Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРЕССОРНЫХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРЕССОРНЫХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / коронавирусная инфекция / студенты / стресс / психическое здоровье / questionnaire / coronavirus infection / students / stress / mental health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.К. Наговицин, О.Н. Остроухова, М.В. Лущик, А.В. Макеева, В.И. Болотских

Актуальность. Пандемия новой коронавирусной инфекции и последовавший за ней переход на дистанционную форму обучения оказали значительное влияние на психологическое состояние студентов. Существующие работы, посвященные оценке психического здоровья у студентов, указывают на возросший уровень тревожности и рост количества соматоформных расстройств. Цель исследования оценить психологическое состояние студентов медицинского университета и его изменение под воздействием стрессорных факторов, связанных с пандемией COVID-19. Материалы и методы исследования. Проведение анкетирования студентов 2-3 курсов лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с использованием опросников «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной и «Шкала астенического состояния» Л.Д. Малковой; проведение анализа полученных результатов, их соотнесение с информацией о новой коронавирусной инфекции, перенесенной данным студентом или же его близким родственником; анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной вопросам психологического восприятия инфекции COVID-19 и влиянии особенностей обучения в высших учебных заведениях в период пандемии и дистанционного обучения на психологическое состояние студентов. Результаты и обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты указывают на наличие определенного спектра проблем, связанных с уровнем жизненной удовлетворенности; не приведших к развитию астенического состояния у обучающихся. Выводы. Пандемия COVID-19 и последовавшие за ней изменения в привычном укладе жизни оказали негативное влияние на психологическое состояние обучающихся. Несмотря на то, что долговременные последствия пандемии, самоизоляции, дистанционного обучения только предстоит оценить, уже на данный момент отмечается снижение уровня жизненной удовлетворённости у студентов. Состояние здоровья студентов требует дальнейшего, более углубленного изучения, с привлечением новых методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.К. Наговицин, О.Н. Остроухова, М.В. Лущик, А.В. Макеева, В.И. Болотских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF STRESS FACTORS ASSOCIATED WITH THE COVID-19 PANDEMIC

Relevance. The pandemic of a new coronavirus infection and the subsequent transition to online learning had a significant impact on the psychological state of students. Existing works devoted to the assessment of mental health in students indicate an increased level of anxiety and an increase in the number of somatoform disorders. The purpose of the study was to assess the psychological state of medical university students and its change under the influence of stress factors associated with the COVID-19 pandemic. Materials and research methods. Conducting a survey of students of 2-3 courses of medical and pediatric faculties of the Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko using the questionnaires "Life Satisfaction Index" adapted by N.V. Panina and "Scale of the asthenic condition" by L.D. Malkova; analysis of the results obtained, their correlation with information about a new coronavirus infection suffered by this student or his close relative; analysis of domestic and foreign literature on the issues of psychological perception of COVID-19 infection and the impact of the characteristics of education in higher educational institutions during the pandemic and distance learning on the psychological state of students. Results and discussion. The results obtained in the course of the study indicate the presence of a certain range of problems associated with the level of life satisfaction; which did not lead to the development of an asthenic condition in students. Conclusions. The COVID-19 pandemic and the subsequent changes in the usual way of life had a negative impact on the psychological state of students. Despite the fact that the long-term consequences of the pandemic, self-isolation, distance learning have yet to be assessed, there is already a decrease in the level of life satisfaction among students at the moment. The health status of students requires further in-depth study, with the involvement of new research methods.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРЕССОРНЫХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 3

УДК: 616.9022.6+616.89:37

DOI: 10.24412/2075-4094-2023-3-3-2 EDN PKXEVA **

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРЕССОРНЫХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

А.К. НАГОВИЦИН, О.Н. ОСТРОУХОВА, М.В. ЛУЩИК, А.В. МАКЕЕВА, В.И. БОЛОТСКИХ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, 394036, Россия

Аннотация. Актуальность. Пандемия новой коронавирусной инфекции и последовавший за ней переход на дистанционную форму обучения оказали значительное влияние на психологическое состояние студентов. Существующие работы, посвященные оценке психического здоровья у студентов, указывают на возросший уровень тревожности и рост количества соматоформных расстройств. Цель исследования - оценить психологическое состояние студентов медицинского университета и его изменение под воздействием стрессорных факторов, связанных с пандемией COVID-19. Материалы и методы исследования. Проведение анкетирования студентов 2-3 курсов лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с использованием опросников «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной и «Шкала астенического состояния» Л.Д. Малковой; проведение анализа полученных результатов, их соотнесение с информацией о новой коронавирусной инфекции, перенесенной данным студентом или же его близким родственником; анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной вопросам психологического восприятия инфекции COVID-19 и влиянии особенностей обучения в высших учебных заведениях в период пандемии и дистанционного обучения на психологическое состояние студентов. Результаты и обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты указывают на наличие определенного спектра проблем, связанных с уровнем жизненной удовлетворенности; не приведших к развитию астенического состояния у обучающихся. Выводы. Пандемия COVID-19 и последовавшие за ней изменения в привычном укладе жизни оказали негативное влияние на психологическое состояние обучающихся. Несмотря на то, что долговременные последствия пандемии, самоизоляции, дистанционного обучения только предстоит оценить, уже на данный момент отмечается снижение уровня жизненной удовлетворённости у студентов. Состояние здоровья студентов требует дальнейшего, более углубленного изучения, с привлечением новых методов исследования.

Ключевые слова: анкетирование, коронавирусная инфекция, студенты, стресс, психическое здоровье

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF STRESS FACTORS ASSOCIATED WITH THE COVID-19 PANDEMIC

A.K NAGOVITSIN, O.N. OSTROUKHOVA, M.V. LUSHCHIK, A.V. MAKEEVA, V.I. BOLOTSKIKH

Abstract. Relevance. The pandemic of a new coronavirus infection and the subsequent transition to online learning had a significant impact on the psychological state of students. Existing works devoted to the assessment of mental health in students indicate an increased level of anxiety and an increase in the number of somatoform disorders. The purpose of the study was to assess the psychological state of medical university students and its change under the influence of stress factors associated with the COVID-19 pandemic. Materials and research methods. Conducting a survey of students of 2-3 courses of medical and pediatric faculties of the Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko using the questionnaires "Life Satisfaction Index" adapted by N.V. Panina and "Scale of the asthenic condition" by L.D. Malkova; analysis of the results obtained, their correlation with information about a new coronavirus infection suffered by this student or his close relative; analysis of domestic and foreign literature on the issues of psychological perception of COVID-19 infection and the impact of the characteristics of education in higher educational institutions during the pandemic and distance learning on the psychological state of students. Results and discussion. The results obtained in the course of the study indicate the presence of a certain range of problems associated with the level of life satisfaction; which did not lead to the development of an asthenic condition in students. Conclusions. The COVID-19

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko Studencheskaya street, 10, Voronezh, 394036, Russia,

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 3

pandemic and the subsequent changes in the usual way of life had a negative impact on the psychological state of students. Despite the fact that the long-term consequences of the pandemic, self-isolation, distance learning have yet to be assessed, there is already a decrease in the level of life satisfaction among students at the moment. The health status of students requires further in-depth study, with the involvement of new research methods.

Key words: questionnaire, coronavirus infection, students, stress, mental health

Актуальность. Пандемия новой коронавирусной инфекции COV1D-19 оказала большое влияние на психологическое состояние людей и общества в целом. До начала пандемии основными вопросами, с которыми происходило обращение за психологической помощью, касались личной жизни, проблем с воспитанием детей, интимных отношений; однако быстрое изменение привычного уклада жизни, связанное со страхом заразиться COV1D-19 (включая переживания за состояние здоровья и жизни родственников, близких людей), необходимостью самоизоляции, возникновением дистанционной работы и обучения привело к смене основных психологических проблем [5]. Так, за период 2020-2022 гг. главными причинами для обращения к психологам стали состояние хронической тревожности и стресса, конфликты с родственниками, сильно изменившимися после перенесенной инфекции, потребность в преодолении симптомов тревожных расстройств (в том числе панических атак), фобий, симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, страха смерти [3].

Важным фактором, повлиявшим на психоэмоциональное состояние студентов, стал переход на дистанционное обучение. Рядом исследователей отмечается негативное воздействие подобного формата обучения на психику [1, 2, 5, 6, 9, 11, 12]. Так, исследование Al'-Tammemi указывает на рост тревожности и стресса среди студентов, что связывается как с риском заболеть COV1D-19, так и с влиянием дистанционного обучения [9]. Iravan отмечает возникновение такого состояния, как «эмоциональные качели», причинами которых, помимо страха заражения, явились разрыв социальных контактов, а также повышенная нагрузка в университете [11].

В 2020 году Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава РФ был проведен опрос школьников, обучающихся в 5-11 классах. По данным опроса, у 83,8% респондентов было констатировано наличие стресса, в том числе депрессии (42,2%), обсессивно-фобических расстройств (37,2%), головных болей (26,8%), нарушений сна (55,8%). Подобные данные свидетельствуют о большом масштабе проблемы психического состояния школьников.

Особый интерес представляет психологическое состояние студентов, в частности, студентов медицинских университетов. Наряду с воздействием негативных факторов, обозначенных выше, имеется и ряд специфических особенностей: например, большая осведомленность о характере заболевания, его эпидемиологии, этиологии, патогенезе и возможных осложнениях; наличие более тесных контактов с представителями практического здравоохранения. В работе О.М. Кулешовой проводится анализ признаков и симптомов учебного стресса во время дистанционного обучения на примере студентов Алтайского государственного медицинского университета. Отмечено, что основными факторами, оказавшими негативное влияние на состояние студентов, стали: увеличение количества времени, вынужденно проводимого вместе с родственниками, а не со сверстниками; неспособность грамотно распределять свое время, что вызывает ощущение увеличившейся учебной нагрузки; непривычность подачи информации; нарушение режима сна и режима питания [4].

Большой интерес представляет работа А.М. Пальшиной, посвященная исследованию психологического состояния 1 курса медицинского института Северо-Восточного федерального университета во время дистанционного обучения в период пандемии. По данным автора, 42% студентов испытало сложности при адаптации к условиям дистанционного обучения, а у 33% студентов возникло чувство психологического дискомфорта. Его причинами называются нарушения режима дня, снижение физической активности, длительное нахождение в помещении. Тем не менее, следует отметить, что у половины студентов подобных трудностей не возникло, что связывается с высокой степенью адаптационных способностей. Около трети студентов в той или иной степени столкнулись с нарушениями здоровья: наличие бессонницы отметили 55% студентов, жалоб на органы ЖКТ - 24%, боли неясного генеза - 36%, колебания АД - 17%, нарушение свободы дыхания - 21% студентов; 26% отметили признаки снижения иммунитета [6]. Очевидно, что подобные изменения самочувствия негативно отражаются на психическом состоянии студентов.

Оценка уровни тревожности, связанной с коронавирусной инфекцией описана в работе Н.А. Григорян. Автор указывает, что несмотря на достаточно высокую частоту встречаемости страха и паники перед угрозой распространения вируса и риском заболеть (20,5%), уровень тревоги у студентов остался на умеренном уровне вследствие уверенности в своевременном получении медицинской помощи при необходимости [2]. В работе О.В. Бессчетновой указывается, что наибольший уровень тревожности испытывают студенты 3,4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры (соответствуют 3 -5 курсам специа-литета), при этом девушки испытывали стресс гораздо чаще, чем юноши. Была установлена обратная зависимость между уровнями тревожности и успеваемости студентов [1].

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 3

На данный момент крайне малое количество работ посвящено сравнению психологического состояния студентов в периоды до, во время и после локдауна. Одной из таких работ является исследование Meda et al., посвященное изучению ментального состояния студентов в выше обозначенные периоды времени в Италии. Автор указывает, что несмотря на увеличение частоты встречаемости симптомов депрессии у студентов в период локдауна, после его снятия показатели тревожности быстро вернулись к значениям, имевшим место до него. Исходя из этого делается вывод, что изменения ментального здоровья, носят обратимый характер и основной вклад в формирование повышенного уровня тревожности вносит необходимость самоизоляции [12].

Цель исследования - оценить психологическое состояние студентов медицинского университета и его изменение под воздействием стрессорных факторов, связанных с пандемией COVID-19.

Материалы и методы исследования. Проведение анкетирования студентов 2-3 курсов лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с использованием опросников «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной и «Шкала астенического состояния» Л.Д. Малко-вой; проведение анализа полученных результатов, их соотнесение с информацией о новой коронавирус-ной инфекции (НКВИ), перенесенной данным студентом или же его близким родственником; анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной вопросам психологического восприятия инфекции COVID-19 и влиянии особенностей обучения в высших учебных заведениях в период пандемии и дистанционного обучения на психологическое состояние студентов.

Критерии включения: наличие информированного согласия студента на участие в опросе, начало обучения в университете не позднее 1 сентября 2019 г., продолжение обучения в университете как минимум до 1 сентября 2021 г., прохождение обучения по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

Критерии исключения: Начало обучения в университете позже 1 сентября 2019 г., прохождение обучения по специальностям «Стоматология», «Фармация», «Медико-профилактическое дело».

Все полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с использованием критерия корреляции Спирмена (р). Наличие зависимости считали статистически значимой при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. В анкетировании приняли участие 44 студента 3 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Каждому студенту было предложено письменно ответить на вопросы анкеты, а также указать информацию о том, была ли им перенесена новая корона-вирусная инфекция (варианты ответа: «Да», «Нет», «Не уверен (имелась характерная симптоматика, но диагноз не был подтвержден лабораторно)»).

Из 44 человек, прошедших тестирование с использованием опросника «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной), низкое значение ИЖУ (низким считается значение 25 и менее баллов) было выявлено у 19 человек (43,18 %). Следует отметить, что у ряда исследуемых, имеющих значение ИЖУ более 25 баллов, имеется дисгармоничность - часть показателей, из которых складывается ИЖУ, имеют низкие значения (низким нами было принято значение равное или меньше 4 баллов), а высокий общий балл достигался за счет высоких показателей в других разделах (напр. исследуемый №24 - 2 балла по шкале согласованности между поставленными и достигнутыми целями (СОГЛ), 4 - по шкале общего фона настроения (ОБЩ), но 6 - шкала положительной оценки себя и собственных поступков (ПОЦ), 7 - шкала интереса к жизни (ИНЖ), 8 - шкала последовательности в достижении целей (ПОСЛ) - общий балл 27). Число подобных случаев (указано количество людей с низким баллом по определенному разделу, но высоким ИЖУ): ИНЖ - 3, ПОСЛ - 2, СОГЛ - 4, ПОЦ - 3, ОБЩ -3 (при этом у 3 исследуемых отмечается низкий балл одновременно в 2 разделах: СОГЛ и ПОЦ (№20); СОГЛ и ОБЩ (№24); ИНЖ и ОБЩ (№25))

При оценке каждого раздела в отдельности отмечено, что наименьшая средняя удовлетворенность в исследуемой группе имеется в разделе СОГЛ - 4,63 балла; в то время как наивысший средний балл (6,22) был получен в разделе ПОСЛ. Отдельный интерес представляет раздел ИНЖ - на графике, отображающем частоту встречаемости баллов, набранных за этот раздел, отмечается «разделение» исследуемых на две группы: с низкими и высокими баллами; в то время как среднее значение (4 балла) - имеют лишь 2 исследуемых - наименьшее из представленных значений, за исключением 0 и 8 баллов, которые не получил никто. Исходя из этого, можно сделать предположение, что при определении интереса к жизни люди склонны к более радикальным оценкам своего состояния. В прочих разделах явных закономерностей не было выявлено. Тем не менее, в разделах ОБЩ и ПОСЛ на фоне общей тенденции к более высоким значениям баллов (средний балл - 5,04 и 6,22 соответственно) отмечаются аномально низкие значения встречаемости ряда баллов (3, 5, 7 и 5, 7 соотв.). Причина этого остается неясной.

Наличие корреляции между общим количеством набранных баллов и количеством баллов, набранных в каждой отдельной категории было проверено с использованием критерия корреляции Спир-мена (о). Для всех признаков отмечена статистически значимая зависимость (^<0,05).

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИИ. Электронное издание - 2023 - N 3 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 3

Среди 44 человек, прошедших тестирование с использованием тест-опросника ШЛС отсутствие астении отмечено у 28 человек (64%), слабая астения - у 12 человек (27%), умеренная астения - у 4 человек (9%). Случаев выраженной астении выявлено не было. Связь между наличием астении различной степени выраженности и перенесенной HKBИ не была установлена. Более того, из 9 случаев официально установленной HKBИ и 10 случаев подозрений на ИКБИ, лишь 2 случая (1 случай официально установленной HKBИ и 1 случай подозрения на нее) были отмечены в группе пациентов со слабой астенией. Остальные случаи наблюдались в группе исследуемых, у которых астения не была выявлена. B группе людей с умеренной астенией случаев HKBИ и подозрений на HKBИ не было. Таким образом, связи между наличием астении и перенесенной коронавирусной инфекцией выявлено не было.

Выводы. Исходя и полученных нами данных, можно прийти к выводу, что пандемия COVID-19 и последовавшие за ней изменения в привычном укладе жизни оказали негативное влияние на психологическое состояние обучающихся. №смотря на то, что долговременные последствия пандемии, самоизоляции, дистанционного обучения только предстоит оценить [7], уже сейчас можно отметить снижение уровня жизненной удовлетворённости у студентов. Из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на состояние психического здоровья, следует отметить образовательные (нарушение привычного процесса учебы, увеличение учебной нагрузки, снижение мотивации к учебе), семейные (вынужденное длительное пребывание с членами семьи и родственниками, приводящее к конфликтам), социальные (изоляция от социального окружения, уменьшение межличностных взаимодействий), информационные (панические настроения в обществе, малый объем достоверной информации о заболевании на ранних этапах пандемии) [8,10]. Шше исследование указывает на наличие определенного спектра проблем, связанных с уровнем жизненной удовлетворенной удовлетворенности; однако, они не привели к развитию астенического состояния у обучающихся. Эти данные не согласуются с полученными в других исследованиях, что может быть связано с достаточно узким спектром изучаемых патологий. Состояние здоровья студентов требует дальнейшего, более углубленного изучения, с привлечением новых методов исследования.

Литература

1. Бессчетнова О£., Кадуцкий ПА., Борисов A^., Магомадов P.A. Психологическое здоровье студентов вузов в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. №29(s2) С. 1417-1421.

2. Григорян H.A., Колмакова Т.С., Галустян Л.К. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РостГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции // Проблемы современного образования. 2020. №5. С. 31-37.

3. Гришина A.B., Косцова М£., Маричева A.B., Смирнова CB. Последствия двухлетнего периода пандемии COVID-19: психологический аспект // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №1 (61). С. 317-325.

4. Кулешова О.М., Баринова О.Г. Исследование признаков и симптомов стресса у студентов-первокурсников медицинского вуза в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Scientist (Russia). 2020. №3. С. 10-14.

5. Логинова И.О. Особенности устойчивости жизненного мира людей в период пандемии COVID-19 // Bестник Красноярского государственного педагогического университета им. B.^ Aстафьева. 2020. №2 (52). С. 183-196.

6. Пальшина AM., Грязнухина H.H., Лобанова МА. Особенности психологического состояния студентов 1 курса медицинского института, находящихся на дистанционном обучении в период пандемии COVID-19 // Bестник Северо-Bосточного федерального университета имени М.К. Aммосова. 2021. №4 (25). С. 67-74.

7. Селедцов AM., Aкименко T.B., Кирина Ю.Ю. Bажные аспекты психологии неопределенности в условиях COVID -19 // International Journal of Professional Science. 2020. №8. С. 12-19.

8. Федосенко E.B. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // XXV Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 15-16 апреля 2020). Москва, 2020. С. 34-47.

9. Al'-Tammemi A.B., Amal' Akur, Lait Al'fala Is It Just About Physical Health? An Online Cross-Sectional Study Exploring the Psychological Distress Among University Students in Jordan in the Midst of COVID-19 Pandemic // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1-11.

10. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence // The Lancet. 2020. №395 (10227). P. 912-920.

11. Iravan A.V., Dvisona D., Lestari M. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19 // KONSELI: Jurnal Bimbingan dan Konseling. 2020. №07 (1). P. 53-60.

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. Электронное издание - 2023 - N 3 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 3

12. Meda N., Pardini S., Slongo I., Bodini L., Zordan M.A., Rigobello P., Visioli F., Novara C. Students' mental health problems before, during, and after COVID-19 lockdown in Italy // Journal of Psychiatric Research. 2021. №134. P. 69-77.

References

1. Besschetnova OV, Kaduckij PA, Borisov AB, Magomadov RA. Psihologicheskoe zdorov'e studentov vuzov v uslovijah pandemii COVID-19 [Psychological health of university students in the conditions of the COVID-19 pandemic]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2021;29(s2):1417-21. Russian.

2. Grigoijan NA, Kolmakova TS, Galustjan LK. Stepen' rosta trevozhnosti obuchajushhihsja distancionno na pervom kurse RostGMU v svjazi s pandemiej novoj koronavirusnoj infekcii [The degree of growth of anxiety of students studying remotely in the first year of RostSMU in connection with the pandemic of a new coronavirus infection]. Problemy sovremennogo obrazovanija. 2020;5:31-7. Russian.

3. Grishina AV, Koscova MV, Maricheva AV, Smirnova SV. Posledstvija dvuhletnego perioda pandemii COVID-19: psihologicheskij aspect [Consequences of the two-year period of the COVID-19 pandemic: psychological aspect]. Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022;1 (61):317-25. Russian.

4. Kuleshova OM, Barinova OG. Issledovanie priznakov i simptomov stressa u studentov-pervokursnikov medicinskogo vuza v uslovijah distancionnogo obuchenija i samoizoljacii [Investigation of signs and symptoms of stress in first-year medical university students in conditions of distance learning and self-isolation]. Scientist (Russia). 2020;3:10-4. Russian.

5. Loginova IO. Osobennosti ustojchivosti zhiznennogo mira ljudej v period pandemii COVID-19 [Features of the stability of the human life world during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 2020;2 (52):183-96. Russian.

6. Pal'shina AM, Grjaznuhina NN, Lobanova MA. Osobennosti psihologicheskogo sostojanija studentov 1 kursa medicinskogo instituta, nahodjashhihsja na distancionnom obuchenii v period pandemii COVID-19 [Features of the psychological state of 1st-year medical institute students who are on distance learning during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. 2021;4 (25): 67-74. Russian.

7. Seledcov AM, Akimenko GV, Kirina JuJu. Vazhnye aspekty psihologii neopredelennosti v uslovijah COVID -19 [Important aspects of the psychology of uncertainty in the conditions of COVID-19]. International Journal of Professional Science. 2020;8:12-9. Russian.

8. Fedosenko EV. Zhizn' posle karantina: psihologija smyslov i koronavirus COVID-19 [Life after quarantine: psychology of meanings and coronavirus COVID-19]. XXV Mezhdunarodnyj simpozium «Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme» (Moskva, 15-16 aprelja 2020). Moskva, 2020. S. 34-47. Russian.

9. Al'-Tammemi AB, Amal' Akur, Lait Al'fala Is It Just About Physical Health? An Online Cross-Sectional Study Exploring the Psychological Distress Among University Students in Jordan in the Midst of COVID-19 Pandemic. Frontiers in Psychology. 2020;11:1-11.

10. Brooks SK, Webster RK, Smith LE, Woodland L, Wessely S, Greenberg N, Rubin GJ. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence. The Lancet. 395 (10227):912-920.

11. Iravan AV, Dvisona D, Lestari M. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19. KONSELI: Jurnal Bimbingan dan Konseling. 2020;07 (1):53-60.

12. Meda N, Pardini S, Slongo I, Bodini L, Zordan MA, Rigobello P, Visioli F, Novara C. Students' mental health problems before, during, and after COVID-19 lockdown in Italy. Journal of Psychiatric Research.

2021;134:69-77._

Библиографическая ссылка:

Наговицин А.К., Остроухова О.Н., Лущик М.В., Макеева А.В., Болотских В.И. Оценка психологического состояния студентов под воздействием стрессорных факторов, связанных с пандемией Covid-19 // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2023. №3. Публикация 3-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-3/3-2.pdf (дата обращения: 29.05.2023). DOI: 10.24412/2075-4094-2023-3-3-2. EDN PKXEVA* Bibliographic reference:

Nagovitsin АК, Ostroukhova ON, Lushchik MV, Makeeva AV, Bolotskikh VI. Ocenka psihologicheskogo sostojanija studentov pod vozdejstviem stressornyh faktorov, svjazannyh s pandemiej Covid-19 [Assessment of the psychological state of students under the influence of stress factors associated with the Covid-19 pandemic]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2023 [cited 2023 May 29];3 [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/ VNMT/Bulletin/E2023-3/3-2.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2023-3-3-2. EDN PKXEVA

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-3/e2023-3.pdf

**идентификатор для научных публикаций EDN (eLIBRARY Document Number) будет активен после выгрузки полной версии журнала в eLIBRARY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.