О Г. А. КУЛКЫБАЕВ, А. А. ИСМАИЛОВА, 2003 УЛК 613.644:622):616.89-07
Г. А. Кулкыбаев, А. А. Исмаилова
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ГОРНОРАБОЧИХ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ
Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний Минздрава Республики Казахстан. Караганда
Одним из методов выявления неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья населения при воздействии факторов производственной среды может служить оценка психологического статуса индивидуума, что особенно важно в условиях современного социально-экономического положения страны [1, 7, 8]. В последнее время объектом ряда исследований является шумовой фактор. Известно, что шум неблагоприятно влияет на психическое состояние, вызывая чувство беспокойства и раздражения, является причиной увеличения заболеваемости и развития профессиональных заболеваний, способствует снижению производительности труда, увеличивает количество несчастных случаев на работе [4, 5, 11). Важными и актуальными вопросами физиологии труда являются выяснение причин развития психических расстройств, особенностей функционирования адаптационных механизмов в обеспечении умственной работоспособности и толерантности организма к повышенным эмоциональным нагрузкам, вызванных воздействием шумового фактора, и разработка профилактики неблагоприятных его воздействий на состояние здоровья работающих [3, 9]. В практике гигиенических исследований психодиагностические методики не нашли широкого применения из-за отсутствия до сих пор базисного набора контролируемых показателей психической сферы. До настоящего времени не вполне ясно, как влияет производственный шум на психофизиологический статус рабочих, какие психические процессы и функции страдают в первую очередь и как это сказывается на состоянии здоровья и работоспособности [7, 12).
Целью работы явилось изучение влияния шумового фактора на психологический статус горнорабочих в зависимости от успешности овладения профессией подземной угледобычи.
Объектами исследования явились 40 горнорабочих угольных шахт УД ОАО "Испат-Кармет", которые были сформированы в 2 группы по 20 человек в каждой в зависимости от успешности овладения профессией. Подбор групп осуществлен методом экспертных оценок по результатам анкетного опроса инженерно-технических работников (начальники участков и их заместители), которые и характеризовали надежность (успешность или неуспешность) в овладении профессией. Средний возраст и стаж горнорабочих статистически не различались и составили соответственно 39,7 1 1,4 и 13,7 ± 1,6 года; 36,9 ± 1,8 и 10,6 ± 1,1 года. В контрольную группу включены 10 волонтеров в возрасте 25—33 лет, не имеющих контакта с факторами угольного производства.
Для решения задач по обоснованию критериев психологического статуса организма испытуемых в условиях экспериментальной (звукоизолированной) камеры было организовано интенсивное шумовое воздействие, приближенное к условиям подземной угледобычи. Шум создавался воспроизве-
дением записи с магнитофонной ленты (магнитофон ВЕГА-ЮЗ). В течение 30 мин испытуемые подвергались шумовому воздействию эквивалентным уровнем 95 дБА.
Для исследования психологического статуса человека использовали бланковые тесты, позволяющие оценить эмоциональную сферу: тест Айзенка — определение уровня нейротизма и вертирован-ности [15]; тест Спилбергера—Ханина (шкала самооценки тревожности). Методика Спилбергера— Ханина позволяет определить субъективную оценку реактивной (как состояние) и личностной (как устойчивая характеристика) тревожности, которая связана с активацией поведенческих механизмов адаптации, ощущением внутреннего напряжения 114, 16].
Тестовые умственные нагрузки предъявляли в виде блока выполнения различных заданий, представленных в виде бланков. При этом на выполнение тестов Анфимова, на пространственное мышление, на определение механической (числа) и смысловой памяти (слова) отводилось строго дозированное время (создавался дефицит), а при определении устойчивости внимания (тест "перепутанные линии") регистрировали время его выполнения [6, 10, 13].
С помощью опросника "Субъективная оценка памяти" (СОП) [2] проведено исследование мне-стических возможностей человека в реальной жизни, которые по природе неоднородны и характеризуют процессы постоянной и оперативной памяти. Следует помнить, что собственные мнестические возможности разделяются на конкретные задачи — запомнить и сохранить информацию и исследовать личностную регуляцию поведения. Для этого испытуемым предлагали выбрать ответы на ряд вопросов, которые они считают наиболее подходящими. Заполнение анкеты проводилось без учета времени выполнения. Выполнение тестовых умственных нагрузок проводилось в три этапа: в положении сидя в комфортных условиях при достаточном уровне освещения; затем в условиях шумовой нагрузки на 10-й минуте; в конце эксперимента (на 30-й минуте после прекращения шумового воздействия). Полученные материалы обработаны с привлечением корреляционного анализа. Опенку значимости изменений психологических показателей производили с применением критерия Стьюдента.
Горнорабочие обеих групп в основном были представлены интравертированным типом личности с низкой степенью эмоциональной устойчивости (12,8 и 13,7 балла) по сравнению с таковой у рабочих контрольной группы. Высокий уровень нейротизма отмечен у успешно работающих горнорабочих, который на 65% выше, чем у лиц контрольной группы. Возрастание вертированности совпадало с уменьшением силы нервных процессов, ухудшением показателей восприятия, снижением пропускной способности зрительного анали-
Таблица 1
Динамика изменения показателей внимания под действием шума
Группа испытуемых Устойчивость внимания Скорость переработки информации Продуктивность внимания Скорость переноса информации — сложная
фон шум фон шум простая сложная простая
Контроль 6,4 11.3 9,3 ± 1,5* 0,036 ± 5,6 0,048 ± 6,8 247,7 ± 30 262,5 ± 54,6 3,03 ± 5,7 2,9 ± 0,2
Успешно работающие 7,2 ± 1,2 6,0 ± 0,7 0,038 1 5,9 0,041 ± 5,8 181 ± 31,2 147,9 ± 23,3 3,04 10,17 6,9 14,3
Работающие менее успешно 6,9 1 0,9 7,8 1 1,1 0,037 1 4,6 0,042 1 5,1 247 1 35,9 171,9 1 27,6 3,57 1 0,18 3,1 1 0,2
Примечание. Звездочка — достоверные различия с фоном (р < 0,05).
затора, устойчивостью внимания, качества зрительной и слуховой памяти.
Показатели концентрации внимания горнорабочих в обеих анализируемых группах до шумовой нагрузки достоверно не различались. Однако на фоне шумового воздействия показатели внимания (табл. 1) у успешно работающих горнорабочих и лиц контрольной группы достоверно различались (р < 0,05) за счет разнонаправленное™ изменений. Улиц контрольной группы показатели внимания и скорость переработки информации выросли на 45% и 34, а у горнорабочих, справляющихся с работой менее успешно, всего лишь на 13%.
У горнорабочих, успешно справляющихся с работой, показатель внимания, наоборот, уменьшился на 16,6%, а скорость переработки информации в зрительном анализаторе выросла всего лишь на 8%. Следует также отметить, что продуктивность и качество внимания у них при действии шума заметно снижается, хотя скорость переработки возрастает, что отражает нарушение координации функционирования в центральной нервной системе испытуемых. Наиболее высокие показатели продуктивности внимания получены при выполнении теста с переключением внимания. У успешно работающих горняков достоверно отмечены более высокие значения скорости переноса информации в зрительном анализаторе (р < 0,05).
Такая характеристика высшей нервной деятельности, как память, оценена по данным кратковременной памяти на знакосимвольную информацию, смысловой памяти — на вербальные стимулы (слова), долговременной памяти — на слова (табл. 2). Способность к непосредственному запоминанию определена с помощью опросника СОП. Средне-групповые значения СОП в исследуемых группах существенно не различались. Однако качество непосредственного запоминания у горнорабочих обеих групп была на 8 и 10% выше, чем у лиц контрольной группы. У горнорабочих, менее успешно справляющихся с работой, показатель, отражающий эмоциональную неустойчивость, достигал 3,9
балла, тогда как у других испытуемых он был ниже на 5 и 11%.
Фоновые значения зрительной памяти не имели достоверных различий. Хотя качество выполнения этого теста при воздействии шума было лучше у лиц контрольной группы и менее успешно работающих горняков (возросло соответственно на 13 и 8% по сравнению с фоном), а у успешно работающих горнорабочих этот показатель, наоборот, снизился на 5%.
Для выявления качества выполнения пробы смысловой памяти на вербальные стимулы (слова) мы давали тест для выявления смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логической памяти. Горнорабочие обеих групп показали более высокие результаты по тесту смысловой памяти на вербальные стимулы, чем лица контрольной группы (р < 0,01). При действии шума качество выполнения теста у лиц контрольной группы выросло на 13%, а у горнорабочих оно практически не изменилось. Тест на долговременную память лучше выполнили горнорабочие, менее успешно справляющиеся с работой (5,3 балла). Мыслительная способность оценена по данным пространственного и логического мышления, которое более развито у лиц контрольной группы (3,5 балла), чем у горнорабочих обеих групп.
Среднегрупповые значения силы нервных процессов испытуемых были достаточно высокими. Число ли с высокой силой нервных процессов в группе успешно работающих было выше на 8%, чем среди лиц, менее успешно справляющихся с работой и выше на 20%, чем среди лиц контрольной группы. Установлено, что сила нервных процессов имела отрицательную корреляцию с уровнем скрытого времени сенсомоторной реакции, субъективной оценкой возбуждающего восприятия шума. При увеличении силы нервных процессов увеличивалось и качество зрительной памяти после воздействия шума. Показатели ассиметрии в группе работающих менее успешно были в 4 раза выше, чем в других сравниваемых группах. Выявлено, что
Динамика изменения показателей памяти под действием шума
Таблица 2
Субъективная оценка памяти Зрительная память Слуховая память
Группа испытуемых СОП эмоциональная неустойчивость смысловые связи фон шум фон шум Долговременная память Пространственное мышление
Контроль 3,5 1 0,02 3,4 1 0,41 3,1 1 0,5 3,7 1 0,2 4,0 1 0,2 4,2 1 0,2 4,7 1 0,2
Успешно работающие 3,5 1 9,4 3,7 1 0,11 3,4 1 0,1 4,4 1 0,4 4,2 1 0,6 8,0 1 0,2 7,9 1 0,4
Работающие менее успешно 3,6 1 9.4 3,8 1 0,15 3,3 1 0,1 4,3 1 0,5 4,8 1 0,5 7,3 1 0,3 7,5 1 0,3
3,3 1 0,12 3,5 1 0,17 4,9 1 0,56 2,9 1 0,18 5,3 1 0,4 3,0 1 0,2
высокое значение ассиметрии межполушарных взаимодействий приводит к усилению концентрации восприятия световых и звуковых стимулов.
Изучение психофизиологической адаптации горнорабочих угольных шахт к воздействию шумового фактора показало, что незначительные отличия показателей реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности от области нормальных значений не влекут за собой особого напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов. Так, показатели тревожности находились в пределах средних, хотя у шахтеров они были несколько выше, чем у лиц контрольной группы, что, по-видимому, объясняется более низким уровнем их эмоциональной устойчивости. Рост РТ совпадал со снижением подвижности нервных процессов. Снижение ЛТ имело корреляционные связи с улучшением зрительной памяти и выполнения теста СОП. Снижение значений тревожности позволяет нам предположить, что функционирование организма горнорабочих при высоком нервно-эмоциональном напряжении приводит к возникновению нарушения сбалансированности психофизиологического статуса, которое может быть сигналом нарушения адаптивных механизмов психической адаптации.
Воздействие шума на качество умственной работоспособности, памяти и внимания по-разному проявилось у обследованных лиц. Так, у лиц контрольной группы отмечено угнетающее действие шума на такие качества, как концентрация внимания, ее устойчивость, скорость переноса ее в зрительном анализаторе, а также качество зрительной памяти на знакосимвольную информацию. У горнорабочих обеих анализируемых групп воздействие шума явилось возбуждающим фактором и приводило к возрастанию продуктивности внимания, улучшению качества зрительной и смысловой памяти. Анализ динамики адаптации показателей умственной работоспособности горнорабочих свидетельствует об успешной адаптации к данной технологии угольного производства, ее специфика направлена на мобилизацию познавательных ресурсов, развитие активности, самостоятельности в работе и способствует концентрации внимания. При повышении лабильности нервных процессов одно-направленно возрастало качество умственной работоспособности и зрительной памяти.
Анализ состояния психологической адаптации горнорабочих в условиях воздействия моделируемого шумового фактора показал, что состояние рабочего напряжения в этих условиях при предъявлении информационной умственной нагрузки вызывает мобилизацию резервов со стороны таких показателей, как индекс внимания (р < 0,05), что вызвано необходимостью постоянной готовности в течение рабочей смены к действию. Временная неопределенность появления информации и принятия ответного решения при работе в условиях воздействия шума вызывает напряжение и концентрацию внимания, а также мобилизацию памяти. Снижение со стороны внимания отмечается к окончанию рабочей смены, что вызвано скорее всего особенностью профессиональной деятельности горнорабочих, которая требует принятия экстренных решений при возникновении аварийных и стрессовых ситуаций.
Все это определяет неустойчивость сенсомотор-ных реакций, ухудшение качества умственной работоспособности, памяти и внимания, которое существенно снижает надежность выполнения трудовой деятельности шахтеров с элементами работы оператора-манипулятора. Это подтверждается и работами других авторов [7, 8], выявивших, что производственный стресс обычно развивается под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности и характеризуется перенапряжением физических и психических функций, нарушением профессиональной эффективности и безопасности труда. В конечном итоге он выливается в состояние апатии, депрессии, сниженной работоспособности или в состояние деструктивной неконтролируемой агрессии.
Полученные данные согласуются с результатами ряда исследователей [4, 5, 11], в которых показано неблагоприятное действие шума на сквозные психические процессы, отвечающие за работоспособность и эффективность труда. Однако если учесть, что горнорабочие угольных шахт подвергаются воздействию шума значительно более высоких уровней, то проблема ухудшения психологического статуса работников шумовых профессий с последующим снижением работоспособности, возрастанием числа ошибок при принятии решений и увеличением риска возникновения аварийных ситуаций становится, несомненно, актуальной.
Выводы. 1. Результаты изучения психологического статуса горнорабочих подземной угледобычи свидетельствуют о том, что у лиц, подвергающихся интенсивной шумовой нагрузке, возрастает РТ, ухудшается самочувствие и настроение, нарушается протекание психических процессов с наиболее выраженными изменениями в эмоционально-волевой сфере.
2. Такие качества, как вертированность, асси-метрия нервных процессов, РТ и ЛТ, определяли снижение пропускной способности зрительного анализатора, устойчивости внимания, качества зрительной и слуховой памяти и мнестических качеств испытуемых, субъективной оценки памяти на фоне действия шума, что позволяет определить их как критерии оценки резистентности организма горнорабочих к воздействию шумового фактора.
Л итература
1. Гребенева О. В., Исмаилова А. А., Мусина А. А. и др. //Аллергия, иммунология и глобальная сеть: взгляд в новое тысячелетие: Материалы VII Международного конгресса по иммунореабилитации. — Нью-Йорк, 2001. - С. 205-206.
2. Завьялова Е. К., Телин В. И., Тихонов М. //. // Физиология человека. — 1989. — Т. 15, № 5. — С. 16— 21.
3. Исмаилова А. А. // Наука и образование — ведущий фактор стратегии "Казахстан-2030", посвяш. 10-летию независимости Казахстана: Труды Международной науч. конф. — Караганда, 2001. — С. 469— 472.
4. Исмаилова А. А., Кулкыбаев Г. А. // Успехи и перспективы физиологии труда в третьем тысячелетии: Материалы 10-й Всероссийской конф. — М., 2001. - С. 62-64.
5. Kymenoe Е. И., Варфоломеева И. В., Чарыева Ж. Г. // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 58-71.
6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992.
7. Макаренко //. В. Психофизиологические функции и операторский труд. — Киев, 1991.
8. Матюхин В. В. // Медицина труда и пром. экол. — 2001. - № 6. - С. 1-6.
9. Панков В. Б. // Гиг. труда. - 1995. - № 2. — С. II — 13.
10. Разыграева Н. А. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. — М., 1997. - С. 364.
11. Суворов Г. А., Лихнчцкий А. М. Импульсный шум и его влияние на организм человека. — Л., 1985.
12. Человек, производство, управление: Психодиагностический словарь—справочник / Под ред. А. А. Крылова, В. П. Сочивко. — Л., 1982.
13. Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988.
14. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга. - Л., 1976.
15. Eysenk Y. J. Experiments of personolity. — London, I960.
16. Spielberger Cg., Sarason J. Stress and Anxierty. — Wach-ington, 1975. - Vol. 1. — P. 285-290.
Поступила 08.0S.2002
Summary. The use of psychological-and-diagnostic techniques ant tests designed to study the mental condition and to evaluate the efficiency of psychological adaptation will ensure an early detection of different disorders in the mental status of miners and a differentiation of the population according to their prevalence, which is of a great prognostication importance. The choice of the most informative indices of the miners' psychological status will make it possible to use them in evaluating the professional adaptability of young experts mastering the mining skills, which would maintain a high standard of health and labor longevity.
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.3/.4:656.2
Л. Г. Кузина, Н. В. Делекторский, А. С. Сыромятников
УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ КОНТРОЛЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ
Федеральное государственное унитарное предприятие ВНИИ железнодорожной гигиены МПС России. Москва
Соблюдение работниками хозяйства пути установленных санитарно-гигиенических требований при выполнении своих функциональных обязанностей является существенным звеном в обеспечении безопасности движения поездов.
Одним из самых эффективных средств приборного контроля за состоянием рельсового пути является применение дефектоскопов различных типов и модификаций.
Единая система дефектоскопии базируется на комплексном использовании съемных ультразвуковых приборов, а также магнитных и ультразвуковых вагонов-дефектоскопов и автомотрис.
Лабораторией гигиены труда при эксплуатации и строительстве объектов железнодорожного транспорта (ЛГТЭиС)ФГУП ВНИИЖГМПС России, начиная с 1990 г., особое внимание было уделено изучению условий труда работников диагностических средств контроля за состоянием рельсового пути, непосредственно отвечающих за безопасность движения.
Проведенные исследования позволили разработать и утвердить "Санитарные правила при работе с ультразвуковыми дефектоскопами" № ЦУВСС— 6/7—97, "Санитарно-гигиенические требования к проектированию и эксплуатации диагностических вагонов и дрезин" № ЦУВСС—6/2—98 и "Санитарно-гигиенические требования для работников вагонов дефектоскопов" № ЦУВСС—6/9—00.
Разработанные нормативные документы обеспечили центрам Госсанэпиднадзора на железных дорогах России возможность провести более качественную оценку соответствия состояния контролируемых объектов современным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям |1, 2].
В действующем приказе МПС России от 25.02.97 № 2-ЦЗ важное значение уделено дорожным лабораториям дефектоскопии, которые обеспечивают выполнение всех видов ремонта дефек-
тоскопов в стационарных условиях, оказывают помощь в организации работы по эффективном использованию средств рельсовой дефектоскопии и выполняют метрологическую поверку дефектоскопов.
Учитывая необходимость разработки санитарно-гигиенических требований для дорожных лабораторий дефектоскопии, ЛГТЭиС были детально изучены факторные особенности условий труда основного контингента — наладчиков путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) дорожной лаборатории дефектоскопии.
Проведенные исследования и изучение технологического процесса, а также факторных особенностей условий труда работников дорожных лабораторий дефектоскопии позволили разработать "Санитарные правила для дорожных лабораторий" № ЦУВСС—6/3—98.
Следует отметить, что приказом Министерства путей сообщения РФ от 25.02.97 № 2—ЦЗ определен порядок работы с применением переносных и съемных рельсовых дефектоскопов на линии, а также порядок контроля рельсов съемными и переносными дефектоскопами.
Указанным приказом также установлены нормативные объемы контроля рельсов. По каждой дистанции пути за каждой дефектоскопной тележкой закрепляется бригада из двух операторов, при этом один из них назначается руководителем бригады и несет ответственность за выполнение сменного задания.
Существенную часть нагрузки сменного задания по контролю рельсов для работников определяет протяженность установленного маршрута (в среднем 6 км), значительную часть которого приходится преодолевать по шпалам с приложением мышечных усилий по перемещению оборудованной контрольными средствами дефектоскопной тележ-