Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, СВЯЗАННАЯ С ДИСТАНЦИОННЫМ РЕЖИМОМ УЧЕБЫ И РАБОТЫ'

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, СВЯЗАННАЯ С ДИСТАНЦИОННЫМ РЕЖИМОМ УЧЕБЫ И РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / КОРОНАВИРУС / КАРАНТИН / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОНЛАЙН-ФОРМАТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Бостанова Лариса Шамильевна, Цыбуленко Ольга Петровна, Салпагарова Фатима Исмаиловна

В статье приводятся особенности работы социально-психологических служб в современных реалиях создавшейся ситуации, внесшей свои коррективы в новый опыт психологической помощи людям во время пандемии COVID-19. Психологическая поддержка людей осуществляется в виде онлайн-консультирований и удаленного контакта клиента и психолога. Психология как помогающая профессия и расширяющая горизонты видения мира, а также способствующая диалогу между государствами, людьми и профессиями, очень востребована. Множество людей нуждаются в квалифицированной психологической помощи, так как негативная информация в СМИ, на просторах интернета дезинформирует людей. Оказание психологической помощи нуждающимся, проявление профессиональной сознательности, это то, что делают компетентные работники психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Бостанова Лариса Шамильевна, Цыбуленко Ольга Петровна, Салпагарова Фатима Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OFTHE ACTIVITIES OF PSYCHOLOGICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC, RELATED TO THE REMOTE MODE OF STUDY AND WORK

The article presents the features of the work of socio-psychological services in the modern realities of the situation that has made its own adjustments to the new experience of psychological assistance to people during the COVID-19 pandemic. Psychological support of people is carried out in the form of online counseling and remote contact of the client and the psychologist. Psychology as a helping profession and expanding the horizons of the vision of the world, as well as promoting dialogue between states, people and professions, is very much in demand. A lot of people need qualified psychological help, as negative information in the media, on the Internet misinform people. The provision of psychological assistance to those in need, the manifestation of professional consciousness, is what competent employees of psychological services do.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, СВЯЗАННАЯ С ДИСТАНЦИОННЫМ РЕЖИМОМ УЧЕБЫ И РАБОТЫ»

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19, СВЯЗАННАЯ С ДИСТАНЦИОННЫМ РЕЖИМОМ

УЧЕБЫ И РАБОТЫ

Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск; Лариса Шамильевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Ка-рачаевск, Ольга Петровна Цыбуленко, кандидат психологических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск; Фа-тима Исмаиловна Салпагарова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье приводятся особенности работы социально-психологических служб в современных реалиях создавшейся ситуации, внесшей свои коррективы в новый опыт психологической помощи людям во время пандемии COVID-19. Психологическая поддержка людей осуществляется в виде онлайн-консультирований и удаленного контакта клиента и психолога. Психология как помогающая профессия и расширяющая горизонты видения мира, а также способствующая диалогу между государствами, людьми и профессиями, очень востребована. Множество людей нуждаются в квалифицированной психологической помощи, так как негативная информация в СМИ, на просторах интернета дезинформирует людей. Оказание психологической помощи нуждающимся, проявление профессиональной сознательности, это то, что делают компетентные работники психологических служб.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, эпидемиологическая ситуация, коронави-рус, карантин, психологическая служба, саморефлексия, психологическое сопровождение, психологическая помощь, онлайн-формат, дистанционное обучение,

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p543-548

SPECIFICS OF THE ACTIVITIES OF PSYCHOLOGICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC, RELATED TO THE REMOTE MODE OF STUDY AND WORK

Fayzura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor,, Nevinnomyssk state institute of humanities and technology, Larisa Shamilyevna Bostanova, the candidate of

psychological sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk, Olga Petrovna Tsybulenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nevinnomyssk state humanitarian and technical institute; Fatima Ismailovna Salpagarova, the senior teacher, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Al-

iev, Karachaevsk

Abstract

The article presents the features of the work of socio-psychological services in the modern realities of the situation that has made its own adjustments to the new experience of psychological assistance to people during the COVID-19 pandemic. Psychological support of people is carried out in the form of online counseling and remote contact of the client and the psychologist. Psychology as a helping profession and expanding the horizons of the vision of the world, as well as promoting dialogue between states, people and professions, is very much in demand. A lot of people need qualified psychological help, as negative information in the media, on the Internet misinform people. The provision of psychological assistance to those in need, the manifestation of professional consciousness, is what competent employees of

psychological services do.

Keywords: COVID-19 pandemic, epidemiological situation, Coronavirus, quarantine, psychological service, self-reflection, psychological support, psychological assistance, online format, distance learning.

На фоне пандемии Covid-19 актуализировались проблемы социально-психологического характера в сфере образования. За ситуацией во всем мире, независимо от пола, возраста и принадлежности к социальным группам, следят все жители планеты, они же и участники пандемии. Специалисты психологических служб, наряду с медицинскими работниками, биологами, социологами и другими учеными включились в процесс исследования высокостресогенной ситуации, порождённой пандемией, угрожающей физическому и психическому здоровью всех людей.

Пандемия порождает страх и панику, а также целый комплекс психопатологической симптоматики, характеризующейся дистрессом, тревожностью, формированием избегающего поведения на фоне социальной изоляции, так как люди одновременно являются и жертвами и переносчиками вируса.

По данным исследований (Китова Д.А., Семенова Ф.О., Эбзеев М.М.), в международном информационном пространстве идет динамичное отражение различных вопросов, касающихся новой коронавирусной инфекции [6]. Активно освещаются проблемы психического здоровья в ситуации пандемии (Селедцов А. М., Кирина Ю. Ю., Акименко Г. В.). Рассматриваются вопросы предотвращения стресса и совладания в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 (Крюкова Т. Л., Якимчик О. А., Опекина Т. П., Шипова Н. С.). Изучается проблема стресса, вызванного угрозой заражения коронавиру-сом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи (Козлова Л. В., Костригин А. А.). Ставятся актуальные задачи перед психиатрической службой в связи с пандемией COVID-19 (Мосолов А. Н.). Исследуются особенности психического состояния людей, ощущающих потребность в психологической помощи для выделения мишеней работы специалистов-психологов (Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О. Ю.). От социальной изоляции в сложившейся ситуации с пандемией наиболее страдают молодые люди, для которых изоляция непривычна. У них повышается утомляемость, они становятся более раздражительными, и наконец, у них формируется избегающее и паническое поведение [2].

В целях предотвращения инфекции вируса высшие учебные заведения повсеместно перешли на дистанционное обучение, которое, на наш взгляд, является более трудоемким по ряду причин: детальная организация учебного процесса, разные возможности в доступе к Интернету, семейные обязанности по уходу за членами семьи и т. д. Эффективная психологическая адаптация в сложившихся стрессовых условиях успешнее у молодых людей, которые активно преодолевают жизненные трудности. Многие молодые люди также обращаются за помощью и поддержкой к социальному окружению, в том числе и психологам, так как деструктивное социально-психологическое поведение требует профессионального реагирования со стороны различных психологических служб.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 оказала большое влияние на жизнь и деятельность всех людей. Период борьбы с пандемией подверг проверке управленческие навыки государств в условиях определенного кризиса, навыки правильной организации кризисной коммуникации, навыки использования дистанционных технологий. На население планеты обрушился огромный стресс, нарушился привычный ритм жизни, в связи с чем, людям необходимо приспосабливаться ко всему новому, произошли изменения во всех сферах. Ничто не заменит привычный образ, ритм жизни, поэтому каждый из нас вынужден искать способы, методы, которые помогут максимально приблизиться к обыденному ритму и образу жизни. Создавшаяся ситуация внесла свои коррективы в новый опыт психологической помощи людям во время пандемии. Психологическая поддержка жителей разных стран мира осуществлялась и продолжает осу-

ществляться в виде онлайн-консультирований и удаленного контакта клиента и психолога. Именно психология как помогающая профессия, расширяющая горизонты видения мира и способствующая диалогу между государствами, людьми и профессиями, будет востребована в период реабилитации после того, как пандемия коронавируса закончится.

Что касается нашей страны, в деятельность социально-психологических служб входило и входит психологическая поддержка жителей: программы повышения компетентности, систематическая кризисная помощь, группы поддержки для медиков, пациентов, школьников и др. Также некоторые специалисты отмечают о необходимости проработки проблемы связи между лечением коронавируса, рациональным мышлением и тревожностью, а также поведением людей, обусловленном механизмами психологических защит. Сейчас очень много проводятся исследований менталитета, личности и способов совладания поведением в это тревожное время во всем минеи в нашей стране, формировании копинг-стратегий, стрессовых и депрессивных состояний и состояний тревоги во время пандемии. К примеру, выявлено, что люди глубоко религиозные возникающие проблемы рассматривают, как дающиеся «во благо», не относятся к ним негативно, переосмысливаю свое отношение к ситуации, так как любая религия рассматривает проблему как «испытание на стойкость» [2].

Кардинальным переменам подверглась система образования, школьникам и студентам пришлось отойти от традиционного формата обучения. Вследствие чего, школьники и студенты познакомились с форматом дистанционного обучения, который требует множество изменений в техническом плане, педагогическом и психологическом. Школьники, студенты, педагоги, учителя и родители - все люди, которые участвуют в образовательных отношениях, оказываются в условиях дистанционного обучения, когда увеличивается количество самостоятельной работы, что в свою очередь актуализирует необходимость мобилизации физических и психологических ресурсов [3].

Как никогда ранее, жители нашей страны, всех ее регионов, нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Есть множество негативной информации в СМИ, на просторах интернета, которая дезинформирует людей, не имеет полезного контента, и которая могла бы помочь в адаптации в нынешней ситуации. Оказание психологической помощи нуждающимся, проявление профессиональной сознательности, это то, делают компетентные работники психологических служб. Ошибочно полагать, что сказав «не паникуйте!», может как-то решить проблему, ведь коллективная паника и пугающая информация распространяются гораздо быстрее, чем сама болезнь. Со словом «коронави-рус» знакомы и дети и взрослые нашей планеты. Пандемия нарушила привычный ход жизни, ведь этот вирус коснулся и прямо и косвенно каждого из нас, вселив страх, панику и тревогу. Поэтому, надо помнить, тревога и страх не решат наши проблемы, а только ухудшат наше психологическое и физическое состояние, лишив способности трезво мыслить. Тогда как возможность действовать благоразумно дает шанс уберечь свое окружение и себя от заражения этим вирусом.

Специалисты отмечают, что наибольший рост обращений на «горячие линии» психологической помощи происходит в городах-миллионниках. Там ситуация наиболее тяжелая. Россияне проявляют разные реакции на сложившиеся обстоятельства: гнев, шок и отрицание, поиск виноватых и теорий всемирного заговора, тревожные и депрессивные состояния. В городах поменьше, где режим карантина из-за СОУГО-19 не такой жесткий, проявляются «сложности родительского плана», связанные с обучением детей и взаимопониманием [3].

Во время пандемии коронавируса соу1^19 специалисты центров социально-психологической помощи столкнулись с необходимостью психологического просвещения людей. Пандемия коронавируса повлияла, как мы отметили, и на образовательный процесс: образовательным учреждениям приходится в экстренном порядке переходить на удаленное взаимодействие со школьниками и студентами, так как, образовательные плат-

формы в онлайн-формате станут применяться повсеместно в будущем, и, несмотря на очевидные недостатки такого обучения, такие платформы надежны, достаточно просты в применении и информационно безопасны.

Во время карантина, или «вынужденных выходных» применяется опыт психологического сопровождения школьников и студентов, поскольку у них обостряются различные тревоги и фобии, плюс внешние стрессогены и отсутствия у родителей навыков общения с детьми в подобных ситуациях, не помогают, а наоборот мешают взаимопониманию родителей, педагогов и детей, а также опосредованно влияют на их эмоциональное состояние и копинг-стратегии и совладающее поведение. Также пандемия стала огромным стрессом для пенсионеров, инвалидов и людей с высоким уровнем тревоги как уязвимой категории людей, для семей, в целом [8]. Современные реалии говорят о том, что необходима также супервизия и поддержка непосредственно специалистов в связи с оказание специфической помощи в условиях влияния многочисленных стрессогенных факторов.

Современные реалии диктуют необходимость оптимизации работы преподавателей и студентов в онлайн-формате. Специалисты социально-психологических служб, как мы уже говорили, оказывают психологическое сопровождение и поддержку, консультации и коррекцию тревожных состояний в это нелегкое время и решают различные проблемы: эффективное распределение нагрузки на дистанционном обучении; внедрение различных форм психологической помощи и поддержи в формате-онлайн, таких, как, консультации по скайпу, телеграмму, в зум и т.п., коррекцию тревожных состояний по телефону, по почте в соц. сетях и мессенджерах [5].

Хоть дистанционное обучение и отличается от традиционной формы, но все же имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести: финансовые расходы (появилась возможность существенно сэкономить затраты на пищу, на дорогу, одежду и т. д.); у студентов появилась возможность полного прохождения лекционного и практического материала в онлайн-формате; появление свободного времени в связи с тем, что не надо проводить время в дороге до вуза и обратно (если брать в пример Карачаево-Черкессию, то множество студентов и школьников ездят с аулов и других городов республики); самостоятельно создавать план прохождения лекционных заданий, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей усвоения материала, если есть такая необходимость и многое другое.

Главная сложность дистанционного обучения состоит: в массовом переключении на формат онлайн-обучения, что создает трудности технического, организационного и психологического характера; несмотря на ускоренные курсы повышения квалификации для педагогов и студентов в формате онлайн-площадок для дистанционных занятий, в отсутствии единой технологии для проведения дистанционных занятий; в переключении из «домашнего режима» в «рабочий»; в организации «рабочего пространства», трудность в полном вовлечении в слушание лекций, в выполнение домашних заданий. Данные условия, являясь стрессовыми, вызывают различные нарушения в жизнедеятельности личности, проблемы взаимодействия с окружающим миром и т д..

Чтобы не выпасть из дистанционного формата обучения, специалисты рекомендуют составлять расписание дня, режим сна и бодрствования, делать зарядку, полноценно завтракать, обедать и ужинать, четко ограничивать время для занятий и т.п. Также необходимо разграничить зоны отдыха и работы, проветривать помещение, выполнять задачи в приоритетном порядке, меньше «пропадать» в смартфонах, приглушать внешние звуки, мешающие работе. Важно быть на связи с преподавателями и однокурсниками, совместно обсуждать задания, задавать вопросы, обращаться за помощью при возникновении трудностей. А так как трудности бывают разными, то и способы поддержки тоже. К примеру, при нехватке простого человеческого общения, нужно по телефону, через мессен-джеры и соцсети с друзьями общаться о себе, о том, что происходит, о своем самочув-

ствии, выражать эмоции и т.д. Если не хватает «личного пространства», возникают трудности с самодисциплиной, нужно благодарить себя за уже сделанное, придумать «ритуалы» для начала и конца занятий, попросит близких некоторое время не тревожить и дать возможность побыть в тишине. Если переполняют эмоции, возрастает тревожность, появляется злость, мании, навязчивые идеи, отчаяние, раздражение, нужно признать свое право чувствовать то, что вы чувствуете и разрешить себе «проживать» по возможности возникающие эмоции [5].

За время пандемии коронавируса поступает очень много запросов в социально-психологическую службу вузов, связанных с повышением уровня тревоги. Последствия пандемии заставляют людей саморефлексировать, обращаться «внутрь себя». Не найдя помощи у друзей и близких, часто обращаются за помощью к специалистам-психологам онлайн. Ощущение потери контроля может сильно угнетать человека, способствовать проявлению страха и паники. Также может быть трудно круглосуточно находиться в замкнутом пространстве с родными и близкими, или, наоборот, очутиться дома, без привычного общения, в изоляции и одиночестве. Это все может привести к деструктивным переживаниям. Есть еще минус - отсутствие на время пандемии подработки (многие остаются без денег).

Взрослые и подростки по-разному воспринимают эпидемиологическую ситуацию в связи с пандемией. Различие проявляется и в возрасте, и в осознанности, ответственности за родных и близких, а также в понимании последствий тех планов на будущее, кото -рые многие вынуждены поменять. К примеру, среди студентов КЧГУ много ребят, которые работают и самостоятельно оплачивают своё обучение и проживание в городе. Восприятие последствий коронавируса связаны с негативными социально-экономическими проблемами. Также на «вынужденных» каникулах и карантинах возрастает эмоциональное напряжение у людей. Избежать этого и возвращать себя в «эффективную» реальность можно разными способами, которые и предлагаются сотрудниками социально-психологических служб в вузе. Служба максимально эффективно использует различные каналы коммуникаций видео, телефонной, дистанционной связи для помощи. Такого рода помощь и взаимоподдержка помогают снимать и социальное, и внутреннее напряжение, апатию, тревогу, нервозность, а социальной атомизации общества возможно и необходимо противопоставить социальную солидарность.

Таким образом, деятельность психологических служб, связанная с дистанционным режимом учебы и работы в ситуации с пандемией должна быть перестроена. Необходимо изучение актуальных психологических проблем, возникающих в системе образования с последующим их анализом и разработкой специальных рекомендаций и программ по их разрешению. Как никогда, актуально психологическое просвещение и психологическое консультирование с использованием цифровых и интернет-технологий. Дальнейшее развитие деятельности психологических служб будет зависеть от особенностей функционирования системы образования в России в целом и в Карачаево-Черкессии в частности, а также от динамики и масштабов распространения СОУГО-19.

ЛИТЕРАТУРА

8. Бостанова Л.Ш. Теоретический анализ проблемы посттравматического расстройства личности /, Л.Ш. Бостанова, , С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, -2918. - №10 (164), - С. 363-369.

9. Бостанова С.Н. Проблема восстановления после стресса в период пандемии / С.Н. Бостанова Ж.Б Дотдуева // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, - Карачаевск, 2020. - С. 51-56.

10. Бостанова С.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития личности младшего школьника в контексте современного образования / С.Н. Бостанова, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 230-236.

11. Бостанова Л.Ш. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств / Л.Ш. Бостанова, А.С Богатырева. Д. Д. Акбаева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2919. - № 11 (177). - С. 494-499.

12. Гербекова Т.А. Влияние эмоционального стресса на развитие личности подростка / Т.А. Гербекова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 51-55.

13. Китова Д. А. Динамика интереса к коронавирусной инфекции в международном информационном пространстве / Д.А. Китова, Ф.О. Семенова, М.М. Эбзеев // Вестник Университета Российской академии образования. - 2021. - № 2, С. 4-12.

14. Семенова Ф.О. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Ф.О. Семенова, М.Д. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. -№ 11 (128). - С. 282-285.

15. Семенова Ф.О. (2020), Самостоятельная работа студентов в вузе в условиях пандемии: основные особенности и методические подходы / Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -Карачаевск, 2020. - с. 133-137.

REFERENCES

1. Bostanova, L.Sh. and Bostanova, S.N. (2018), "Theoretical analysis of the problem of posttraumatic personality disorder", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No.10, pp. 51-56.

2. Bostanova, S.N. and Dotdueva Zh.B. (2020), "The problem of recovery from stress during a pandemic", Tradition and innovation in psychology and social work. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference, Karachaevsk, pp. 51-56.

3. Bostanova, S.N. and Semenova, F.O. (2015), "Psychological and pedagogical support for the development of the personality of a younger student in the context of modern education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128 No.10, pp. 230-236.

4. Bostanova, L.Sh., Bogatyreva, A.S. and Akbaeva, D.D. (2019), "Psychological characteristics of post-traumatic stress disorder", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177 No.11, pp. 494-499.

5. Gerbekova T. A. (2019), "The influence of emotional stress on the development of the personality of a teenager", Traditions and innovations in psychology and social work. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 51-55.

6. Kitova D.A., Semenova F.O. and Ebzeev M.M. (2021), "Dynamics of interest in coronavirus infection in the international information space", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No.2, pp. 4-12.

7. Semenova F.O. and Semenova M.D. (2015), "Psychological features of the influence of the family on the formation of the image of the child's world", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129 No.11, pp. 282-285.

8. Semenova F.O. (2020), "Independent work of students at a university in a pandemic: the main features and methodological approaches", Traditions and innovations in psychology and social work. Materials of the IIIAll-Russian scientific-practical conference, Karachaevsk, pp. 133-137.

Контактная информация: larisa_bostanova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 159.9.07

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОМАНДАХ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Снежана Дмитриевна Синюшкина, студент, Екатерина Олеговна Меркеева, преподаватель; Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Спортивные успехи команды зависят от психологической атмосферы в коллективе. Командная сплоченность необходима для плодотворной работы и достижения высокой результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.