Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ КОНТРОЛЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ'

УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ КОНТРОЛЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conducted sanitary-and-hygienic investigations contributed to working out the up-to-date sanitary-and-hygienic requirements aimed at maintaining the health status of the mentioned workers, they are also expected to enhance the safety in trains’ traffic.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ КОНТРОЛЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ»

6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992.

7. Макаренко //. В. Психофизиологические функции и операторский труд. — Киев, 1991.

8. Матюхин В. В. // Медицина труда и пром. экол. — 2001. - № 6. - С. 1-6.

9. Панков В. Б. // Гиг. труда. - 1995. - № 2. — С. II — 13.

10. Разыграева Н. А. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. — М., 1997. - С. 364.

11. Суворов Г. А., Лихнчцкий А. М. Импульсный шум и его влияние на организм человека. — Л., 1985.

12. Человек, производство, управление: Психодиагностический словарь—справочник / Под ред. А. А. Крылова, В. П. Сочивко. — Л., 1982.

13. Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988.

14. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга. - Л., 1976.

15. Eysenk Y. J. Experiments of personolity. — London, I960.

16. Spielberger Cg., Sarason J. Stress and Anxierty. — Wach-ington, 1975. - Vol. 1. — P. 285-290.

Поступила 08.0S.2002

Summary. The use of psychological-and-diagnostic techniques ant tests designed to study the mental condition and to evaluate the efficiency of psychological adaptation will ensure an early detection of different disorders in the mental status of miners and a differentiation of the population according to their prevalence, which is of a great prognostication importance. The choice of the most informative indices of the miners' psychological status will make it possible to use them in evaluating the professional adaptability of young experts mastering the mining skills, which would maintain a high standard of health and labor longevity.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.3/.4:656.2

Л. Г. Кузина, Н. В. Делекторский, А. С. Сыромятников

УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ КОНТРОЛЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Федеральное государственное унитарное предприятие ВНИИ железнодорожной гигиены МПС России. Москва

Соблюдение работниками хозяйства пути установленных санитарно-гигиенических требований при выполнении своих функциональных обязанностей является существенным звеном в обеспечении безопасности движения поездов.

Одним из самых эффективных средств приборного контроля за состоянием рельсового пути является применение дефектоскопов различных типов и модификаций.

Единая система дефектоскопии базируется на комплексном использовании съемных ультразвуковых приборов, а также магнитных и ультразвуковых вагонов-дефектоскопов и автомотрис.

Лабораторией гигиены труда при эксплуатации и строительстве объектов железнодорожного транспорта (ЛГТЭиС)ФГУП ВНИИЖГМПС России, начиная с 1990 г., особое внимание было уделено изучению условий труда работников диагностических средств контроля за состоянием рельсового пути, непосредственно отвечающих за безопасность движения.

Проведенные исследования позволили разработать и утвердить "Санитарные правила при работе с ультразвуковыми дефектоскопами" № ЦУВСС— 6/7—97, "Санитарно-гигиенические требования к проектированию и эксплуатации диагностических вагонов и дрезин" № ЦУВСС—6/2—98 и "Санитарно-гигиенические требования для работников вагонов дефектоскопов" № ЦУВСС—6/9—00.

Разработанные нормативные документы обеспечили центрам Госсанэпиднадзора на железных дорогах России возможность провести более качественную оценку соответствия состояния контролируемых объектов современным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям |1, 2].

В действующем приказе МПС России от 25.02.97 № 2-ЦЗ важное значение уделено дорожным лабораториям дефектоскопии, которые обеспечивают выполнение всех видов ремонта дефек-

тоскопов в стационарных условиях, оказывают помощь в организации работы по эффективном использованию средств рельсовой дефектоскопии и выполняют метрологическую поверку дефектоскопов.

Учитывая необходимость разработки санитарно-гигиенических требований для дорожных лабораторий дефектоскопии, ЛГТЭиС были детально изучены факторные особенности условий труда основного контингента — наладчиков путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) дорожной лаборатории дефектоскопии.

Проведенные исследования и изучение технологического процесса, а также факторных особенностей условий труда работников дорожных лабораторий дефектоскопии позволили разработать "Санитарные правила для дорожных лабораторий" № ЦУВСС—6/3—98.

Следует отметить, что приказом Министерства путей сообщения РФ от 25.02.97 № 2—ЦЗ определен порядок работы с применением переносных и съемных рельсовых дефектоскопов на линии, а также порядок контроля рельсов съемными и переносными дефектоскопами.

Указанным приказом также установлены нормативные объемы контроля рельсов. По каждой дистанции пути за каждой дефектоскопной тележкой закрепляется бригада из двух операторов, при этом один из них назначается руководителем бригады и несет ответственность за выполнение сменного задания.

Существенную часть нагрузки сменного задания по контролю рельсов для работников определяет протяженность установленного маршрута (в среднем 6 км), значительную часть которого приходится преодолевать по шпалам с приложением мышечных усилий по перемещению оборудованной контрольными средствами дефектоскопной тележ-

ки, ее съемом и возвращением на путь при прохождении поездов.

Вместе с тем в 1999 г. Департамент пути и сооружений МПС России обратился в Департамент здравоохранения МПС России с просьбой об увеличении норматива по контролю рельсового пути для операторов дефектоскопной тележки с 6 до 9 и 12 км пути за смену с целью получения экономического эффекта от сокращения количества дорогостоящих дефектоскопов.

Актуальность поставленной задачи определила необходимость детального изучения условий труда и специфики выполняемых работ самого обширного контингента работников диагностических средств контроля за состоянием рельсового пути — операторов дефектоскопной тележки.

Для решения этой ответственной проблемы потребовалась разработка специалистами ВНИИЖГ методики, в соответствии с которой были выполнены необходимые исследования.

Проведенные ЛГТЭиС ВНИИЖГ МПС России исследования в целях обеспечения безопасных и гигиенически обоснованных условий труда для работников хозяйства пути вылились в серьезную на-учно-исследовательскую работу, задачей которой являлась оценка функционального состояния и работоспособности операторов дефектоскопной тележки при работе по технологии "Новомосковского метода" (с ежедневной усредненной нормой 9 км пути и работе "в три оператора и один сигналист"), а также по "новой" технологии (с ежедневной усредненной нормой 12 км пути и работе "в четыре оператора") по сравнению с традиционной технологией (с ежедневной усредненной нормой 6 км пути и работе "в два оператора и два сигналиста").

В ходе исследований функционального состояния и работоспособности операторов при работе по каждой из трех указанных технологий были изучены и оценены изменения функционального состояния сердечно-сосудистой, мышечной и нерв-но-анализаторной систем организма работающих, изменения их физической и умственной работоспособности, а также учтена субъективная оценка степени производственного утомления со стороны самих операторов дефектоскопной тележки.

При этом у каждого работающего до начала работы (фоновые измерения) и сразу после окончания работы (итоговые измерения) регистрировались следующие показатели:

— систолическое артериальное давление;

— диастол и чес кое артериальное давление;

— пульсовое артериальное давление;

— частота сердечных сокращений в покое и после дозированной физической нагрузки (индекс Руфье—Диксона);

— мышечная сила правой руки;

— становая сила (сила мышц спины);

— порог слуховой чувствительности на частоте 40 ООО Гц;

— ближайшая точкая ясного видения;

— оперативная память (бланковый тест Вексле-ра (символьно-цифровой);

— оперативное внимание (бланковый тест "Кольца Ландольта").

Кроме того, в процессе работы на линии для каждого оператора фиксировались следующие показатели: масса поднимаемого и перемещаемого груза (дефектоскопной тележки), расстояние переме-

щения дефектоскопной тележки при ее съеме и возвращении на путь, количество съемов дефектоскопной тележки с пути, количество наклонов корпуса, нахождение в неудобной рабочей позе, пройденное расстояние.

Всего на различных отделениях Московской железной дороги было обследовано 54 оператора дефектоскопной тележки в возрасте от 24 до 49 лет со стажем работы от 1 года от 26 лет.

В соответствии с методикой исследования полученные результаты измерений при обработке были сгруппированы с учетом признака "протяженность маршрута" на следующие группы: "6 км пути", "9 км пути" и "12 км пути", результаты измерений по каждой группе были усреднены, а затем рассчитаны относительные изменения их значений по каждому показателю, дана сравнительная оценка изменения показателей в зависимости от используемой технологии работы. Причем в качестве сравнительной группы был выбран контингент операторов, работающий по традиционной технологии (с ежедневной усредненной нормой "6 км пути" и работе "в два оператора и два сигналиста").

Результаты визуальных наблюдений за процессом работы операторов на линии позволили установить, что за смену съем дефектоскопной тележки с пути и установка ее на путь для каждого оператора происходили от 10 до 50 раз (в зависимости от интенсивности движения поездов). Масса тележки с дефектоскопами типа "Поиск-2" и "Поиск-10" в рабочем состоянии (с бачками, заполненными контактирующей жидкостью) составляет порядка 85 кг, а масса тележки с новыми дефектоскопами типа "Авикон" на 10 кг выше (за счет дополнительного бачка для контактирующей жидкости) и составляет порядка 95 кг. В то же время в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", утвержденным ЦГСЭН Минздрава России, допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную составляет:

— подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин — до 30 кг, для женщин — до 10 кг;

— подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин — до 15 кг, для женщин — до 7 кг [3).

Простой арифметический расчет показывает, что при обслуживании пути дефектоскопами типа "Поиск-2" и "Поиск-10" каждый оператор-мужчина работает с превышением норматива по тяжести труда на 12 кг, оператор-женщина — на 32 кг, при обслуживании пути дефектоскопами типа "Авикон" каждый оператор-мужчина работает с превышением норматива по тяжести труда на 17 кг, а оператор-женщина — на 37 кг (с учетом подъема и переноса дефектоскопа вдвоем).

Допустимое, обусловленное технологическим процессом, перемещение по горизонтали, для мужчин и для женщин составляет до 8 км. Однако в ходе проведения исследований было установлено, что операторам за смену даже при работе по "традиционной" технологии зачастую приходится преодолевать расстояния до 10 км, из которых 6 км пути они проходят в рабочем режиме, а остальные 4

- зз -

км следуют с дефектоскопной тележкой до места ее хранения.

Таким образом, условия труда операторов дефектоскопной тележки по гигиеническому показателю "тяжесть трудового процесса" относятся к вредному (тяжелому) труду 2-й степени (класс 3.2)', что значительно усугубляет выполнение непосредственных должностных обязанностей данного контингента работников — диагностика состояния рельсового пути съемными дефектоскопами.

Результаты проведенных исследований позволили дать гигиеническое заключение от имени Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту С. Д. Кривули, в котором отмечены конкретные рекомендации по использованию предложенных технологий, а именно: технология "Новомосковского метода" может быть распространена на малоинтенсивных контролируемых участках сети железных дорого России, так как работа по данной технологии не приводит к значимым неблагоприятным изменениям функционального состояния и работоспособности операторов дефектоскопной тележки, однако нормативы контроля состояния рельсового пути, предусмотренные этой технологией, являются предель-но-допустимыми для профессии "оператор дефектоскопной тележки"; "новая" ("12 км пути") технология не должна быть внедрена на сети железных

'2-я степень 3-го класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более).

дорог России, так как работа поданной технологии приводит к ярко выраженным неблагоприятным изменениям таких профессионально-значимых показателей состояния организма операторов дефектоскопной тележки, как оперативное внимание и оперативная память, острота зрения, острота слуха и физическая работоспособность, что неизбежно приведет к потере качества при диагностике рельсового пути и негативным образом скажется на безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте.

На основании проведенных исследований разработаны "Санитарно-гигиенические требования для операторов дефектоскопной тележки" № ЦУВСС—6/17—00.

Выводы. Санитарно-гигиенические исследования условий труда работников диагностических средств контроля за состоянием рельсового пуги и специфики производственного процесса позволяют разработать современные санитарно-гигиенические требования, которые направлены на сохранение здоровья данного контингента работающих и будут способствовать повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте.

Л итература

1. Делекторский II. В., Кузина Л. Г. // Гиг. и сан. — 2000. - № 2. - С. 24-25.

2. Делекторский Н. В., Копировский К. М.. Кузина Л. Г. // Там же. - С. 53-55.

3. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство. — М., 1999.

Поступила 08.05.2002

Summary. The conducted sanitary-and-hygienic investigations contributed to working out the up-to-date sanitary-and-liygienic requirements aimed at maintaining the health status of the mentioned workers, they are also expected to enhance the safety in trains' traffic.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 614.8:622.81

Л. Р. Сапихова, В. В. Зебзеев, А. И. Карпов, М. Н. Еремин, А. В. Горлов

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ОСТРОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЕДИНЕНИЙ СЕРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ПРИРОДНОГО ГАЗА (ОБЗОР)

Оренбургская государственная медицинская академия

Естественное постоянное стремление общества к наиболее полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей влечет за собой увеличение масштабов производства, а следовательно, и уровня техногенной опасности. Промышленное производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьезной техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями (ЧС) [6, 9, 11].

Последние годы ознаменовались значительным ростом аварий и катастроф на промышенных объектах, 50% крупнейших промышленных аварий и катастроф приходится на два последних десятиле-

тия. По данным международных организаций, за последние 5 лет в мире зарегистрировано 1913 производственных аварий, сопровождающихся влиянием на работающих и население более 80 химических соединений [12]. Увеличивается разрушительная сила аварий и катастроф: только на 1980— 1988 гг. приходится около 50% погибших и 40% раненых в результате промышленных катастроф XX века. Это связано с рядом причин (6):

— возрастанием масштабов применения в техносфере сложных технических систем, характеризующихся огромной энерговооруженностью, большой концентрацией значительных единичных мощностей на сравнительно небольших площадях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.