УДК 631.16:658.148:637.146.4
В.А. Кундиус, А.А. Ковалев V.A. Kundius, A.A. Kovalev
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ THE EVALUATION OF DAIRY CATTLE BREEDING DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION
Ключевые слова: молочное скотоводство, размещение, локализация, продуктивность, поголовье, зонирование, производители.
сельскохозяйственные
Рассматриваются вопросы развития, локализации и размещения молочного скотоводства по природно-климатическим зонам Алтайского края, категориям хозяйств; анализируются в динамике показатели производства сырьевого молока. Сегментация локального молочного рынка позволяет сделать вывод о необходимости оптимизации функционирования молочного рынка Алтайского края в части рационального размещения поголовья молочного стада. Так, необходимо сконцентрировать усилия по развитию сырьевых рынков Бийско-Чумышской, Присалаирской, Приалейской зон в связи с концентрацией сырьевого потенциала и низкой степенью самообеспеченности данных зон.
Keywords: dairy cattle breeding, distribution, localization, productivity, livestock, zoning, agricultural producers.
The issues of the development, localization and distribution of dairy cattle breeding in the natural-climatic zones of the Altai Region and farm types are discussed; the dynamics of raw milk production indicators are analyzed. The segmentation of the local dairy market leads to the conclusion on the need to optimize the functioning of the dairy market in the Altai Region, in particular on rational distribution of dairy cattle herds. The efforts should be focused on the development of commodity markets of the Biysko-Chumyshskaya, Prisalairskaya and Prialeyskaya zones due to the concentration of raw materials potential and low self-sufficiency of these areas.
Кундиус Валентина Александровна, д.э.н., проф., зав. каф. экономики АПК, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 626-444. E-mail: [email protected]. Ковалев Артем Александрович, аспирант, каф. экономики АПК, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 626-444. E-mail: [email protected].
Kundius Valentina Aleksandrovna, Dr. Econ. Sci., Prof., Head, Chair of Agricultural Industry Complex Economics, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 626-444. E-mail: [email protected]. Kovalev Artem Aleksandrovich, post-graduate student, Chair of Agricultural Industry Complex Economics, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 626-444. E-mail: [email protected].
Введение
В агропромышленном комплексе края молочный подкомплекс занимает одно из ведущих мест. На его долю приходится 26% общего объема валовой продукции, более 30% общей стоимости основных производственных фондов, трудится 25% работников общей численности занятых в отраслях агропромышленного комплекса Алтайского края [1].
За счет собственного производства край может полностью удовлетворить потребность населения в основных продуктах питания и экспортировать продукцию в регионы России. В общероссийском объеме производство алтайских круп составляет 17,6%, муки — 10,3, сыров жирных (включая брынзу) — 9,9, макаронных изделий — 6,2, масла животного — 4,6, казеина технического — 0,6% [2]. Важным обстоятельством, способствующим быстрому росту пищевой и перерабатывающей промышленности, является инвестиционная привлекательность этих отраслей.
В то же время в перерабатывающих отраслях за исследуемый период сократилась доля работников на 29%. На перерабатывающие отрасли приходится более 50% стоимости валовой продукции молочного подкомплекса при наличии одной третьей части стоимости основных фондов. Производственная и логистическая инфраструктура не получила должного развития, на ее долю приходится менее 3% основных производственных фондов, менее 4% общей численности занятых в молочном подкомплексе.
Основная часть
Наибольший удельный вес по производству молока в СФО занимает Алтайский край — 28% [2].
Производством сырьевого молока в Алтайском крае занимаются около 100 кре-стьянско-фермерских хозяйств, более 400 личных хозяйств населения, около 420 сельскохозяйственных организаций, в молочной перерабатывающей отрасли задействованы более 67 средних и крупных организаций [2, 3].
Причинами снижения производства молока стало сокращение поголовья крупного рогатого скота. Многие хозяйства вынуждены сокращать поголовье скота из-за экономических трудностей, к числу которых отнесем высокие тарифы на электроэнергию, дорогие корма и др.
С 2009 г. отмечается отрицательная динамика: поголовье коров в 2015 г. сократилось на 7% при росте продуктивности (табл. 1). Такая тенденция объясняется ростом продуктивности коров в хозяйствах населения и преобладанием в структуре производства сырьевого молока по категориям хозяйств, том числе по численности поголовья коров.
Производителями молочного сырья в крае являются хозяйства всех категорий. Основными производителями молока в крае остаются хозяйства населения и сельскохозяйственные организации (рис. 1). Однако существенные структурные изменения привели к сокращению доли сельскохозяйственных предприятиях с 78% (19851995 гг.) до 46% (2015 г.), что объясняется сокращением числа сельскохозяйственных организаций и рядом причин экономического, социального характера [2, 3].
Показатели производства ,
Средняя закупочная цена 1 л сырьевого молока в Алтайском крае по данным Национального Союза Производителей молока в 2014 г. составила 19,2 руб., что на 22% выше, чем в 2012 г., и на 122% выше, чем в 2009 г. (рис. 2). На 01.06.2016 г. средняя закупочная цена составляет 20 руб/л.
Основная причина удорожания молока, безусловно, кроется в снижении числа поголовья коров, росте цены на зерно и корм. Однако при этом производство сырого молока все еще продолжает быть низкорентабельным, поскольку закупочные цены не покрывают издержек производства (рис. 3).
В то же время население Алтайского края ощущает дефицит в отдельных товарных категориях молочных продуктах питания, особенно не удовлетворяет их ассортимент и качество.
Так, обеспеченность цельномолочной продукцией (в дальнейшем ЦМП) в 19861991 гг. составила 93%, 1995-2000 гг. - 98, 2001-2005 гг. - 95,6, 2010 г. - 98,1, 2015 г. — 98,2%; сыром — соответственно, 39,44 и 42%, маслом — 78,9 и 98%; молочными продуктами в пересчете на молоко — 33,5 и 58%.
Таблица 1
лока в Алтайском крае [2]
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 201 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2009 г., %
Поголовье коров в хозяйствах всех категорий, тыс. гол. 385,3 386,3 386,7 375,4 369,7 364,9 361,5 93
Молочная продуктивность коров, кг/гол. 3 323 3734 3941 3943 3762 4222 4095 123
Рис. 1. Производство молока по категориям хозяйств в Алтайском крае, тыс. т [3]
Рис. 2. Уровень закупочных и розничных цен на молоко в Алтайском крае, руб/л [3]
В то же время население Алтайского края ощущает дефицит в отдельных товарных категориях молочных продуктах питания, особенно не удовлетворяет их ассортимент и качество. Так, обеспеченность цельномолочной продукцией (в дальнейшем ЦМП) в 2015 г. - 98%, сыром - 39, маслом — 78%.
Молочное скотоводство локально неравномерно размещено во всех зонах Алтайского края, наибольший удельный вес приходится на Кулундинскую (32%), Приобскую (21%), Бийско-Чумышскую (20%) и Приалейскую (18%) зоны (табл. 2).
Они же являются и основными поставщиками молочного сырья для перерабаты-
вающей молочной промышленности края. Размещение перерабатывающих предприятий географически совпадает с зонами производства сырьевого молока. Однако имеющиеся мощности перерабатывающих предприятий в природно-экономических зонах края не соответствуют сырьевым ресурсам в них. Так, избыток производственных мощностей наблюдается в Бийско-Чумышской зоне (53%), Кулундинской — более 24%, в Приалейской — около 12%. Несоответствие перерабатывающих мощностей сырьевым ресурсам приводит к нерациональному использованию сырья и выработке ограниченного ассортимента молочной продукции (табл. 3).
Таблица 2
Локализация и размеры производства молока по зонам края в среднем за 2010-2015 гг.,%
Природно-экономические ^^ зоны Показатели Кулундинская Приалейская Приобская Бийско-Чумышская Присалаирская Приалтайская Алтайская
Поголовье коров 18,5 11,9 20,4 21,7 4,6 13,9 10
Площадь кормовых угодий 26 18 20 9 11 11 5
Размер основных средств в молочном
скотоводстве 23 20 17 16 10 11 3
Производство молока 32 18 21 20 2 4 3
Занято работников в с.-х. производстве 21 14 16 14 16 12 4
Таблица 3
Локализация молочного сырья и перерабатывающих мощностей, 2015 г., % [3-5]
Природно-экономическая зона Объем молочного сырья Количество перерабатывающих мощностей
Приалейская 18 11
Кулундинская 32 24
Бийско-Чумышская 20 53
Присалаирская 2 3
Приобская 21 7
Алтайская 3 1
Приалтайская 4 1
Таблица 4
Локализация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по отраслям, %о, 2015 г.
[5, 6]
Природно-экономическая зона Молочнопере-рабатывающая промышленность Мясоперерабатывающая промышленность Зерноперераба-тывающая промышленность Производство растительного масла Овощеперерабатывающие предприятия
Приалейская 11 13 15 13 6
Кулундинская 24 0 0 0 6
Бийско-Чумышская 53 8 27 18 0
Присалаирская 3 64 33 59 69
Приобская 7 3 5 3 6
Алтайская 1 5 15 7 13
Приалтайская 1 7 5 0 0
Таким образом, ключевые сырьевые зоны Алтайского края расположены на севере и западе края (Кулундинская и Приобская природно-экономические зоны), перерабатывающие производства локализованы на севере, юге и в центральной части Алтайского края (Приалейская, Приобская, Бийско-Чумышская зоны), что отражается на пространственной удаленности сырьевого молока от промышленной переработки и производства молочной продукции.
Предприятия молокооперерабатываю-щей промышленности сконцентрированы в Кулундинской и Бийско-Чумышской зонах (24 и 53% соответственно) [3].
Основной поток сельскохозяйственного сырья для предприятий перерабатывающей промышленности, расположенных в Бий-ско-Чумышской и Приалейской зонах, направляется из Кулундинской и Приобской природно-экономических зон.
Концентрация предприятий перерабатывающей промышленности в Бийско-Чумышской, Кулундинской и Приалейской зонах объясняется сосредоточением рынков сбыта сельскохозяйственного сырья, поскольку на территории населены основной численностью потребителей продовольствия (более 75%).
Выводы
Сегментация локального молочного рынка позволяет сделать вывод о необходимости оптимизации функционирования молочного рынка Алтайского края в части рационального размещения поголовья молочного стада. Так, необходимо сконцентрировать усилия по развитию сырьевых
рынков Бийско-Чумышской, Присалаирской, Приалейской зон в связи с концентрацией сырьевого потенциала и низкой степенью самообеспеченности данных зон.
Библиографический список
1. Ковалева И.В., Рожкова Д.В., Ковалев А.А. Функционирование локального рынка молочной продукции в системе АПК региона: тенденции и перспективы развития: монография. — Барнаул: Концепт, 2016. — 108 с.
2. http://www.gks.ru. — Дата обращения: 12.08.2016.
3. http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ munst01/DBInet.cgi. — Дата обращения: 01.08.2016; 06.08.2016.
4. Ковалева И.В. Инвестиционная привлекательность молочнопродуктового подкомплекса АПК: монография. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. — 256 с.
5. Ковалева И.В. Совершенствование экономических связей хозяйствующих субъектов в молочно-продуктовом подкомплексе АПК // Вестник Алтайской науки. — 2009. — № 1 (4). — С. 147-155.
6. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона: монография / НГАУ. — Новосибирск: Прометей, 2010. — 313 с.
7. Ковалева И.В. Проблемы активизации продовольственного маркетинга // Предпринимательство. — 2007. — № 5. — С. 146-147.
8. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Маркетинговые исследования рынка молока и мо-
лочной продукции регионов АПК: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2007. - № 10 (36). -С. 89-94.
9. Feldman M.P., Audretsch D.B. Innovation in cities: Science-based diversity, specialization and localized competition // European Economic Review. - 1999. - Vol. 43. -P. 409-429.
References
1. Kovaleva I.V., Rozhkova D.V., Kova-lev A.A.Funktsionirovanie lokal'nogo rynka molochnoi produktsii v sisteme APK regiona: tendentsii i perspektivy razvitiya: monografi-ya. - Barnaul: Kontsept, 2016. - 108 s.
2. http://www.gks.ru. - Data obrash-cheniya: 12.08.2016.
3. http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ munst01/DBInet.cgi. - Data obrashcheniya: 01.08.2016; 06.08.2016.
4. Kovaleva I.V. Investitsionnaya privleka-tel'nost' molochnoproduktovogo podkom-pleksa APK: monografiya. - M.: Izd-vo
RGAU-MSKhA im. K.A. Timiryazeva, 2008. -256 s.
5. Kovaleva I.V. Sovershenstvovanie ekonomicheskikh svyazei khozyaistvuyushchikh sub"ektov v molochno-produktovom pod-komplekse APK // Vestnik altaiskoi nauki. — 2009. — № 1 (4). — S. 147-155.
6. Shelkovnikov S.A. Sistema gosudar-stvennoi podderzhki sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva regiona: monografiya / NGAU. — Novosibirsk: Prometei, 2010. — 313 s.
7. Kovaleva I.V. Problemy aktivizatsii prodovol'stvennogo marketinga // Predprin-imatel'stvo. — 2007. — № 5. — S. 146-147.
8. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V. Market-ingovye issledovaniya rynka moloka i mo-lochnoi produktsii regionov APK: problemy i perspektivy razvitiya // Vestnik Altaiskogo gosudarstvenno agrarnogo universiteta. — 2007. — № 10 (36). — S. 89-94.
9. Feldman M.P., Audretsch D.B. Innovation in cities: Science-based diversity, specialization and localized competition / / European Economic Review. — 1999. — Vol. 43. — P. 409-429.
+ + +
УДК 631.16:658.148:637.146.4 И.В. Ковалева
I.V. Kovaleva
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
FOOD MARKETING AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF COOPERATION IN AGRICULTURE
Ключевые слова: маркетинг, кооперация, сельское хозяйство, международный маркетинг, фермер, кооперативы, отрасль, сельскохозяйственная продукция, сегмент рынка, кооперация.
Рассматриваются направления развития маркетинговой кооперации в США в части вариантов присоединения предприятий перерабатывающей промышленности в маркетинговые кооперативы. Особое внимание уделяется стратегиям продвижения молочной продукции на рынке на основе разработки товарных марочных стратегий, которая предполагает выявление пропорций между объемами продаж региональных отраслевых товаров на локальных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности деятельности как моло-коперерабатывающих предприятий и ритейлеров.
Keywords: marketing, cooperation, agriculture, international marketing, farmer cooperatives, industry, agricultural products, market segment, cooperation.
The directions of marketing cooperation development in the United States are discussed, in particular, the options of the association of processing companies in marketing cooperatives. Particular attention is paid to the strategies of the promotion of dairy products in the market through the development of product brand strategies which involve identifying the proportions between the volumes of sales of regional industrial products in local markets as compared to the region's leading competitor, as well as identifying promising activities of milk processing companies and retailers.
Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].
Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: [email protected].