Научная статья на тему 'Особенности формирования компонентной структуры скоростно-силовых способностей у школьниц 10-14 лет региональной популяции'

Особенности формирования компонентной структуры скоростно-силовых способностей у школьниц 10-14 лет региональной популяции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИЦЫ 10-14 ЛЕТ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / PHYSICAL EDUCATION / 10-14 YEARS OLD SCHOOLGIRLS / INTEGRAL ESTIMATION OF THE COMPONENT STRUCTURE OF SPEED AND POWER ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубинин Геннадий Васильевич, Усачева Светлана Юрьевна, Свирин Александр Николаевич

Выявлены особенности эмпирических изменений компонентного состава скоростно-силовых способностей девочек-школьниц 10-14 лет региональной популяции. Предложен инновационный способ применения избирательных прыжковых упражнений в тренировочном режиме, направленный на развитие скоростно-силовых способностей, экспериментально доказывающий высокую эффективность и возможность использования в урочных формах занятий физической культуры в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дубинин Геннадий Васильевич, Усачева Светлана Юрьевна, Свирин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF COMPONENT STRUCTURE OF SPEED AND POWER ABILITIES OF 10-14 YEARS OLD SCHOOLGIRLS OF REGIONAL POPULATION

Specific features of empirical changes in the component composition that determine the development of speed-strength abilities in girls schoolgirls of 10-14 years of the regional population are revealed. An innovative method of using selective jumping exercises in the training mode is proposed, aimed at developing speed-strength abilities, which proves experimentally high efficiency and the possibility of using in physical forms of physical culture in a general education school.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования компонентной структуры скоростно-силовых способностей у школьниц 10-14 лет региональной популяции»

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИЦ 10-14 ЛЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Г.В. Дубинин, С.Ю. Усачева, А.Н. Свирин

Выявлены особенности эмпирических изменений компонентного состава скоростно-силовых способностей девочек-школьниц 10-14 лет региональной популяции. Предложен инновационный способ применения избирательных прыжковых упражнений в тренировочном режиме, направленный на развитие скоростно-силовых способностей, экспериментально доказывающий высокую эффективность и возможность использования в урочных формах занятий физической культуры в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьницы 10-14 лет, интегральная оценка компонентного состава скоростно-силовых способностей.

Радикальные изменения в отечественной системе физического воспитания школьников обуславливают острую необходимость разработки личностно-ориентированных методик и инновационных технологий, целенаправленных на эффективность оздоровления, физического развития, существенного повышения физической и функциональной подготовленности, полноценного освоения базовых видов физических упражнений [1, 6, 7].

Одним из важнейших направлений в достижении положительных сдвигов, по мнению большинства специалистов, является приоритетная роль и высокая значимость физической подготовки школьников разного пола и возраста, основанной на необходимость развития и совершенствования всего набора психомоторных качеств.

Среди физических качеств обуславливающих выполнения большинства циклических, ациклических и смешанных видов физических упражнений, осваиваемых школьниками в процессе физического воспитания, всецело, определяющих формирование их биодинамических и кинематических характеристик, требующих глубокого осмысления являются скоростно-силовые способности [2, 3].

Данная психомоторика имеет сложные функциональные характеристики, выражена и детерминирована наследственными программами, имеет строго индивидуализированное содержание компонентного состава и требует в своем развитии конкретизированных, главным образом, плиометрических и эксцентрических (используя цикл растяжение - сокращение упругой деформации работающих мышц), на основе применения избирательных средств тренировочного воздействия

[9, 10].

Анализ данных специальной научно-методической литературы позволит выявить ряд проблемных противоречий в их интерпретации в развитии и совершенствования у школьников разного пола и возраста.

Во-первых, преимущественное развитие скоростно-силовых способностей осуществляется эмпирическими и малоэффективными средствами без учета компонентной структуры и типов физического развития индивидов.

Во-вторых, не раскрыто содержание удельного веса скоростного и силового компонентов в общий интегральный состав скоростно-силовых способностей.

В-третьих, не разработаны стимулирующие избирательные упражнения, адекватно воздействующих на скоростной или силовой компоненты скоростно-силовых способностей у школьников-мальчиков и девочек разного возраста региональной популяции.

Нам представляется, что важным этапом на пути решения данной проблемы является изучение возрастных и онтогенетических преобразований скоростного и силового компонента скоростно-силовых способностей у девочек среднего возраста нормального типа физического развития.

Все вышеизложенное послужило основанием осуществить экспериментальные исследования по искомой научной теме, которая имеет высокую теоретическую и практическую актуальность.

Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых способностей у девочек среднего школьного возраста региональной популяции.

Предмет исследования - специфика формирования скоростного и силового компонента скоростно-силовых способностей в условиях внутривозрастного и межвозрастного онтогенеза у девочек 10-14 лет.

Цель исследования: выявить особенности эмпирических изменений компонентного состава, определяющих развитие скоростно-силовых способностей у девочек-школьниц 10-14 лет региональной популяции.

Методы исследования. Для решения задач были использованы следующие современные методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы; инструментальный: комплекс «Ор^|итрКехЪ>, тензодинамометрия; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В констатирующем педагогическом эксперименте принимали участие девочки 10-14лет, (п=102), гармоничного (нормального) типа физического развития (66,5 % от общей выборки), не занимающиеся спортом. В формирующем эксперименте участвовали девочки 13 лет, разделенных на две идентичные по физическому развитию и физической подготовленности группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), по 20 чел. в каждой.

Педагогический констатирующий эксперимент проводился в период с сентября 2014 г. по декабрь 2016 г., а формирующий - с января по май 2017 г. Во втором эксперименте число занятий и их продолжительность в обеих группах были одинаковыми. Испытуемые контрольной группы выполняли программный материал по физической культуре для учащихся УП-го класса. Испытуемые ЭГ в подготовительной части урока физической культуры, выполняли комплекс прыжковых упражнений, состоящий из: серийных прыжков в длину и тройного с места, повторные прыжки на двух ногах 3*10, выпрыгивание вверх из полуприседа, прыжка с повышенной опоры (гимнастическая скамейка (20 см) с последующим выпрыгиванием вверх. Каждое упражнение испытуемыми выполнялось 8-10 раз через 30 с отдыха в максимальном темпе.

Оценка скоростного и силового компонентов скоростно-силовых способностей проводилось в изометрическом режиме на компьютеризированном динамографическом стенде (по методике В.Г. Семенова, В.А. Смольянова) [8]. Рассчитывалось отношение максимального значения силы Fmax ко времени tmax, затраченному на его достижение (далее J-градиент). Первое, отношение ^0 -Р1 за время Ю-И), при котором прирост силы, в каждый последующий фиксируемый отрезок времени, (через 0,002 с) увеличивался по сравнению с предыдущим, и характеризовался как скоростной компонент (далее, Q-градиент). Второе -отношение ^1-Р2 за время ^ 42), при котором происходит замедление прироста силы до нуля - оценивался как силовой компонент (далее О-градиент). Полученные данные записей 110 тензодинамограмм были подвергнуты многомерному статистическому анализу и обобщению.

Для интегральной оценки скоростно-силовых способностей использовался комплекс «OptojumpNxt» Microgate (Италия).

Ор1о|ишрКх1 - это оптическая измерительная система, состоящая из передающих и приемных устройств, получение данных с которых основаны на оптическом принципе измерения времени касания и полета с точностью до 1/1000 с.

Программное обеспечение позволяет оценивать скоростно-силовые способности в следующих тестах: а) выпрыгивание вверх из полуприседа руки на поясе (squatiumptest); б) из исходного положения, стоя руки на пояс выпрыгивание вверх после подседания в полуприсед, (CounterMovementJump (CMJ)). Определялись следующие характеристики: время полета, время опоры, высота подъема ОЦМТ. Для углубленной оценки так же рассчитывались темпы прироста (Т%) этих показателей [5].

Результаты проведенных исследований позволили выявить следующие особенности формирования скоростного и силового компонентов скоростно-силовых способностей у школьниц 10-14 лет.

Первая особенность определяется тем, что скоростно-силовые

способности в исследуемом возрастном онтогенезе девочек характеризуются двумя зонами изменений. Первая - повышение исследуемых показателей с 10 до 12 лет и вторая - относительная стабилизация в 13-14 лет (рис. 1).

Рис. 1. Изменение скоростного (Q-градиент) и силового (G-градиент) компонентов скоростно-силовых способностей (J-градиент)

у девочек 10-14 лет

Вторая особенность характеризуется тем что, темпы прироста скоростно-силовых способностей носят неодинаковый и разновременный характер (рис. 2). В частности, в возрастном диапазоне 10-12 лет темпы прироста данных способностей имеют восходящий характер, при этом наиболее интенсивный прирост J-градиента у девочек выявлен в 11 лет (29,9 %) и 12 лет (22,6 %) (p<0,05). Далее зарегистрирован относительно одинаковый уровень у испытуемых 12 лет (138 кг/с); 13 лет (136,8 кг/с) и 14 лет (134,1 кг/с, p>0,05).

Можно полагать что, возрастные зоны интенсивного прироста J-градиента являются наиболее благоприятными для развития скоростного компонента у девочек. Данный факт согласуется с ранее полученными результатами исследований А.А. Гужаловского [4].

Третья особенность характеризуется тем, что наряду с зонами высокого прироста J-градиента обнаружены и зоны их существенного снижения в 13 и 14 лет (p<0,05).

Фактологический анализ результатов исследования скоростного (Q-градиент) и силового (G-градиент) компонентов скоростно-силовых способностей позволил выявить три важнейшие функциональные особенности их изменений (рис. 2).

Рис. 2. Темпы прироста скоростного (О-градиент) и силового (С-градиент) компонентов скоростно-силовых способностей (1-градиент) у девочек 10-14 лет

Первая особенность, на протяжении возрастного периода от 10 до 14 лет отмечается относительно равномерный прирост силового компонента ^-градиент). В частности, с 64±2,6 кг/с в 10 лет и до 118,5± 5,6 кг/с в 14 лет, а в 12-13 лет, отмечается его относительная стабилизация.

Результаты проведенных исследований зафиксировали, что скоростной компонент проявления скоростно-силовых способностей у девочек 10-14 лет характеризуется волнообразной динамикой. Максимальное значение Q-градиента, зарегистрировано в 12 лет - 320± 7,4 кг/с, в 13 лет уставлено достоверное снижение до 301,3±3,3 кг/с, (р<0,05). При этом наиболее низкие значения зафиксированы в 10 лет (254±8,2 кг/с), 11 лет (223,7 ± 3,5 кг/с) и в 14 лет (218,3±5,6 кг/с).

Вторая особенность характеризуется тем, что на протяжении исследуемого возрастного онтогенеза у девочек скоростной компонент скоростно-силовых способностей существенно доминирует над силовым (по показателям Q- и G-градиентов) (рис. 2).

Третья особенность, обусловлена тем, что темпы прироста исследуемых компонентов характеризуются неравномерностью, имеющие зоны, их существенного увеличения и уменьшения. Углубленный анализ темпов прироста скоростного и силового компонентов скоростно-силовых способностей позволили выявить зоны высоких, низких значений и относительной их стабилизации у девочек.

Высокие темпы прироста скоростного компонента ^ -градиент) по отношению к первоначальному тестированию в 10 лет зафиксированы в 12 лет (23,0 %), а существенное снижение значений выявлено в 13 лет (16,9 %) При этом в 11 и 14 лет прироста градиентов G и Q не наблюдалось.

Максимальные темпы прироста силового компонента ^-градиент) по отношению к возрасту 10 лет выявлены в 12 (45,5 %) и 14 лет (59,7 %) (р<0,05). При этом относительно стабильные показатели у девочек зафиксированы в 13 лет (44,2 %) (р<0,05) (рис. 3).

Таким образом, установленные возрастные границы высоких темпов прироста Q- и G-градиентов, которые, на наш взгляд, могут являться, наиболее благоприятными (чувствительными) периодами для развития скоростного и силового компонентов скоростно-силовых способностей у девочек исследуемого контингента региональной популяции.

Выявленные функциональные особенности позволили организовать пилотный педагогический эксперимент, направленный на целевое развитие скоростно-силовых способностей у девочек школьниц 13 лет в условиях урока по физической культуре.

По показателям первого теста выпрыгивания вверх из полуприседа угол между бедром и голенью 90о ^иа^итр) девочки ЭГ достигли достоверно лучшего времени полета с 0,378±0,036 до 0,409±0,026 с, а темпы прироста составили 7,8 % (рис. 3).

Рис. 3. Изменение высоты перемещения ОЦМТу девочек КГ и ЭГ в контрольных тестах: выпрыгивание вверх из полуприседа (81) и выпрыгивание вверх после подседания (СМ1)

В то же время, как у испытуемых КГ этот показатель мало изменяется, в начале эксперимента - 0,386±0,039 с, в конце -0,382±0,021 с.

Отмечается увеличение результатов высоты выпрыгивания у испытуемых ЭГ на 3 см (с 17,6±3,4 до 20,6±2,7 см), темпы прироста

составили 15,7 %, то же время у испытуемых в контрольной группе этот показатель снизился на 0,6 см.

Результаты второго теста (выпрыгивание вверх из и.п. руки на пояс, после подседания) Counter Movement Jump (CMJ), которые характеризуют уступающий и преодолевающий режим работы мышц у испытуемых ЭГ и КГ.

У девочек ЭГ зарегистрировано увеличение времени полета с 0,400±0,019 до 0,417±0,023 с, а темпы прироста составили 4,2 % (р<0,05). При этом, как высота перемещения ОЦМТ увеличилась на 1,7 см (19,6±1,9 до 21,3±2,4 см) а темпы прироста достигли 8,3 %.

Установлено, что испытуемые контрольной группы существенно снизили показатели в исследуемых тестах. В частности, ухудшилось время полета с 0,410±0,028 до 0,394±0,036 с и высота выпрыгивания с 20,7±2,8 до 19,2±3,4 см.

Таким образом, можно заключить, что инновационный способ применения избирательных прыжковых упражнений в тренировочном режиме, направленный на развитие скоростно-силовых способностей, показал высокую эффективность и возможность ее использовать в урочных формах занятий физической культуры в общеобразовательной школе.

Выводы. Результаты анализа компонентной структуры скоростно-силовых способностей у девочек-школьниц 10-14 лет региональной популяции свидетельствуют, что формирование скоростного и силового компонента обусловлена онтогенетическими программами и проявляются разновременно в межвозрастных периодах у исследуемого контингента. Для целевого и эффективного их развития необходимо осуществить отбор и применение избирательных и дифференцированных средства тренированного воздействия.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., В.Г. Болыненков, Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы. М.: ЮНИТИ, 2004. 257 с.

2. Верхошанский Ю.В. Прыгучесть спортсмена, ее скоростно-силовая структура и специфичность // Теория и практика физ. культуры. 1970. №10. С. 2-6.

3. Верхошанский Ю.В., Добровольский И.М. Факторная структура скоростно-силовых качеств у детей // Теория и практика физ. культуры. 1977. №1. С. 40-43.

4. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Труды ученых социалистических стран / под ред. Л.П. Матвеева. М., 1984. С. 211-224.

5. Дубинин Г.В. Современные методики научных исследований в легкой атлетике: сб. материалов 66-й науч.-практ. конф. ППС СГАФКСТ по итогам НИРС и научно-метод. конф. за 2015 г. Смоленск: СГАФКСТ, 2016. С. 128-130.

6. Лубышева Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физ. культуры. 2011. № 5. С. 36-41.

7. Лях В.И. Двигательные способности школьников // Основы теории и методики развития. М.: Терра. Спорт. 2000. 192 с.

8. Семенов В.Г., Медведев И.В. Изменение скоростного и силового компонента скоростно-силовых способностей у мальчиков-школьников 717 лет различных соматических типов // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училища олимпийского резерва: сб. науч. трудов V Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2015. С. 317-323.

9. Семенов В.Г., Медведев И.В. Формирование компетентного состава скоростно-силовых способностей у мальчиков-школьников 7-17 лет региональной популяции // Здоровье для всех: сб. статей V Междунар. науч.-практ. конф. Пинск: ПолесГУ, 2013. С. 232-235.

10. Семенов В.Г., Смольянов В.А. Инновационный метод оценки функциональной структуры способностей спортсменов к взрывным усилиям // Теория и практика физ. культуры. 2009. № 7.С. 73-75.

Дубинин Геннадий Васильевич, канд. пед. наук, доц., legkoatletsgafkst@,mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Усачева Светлана Юрьевна, канд. пед. наук, доц., usacheva-s a hk.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Свирин Александр Николаевич, доц., hitrovshinaa inhox.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

FEATURES OF FORMATION OF COMPONENT STRUCTURE OF SPEED AND POWER ABILITIES OF 10-14 YEARS OLD SCHOOLGIRLS OF REGIONAL POPULATION

G. V. Dubinin, S. Y. Usacheva, A.N. Svirin

Specific features of empirical changes in the component composition that determine the development of speed-strength abilities in girls schoolgirls of 10-14 years of the regional population are revealed. An innovative method of using selective jumping exercises in the training mode is proposed, aimed at developing speed-strength abilities, which proves experimentally high efficiency and the possibility of using in physical forms of physical culture in a general education school.

Key words: physical education, 10-14 years old schoolgirls, integral estimation of the component structure of speed and power abilities.

Dubinin Gennadiy Vasiljevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, legkoatletsgafkst@,mail. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Usacheva Svetlana Yurjevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, usacheva-s@bk.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Svirin Aleksander Nikolaevich, associate professor, hitrovshina@,inbox.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

УДК 796.011: 378.14

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОМПЛЕКСА ГТО В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ю.С. Жемчуг, С.С. Иванова

Рассмотрен процесс внедрения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в Мининском университете (ФГБОУ ВО «Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина»). Проанализированы проблемы внедрения современного комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс студентов в рамках учебных и учебно-тренировочных занятий и реализация комплекса ГТО в спортивно-массовых мероприятиях. Рассмотрены аспекты тестирования нормативов шестой ступени ГТО на базе факультета физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, учебные занятия, испытания комплекса ГТО, тестовые задания.

Развитие физической культуры и спорта отражается не только в положительном росте результатов спорта высших достижений, но и массового спорта в стране. Массовая физическая культура населения напрямую влияет на показатели национального здоровья. Большой проблемой до недавнего времени считалась сложившаяся ситуация с хроническими заболеваниями молодежи, а также большим количеством молодых людей, отнесенных к специальной медицинской группе. При этом рост заболеваемости отмечался и у школьников, которые регулярно посещают занятия по предмету «Физическая культура» и посещают спортивные клубы и секции.

На сегодняшний день совершенно очевидно, что необходима четкая система, способная определять эффективность процессов физического воспитания, для оперативной корректировки и улучшения качества педагогического процесса, который позволяет развивать двигательные качества и определять уровень физического состояния людей всех возрастных категорий. Также данная система должна быть гибкой и учитывать постоянно меняющиеся требования к трудовой деятельности человека, а также подготовку подрастающего поколения к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.