Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОМАНДАХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОМАНДАХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / КОМАНДА / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синюшкина Снежана Дмитриевна, Меркеева Екатерина Олеговна

Введение. Спортивные успехи команды зависят от психологической атмосферы в коллективе. Командная сплоченность необходима для плодотворной работы и достижения высокой результативности. Цель: определение уровня психологического благополучия в командах по фитнес-аэробике с учетом возрастных особенностей. Методика и организация исследования. Было проведено онлайн-анкетирование по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). В опросе приняли участие 85 спортсменов, которые являются участниками команд по фитнес-аэробике в трех возрастных категориях: 11-13, 14-16, 17+ лет. Для статистической обработки данных использовали программы MS Excel и Statistica 10.0. Результаты и их обсуждение. В группе «14-16 лет» отмечена негативная тенденция ухудшения психологического микроклимата в командах (30,67±11,26 баллов). В возрастных категориях «11-13 лет» и «17+ лет» результаты статистически значимо ниже (p<0,01) и составили 15,5±6,65 и 16,91±7,58. У подростков (14-16 лет) выражены категории «несогласие», «неудовлетворенность» и «непродуктивность». Выводы. Тренерам необходимо учитывать резкие изменения в психоэмоциональной сфере спортсменов подросткового возраста для сохранения команды и повышения ее результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синюшкина Снежана Дмитриевна, Меркеева Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN FITNESS AEROBICS TEAMS, TAKING INTO ACCOUNT AGE CHARACTERISTICS

Introduction. The team's success depends on the psychological atmosphere. Team cohesion is necessary for effective work and achieving high results. The purpose was the determination of the level of psychological atmosphere in fitness aerobics teams, taking into account the age characteristics. The methodology and organization of the study. The online questionnaire was conducted using the methodology for assessing the psychological atmosphere in the team. 85 people took part in the survey. Respondents are members of fitness aerobics teams in three age categories: 11-13, 14-16, 17+ years. For statistical data processing, MS Excel and Statistica 10.0 programs were used. Research results and discussion. In the group «14-16 years», a negative trend of the psychological microclimate in the teams was noted (30.67±11.26 points). In the age categories «11-13 years» and «17+ years», the results were statistically significantly lower (p<0.01) and amounted to 15.5±6.65 and 16.91±7.58 points. The categories of «disa-greement», «dissatisfaction» and «unproductivity» are expressed in adolescents. Conclusions. Coaches need to take into account the changes in the psycho-emotional sphere of adolescent athletes in order to increase its performance.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОМАНДАХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

11. Бостанова Л.Ш. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств / Л.Ш. Бостанова, А.С Богатырева. Д. Д. Акбаева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2919. - № 11 (177). - С. 494-499.

12. Гербекова Т.А. Влияние эмоционального стресса на развитие личности подростка / Т.А. Гербекова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 51-55.

13. Китова Д. А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2, С. 4-12.

14. Семенова Ф.О. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Ф.О. Семенова, М.Д. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. -№ 11 (128). - С. 282-285.

15. Семенова Ф.О. (2020), Самостоятельная работа студентов в вузе в условиях пандемии: основные особенности и методические подходы / Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -Карачаевск, 2020. - с. 133-137.

REFERENCES

1. Bostanova, L.Sh. and Bostanova, S.N. (2018), "Theoretical analysis of the problem of posttraumatic personality disorder", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No.10, pp. 51-56.

2. Bostanova, S.N. and Dotdueva Zh.B. (2020), "The problem of recovery from stress during a pandemic", Tradition and innovation in psychology and social work. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference, Karachaevsk, pp. 51-56.

3. Bostanova, S.N. and Semenova, F.O. (2015), "Psychological and pedagogical support for the development of the personality of a younger student in the context of modern education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128 No.10, pp. 230-236.

4. Bostanova, L.Sh., Bogatyreva, A.S. and Akbaeva, D.D. (2019), "Psychological characteristics of post-traumatic stress disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177 No.11, pp. 494-499.

5. Gerbekova T. A. (2019), "The influence of emotional stress on the development of the personality of a teenager", Traditions and innovations in psychology and social work. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 51-55.

6. Kitova D.A., Semenova F.O. and Ebzeev M.M. (2021), "Dynamics of interest in coronavirus infection in the international information space", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No.2, pp. 4-12.

7. Semenova F.O. and Semenova M.D. (2015), "Psychological features of the influence of the family on the formation of the image of the child's world", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129 No.11, pp. 282-285.

8. Semenova F.O. (2020), "Independent work of students at a university in a pandemic: the main features and methodological approaches", Traditions and innovations in psychology and social work. Materials of the IIIAll-Russian scientific-practical conference, Karachaevsk, pp. 133-137.

Контактная информация: larisa_bostanova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 159.9.07

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОМАНДАХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Снежана Дмитриевна Синюшкина, студент, Екатерина Олеговна Меркеева, преподаватель; Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Спортивные успехи команды зависят от психологической атмосферы в коллективе. Командная сплоченность необходима для плодотворной работы и достижения высокой результа-

тивности. Цель: определение уровня психологического благополучия в командах по фитнес-аэробике с учетом возрастных особенностей. Методика и организация исследования. Было проведено онлайн-анкетирование по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). В опросе приняли участие 85 спортсменов, которые являются участниками команд по фитнес-аэробике в трех возрастных категориях: 11-13, 14-16, 17+ лет. Для статистической обработки данных использовали программы MS Excel и Statistica 10.0. Результаты и их обсуждение. В группе «14-16 лет» отмечена негативная тенденция ухудшения психологического микроклимата в командах (30,67±11,26 баллов). В возрастных категориях «11-13 лет» и «17+ лет» результаты статистически значимо ниже (p<0,01) и составили 15,5±6,65 и 16,91±7,58. У подростков (14-16 лет) выражены категории «несогласие», «неудовлетворенность» и «непродуктивность». Выводы. Тренерам необходимо учитывать резкие изменения в психоэмоциональной сфере спортсменов подросткового возраста для сохранения команды и повышения ее результативности.

Ключевые слова: спортсмен, команда, фитнес-аэробика, психологическая атмосфера, возрастные особенности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p548-553

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE IN FITNESS AEROBICS TEAMS, TAKING INTO ACCOUNT AGE CHARACTERISTICS

Snezhana Dmitrievna Sinyushkina, the student, Ekaterina Olegovna Merkeeva, the teacher;

Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod

Abstract

Introduction. The team's success depends on the psychological atmosphere. Team cohesion is necessary for effective work and achieving high results. The purpose was the determination of the level of psychological atmosphere in fitness aerobics teams, taking into account the age characteristics. The methodology and organization of the study. The online questionnaire was conducted using the methodology for assessing the psychological atmosphere in the team. 85 people took part in the survey. Respondents are members of fitness aerobics teams in three age categories: 11-13, 14-16, 17+ years. For statistical data processing, MS Excel and Statistica 10.0 programs were used. Research results and discussion. In the group «14-16 years», a negative trend of the psychological microclimate in the teams was noted (30.67±11.26 points). In the age categories «11-13 years» and «17+ years», the results were statistically significantly lower (p<0.01) and amounted to 15.5±6.65 and 16.91±7.58 points. The categories of «disagreement», «dissatisfaction» and «unproductivity» are expressed in adolescents. Conclusions. Coaches need to take into account the changes in the psycho-emotional sphere of adolescent athletes in order to increase its performance.

Keywords: sportsmen, team, fitness aerobics, psychological atmosphere, age characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные достижения команды обусловлены не только подготовленностью ее участников в физическом плане (хорошая техника, высокая выносливость и прочее), но и психологической атмосферой в коллективе - отношениями, складывающимися между спортсменами [1]. В групповых видах спорта значимым для достижения высокого результата является феномен сплоченности команды, представляющейся некой силой, побуждающей членов команды оставаться вместе [3]. Командная сплоченность - условие продуктивной работы, поэтому очень важно достигнуть такого ее уровня, который позволил бы успешно решать поставленные общие задачи [2].

Цель: определение уровня психологического благополучия в командах по фитнес-аэробике с учетом возрастных особенностей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Респондентам была предложена методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) [4]. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

Категории, представленные для оценки по методике:

1. Дружелюбие - Враждебность.

2. Согласие - Несогласие.

3. Удовлетворенность - Неудовлетворенность.

4. Продуктивность - Непродуктивность.

5. Теплота - Холодность.

6. Сотрудничество - Несогласованность.

7. Взаимная поддержка - Недоброжелательность.

8. Увлеченность - Равнодушие.

9. Занимательность - Скука.

10. Успешность - Безуспешность.

Респондентам было предложено пройти данную методику в рамках онлайн-анкетирования с помощью ресурса «Яндекс.Формы». В опросе приняли участие 85 спортсменов, которые являются участниками команд по фитнес-аэробике в трех возрастных категориях: 11-13 лет (49,4%), 14-16 лет (25,9%), 17+ лет (24,7%). Характеристика выборки по уровню спортивных достижений также не являлась единообразной: призеры городских соревнований - 25,9% участников опроса, областных - 17,6%, межрегиональных - 15,3%, всероссийских - 38,8%, международных - 2,4%. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel и статистического пакета Statistica 10.0. Для оценки наличия статистических различий между показателями в группах был выбран непараметрический критерий Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании полученных результатов (см. рисунок 1), можно сделать вывод о том, что команды, относящиеся к возрастным категориям «11-13 лет» и «17+ лет», характеризуются благоприятным психологическим микроклиматом (15,5±6,65 и 16,91±7,58 баллов соответственно). В противовес этому в группе «14-16 лет» отмечена негативная тенденция - спортсмены считают, что атмосфера в их коллективе не самая располагающая (30,67±11,26 баллов).

Психологическая атмосфера в команде

с

«

50 40

«8 30 ¡S я

g 5 20

О H

о а

g, s 10

11-13 лет

14-16 лет

17+ лет

возрастная категория

*

*

0

Возрастная категория Балл по методике

11-13 лет 15,5±6,65 *

14-16 лет 30,67±11,26

17+ лет 16,91±7,58 *

Примечание: * - различия статистически значимы (p<0,01) в сравнении с группой 14-16 лет

Рисунок 1 - Общая оценка психологической атмосферы в коллективах

Подростковый возраст является кризисным периодом развития, характеризующимся противоречивостью поведения и психологическими изменениями, что обусловлено в том числе физиологическими сдвигами в организме (понятие «гормональной бури») [5]. «Эмоциональная гиперчувствительность», резкое изменение отношения к окружающим

людям и восприятия себя может привести к полученным нами результатам: балл в группе «14-16 лет» превышает таковой в группе «11-13 лет» практически в 2 раза. Этот факт соотносится со статисткой, предоставляемой Федерацией фитнес-аэробики России (https://ifarsport.ru/): в возрастной категории «14-16 лет» число спортсменов сокращается на 34%. Представленные данные подчеркивают важность учета аспекта психологической атмосферы в команде, особенно в подростковом возрасте, чтобы сохранить коллектив, повысить слаженность и эффективность работы и добиться высоких результатов.

На следующем этапе нами был проведен подробный анализ полученных результатов по каждой из категорий, предлагаемых в методике для оценки психологической атмосферы, в рамках возрастных групп.

В младшей возрастной категории абсолютное большинство респондентов каждой из категорий дало оценку «1» - наиболее положительную (см. рисунок 2). Дети в этом возрасте довольно общительны и дружелюбны, не конфликты, хорошо идут на контакт друг с другом, для них резко возрастает значение коллектива и потребность в отношении со сверстниками. Помимо этого, в спортивной команде их объединяет еще и общее увлечение. Поэтому обстановка в детских коллективах обычно доброжелательная, что нашло отражение в наших результатах.

■ 1

категории, характеризующие психологическую атмсоферу в коллективе

Рисунок 2 - Подробный анализ результатов методики в группе «11-13 лет»

В старшей возрастной категории респонденты преимущественно давали категориям оценки «1» или «2» (см. рисунок 3). Молодые люди в возрасте 17 лет и старше являются уже, в целом, сформированными личностями, адекватно оценивающими себя и окружающих. Кроме этого, они имеют целевую установку на успех и стремятся добиться максимальных результатов. Эти факторы способствуют тому, что спортсмены создают благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.

■ 1

категории, характеризующие психологическую атмсоферу в коллективе

Рисунок 3 - Подробный анализ результатов методики в группе «17+ лет»

Что же касается средней возрастной категории, то здесь градация результатов уже гораздо более разнообразная (см. рисунок 4). Респонденты оценивали критерии преимущественно баллами «3» и «4», а также чаще, чем в других группах, встречались оценки «4-8», что подтверждает выявленную нами в данной группе негативную тенденцию.

х

е и и 3 по

н в

е и 00

3 в а т J*

о

н с л е

т о о п к и

о ба д

с е ,в о й то

о н е

н т нт ин м

н е и

е д л и

я н

о о

р п т

п с е р о т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100%

60% 40% 20% 0%

-о/

Л

S #

4?

4?

<f

<f

<f

* J*

4*

категории, характеризующие психологическую атмсоферу в коллективе

Рисунок 4 - Подробный анализ результатов методики в группе «14-16 лет»

Наибольшее число негативных оценок было в категориях «несогласие», «неудовлетворенность» и «непродуктивность». В подростковом возрасте происходят значительные перестройки в психоэмоциональном фоне, в связи с чем подросток начинает критически оценивать окружающих, негативно относиться тому, что раньше радовало его.

ВЫВОДЫ

• В возрасте 14-16 лет в командах наблюдается ухудшение психологической атмосферы в коллективе, участники чувствуют больше конкуренции по отношению друг к другу. Этот факт необходимо учитывать тренерам, чтобы сохранить команду и повысить ее результативность.

• Подростки считают, что в их командах наиболее выражены такие негативные категории, как «несогласие», «неудовлетворенность», «непродуктивность». Тренерам необходимо обращать больше внимания на формирующийся разлад в команде, анализировать его причины для того, чтобы строить со спортсменами конструктивный диалог по решению возникших проблем и недопониманий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование групповой сплоченности студенческих сборных команд на примере БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова / Н.Д. Алексеева, А.А. Ивачев, А.Н. Зиновьев, А.А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 13-16.

2. Дарвиш О. Б. Повышение уровня групповой сплочённости в спортивных группах и её влияние на психологическую устойчивость спортсменов / О.Б. Дарвиш // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 315-318.

3. Дивившими В.М. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня / В.М. Девишвили, М.О. Мдивани, Д.С. Елгина // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 4 (28). - С. 121-128.

4. Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин. - Москва : Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. - 720 с.

5. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 189-191.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Ivachev, A.A., Zinov'ev, A.N. and Zinov'ev, A.A. (2019), "Formation of group cohesion of students' teams on the example of BSTU "Voenmeh" named after D.F. Ustinov",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(169), pp. 13-16.

2. Darvish, O.B. (2015), "Increasing the level of team work in sport groups and its influence on psychological resistance of sportsmen", The world of science, culture and education, No. 2(51), pp. 315-318.

3. Devishvili, V.M., Mdivani, M.O. and Elgina, D.S. (2017), "Group cohesion in sports teams of different professional level", National Psychological Journal, No. 4 (28), pp. 121-128.

4. Kozlov, V.V., Mazilov, V.A. and Fetiskin, N.P. (2018), Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology, Moscow.

5. Ostapova, A.V. (2015), "Psychological features of adolescence", Eurasian Scientific Journal, No. 7, pp. 189-191.

Контактная информация: ss.snowflake@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

УДК 159.9.072:796.966

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРЕВОЖНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ В

ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Роман Сергеевич Сметов, магистрант, Светлана Владимировна Соколовская, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация

Введение. В современных спортивных условиях часто говорят, что многие спортсмены ежедневно испытывают состояние тревоги и чувство тревожности. Соревнования по хоккею сопровождаются высочайшим эмоциональным и психологическим напряжением. Психофизиологические особенности этого вида спорта во многом определяются не только необходимостью быстрого анализа ситуации и внезапной нервно-мышечной реакцией на нее, но и наличием элемента опасности. Состояние тревоги проявляется у спортсменов в процессе ожидания собственного выступления. В основном связанно оно с тем, что спортсмен сомневается в уровне своей подготовке и силах, думает, что его соперник во многом лучше подготовлен к соревнованиям. Тревога представляет собой совокупность нескольких эмоций - печаль, страх, чувство вины и стыда. Тревога — это совокупность множества эмоций: печали, страха, вины и стыда. С точки зрения физиологии тревога сопровождается активацией вегетативной нервной системы. В динамике своего развития тревога может меняться по интенсивности. Целью исследования является анализ полученных результатов по различным параметрам тревожности у спортсменов сборной команды ННГУ им. Н.И. Лобачевского по хоккею с шайбой. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие 20 хоккеистов сборной команды ННГУ, у которых изучались уровень личностной и ситуативной тревожности, мотивация, отдельные параметры проявления тревоги как психического состояния. Результаты исследования и их обсуждение: результаты полученных результатов по различным параметрам тревожности у хоккеистов, позволили конкретно определить дальнейший план работы с командой. Выводы: на основании полученных результатов исследования была выявлена необходимость в разработки специализированной программы по развитию навыков саморегуляции спортсменов, повышения их помехоустойчивости.

Ключевые слова: состояние тревоги, личностная тревожность, ситуативная тревожность, хоккей с шайбой.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p553-558

ANALYSIS OF VARIOUS PARAMETERS OF ANXIETY IN ATHLETES IN ICE

HOCKEY

Roman Sergeevich Smetov, the master's student, Svetlana Vladimirovna Sokolovskaya, the

candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chair, National Research Lo-bachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.