REFERENCES
1. Avanov, A.N. (2013), "Physiological and technical aspects of restorative breathing exercises in oriental single combats", Journal of sports science, No. 3, pp. 29.
2. Lukashkova, I.L. (2008), Breathing gymnastics: method, recommendations, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.
3. Mikhailov, S.S. (2012), Sports Biochemistry, Soviet Sports, Moscow.
4. Nikulin, B.A. (2011), Biochemical control in sports, Soviet sport, Moscow.
5. Jansen, P. (2006), CHSS, lactate and endurance training, Tuloma, Murmansk.
6. Brooks G.F. (2009), "Cell - cell and intracellular lactate shuttles", Journal of Physiology, Vol. 587 (Pt. 23), pp. 5591-5600.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 16.10.2019
УДК 796.011
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНОГО ДУХА У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Юлия Яковлевна Низовцева, преподаватель, Ирина Александровна Ерошенко,
старший преподаватель, Иван Степанович Тамаров, старший преподаватель, Давид Гаврушаевич Амазян, старший преподаватель, Владимир Алексеевич Оболонин,
студент, Волгоградский государственный технический университет
Аннотация
В статье рассматривается межличностное взаимодействие в спортивной команде: как между тренером, так и между ее членами. Авторы отмечают необходимые для образования сплоченности факторы и слагаемые сплоченности, оказывающие влияние на развитие командного духа у детей школьного возраста. Особое внимание обращено на мотивацию членов команды, а также их тренера. На основе анализа проблемы выработки командного духа у детей школьного возраста, были выделены важнейшие методы воздействия на индивидуальном уровне для формирования таких качеств как сплоченность и коллективизм, которые могут пригодиться в зрелом возрасте для существования и взаимодействия с людьми в социуме. Выполнение рекомендаций, выработанных авторами, помогут преподавателям и спортивным деятелям иметь влияние на свои команды.
Ключевые слова: взаимодействие, команда, сплоченность, командный дух.
SPORTS COMPETITIONS AS A METHOD FOR FORMING COMMAND SPIRIT AT SCHOOLCHILDREN OF SENIOR CLASSES Yulia Yakovlevna Nizovtseva, the teacher, Irina Aleksandrovna Eroshenko, the senior
teacher, Ivan Stepanovich Tamarov, the senior teacher, David Gavrushaevich Amazyan, the
senior teacher, Vladimir Alekseevich Obolonin, the student, Volgograd State Technical University
Annotation
The article discusses the interpersonal interaction in the sports team: both between the coach and between its members. The authors note the factors and components of cohesion necessary for the formation of cohesion that influence the development of team spirit among the school-age children. Particular attention is paid to the motivation of the team members, as well as their coach. Based on the analysis of the problem of developing the team spirit among the schoolchildren, the most important methods of influence on the individual level were identified to form the qualities such as cohesion and collectivism that can be useful in adulthood for existence and interaction with people in society. Implementation of the recommendations made by the authors will help the teachers and sports officials to have impact on their teams.
Keywords: interaction, team, team spirit.
Каждый из нас, даже самый убежденный интроверт, так или иначе, взаимодействует с социумом. Для того чтобы добиться результатов во многих областях деятельности
необходима командная работа по типу «один за всех и все за одного». Тем ни менее, работать в команде необходимо уметь, ведь нужно прислушиваться к лидеру, идти на компромисс, а также нести ответственность за результат в целом, не играя в одни ворота. Именно для этого необходимо развивать в подрастающем поколении командный дух.
Словарь Макмиллан определяет командный дух как «восторженное отношение к работе или игре вместе с другими людьми в команде».
Задача нашей работы выяснить, как сформировать командный дух у школьников начальных классов с помощью спортивных соревнований. Также выявить, какой из предложенных нами вариантов (и вариантов из литературных источников) является самым действенным для прикладного назначения. Практическая значимость нашего труда имеет прикладной характер для тренеров детский секций и школ.
С командой дети сталкиваются впервые, играя в игры во дворе, детских садах, развивающих секциях, именно тогда начинается формирование у ребенка коллективизма. Обучение в игровой форме давно популярно в педагогике, ведь так ребенок получает необходимые навыки, при этом меньше устает и противится, получая от процесса удовольствие. В командных спортивных соревнованиях мы вырабатываем, как и командный дух, так и развиваем физические показатели. Ощущая себя частью целого, ребенок понимает, что своими низкими результатами может подвести свою команду, поэтому на фоне этого вырабатывается самомотивация.
Каждая спортивная команда начинается с учебно-тренировочной группы, которой ставят определенные задачи и цели. Одной из наиболее важных целей, является достижение высоких командных результатов. Достигнуть этого в одиночку невозможно поэтому, стремление к общей победе, помогает группе сплотиться.
Такая группа вместе переживает, взлеты и падения, у них появляется виденье, что команда работает как единый механизм. В трудных ситуациях, когда победа кажется не достижимой, у членов таких коллективов, проявляются способности, о наличие которых они даже не подозревали. Участники коллектива осознают, что команда становится неотъемлемой частью их жизни, а соревнования и тренировки не нудной необходимостью, а интересным времяпровождением. В этот момент и появляется уникальное чувство команды, которое связано с коллективным духом и успехом.
Несмотря на то, что на первый взгляд видны одни лишь положительные стороны, некоторые люди с недоверием относятся к таким переменам в своей жизни. Именно поэтому некоторые члены команды могут вести себя не так, как вы думали. Одна часть команды воспримет такие изменения с радостью, другая часть будет равнодушна к ней, а кто-то посчитает угрозой своей жизни и начнет активную войну против таких перемен. Именно, из-за таких разногласий для сплочения группы необходим уверенный в себе лидер, и самое главное заинтересованный в успехах - тренер.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что основной задачей тренера является сплочение команды и формирование у них «командного духа», ему необходимо показать преимущества такого коллектива для каждого из его членов. Иначе говоря, необходимо заразить их этой идеей и стимулировать их на создание настоящей команды. Показать им как замечательно, когда тебя понимаю почти без слов и поддерживают в любых ситуациях. Команда, члены которой готовы стоять стеной друг за друга достигают небывалых успехов [1].
Значительную роль в сплочении спортивного коллектива играют, особые командные ритуалы. Например, в одной из игр футболист «Ливерпуля» включил свою музыку перед матчем. После этого команда одержала сокрушительную победу. В дальнейшем, когда ритуал прослушивания музыки перед игрой повторялся, команда побеждала.
Многие команды для поднятия боевого духа придумывают различные девизы, которые помогают игрокам собраться и скооперироваться. Всем известен олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее» и «Один за всех и все за одного!» - девиз мушкетеров, который не раз приводил их к победам, а также легендарное - «Вместе мы команда!». Можно
придумать что-то свое, как это сделали юные спортсмены из клуба «Динамит»: «Если округ наш гремит, это сделал Динамит!», или другие - «Все ребята боевые и стартуют лучше всех, нашу сборную команду ждут победа и успех!» [1].
Как известно, во времена великих сражений король, вождь, полководец и другие лидеры поднимали военный дух с помощью вдохновляющей речи, это помогало настроить войско на победу, даже, когда силы были неравны. Таким же образом данный прием пользуется популярностью у менеджеров, тимлидеров, директоров, или, что нам более важно может быть использовано у капитана команды, тренера или педагога.
Для того чтобы подвигнуть команду к действию, необходимо замотивировать их произнеся речь с энтузиазмом и верой в успех начинания. Такую речь нельзя написать заранее и зачитать в подходящий момент, вы должно вести диалог с командой и тогда вы поймете, что нужно сказать для подъема боевого духа команды. Необходимо настроить команду на мысль, о том, как важен вклад каждого игрока в общее дело.
Немало важно создать в команде дружескую атмосферу, так дети будут чувствовать себя свободно и защищено, тратя силы на тренировки и соревнования, а не выяснения отношений с коллективом. Для разрешения конфликтов необходимо проводить беседу наедине с детьми, у которых произошел конфликт, не вынося при этом проблему на всеобщее обозрение. При разговоре важно не обвинять никого из детей, а выяснить проблему, так будут складываться дружеские и доверительные отношения к тренеру, что также важно, как и атмосфера с коллективом, ведь тренер должен вдохновлять, а не внушать страх детям, при этом необходимо соблюдать грань, между «своим парнем» и авторитетным человеком.
Также при общении со своей командой, тренеру необходимо понимать, что нельзя выделять кого-то из коллектива, так как остальные ее члены будут настраивать себя на негативные мысли, воспринимая своего товарища, как соперника. Необходимо внушить, что есть «мы», а не «я».
Тренеру необходимо выявить лидера в команде и привлечь его на свою сторону, так у него будет союзник, ведь лидер может стать не только причиной выигрыша, но и поражения.
Как мы уже сказали, важно замотивировать команду, но и также важно, чтобы сам тренер/педагог имел азарт, видя в победе своей команды не только выгоду, но и увлеченность к своей деятельности. Чтобы понять, какой из перечисленных нами способов имеет большее практическое значение, мы провели опрос среди школьников 3-9 классов волгоградских школ, которые занимаются командными играми.
Мы спросили у ребят: «Что больше всего сближает вас с командой», предложив им такие варианты ответа: А) девиз/ форма. Б) тренер. В) процесс тренировок. Г) времяпровождение вне спортивных мероприятий.
Всего в опросе приняло 100 человек, где результаты распределились следующим образом (рисунок 1).
■ девиз/ форма тренер
43%__
~~~_23% ■процесс тренировок
времяпровождение вне спортивных мероприятий
опроса
То есть, исходя из исследования, мы можем сделать вывод, что времяпровождение в неформальной обстановке улучшает взаимоотношения между членами команды, тем
.19%
Рисунок 1 - Результаты
самым вырабатывая командный дух.
Результаты данного исследования были подтверждены на практике. Один из авторов статьи, работающий тренером в детской секции по волейболу, стала проводить тренинги по сплочению команды, путем внеурочных мероприятий - походы, выставки, детские городские мероприятия.
Итогом стало то, что у школьников был сформирован командный дух, налажены контакты друг с другом и с тренером, что отразилось в достижении высоких результатах в последней игре на соревнованиях.
Таким образом, при должном старании и искренней заинтересованности, дети поймут, что лишь объединенные общей целью они смогут достигнуть наилучших результатов. И если они станут действовать как единый механизм, работа которого зависит от каждой, даже незначительной детали, то позже, даже поодиночке, смогут добиваться своих целей. Именно в этом и заключается особенность этого уникального чувства команды, товарищей готовых прийти на помощь в любой момент.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куртов, Г.Г. Формирование командного духа у подростков занимающихся волейболом / Г.Г. Куртов. - URL : http://new.pdfm.ru/35pedagogika/198881-1-visshego-obrazovaniya-rossiyskiy-gosudarstvenniy-professionalno-pedagogicheskiy-universitet-formirovanie-komandn.php (дата обращения 23 сентября 2019).
2. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лотоненко А.В. - Краснодар, 1998. - 39 с.
3. Озолин, Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях / Э.С. Озолин. - URL : http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm (дата обращения 22 сентября 2019).
REFERENCES
1. Kurtov, G.G. "Team building for teenagers involved in volleyball", available at: http://new.pdfm.ru/35pedagogika/198881-1-visshego-obrazovaniya-rossiyskiy-gosudarstvenniy-profes-sionalno-pedagogicheskiy-universitet-formirovanie-komandn.php (Date accessed September 23, 2019).
2. Lotonenko, A.V. (1998), The pedagogical system of the formation of needs of students in physical education in students, dissertation, Krasnodar.
3. Ozolin, E.S. Ways of attracting children to trainingandsaving them in sports sections, available at: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm (Date accessed September 22, 2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2019
УДК 796.8
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЯСНИЧНЫХ БОЛЕЙ У СПОРТСМЕНОВ РАЗРЯДНИКОВ В СИЛОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Сергей Юрьевич Никитченко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Ирина Михайловна Веселова, преподаватель, Ильяс Умарович Далнаев, преподаватель, Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева, Москва
Аннотация
В статье приводится анализ результатов эксперимента, по выявлению и восстановлению нарушений в двигательной активности спортсменов, под воздействием осевых нагрузок при выполнении базовых упражнений, а также установление оптимального количества тренировочных дней для увеличения спортивного результата и снижения травматизма в силовых видах спорта.
Ключевые слова: позвоночник, травматизм, пояснично-крестцовый отдел, мышечная