Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДРОСТКИ ПРОФШКОЛЫ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исмаилова А.А., Онаев С.Т.

Для улучшения умственной деятельности и психоэмоционального состояния подростков профессиональных школ рекомендовано применение биологически активной добавки (БАД) во время учебной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исмаилова А.А., Онаев С.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING BIOLOGICALLY ACTIVE SUPPLEMENTS TO IMPROVE PSYCHOEMOTIONAL STATE IN TEENAGERS

To improve mental facilities and psychoemotional state in teenagers of occupational schools, the authors recommend using biologically active supplements during studies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ»

пылевым бронхитом, сочетающимся с первой стадией дисциркуляторной энцефалопатии, в меньшей степени сказывается на мозговой гемоциркуляции, чем у больных при начальных проявлениях недостаточности кровоснабжения мозга, и сопровождается лишь количественным нарастанием депрессии мозгового кровотока и неадекватности ауторе-гуляции при компрессионной пробе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов Г.А. Начальные проявления сосудистых заболеваний головного мозга. — Л.: Медицина, 1983.

2. Акопян В.П. Гипокинезия и мозговое кровообращение. — М.: Медицина, 1999.

3. Гайдар Б.В., Парфенов В.Е., Свистов Д.В. // В кн.: Ультразвуковая диагностика сосудистых заболеваний / Под ред. Ю.М. Никитина и А.И. Тру-ханова. — М.: Видар, 1998. — С. 241—244.

4. Гусев Е.И. // В кн.: Тезисы докладов. IV Всерос. съезд невропат. и психиатр. — М., 1980.

— С. 93—98.

5. Кайшибаев С.К. Ранний церебральный атеросклероз (клиника, диагностика и лечение). — Ал-

маты, 1998.

6. Кайшибаев С.К., Нургужаев Е.С. // В кн.: Сосудистая патология головного мозга. — Алматы,

1994. — С. 5—10.

7. Мчедлишвили Г.И., Ормоцадзе Д.Г., Николай-швили Л.С., Барамидзе Д.Г. // Физиол. журн.

СССР. — 1975. — № 10. — С. 1478—1485.

8. Никитин Ю.М. // В кн.: Ультразвуковая доп-плеровская диагностика сосудистых заболеваний /

УДК 613.292]-053.6

Под ред. ЮЖ Никитина, A.^ Труханова. — M.,

1998. — С. 64—114.

9. Семин Г.Ф., Иванов Ю.С., Локян А.Б., Mкрmчян M.С. Практикум по ультразвуковой доп-плерографии артерий головы и мозга. — Ереван,

2DDD.

1D. Смирнова И.M., Абалмасов В.Г. и др. // В кн.: 4-й Mеждyнаpодный симпозиум по транскраниальной допплерографии. — С.-Пб, 1997. — С. 92— 93.

11. Сосудистые заболевания головного мозга / M.M. Одинак, A.A. Mиxайленко, Ю.С. Иванов, Г.Ф. Семин. — С.-Пб: Гиппократ, 2DD3. — С. 125—128.

12. Угрюмов B.M., Теплов С.И., Тиглеев Г.С. Регуляция мозгового кровообращения. — Л., 1984.

13. Шахнович А.Р., Шахнович B.А. // В кн.: Диагностика нарушений мозгового кровообращения. Транскраниальная допплерография. — M., 199б. —

С. 4D8—426.

14. Aaslid R., Lindegard K., Sorteberg W., Nornes H. // Stroke. — 1989. No. 2D. — P. 45—52.

15. Harders A.G., Gilsbach J.M. // J. Neurosurg. — 1987. — No. 66. — P. 718—728.

16. Mac Kenzie E., Edvinson I., Robert J. // Ce-reb. Blood Flow Metab. — 1983. — Suppl. 1. — P. 34—3б.

17. Maeda H., Matsumoto M., Handa N. et al. // Stroke. — 1993. — № 24. — P. 67D—675.

18. Rautenberg W. // Durcblutengs-storungen des Gehirnsneue diagnostike Moglichkeiten. — Dusseldorf,

1987. — S. 3D—55.

Поступила D8.D2.D6

А.А. Исмаилова, С.Т. Онаев

использование биологически активных добавок для улучшения психоэмоционального состояния подростков

Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний МЗ Республики Казахстан, г. Караганда

Для улучшения умственной деятельности и психоэмоционального состояния подростков профессиональных школ рекомендовано применение биологически активной добавки (БАД) во время учебной нагрузки.

Ключевые слова: умственная работоспособность, тревожность, настроение, психоэмоциональное состояние, подростки профшколы, биологически активные добавки.

A.A. Ismailova, S.T. Onayev. Using biologically active supplements to improve psychoemotional state in teenagers. To improve mental facilities and psychoemotional state in teenagers of occupational schools , the authors recommend using biologically active supplements during studies.

Keywords: mental capacity, anxiety, mood, psychoemotional state, teenagers of occupational schools, biologically active supplements.

В последнее время данные научных исследований свидетельствуют, что у детей, проживающих на территориях экоклиматического неблагополучия, отмечается негативная тенденция к снижению физических возможностей организма, что приводит к истощению образовательного потенциала, к снижению стресс-устойчивости [1, 9].

Во многом снижение физического здоровья детей объясняется не только прямым воздействием вредных загрязнений воздуха на организм, но и радиационно-химической кинезофо-бией, что и определяет слабую выраженность интереса к занятиям физическими упражнениями, приводящую к гиподинамии [3, 4].

По данным ряда авторов [6, 12, 13], в результате применения биокорректоров выявлены положительные функциональные сдвиги разной выраженности, свидетельствующие о значимом воздействии комплекса на спортивную, физическую и умственную работоспособность, состоя -ние здоровья юных спортсменов-легкоатлетов районов эколого-социального неблагополучия, что позволяло им переносить высокие учебно-спортивные нагрузки без ущерба для функционального состояния и работоспособности, повышало спортивные результаты и улучшало состояние здоровья и психосоматический статус.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Объектами исследования являлись 80 подростков профессиональных школ в возрасте 15 — 19 лет. Индивидуальная концентрация внимания и умственная работоспособность определялись методами простой и сложной корректурной пробы. Для этой цели использовали буквенную таблицу Анфимова [5]. Исследование устойчивости внимания проводили с помощью методики «перепутанные линии» [1].

Психофизиологический статус определяли по методике дифференцированной самооценки общего функционального состояния «САН», которая основана на проведении теста, построенного по принципу семантического дифференциала, направленного на самооценку актуального психического состояния по трем параметрам: самочувствие, активность и настроение. Тестируемому предлагается оценить свое общее состояние на настоящий момент времени [9].

Исследования психоэмоционального статуса проводили по тесту Айзенка с определением уровня нейротизма и вертированности [8]. Степень тревожности определялась по методике Ч. Спилбергера—Ю. Ханина бланковым методом как степень напряжения механизмов психической адаптации, связанную с актива-

цией поведенческих механизмов, ощущением внутреннего напряжения [11]. Нервно-психическое напряжение оценивалось по специальному опроснику [7].

Для улучшения умственной деятельности и физического развития организма подростков была применена БАД — бальзам «Витаминный». Активность данного продукта базируется на главных свойствах пантогематогена: повышение энергопродуцирующей системы организма и гипофизадреналовой системы со стабилизацией активности вегетативной нервной системы и нормализация естественных ритмов жизнедеятельности организма.

Р е з у л ь т а т ы. Показатели умственной работоспособности обследуемого контингента подростков на протяжении эксперимента свидетельствуют о том, что у лиц основ -ной группы при выполнении простой корректурной пробы фоновые значения показателей внимания и скорости переработки информации в зрительном анализаторе достоверно (р < 0,05) превышали на и таковых

по сравнению с контрольной группой.

Во время учебной нагрузки в конце семестра у лиц контрольной группы отмечалось снижение показателей внимания на 39 % при выполнении простой корректурной пробы и возрастание на 24,8 % при выполнении сложной корректурной пробы. При этом скорость переноса информации в зрительном анализаторе не превышала 5—8 % по сравнению с фоновыми значениями, что рассматривалось как мобилизующая реакция организма на воздействие учебного процесса.

После приема БАД на 10-й день показатели внимания у лиц основной группы заметно улучшились — на 34,6 %, при этом скорость переноса в зрительном анализаторе возросла на 47,8 %, что свидетельствовало о благоприятном действии этой пищевой добавки на умственную деятельность.

При выполнении сложной корректурной пробы с переключением внимания фоновые показатели внимания и скорости переработки зрительной информации у лиц основной группы были достоверно выше (р < 0,01) на 59,5 и 66,6 % соответственно по сравнению с лицами контрольной группы. Применение БАДа не вызывало особых изменений со стороны умственной деятельности обследуемых лиц.

Среди лиц основной группы, регулярно принимавших БАДы, в конце 10-го и 25-го дня показатели внимания при выполнении простой корректурной пробы были достоверно (р

< 0,01) выше на 22,6 %, а скорости переноса информации в зрительном анализаторе на 40,4 % (р < 0,01) по сравнению с лицами, нерегулярно принимавшие БАДы. При выполнении сложной корректурной пробы улучшение умственной работоспособности отмечено у лиц, регулярно принимавших БАДы к концу 10-го дня (возрастание показателей внимания на 47,2 % и скорости переноса информации в зрительном анализаторе на 36,6 % по сравнению с фоновыми значениями).

У лиц, нерегулярно принимавших БАДы, при выполнении простой корректурной пробы к концу 10-го дня эксперимента отмечалось возрастание показателей внимания (на 22,8 %) и скорость переноса информации в зрительном анализаторе (на 21,0 %), а при выполнении сложной корректурной пробы эти показатели возросли соответственно на 15,1 и 10,7 % по сравнению с фоном. Применение БАД на 25-й день не вызывало особых улучшений умственной деятельности обследуемой группы лиц.

Таким образом, седативное действие применяемого БАДа на 10-й день улучшает умственную работоспособность только при выполнении простых тестов, но не является препятствием для выполнения сложной дифференцированной деятельности и не ограничивает его применение к 25-му дню.

Применение БАДа к концу эксперимента (25-й день) приводило к достоверному (р < 0,05) улучшению таких характеристик психофункционального состояния, как настроение у всех обследованных лиц обеих групп.

Фоновые показатели тревожности у лиц контрольной группы колебались в пределах

12.8 ± 1,8 балла, а у лиц, основной группы

15.9 ± 1,7 балла. Применение БАДа к 10-му дню эксперимента у лиц контрольной группы приводило к достоверному (р < 0,01) снижению уровня тревожности на 23,2 %, а к 25-му дню — на 44,5 %. Эффект седативного действия БАДа прослежен после отмены применения к 40-му дню эксперимента. То есть, применение БАДа приводило к заметному увеличению (12,5 %) числа лиц с низким уровнем тревожности, которое сохранялось и после приема данной продукции.

Среди лиц, регулярно принимавших БАД, на 10-й день эксперимента отмечалось достоверное (р < 0,001) снижение уровня тревожности на 58,2 %, а на 25-й день — на 62,7 %. Подобные изменения сохранялись у лиц данной группы на протяжении 2—3,5 нед после отмены препарата.

У лиц, нерегулярно принимавших БАД, отмечено снижение уровня тревожности на 10-й день лишь на 19,6 %. То есть эффект воздействия БАДа на 25-й день и после его отмены не отмечался.

Уровень нервно-психического напряжения обследуемых лиц контрольной группы был выше на 8,1 %, чем у лиц основной группы. Применение БАДа к концу 25-го дня приводило к достоверному (р < 0,05) снижению данного показателя в среднем на 6,2 % у лиц основной группы. При этом эффект действия БАДа после его отмены сохранялся на протяжении последующих 2 нед. То есть, применение данного БАДа приводит к ослаблению нервно-психического напряжения.

У лиц, регулярно принимавших БАД, уровень нервно-психического напряжения заметно снижался на 9,4 % после 10-го дневного приема, на 12,3 % после 25-дневного приема, и длительно сохранялся эффект воздействия данной продукции (2—3 нед после отмены). Среди лиц, нерегулярно принимавших БАД, на 10 -й день отмечались достоверное (р < 0,05) возрастание уровня нервно-психического напряжения на 10,6 % и отсутствие седативного эффекта воздействия после окончания эксперимента.

в ы в о д. Результаты исследования психоэмоционального состояния обследуемых подростков во время учебной нагрузки позволили выявить, что применение биологически активной добавки приводит к улучшению не только умственной работоспособности, но и к снижению таких показателей, как тревожность и нервно-психическое напряжение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара: Изд. дом «Бахрам-М», 2000.

2. Доценко В.А., Медведева И.В., Жиляков Е.В. // Гиг. и сан. — 2002. — № 1. — С. 42—43.

3. Исмаилова А.А., Онаев С.Т. // Мед. труда.

— 2004. — № 11. — С. 32—34.

4. Исмаилова А.А., Онаев С.Т. // В сб. II Нац. научно-практ. конф. с межд. участием «Теория и практика оздоровления населения России». 23—26

мая 2005 г. — Ижевск, 2005. — С. 112—113.

5. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. — Т. 3. — М.: Просвещение, 1995.

6. Полиевский С.А., Сорокина Н.И., Григорьева О.В., Осадченко И.В. // В кн.: Сб. материалов межд. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы здо-

ровья человека и формирования среды обитания». —

Караганды, 2002. — С. 240—242.

7. Рогов И.Е. Книга практ. психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.

8. Сергета И.В., Сухарев А.Г. // Гиг. и сан. —

1996. — № 1. — С. 29—31.

9. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. // Там же. — 2001. — № 4. — С. 46—49.

10. Тихомиров Ю.П., Истомин А.В. // Там же.

— 2001. — № 1. — С. 79—80.

11. Ханин Ю.Л. // Вопр. психологии. — 1987. _ № 6. — С. 94—106.

12. Burke Darren G., Silver Shawn, Holt Laurence E. // Int. J. Sport Nutr. and Exercise Metad. —

2000. — 10, № 3. — P. 235—244.

13. Wang Jiachun, Pan Mingda, Dai Shourong, Wang Lanjin // J. Shanghai Phys. Educ. Inst. —

2000. — 24, № 3. — P. 37—40.

Поступила 08.02.06

УДК 613.633:622.012.2

A.K. Ибраева, В.А. Узбеков

критерии донозологическои диагностики пылевой патологии

у шахтеров

Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ Республики Казахстан,

г. Караганда

Выделены диагностические тесты, характеризующие адаптационные возможности организма при действии пылевого фактора (устойчивость эритроцитов к гемолизу и содержание диоксида кремния в крови и моче). Они апробированы на практически здоровых шахтерах (проходчики и горнорабочие очистного забоя — ГРОЗ). Выведены критерии донозологической диагностики пылевой патологии по данным тестам.

Ключевые слова: диагностические тесты, устойчивость эритроцитов к гемолизу, диоксид кремния, проходчики, горнорабочие очистного забоя.

L.K. Ibraeva, V.A. Uzbekov. Criteria for premorbid diagnosis of dust diseases in miners. The authors defined diagnostic tests describing adaptational resources under exposure to dust (RBC resistance to hemolysis and silicon oxide content of urine). The tests were studied in apparently healthy miners (shaftmen and mining face workers). Results helped to define criteria for premorbid diagnosis of dust diseases via those tests.

Keywords: diagnostic tests, RBC resistance to hemolysis, silicon oxide, shaftmen, mining face workers.

В условиях промышленного региона г. Караганды угольные шахты являются основными предприятиями, комплекс производственных факторов которых оказывает негативное влияние на здоровье работающих людей. Поиск диагностических тестов и разработка диагностических критериев, позволяющих распознать признаки предпатологии, в настоящее время являются одной из актуальных проблем гигиены и медицины труда.

В результате проведенных ранее экспериментальных исследований выделены диагностические тесты, характеризующие адаптационные возможности организма в условиях запылен -ности. К этим тестам относятся определение устойчивости эритроцитов к гемолизу, позволяющее судить об устойчивости мембран и жизнеспособности клеток при воздействии вредного фактора [2—4], и определение диоксида кремния в крови и моче, дающее ин-

формацию о возможности распределения пыли в организме и способности выводить ее с мочой [1, 5].

Цель — выделить диагностические тесты, характеризующие адаптационные возможности организма в условиях запыленности (определение устойчивости эритроцитов к гемолизу и содержания диоксида кремния в крови и моче), апробировать их у проходчиков и ГРОЗ шахты им. Костенко г. Караганды и вывести по результатам апробации критерии донозологи-ческой диагностики пылевой патологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. По полученным результатам проведенных экспериментальных работ выделены диагностические тесты, характеризующие адаптационные возможности организма в условиях запылен -ности (определение устойчивости эритроцитов к гемолизу и содержания диоксида кремния в крови и моче).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.