Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УТОМЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / СОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобкова Софья Ниазовна, Зверева Марина Валентиновна, Шалабодина Виктория Андреевна

Пандемия коронавирусной инфекции затронула большое количество лиц различного возраста, в том числе студентов. Необходимо оценить возможные последствия для переболевших. Целью исследования явилось изучение влияния перенесенной коронавирусной инфекции на психофизическое состояние студентов. Было опрошено 144 студента 1-3 курсов. Выявлена тенденция к умеренно выраженной астенизации лиц, переболевших коронавирусной инфекцией. Признаки слабой и умеренной астении были выявлены у 50,7% обучающихся, перенесших коронавирусную инфекцию. Более трети опрошенных жаловались на ухудшение памяти и плохой сон. Признаки функциональных нарушений системы дыхания отмечались у 46,5% переболевших коронавирусом. В результате анкетирования, у 56,9% респондентов были выявлены выраженные признаки вегетативных нарушений, а у 20,9% отмечались умеренные признаки вегетативной недостаточности. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции длительных последствий COVID-19, включающую оптимизацию режима учёбы, отдыха, сбалансированного рациона обучающихся, умеренные физические нагрузки. Требуется разработка мероприятий по коррекции длительных последствий COVID-19. Переболевшим рекомендуется оптимизировать режим учёбы, отдыха, сбалансированный рацион, умеренные физические нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобкова Софья Ниазовна, Зверева Марина Валентиновна, Шалабодина Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE TRANSFERRED CORONAVIRUS INFECTION ON THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS

The coronavirus pandemic has affected a large number of people of various ages, including students. It is necessary to assess the possible consequences for those who have been ill. The aim of the study was to study the effect of the transferred coronavirus infection on the psychophysical state of students. 144 1st - 3rd year students were interviewed. A tendency to moderate asthenization of persons who have had a coronavirus infection has been revealed. Signs of mild and moderate asthenia were detected in 50.7% of students who had a coronavirus infection. More than a third of respondents complained of memory impairment and poor sleep. Signs of functional disorders of the respiratory system were noted in 46.5% of patients with coronavirus. As a result of the survey, 56.9% of respondents had pronounced signs of vegetative disorders, and 20.9% had moderate signs of vegetative insufficiency. The obtained results indicate the need to correct the long-term consequences of COVID-19, including optimization of the study regime, rest, balanced diet of students, moderate physical activity. It requires the development of measures to correct the long-term consequences of COVID-19. Those who have been ill are recommended to optimize the study regime, rest, a balanced diet, moderate physical activity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ»

- организация психологического сопровождения студентов в вузе; своевременное выявление входящих в группу риска студентов (путем конфиденциальной самодиагностики студентов); расширение психолого-педагогической помощи зависимым студентам на базе психологического центра;

- разработка и реализация профилактических спецкурсов в рамках программы подготовки, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и профилактику зависимостей;

- организация службы «телефон доверия» на базе Центра психологической помощи;

- активное вовлечение юношей и девушек в работу студенческого самоуправления, общественных объединений (в том числе антиалкогольного характера) с целью формирования у студенческой молодежи альтернативной формы организации досуга;

- привлечение студентов к проведению различных профилактических мероприятий, в т.ч. всероссийских и городских конкурсов социальных проектов посредством использования «диалоговых» форм работы (круглые столы, тематические встречи, семинары с использованием ресурсов видеотеки и др.);

- подготовка волонтеров из числа студентов для работы с обучающимися, входящими в группу риска зависимых и созависимых.

Литература:

1. Akhter, N. Relationship between Internet Addiction and Academic Performance among University Undergraduates / N. Akhter // Educational Research And Reviews. - 2013. - Vol. 8 (19). - Р. 1793-1796

2. Беленкова, Л.Ю. Особенности самосознания подростков с девиантным поведением / Л.Ю. Беленкова, В.В. Ананикова, С.А. Сазонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 354-358

3. Боробова, Н.Е. Проблема аддиктивного поведения в молодежной среде / Н.Е. Боробова, Е.А. Богданова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 3-1 (7). - С. 44-46

4. Воронова, Т.А., Организация внутренних ресурсов студентов медицинского вуза со склонностью к аддиктивному поведению / Т.А. Воронова, С.В. Дубровина, Ю.В. Чепурко, М.В. Погодаева, Ю.Н. Переляев // Человеческий капитал. -2022. - № 5(161). - Т. 1. - С. 181-184

5. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2006. - 250 c.

6. Склонность к аддиктивному поведению как особенность психологической адаптации первокурсников к образовательной среде // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 5(27). - С. 140-145

7. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. -Новосибирск: Наука, 1990 . - 224 с.

Психология

УДК 371.7

кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); ассистент Шалабодина Виктория Андреевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Пандемия коронавирусной инфекции затронула большое количество лиц различного возраста, в том числе студентов. Необходимо оценить возможные последствия для переболевших. Целью исследования явилось изучение влияния перенесенной коронавирусной инфекции на психофизическое состояние студентов. Было опрошено 144 студента 1-3 курсов. Выявлена тенденция к умеренно выраженной астенизации лиц, переболевших коронавирусной инфекцией. Признаки слабой и умеренной астении были выявлены у 50,7% обучающихся, перенесших коронавирусную инфекцию. Более трети опрошенных жаловались на ухудшение памяти и плохой сон. Признаки функциональных нарушений системы дыхания отмечались у 46,5% переболевших коронавирусом. В результате анкетирования, у 56,9% респондентов были выявлены выраженные признаки вегетативных нарушений, а у 20,9% отмечались умеренные признаки вегетативной недостаточности. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции длительных последствий COVID-19, включающую оптимизацию режима учёбы, отдыха, сбалансированного рациона обучающихся, умеренные физические нагрузки. Требуется разработка мероприятий по коррекции длительных последствий COVlD-19. Переболевшим рекомендуется оптимизировать режим учёбы, отдыха, сбалансированный рацион, умеренные физические нагрузки.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция, студенты, психофизическое состояние, утомление, память, сон.

Annоtation. The coronavirus pandemic has affected a large number of people of various ages, including students. It is necessary to assess the possible consequences for those who have been ill. The aim of the study was to study the effect of the transferred coronavirus infection on the psychophysical state of students. 144 1st - 3rd year students were interviewed. A tendency to moderate asthenization of persons who have had a coronavirus infection has been revealed. Signs of mild and moderate asthenia were detected in 50.7% of students who had a coronavirus infection. More than a third of respondents complained of memory impairment and poor sleep. Signs of functional disorders of the respiratory system were noted in 46.5% of patients with coronavirus. As a result of the survey, 56.9% of respondents had pronounced signs of vegetative disorders, and 20.9% had moderate signs of vegetative insufficiency. The obtained results indicate the need to correct the long-term consequences of COVID-19, including optimization of the study regime, rest, balanced diet of students, moderate physical activity. It requires the development of measures to correct the long-term consequences of COVID-19. Those who have been ill are recommended to optimize the study regime, rest, a balanced diet, moderate physical activity.

Key words: coronavirus infection, students, psychophysical state, fatigue, memory, sleep.

Введение. Как показывает мировая статистика за последние два года выявлено более 631 миллиона переболевших коронавирусной инфекцией. В России переболело более 21 миллиона человек. Выздоровело из них более 624 миллионов, а

в России более 20,8 миллионов [7]. Однако, переболевшие как в тяжелой, так и в легкой форме жалуются на отдаленные последствия перенесённого заболевания.

Известно, что после перенесенного инфекционного заболевания отмечаются симптомы снижения функционального состояния организма, работоспособности, самочувствия. На первых позициях с распространенностью от трети до трех четвертей находятся одышка и усталость. Как правило, эти проявления касаются людей с тяжелой формой коронавирусной инфекции, лечившихся длительное время. Тем не менее, появляется все больше и больше данных о том, что лица с легким течением коронавирусной инфекции жалуются на повышенную утомляемость, снижение когнитивных функций при выходе на работу или учебу, а более, чем у 50% переболевших отмечается снижение толерантности к физическим нагрузкам.

У многих людей определяется изменение в психоэмоциональной сфере, характеризующиеся проявлениями в виде тревожных расстройств, панических атак, короносомия (нарушение сна после перенесенного ковида), депрессивные состояния. Ученые Американской ассоциации Mental Health America обнаружили значительное увеличение случаев психоэмоциональных расстройств в первые месяцы после начала пандемии - более чем на 400% возросло число обращений за психологической помощью [6].

Недостаточно данных об возрастных особенностях постковидного синдрома, в том числе при разном течении заболевания. Мало данных о его влиянии на лиц юношеского возраста. Необходимо учитывать то обстоятельство, что период пандемии сопровождался значительными изменениями образа жизни, труда и учебы всех групп населения. Значительные нагрузки на нервную систему, зрение, гиподинамия, связанные с ограничением передвижения и дистанционной формой рабочей и учебной деятельности, наложились на последствия ковид-инфекции и усилили ее негативное влияние. К сожалению, имеются данные, что последствия сохраняются в течение нескольких месяцев после заболевания.

Поэтому целью исследования явилось изучение влияния перенесенной коронавирусной инфекции на психофизическое состояние студентов.

Изложение основного материала статьи. Наше исследование является продолжением оценки психофизического состояния студентов начальных курсов [3]. При оценке влияния дистанционной формы обучения на психоэмоциональное состояние обучающихся было показано снижение их субъективной оценки самочувствия и настроения.

На данном этапе анкетирование проводилось весной 2022 года среди студентов ГАОУ ВО МГПУ. В группу входили студенты, переболевшие коронавирусной инфекцией, среди них имелись такие, кто перенес заболевание бессимптомно, лечился амбулаторно или в стационаре.

В анкетировании приняли участие 144 студента 1-3 курса Московского городского педагогического университета в возрасте от 17 до 22 лет. Среди всех опрошенных, перенесших коронавирусную инфекцию, один студент был госпитализирован, 109 человек отметили, что лечились амбулаторно и 34 переболели бессимптомно.

Среди студентов было проведено анкетирование субъективной оценки здоровья на выявление признаков астении по Шкале астенического состояния (ШАС) Л.Д. Малковой, включавшей тридцать вопросов, касающихся самочувствия, работоспособности, качества сна, памяти.

Максимальное количество набранных респондентом баллов составляло 120. Об отсутствии признаков астенизации свидетельствовал набор от 30 до 50 баллов; до 75 баллов признавалась слабая степень астенизации; свыше 75 до 100 баллов говорило об умеренной астении и более 100 баллов о выраженной.

Из предложенных 30 вопросов семь набрали наибольший процент положительных ответов «верно» и «совершенно верно» (более 30% студентов выбирали именно эти варианты).

Среди положительных ответов переболевших, безоговорочное лидерство занимал вопрос «Я чувствую себя усталым». Положительно на него ответил 61 студент (42,4%). Второе место отошло вопросу «Мне не дают заснуть беспокойные мысли» - 52 ответа (36,1%), а третье место осталось за вопросом «Я забывчив» - 51 ответ (35,4%) и вопросом «Ожидание нервирует меня» - положительно ответили 34,7% переболевших студентов. На вопрос «Я просыпаюсь утром уставшим» положительно ответили 31,3% студентов.

Таким образом, более трети переболевших отмечали признаки снижения работоспособности, ухудшения качества сна и отдыха, повышение тревожности. Полученные данные коррелируют с предыдущими результатами оценки последствий дистанционного обучения и литературными данными по постковидному синдрому. Вероятно, возможно суммирование неблагоприятных факторов.

Надо отметить, что признаки ухудшения психофизиологического состояния среди студентов не относятся к критическим. Средний показатель анкетирования характеризовался как показатель легкой астении (см. Таблица 1). Так, среди студентов, прошедших анкетирование по ШАС, 49,3% набрали от 30 до 50 баллов, что свидетельствовало об отсутствии у них астении. 56 студентов набрали от 51 до 75 баллов, что показывало наличие слабой астении у данной категории опрошенных. 17 человек набрали от 76 до 100 баллов, что может быть интерпретировано, как наличие умеренной астении. Ни один студент не набрал более 101 балла, что демонстрирует нам отсутствие выраженной астении у опрошенных.

Таким образом, признаки слабой и умеренной астении были выявлены у 50,7% обучающихся, перенесших коронавирусную инфекцию, что не противоречит данным предшествующих исследований среди взрослого населения [4, 5].

Можно предположить, что отсутствие признаков астении среди половины переболевших студентов может быть связано с их возрастом и активным образом жизни. Многие студенты положительно оценивают дистанционную форму обучения, которая уменьшила временные затраты на проезд до места учебы, увеличила продолжительность сна. Значительное количество студентов использовало освободившееся время на прогулки и двигательную активность. Так, по результатам анкетирования по ШАС выявлен наименьший процент лиц, отметивших значительное ухудшение самочувствия по ряду вопросов (11,76%) в группе студентов, имеющихся регулярные физические нагрузки. Однако, это не коснулось проявлений тревожности, снижения памяти и ухудшения качества сна.

Поскольку коронавирусная инфекция поражает в первую очередь органы дыхания, необходимо было оценить выраженность жалоб на последствия инфекции для дыхательной системы.

Оценку степени одышки проводили с помощью анкетирования по модифицированному опроснику Британского медицинского исследовательского совета для оценки тяжести одышки - mMRC (The Modified Medical Research Council Dyspnea Scale) [2]. Проанализировав результаты диагностики одышки, мы зарегистрировали её у 46,5% переболевших коронавирусом, Среди них 44,4% характеризовали её как легкую и 2,1% как среднюю. Таким образом, почти у половины опрошенных отмечались признаки функциональных нарушений системы дыхания и возможной гипоксии.

Также можно отметить, что многие студенты отмечали признаки вегетативных расстройств. Например, 29,2% из них отмечали избыточное потоотделение при волнении, более 30% переболевших положительно ответили на вопрос «Мои руки и ноги холодные».

Известно, что вегетативные расстройства могут быть связаны со снижением адаптационных резервов организма, особенно в юношеском возрасте. Для оценки выраженности вегетативных расстройств и когнитивных нарушений было дополнительно проведено анкетирование на выявление признаков вегетативных изменений по вопроснику А.М. Вейна и самооценки памяти по опроснику самооценки памяти McNair и Kahn [1, 8].

В результате анкетирования по вопроснику А.М. Вейна, цель которого было выявление признаков вегетативных изменений показало: от 0 до 15 баллов набрали 32 человека. Данный показатель свидетельствовал об отсутствии у респондентов признаков вегетососудистой дистонии.

Невыраженные признаки вегетососудистой дистонии показали ответы 30 студентов. Они набрали от 16 до 25 баллов. Общее количество анкет, набравших более 26 баллов составило 82 человека.

Таким образом, у 56,9% респондентов были выявлены выраженные признаки вегетативных нарушений, а у 20,9% отмечались умеренные признаки вегетативной недостаточности. Только у 22,2% нарушения отсутствовали (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты статистической обработки результатов анкетирования переболевших коронавирусной инфекцией

Показатели Результаты анкетирования (баллы)

Признаки астении по ШАС 53,62±15,17

Субъективная оценка тяжести одышки по mMRC 0,47±0,55

признаки вегетативных изменений по Вейну 30,4±16,7

Анализировалась связь между выраженностью симптомов астении и давностью перенесенного заболевания.Можно отметить, что примерно каждый пятый из тех, кто переболел COVID-19 менее трех месяцев назад, испытывал умеренную степень астении, а наивысший показатель слабой астении был у студентов, находящихся на 3-6 месяце после перенесенного заболевания.

По опроснику самооценки памяти McNair и Kahn, включающего вопросы, касающиеся забывчивости, трудности сосредоточения, работы с видео- и текстовыми документами и т.д. было получено много положительных ответов. Студенты отмечали замедленный темп умственной работы, снижение памяти, отвлекаемость.

Выводы:

1. Выявлена тенденция к умеренно выраженной астенизации лиц, переболевших коронавирусной инфекцией. Признаки слабой и умеренной астении были выявлены у 50,7% обучающихся, перенесших коронавирусную инфекцию. Более трети опрошенных жаловались на ухудшение памяти и плохой сон.

2. Признаки функциональных нарушений системы дыхания отмечались у 46,5% переболевших коронавирусом. В результате анкетирования, у 56,9% респондентов были выявлены выраженные признаки вегетативных нарушений, а у 20,9% отмечались умеренные признаки вегетативной недостаточности.

3. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции длительных последствий COVID- 19, включающую оптимизацию режима учёбы, отдыха, сбалансированного рациона обучающихся, умеренные физические нагрузки.

Литература:

1. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / А.М. Вейн [и др.]. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000. - 752 с.

2. Временные методические рекомендации "Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Версия 2 от 31.07.2020, Министерство здравоохранения РФ. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=367585/ (дата обращения: 01.09.2020).

3. Зверева, М.В. Обучение самодиагностике здоровья учащихся старших классов и студентов мегаполиса / М.В. Зверева, С.Н. Бобкова, Г.С. Бобков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. -С. 140-143

4. Иванова, Г.Е. Реабилитация после COVID-19: проблемы и возможности / Г.Е. Иванова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2020. - № 5(765). - С. 23-29

5. Иванова, Г.Е. Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / Г.Е. Иванова // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. - 2020. - №1(2). - С. 140-189

6. Carod-Artal, F.J. Post-COVID-19 syndrome: epidemiology, diagnostic criteria and pathogenic mechanisms involved / F.J. Carod-Artal // Rev. Neurol. - 2021. - 72(11). - Р. 384-396

7. Dong, E. An interactive web-based dashboard to track COVID-19 in real time / E. Dong, H. Du, L. Gardner // Lancet Infect Dis. - 2020. - 20(5). - Р. 533-534

8. McNair, D.M. Self-assessment of cognitive deficits / D.M. McNair, R.J. Kahn // Assessment in geriatric psychoparmacology / T. Crook, S. Ferris, R. Bartus (Eds). - 1983. - P. 137-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.