Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FITNESS AEROBICS / SPORTS TOURISM / INTERPERSONAL RELATIONS / COMPLEX COORDINATION MOVEMENTS / STUDENTS / TEAM / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / КОМАНДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокурова Л.Д., Бубякина Е.В., Барахсина А.Г.

Цель исследования - разработка и научное обоснование формирования сплоченности у занимающихся фитнес-аэробикой средствами спортивного туризма. Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняло участие 12 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Работа проводилась на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В ходе опытно-экспериментальной работы проводилось анкетирование по методикам «Атмосфера в группе», «Характер межличностных отношений в команде и мотивация», которое выявило наличие следующей проблемы в команде: низкая командная самооценка. Эмоциональная атмосфера команды характеризуется раздраженностью, негативом, напряжением и безразличием. Исходя из результатов опроса, разработан маршрут сплава на реках Синяя и Лена. При этом учитывались суровые природные условия местности: жаркое лето с температурными пиками, холодные дожди, многочисленные комары, мошкара. Работа по сплоченности коллектива заключалась в совместной деятельности по сборке и разборке палаток, катамаранов, ремонту оборудования, приготовлению пищи на всю команду, дежурству по расписанию, участию в соревнованиях и викторинах по группам. Испытуемые распределились на двух катамаранах по 6 человек. Результаты исследования и выводы. За время эксперимента участники лучше узнали индивидуальные особенности и характер друг друга и стали общаться между собой в свободное от тренировок время, повысилось чувство сплоченности и оценка командной работы. Таким образом, водный туризм как вид спортивной деятельности способствует эффективному формированию сплоченности команды, умений страховать других членов команды, навыков ведения групповой тактики, умений осуществления взаимопомощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винокурова Л.Д., Бубякина Е.В., Барахсина А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING TEAM COHESION OF THOSE INVOLVED IN FITNESS AEROBICS BY MEANS OF SPORTS TOURISM

Objective of the study was to scientifically substantiate the creation of team cohesion of those involved in fitness aerobics by means of sports tourism. Methods and structure of the study. The experiment involved the 18-23 year-old students of Ammosov North-Eastern Federal University (n=12). During the experiment, we conducted a questionnaire survey using such methodologies as "Group atmosphere" and "Interpersonal relationships in a team and team motivation", which enabled to identify such problem as low self-esteem. The emotional atmosphere in the team was characterized by irritation, negativity, tension, and indifference. Based on the results of the questionnaire survey, we built a rafting route on the Sinyaya and Lena rivers. At the same time, we considered the harsh natural conditions of the area: hot summers with peak temperatures, cold rains, numerous mosquitoes, midges. The work on team cohesion consisted in such joint activities as assembly and disassembly of camping tents, catamarans, equipment maintenance, cooking for the entire team, scheduled duties, participation in competitions, and group quizzes. The subjects were divided into 2 groups (catamarans), people each. Results of the study and conclusions. During the experiment, the participants learned each other’s individual characteristics and character and began to communicate with each other in their spare time, and they developed a greater sense of cohesion and appreciation of teamwork. Therefore, water tourism as a sports activity contributes to the effective development of team cohesion, the ability to ensure the safety of other team members, team tactical skills, and mutual aid skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА»

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

УДК/UDC 796.015.57:796.5

Поступила в редакцию 01.04.2020 г.

Л.Д. Винокурова1 Е.В. Бубякина1 А.Г. Барахсина1

1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

BUILDING TEAM COHESION OF THOSE INVOLVED IN FITNESS AEROBICS BY MEANS OF SPORTS TOURISM

L.D. Vinokurova1 E.V. Bubyakina1 A.G. Barakhsina1

1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Информация для связи с автором: vinok lena87@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - разработка и научное обоснование формирования сплоченности у занимающихся фитнес-аэробикой средствами спортивного туризма.

Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняло участие 12 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Работа проводилась на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В ходе опытно-экспериментальной работы проводилось анкетирование по методикам «Атмосфера в группе», «Характер межличностных отношений в команде и мотивация», которое выявило наличие следующей проблемы в команде: низкая командная самооценка. Эмоциональная атмосфера команды характеризуется раздраженностью, негативом, напряжением и безразличием. Исходя из результатов опроса, разработан маршрут сплава на реках Синяя и Лена. При этом учитывались суровые природные условия местности: жаркое лето с температурными пиками, холодные дожди, многочисленные комары, мошкара. Работа по сплоченности коллектива заключалась в совместной деятельности по сборке и разборке палаток, катамаранов, ремонту оборудования, приготовлению пищи на всю команду, дежурству по расписанию, участию в соревнованиях и викторинах по группам. Испытуемые распределились на двух катамаранах по 6 человек. Результаты исследования и выводы. За время эксперимента участники лучше узнали индивидуальные особенности и характер друг друга и стали общаться между собой в свободное от тренировок время, повысилось чувство сплоченности и оценка командной работы.

Таким образом, водный туризм как вид спортивной деятельности способствует эффективному формированию сплоченности команды, умений страховать других членов команды, навыков ведения групповой тактики, умений осуществления взаимопомощи.

Ключевые слова: фитнес-аэробика, спортивный туризм, межличностные отношения, сложнокоординационные движения, студенты, команда.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the creation of team cohesion of those involved in fitness aerobics by means of sports tourism. Methods and structure of the study. The experiment involved the 18-23 year-old students of Ammosov North-Eastern Federal University (n=12). During the experiment, we conducted a questionnaire survey using such methodologies as "Group atmosphere" and "Interpersonal relationships in a team and team motivation", which enabled to identify such problem as low self-esteem. The emotional atmosphere in the team was characterized by irritation, negativity, tension, and indifference.

Based on the results of the questionnaire survey, we built a rafting route on the Sinyaya and Lena rivers. At the same time, we considered the harsh natural conditions of the area: hot summers with peak temperatures, cold rains, numerous mosquitoes, midges. The work on team cohesion consisted in such joint activities as assembly and disassembly of camping tents, catamarans, equipment maintenance, cooking for the entire team, scheduled duties, participation in competitions, and group quizzes. The subjects were divided into 2 groups (catamarans), people each.

Results of the study and conclusions. During the experiment, the participants learned each other's individual characteristics and character and began to communicate with each other in their spare time, and they developed a greater sense of cohesion and appreciation of teamwork.

Therefore, water tourism as a sports activity contributes to the effective development of team cohesion, the ability to ensure the safety of other team members, team tactical skills, and mutual aid skills.

Keywords: fitness aerobics, sports tourism, interpersonal relations, complex coordination movements, students, team.

Введение. Одним из эффективных видов спортивной деятельности по формированию чувства сплоченности является водный туризм, специфика которого заключается в том, что во время прохождения сложных порогов, опасных мест на воде необходимы слаженные, четкие действия всей команды и ее капитана [1]. Так, впоследствии у людей, занимающихся водным туризмом, вырабатывается инстинкт вза-

имовыручки и вся команда становится сплоченным единым механизмом. В этом аспекте для воспитания чувства коллективизма, взаимовыручки и поддержки друг друга в тренировочный процесс занимающихся фитнес-аэробикой можно включить водный туризм в виде ежегодного сплава по реке. Как известно, фитнес-аэробика является популярным видом спорта среди молодежи, особенно у девушек [4]. Однако

30

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | Sentember

анализ литературы показывает, что проблема совершенствования техники фитнес-аэробики, формирования чувства сплоченности у студентов как основы успеха в данном виде спорта является на сегодняшний день малоисследованной.

Цель исследования - разработка и научное обоснование формирования сплоченности у занимающихся фитнес-аэробикой средствами спортивного туризма.

Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняло участие 12 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Работа проводилась на базе СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

Участники исследования поступили в СВФУ в 2014/2015 уч. году и на соревновании среди студентов по фитнес-аэробике заняли 4-е место из 5 команд. Анализ действий команды во время соревнований показал, что у спортсменок нет взаимопонимания, поддержки, сплоченности, систематичности посещения тренировок [4].

В ходе опытно-экспериментальной работы проводилось анкетирование по методикам «Атмосфера в группе» и «Характер межличностных отношений в команде и мотивация» (И. В. Филипович) [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования в начале эксперимента показал следующие особенности взаимоотношений между членами команды и отношения к фитнес-аэробике. Участники команды не готовы на достаточном уровне оказывать поддержку друг другу в трудную минуту, некоторые скорее готовы уйти, чем бороться с трудностями. Команда проявляет стремление к успеху на высоком уровне, но успех и слаженность в себе находятся на низком уровне. Взаимоотношениями в команде недовольны 25 % членов команды. Позитивно настроены на улучшение взаимоотношений 50 %. Вне стен спортивного зала между собой общаются 16,7 % игроков, хотя 83,3 % признают недостатки личностных качеств у членов своей команды. 8,33 % не сожалели бы и 16,67 % отнеслись бы нейтрально к переходу в другую команду, а 50 % членов команды испытывали бы легкую грусть. Половина команды не может дать полную характеристику членов своей команды, 41,67 % из команды, пожалуй, рассказали бы о своем тренере. Это говорит о том, что они с тренером более близки, нежели со своей командой.

В целом, первичный срез выявил наличие следующей проблемы в команде: низкая командная самооценка. Эмоциональная атмосфера команды характеризуется раздраженностью, негативом, напряжением и безразличием. Необходима работа по формированию позитивной командной самооценки, стабильности, уверенности.

Исходя из результатов анкетирования, разработан маршрут сплава на реках Синяя и Лена. При этом учитывались суровые природные условия местности: жаркое лето с температурными пиками, холодные дожди, многочисленные комары, мошкара [2]. Работа по сплоченности коллектива за-

ключалась в совместной деятельности по сборке и разборке палаток, катамаранов, ремонту оборудования, приготовлению пищи на всю команду, дежурству по расписанию, участию в соревнованиях и викторинах по группам. Испытуемые распределились на двух катамаранах по 6 человек.

Условия сплава позволяли экспериментальной группе уединяться лишь во время сна, остальное время они тесно взаимодействовали. Соответственно, диктуемая ситуация позволила им узнать друг о друге намного больше, чем это было возможным во время тренировок.

Результаты вторичного среза показали положительную динамику в формировании чувства сплоченности в команде и представлены на рисунке.

Как видно из рисунка, показатель «сплоченность» изменился на 23,8 %; «взаимопонимание» повысилось на 16,0 % (первичный срез выявил наличие высокого уровня по данному показателю только у трех испытуемых, вторичный -у шестерых; «поддержка» повысилась на 15,1 %, что говорит о том, что испытуемые начали больше доверять друг другу и ценить.

Если в начале эксперимента на вопрос «Если бы у вас представилась возможность перейти в другую команду, то вы ...» 8,33 % респондентов отвечали, что не желали бы перейти в другую команду, то в конце эксперимента этот процент повысился до 66,67 %. Это показывает, что команда для испытуемых стала представлять ценность.

За время эксперимента участники лучше узнали индивидуальные особенности и характер друг друга и стали общаться между собой в свободное от тренировок время.

Основным критерием проверки результативности проведенного исследования стало участие на XIII Чемпионате и первенстве Республики Саха (Якутия) по фитнес-аэробике, по итогам которого девушки экспериментальной группы заняли 1-е место.

Выводы. Водный туризм как вид спортивной деятельности способствует эффективному формированию сплоченности команды, умений страховать других членов команды, навыков ведения групповой тактики, умений осуществления взаимопомощи.

Литература

Ростов-

Сопоставление данных опроса «Атмосфера в группе»

Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. на-Дону: Феникс, 2010. - 262 с. Востоков И.Е. Главные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма в РФ / И.Е. Востоков. - М., 2008. - 27 с. Попова И.П. Влияние социально-психологического самочувствия учителя на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса / И.П. Попова. - (https://dlib.rsl. ru/01005525101)

Чапкович Ж.А. История развития фитнеса как вида двигательной активности населения / Ж.А. Чапкович // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2016. - № 8. - С. 112-115. Яковлев Е.А. Социально-психологический климат в спортивной команде / Е.А. Яковлев. - (https://www.bestreferat.ru/referat-210678.html)

References

Babkin A.V. Spetsialnye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov-on-Don: Fenix publ., 2010. 262 p.

Vostokov I.E. Glavnye kontseptualnye aspekty sistemy razvitiya sportivnogo turizma v RF [Key conceptual aspects of sports tourism development system in the Russian Federation].M., 2008. 27 p. Popova I.P. Vliyanie sotsialno-psikhologicheskogo samochuvstviya uchitelya na konfliktnoe vzaimodeystvie sub'ektov obrazovatelnogo protsessa [Effect of teacher's socio-psychological well-being on conflict interaction of subjects of educational process]. https://dlib. rsl.ru/01005525101

Chapkovich Zh.A. Istoriya razvitiya fitnesa kak vida dvigatelnoy aktivnosti naseleniya [History of development of fitness as type of motor activity of population]. TSPU Bulletin. 2016. No. 8. pp. 112115.

Yakovlev E.A. Sotsialno-psikhologicheskiy klimat v sportivnoy komande [Socio-psychological climate in sports team]. https://www. bestreferat.ru/referat-210678.html

№ 9 • 2020 Сентябрь | Sentember

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.