также обеспечивает возможность записи на прием к врачу на основе принципа «одного окна» и т.д.

Приоритетным направлением развития цифрового здравоохранения в Чувашской Республике признано развитие телемедицины, она была определена пилотным регионом по построению федеральной телемедицинской системы на базе БУ «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии и БУ «Президентский перинатальный центр» Минздрава Чувашии, которые получили возможность проведения бесплатных дистанционных консультаций с пятью ведущими федеральными клиниками по профилям «нейрохирургия», «кардиология», «акушерство-гинекология».

На базе АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии создан региональный научно-консультативный телемедицинский центр для консультирования как врачей-онкологов первичных онкологических кабинетов сельских и городских больниц, так и со специалистами ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина»

Минздрава России (далее - федеральный медицинский центр).

Также на базе телемедицинского центра АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии в 2015 г. впервые была внедрена телемедицинская система дистанционного маммологического скрининга по ранней диагностике рака молочной железы и дистанционного обучения врачей, объединяющая первичные онкологические кабинеты семи городских и районных больниц.

В 2016 г. был создан Центр удаленных консультаций как для консультирования врачей-онкологов первичных онкологических кабинетов сельских и городских больниц, так и для консультации со специалистами ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохи-на» Минздрава России с использованием телемедицинских технологий. Для жителей республики проведено более 3 тыс. телемедицинских консультаций с федеральным медицинским центром, что позволило сократить время на установление диагноза и назначение адекватного лечения пациентам с онкопа-тологией.

В 12 медицинских организациях запущен центральный архив медицинских изображений, который содержит более 300 тыс. результатов исследований.

Региональная телемедицинская система объединяет четыре телемедицинских центра на базе ведущих республиканских клиник и восемь телемедицинских пунктов, организованных на базе межтерриториальных медицинских центров. Все медицинские организации оснащены системами телемедицины для проведения телемедицинских консультаций с использованием видеоконференцсвязи.

В Чувашской Республике сформирована двухуровневая система оказания стационарной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным. Проводится целенаправленная работа по оптимизации систем информатизации, телекоммуникации, маршрутизации и транспортировки.

С 2017 г. начата работа страховых представителей второго уровня, основной функцией которых является обеспечение информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи, в том числе информирование граждан о возможности прохождения профилактических осмотров и др.

В рамках внедрения современных информационных систем в здравоохранение все медицинские организации оснащены компьютерным оборудованием, локальными вычислительными сетями; внедрена типовая медицинская информационная система, включающая в себя механизмы ведения электронной медицинской карты пациента и электронной записи на прием к врачу.

Чувашия начала апробацию проекта «Школьная медицина», медицинские кабинеты школ гг. Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района будут оснащены аппаратурой в соответствии со стандар-

том и подключены к региональной медицинской информационной системе. В рамках данного проекта продолжится укрепление материально-технической базы стоматологических кабинетов школ. Помимо лечения кариеса будут проводиться профессиональная гигиена полости рта и контроль за качеством гигиены, местная фторпрофилактика и минерализация зубов. Кроме того, в 28 общеобразовательных организациях предполагается оснащение пунктов охраны зрения детей.

В 2017 г. осуществлен переход к электронному листку нетрудоспособности, экспертиза временной нетрудоспособности начала проводиться в онлайн-режиме. Информационное взаимодействие проводилось совместно с Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.

Основным компонентом комплексной системы реабилитации инвалидов, созданной в Чувашской Республике, кроме прочих, является формирование межведомственной информационно-ресурсной базы инвалидов с целью усиления координации и взаимодействия организаций - субъектов реабилитации и повышения эффективности системы реабилитации.

Оптимизация работы службы скорой медицинской помощи также сопровождалась активным внедрением современных информационных систем, оснащением санитарного транспорта службы скорой медицинской помощи бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, организацией работы подстанции скорой медицинской помощи в с. Батырево с пунктами временного размещения бригад скорой медицинской помощи БУ «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии в Комсомольском, Шемуршин-ском и Яльчикском районах.

Подготовка медицинских работников в Чувашской Республике осуществляется в рамках многоуровневой системы организации образовательного процесса, направленной на обеспечение практического здравоохранения медицинскими специалистами. Совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических специалистов достигается профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава, наличием хорошо развитой материально-технической базы, современными образовательными технологиями, высоким уровнем информатизации, практической направленностью образовательного процесса.

С целью расширения информационного пространства, внедрения современных информационных технологий в области формирования здорового образа жизни с 2009 г. работает медицинский портал «Здоровая Чувашия», на котором представлена информация о работе инфраструктур профилактической направленности (центры здоровья, школы здоровья, спортивные объекты), размещены информационные

и видеоматериалы, проводятся интернет-опросы. В социальной сети «ВКонтакте» организована группа «За здоровую Чувашию», в которую вовлечено более 600 участников.

Внедрение в работу врачей и средних медицинских работников передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронной медицинской карты, сервисов электронного документооборота (электронная выписка рецепта, электронный сервис по оформлению и выдаче медицинских справок и документации, оформление медицинских справок без визита к врачу, оформление больничных листков и т.д.), телемедицинских консультаций и т.д. привело к сокращению трудозатрат, связанных с медицинским документооборотом, и соответственно увеличению времени на медицинское обслуживание пациента.

Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи в Чувашской Республике продолжается по таким направлениям, как оптимизация потоков пациентов на основе единых принципов маршрутизации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, развитие и укрепление межтерриториальных центров для оказания специализированной медицинской помощи, интенсификация процессов лечения на основе внедрения современных организационных, в том числе информационных, и медицинских технологий, что, безусловно, повысит качество медицинской помощи, оказываемой населению региона, и обеспечит как медицинскую, так и бюджетную эффективность.

На протяжении последних лет Чувашия устойчиво занимает лидирующие позиции в общероссийском рейтинге эффективности региональных систем здравоохранения, формируемом аналитическим центром Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Литература

1. Кобринский, Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения / Б.А. Кобринский. - Москва; Берлин: Direct-Media, 2016.

2. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 656 с.

3. Низамов, И.Г. О проблемах и парадоксах оценки конечных результатов деятельности в системе здравоохранения / И.Г. Низамов, Т.И. Садыкова // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2015. - № 4. - С.5-8.

4. О государственной программе Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 185. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id=11&id=1590644 (дата обращения: 17.10.2013).

5. О Программе модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2013 годы (с изменениями): постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 10.02.2011 № 29. - URL: http://gov.cap.ru/ SiteMap.aspx?gov_id=11&id=1007403 (дата обращения: 09.10.2013).

6. О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2017 году: Государственный доклад. - Чебоксары, 2018. - 215 с.

7. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / под ред. В.И. Стародубова,

0.П. Щепина [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -624 с.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. - 2018. -2 марта (Федер. вып.).

9. Стародубов, В.И. Формирование интегральных показателей оценки уровня информатизации медицинской организации / В.И. Стародубов // Врач и информационные технологии. - 2018 - № 1. - С.6-24.

10. Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 592 с.

11. Health: report by the Secretariat of World Health Organization A58/21. Fifty-eighth World Health Assembly, April 2005. - 4 p. - URL: http://apps.who.int/gb/archive/pdf_files/ WHA58/A58_21-en.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

References

1. Kobrinskii, B.A. Telemedicina v sisteme prakticheskogo zdravoohraneniya / B.A. Kobrinskii. - Moskva; Berlin: Direct-Media, 2016.

2. Medik, V.A. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: uchebnik / V.A. Medik, V.K. Yur'ev. - 3-e izd., ispr. i dop. -Moskva: GEOTAR-Media, 2016. - 656 s.

3. Nizamov, I.G. O problemah i paradoksah ocenki konechnyh rezul'tatov deyatel'nosti v sisteme zdravoohraneniya /

1.G. Nizamov, T.I. Sadykova // Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie. - 2015. -№ 4. - S.5-8.

4. O gosudarstvennoi programme Chuvashskoi Respubliki «Razvitie zdravoohraneniya» na 2013-2020 gody: postanovlenie Kabineta ministrov Chuvashskoi Respubliki ot 16.05.2013 № 185. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id = 11&id = 1590644 (data obrascheniya: 17.10.2013).

5. O Programme modernizacii zdravoohraneniya Chuvashskoi Respubliki na 2011-2013 gody (s izmeneniyami): postanovlenie Kabineta ministrov Chuvashskoi Respubliki ot 10.02.2011 № 29. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap. aspx?gov_id = 11&id = 1007403 (data obrascheniya: 09.10.2013).

6. O sostoyanii zdorov'ya naseleniya Chuvashskoi Respubliki v 2017 godu: Gosudarstvennyi doklad. - Cheboksary, 2018. - 215 s.

7. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: nacional'noe rukovodstvo / pod red. V.I. Starodubova, O.P. Schepina [i dr.]. - Moskva: GEOTAR-Media, 2014. - 624 s.

8. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federacii Federal'nomu Sobraniyu // Rossiiskaya gazeta. - 2018. - 2 marta (Feder.

vyp).

9. Starodubov, V.I. Formirovanie integral'nyh pokazatelei ocenki urovnya informatizacii medicinskoi organizacii / V.I. Starodubov // Vrach i informacionnye tehnologii. - 2018 - № 1. - S.6-24.

10. Schepin, O.P. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie / O.P. Schepin, V.A. Medik. - Moskva: GEOTAR-Media, 2011. - 592 s.

11. Health: report by the Secretariat of World Health Organization A58/21. Fifty-eighth World Health Assembly, April 2005. - 4 p. - URL: http://apps.who.int/gb/archive/pdf_files/ WHA58/A58_21-en.pdf (data obrascheniya: 15.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.