ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У МАЛЬЧИКОВ-ШКОЛЬНИКОВ 10-15 ЛЕТ СЕЛЬСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
Семенов Виктор Гоигорьевич Зайцев Сергей Викторович Дубинин Геннадий Васильевич Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма, г. Смоленск, Россия Желтов Сергей Николаевич Смоленский монтажный техникум, г. Смоленск, Россия
EVALUATION OF JUMPING BOYS 10-15 YEARS OLD STUDENTS-
RURAL POPULATION
Semenov Victor Grigorevich Zaytsev Sergey Viktorovich Dubinin Gennady Vasilevich Smolensk state Academy of physical culture, sport and tourism,
Smolensk, Russia ZheltovSergeyNikolaevich MountingCollegeSmolensk, Smolensk, Russia
Аннотация. Динамика показателей максимальной и относительной прыгучести у мальчиков - школьников 10-15 лет показал, что с 10 до 11 лет показатель максимальной прыгучестивозрастает равномерно. С 12 до 13 лет этот показатель стабилизируется. Существенное увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Наибольший прирост относительной прыгучести зафиксирован с 14 до 15 лет. Прыгучесть изменяется с возрастом неравномерно и иерархично и обусловлена возрастной динамикой быстроты максимального усилия мышц нижних конечностей за минимальное время.
Abstract. Dynamics of indicators of maximum and relative moves in boys of school age 10-15 years has shown that from 10 to 11 years is the maximum jumping ability increases evenly. From 12 to 13 years, this indicator has stabilized. Significant increases were observed from 13 to 15 years. The greatest increase relative moves recorded from 14 to 15 years. The jumping ability changes with age unevenly distributed and hierarchical, and due to age-related dynamics of speed maximum effort lower extremity muscle in minimal time.
Ключевыеслова. Прыгучесть, физическоевоспитание, школьник, онтогенез, двигательныеспособности.
Keywords. Jumping, physicaleducation, preschool, ontogeny, motorabilities.
Актуальность. Внастоящеевремяорганизацияисодержание
физического воспитания школьников требует существенного обновления и модернизации.
Одной из приоритетных проблем физического воспитания школьников является целенаправленное, своевременное и эффективное развитие двигательных способностей на уроках физической культуры. Тренирующий эффект различных средств и методов при воспитании двигательных способностей, будет значительно выше на уроках физического воспитания, если акценты, отражающие педагогические воздействия, будут совпадать по содержанию и направленности с естественными и биологическим ритмом развития человека (А.А. Гужаловский, 1984; Л.В.Волков, 1981; В.К.Бальсевич, 2000; В.И.Лях, 2000).
Из всего комплекса двигательных способностей наиболее сложными по развитию являются скоростно-силовые способности, которые формируются на основе взаимодействия наследственных признаков, использования специальных средств, методов тренировки и условий внешней среды.
Одной из форм проявления скоростно-силовых способностей является прыгучесть. Прыгучесть, как двигательная способность характеризуется проявлением мощного мышечного усилия, в кратчайшее время, основанного на взрывной силе нижних конечностей и концентрированных волевых усилий (В.Ю. Верхошанский, 1985).
Более того, прыгучесть не следует понимать, как производное силы мышц и их быстроты. Это интегральная двигательная способность, которая развивается и совершенствуется на основе применения эффективных прыжковых упражнений, в том числе, плиометрического характера тренировочных воздействий с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей человека.
Вместе с тем, анализ специальной научно-методической литературы показал, что развитие прыгучести у мальчиков-школьников 10-15 лет изучено фрагментарно, а практические рекомендации носят противоречивый характер, что естественно, требует специальных исследований.
Решение данной научной задачи, на наш взгляд, позволит эффективно осуществлять развитие прыгучести у мальчиков-школьников сельской популяции, учитывая регион проживания и специфику их двигательной деятельности и, тем самым, результативно и качественно овладевать скоростными и скоростно-силовыми видами легкой атлетики, предусмотренными программными требованиями по предмету «Физическая культура».
Цель исследования - изучить особенности изменений максимальной и относительной прыгучести у мальчиков-школьников 1015 лет сельской популяции.
Организация и методы исследования. Комплексные исследования были осуществлены в 2013-2014 учебном году на базе общеобразовательных школ №№ 1 и 2 г. Велижа, Смоленской области. Испытуемыми являлись 50 мальчиков одного календарного возраста и относились к основной медицинской группе.
Были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
-антропометрия;
- констатирующий эксперимент;
-контрольный педагогический тест (прыжок вверх с места по Абалакову). Каждый испытуемый выполнял по 6 попыток, одна лучшая заносилась в протокол.
Для оценки взаимозависимости, между результатом прыжка в вверх, длиной и массой тела испытуемых, был использован интегральный прыжковый индекс.
Р1 = (ИУ / К + т!) * 100%
где:
Р1- прыжковый индекс
Нv - прыжок вверх с места (по Абалакову) в сантиметрах; Lt - длина тела (в сантиметрах); Mt - масса тела (в килограммах).
Так же оценивалась относительная прыгучесть по формуле:
Относительная прыгучесть = Ну / 1№
где,
Ну -результат прыжка вверх с места (по Абалакову) в сантиметрах; Mt - масса тела (килограммы).
Сравнительный анализ нормативных критериев длины и массы тела с показателями прыжка в вверх у сельских мальчиков 10-15 лет показал их значения на уровнях ниже средних величин. Можно полагать, что это является децелерезацией сельских школьников - мальчиков региональной популяции.
Для объективизации межвозрастного онтогенеза массы и длины тела у сельских школьников - мальчиков 10-15 лет, рассмотрим темпы прироста их значений. Обнаружен выраженный существенный разновременный прирост массы и длины тела с существенными темпами их прироста. Характерно, что более интенсивно изменяются межгодовые значения массы тела. Так, наименьший темп прироста массы зафиксирован с 10 до 11 лет ( 9,05% ), а наибольший с 14 до 15 лет ( 31,1%; Р<0,05).
Проведенный анализ динамики максимальной и относительной прыгучести у сельских мальчиков - школьников 10-15 лет, показал, что с 10 до 11 лет показатель максимальной прыгучести возрастает относительно равномерно с 24 см до 27,98 см. Однако, с 12 до 13 лет этот показатель стабилизируется и прирост составляет лишь 0,41 см.
Существенное увеличение наблюдается с 13 до 14 лет (3,91см), а с 14 до 15 (3,83 см). Это позволяет констатировать, что прыгучесть изменяется с возрастом неравномерно и иерархично и обусловлена с возрастной динамикой быстроты максимального усилия мышц нижних конечностей за минимальное время (рис.1).
Рис.1. Изменение показателей максимальной и относительной прыгучести у сельских школьников - мальчиков 10-15 лет
Обнаружено три важных особенности:
Первая особенность - с 10 до 11 лет относительная прыгучесть существенно ухудшается с 1,40 до 1, 30усл.ед.
Вторая - с 11 до 13 лет зарегитрировано существенное ее увеличение с 1,30 до 1,49усл.ед. (Р<0,05).
Третья особенность - наблюдается второе ее резкое уменьшение с 13 до 14 (с 1,49 до 1,44усл.ед.) (Р<0,05). Наибольший прирост относительной прыгучести зафиксирован с 14 до 15 лет, который составил 0,13 усл.ед.
В результате анализа изменений интегрального индекса прыгучести у сельских школьников - мальчиков 10-15 лет выявлена следующая его динамика. Первая зона характеризует - небольшой прирост длины тела с 10 до 11 лет - 3,17 см. В свою очередь прыгучесть выросла всего на 1,9 см.
Вторая -определяет период относительной стабилизации показателя прыгучести и длины тела. Так, с 11 до 13 лет показатель прыгучести увеличился на 1,35 см, а длина тела на 9,45 см. И третья зона - наибольший прирост длины тела (15,04 см) и прыгучести (8,64см) зафиксирован с 13 до 15 лет.
Анализ изменений интегрального индекса показал незначительное улучшение в возрастном диапазоне с 14 до 15 лет. В возрастном онтогенезе было обнаружено недостоверное изменение интегрального индекса. При этом наихудший показатель зафиксирован у мальчиков в 11 лет (0,74 усл. ед.). Это позволяет утверждать, что на килограмм веса и на сантиметр длины тела прыгучесть не достигает тех величин, которые могли бы судить о его улучшении и о рациональной их взаимозависимости (рис.2).
0,8 0,7 0,6 0,5
Условные 0 4 единицы
0,2 0,1 0
10 11 12 13 14 15
Возраст (лет)
Рис. 2. Изменение интегрального прыжкового индекса у сельских
школьников-мальчиков 10-15 лет. Результаты исследований позволили сформулировать следующие практические рекомендации:
Во-первых, систематически применять комплексы прыжков, предусматривающих развитие максимальной прыгучести на основе
избирательно-тренирующих воздействий для формирования
интенсивности и мощности взрывных мышечных усилий.
Во-вторых, использовать, в качестве объективной оценки и педагогического контроля прыжок с места вверх, одинраз в месяц. При этом оценивать уровень максимальной и относительной прыгучести и темпы прироста у каждого учащегося, и на этой основе корректировать тренировочное воздействие прыжков.
В - третьих, определять взаимозависимость между результатом прыжка с места вверх и росто-весовыми значениями у каждого школьника. Для этого использовать разработанный прыжковый индекс:
Прыжковый индекс Р\ = (Ну / 1Л + 1М) * 100%
В - четвертых, использовать индивидуальные домашние задания по самостоятельному развитию прыгучести подростками.
В - пятых, ежегодно проводить в 4-11 классах лично-командные соревнования в прыжке вверх с места на лучшего ученика класса.
X Список литературы:
1. Абрамов, Э. К. Опыт «высоты» / Э. К. Абрамов, В. Б: Купоросов // Легкая атлетика. - 1985. - № 8. - С. 12-13.
2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - Москва: Медицина. - 1975. - 447 с.
3. Апанасюк, Н. И. Темпо-ритмовая структура движений; высококвалифицированных бегунов на 300 м с препятствиями и методыих совершенствования : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. И. Апанасюк. - Москва: 1988. - 203 с.
4. Аруин, А. С. Биомеханические свойства мышц нижних конечностей / А. С. Аруин, В. М. Зациорский, Л. М. Райцин // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 9. — С. 8 -10.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании; / Б. А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
6. Бальсевич, В. К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / В: К. Бальсевич, М. Н. Королева, Л. Т. Майорова // Теория и практика, физической культуры. - 1986. - № 10. - С. 21-24.
7. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. -Москва: Теория и практика ФК, 2000. - 275 с.