ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Алтайский государственный медицинский университет, кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии, г. Барнаул
Пичугин Е.В., Афанасьев А.Е., Манаева А.П., Карпенко А.А.
Научные консультанты: А.Г. Сметанин, д. м. н., профессор, Е.А. Сметанина, доцент
кафедры инфекционных болезней и фтизиатрии
ASSESSMENT OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF TUBERCULOSIS-INFECTED CHILDREN AND ADOLESCENTS
Altai State Medical University, Department of Infectious Diseases and Phthisiology, Barnaul
Pichugin E.V., Afanasyev A.E., Manayeva A.P., Karpenko A.A.
Scientific advisors: A.G. Smetanin, M.D., Professor, E.A. Smetanina, Associate
Professor, Department of Infectious Diseases and Phthisiology
Введение
Данная работа посвящена исследованию и оценке психофизиологического состояния детей и подростков двух возрастных категорий: "8 - 12 лет" и "13 - 18 лет". А также сравнению показателей психофизиологического состояния детей и подростков вышеуказанных категорий в зависимости от места пребывания: "Детская туберкулезная больница", "Детский туберкулезный санаторий" и "Среднеобразовательная школа", в связи с чем формируется 3 условные группы: Дети и подростки, больные туберкулезом, дети и подростки, инфицированные микобактериями туберкулеза, условно здоровые дети и подростки.
Цель исследования: подтвердить, либо опровергнуть зависимость в субъективной оценке своего состояния детей и подростков от места пребывания на момент проведения исследования: детская туберкулезная больница, детский туберкулезный санаторий, среднеобразовательная школа. Материалы и методы
Данные анкет PedsQL, разработанных УО" Белорусский государственный медицинский университет" (Авторы: д.м.н., профессор Войтович Т.Н., к.м.н., Чистый А.Г., доцент Бобровничий В.И.). Программа Microsoft Excel (Произведение подсчётов). Критерий %2 Пирсона (Установление статистической значимости различий сравниваемых показателей). Результаты и обсуждения
Всего проанкетировано 98 детей двух возрастных групп: от 8 до 12 лет (83 ребенка - 84,7%) и от 13 до 18 лет (15 детей - 15,3%). 10 детей (10,2%) находятся в детской туберкулезной больнице, 31 ребенок (31,6%) - в детском туберкулезного санатории и 57 - учащиеся школ (58,2%), из них 46 девочек (46,9%) и 52 мальчика
(53,1%). Для оценки психоэмоционального состояния использовалась анкета PedsQL. В ходе анкетирования испытуемым было предложено ответить на 23 вопроса, разбитых на 4 блока: «Моё здоровье и уровень активности», «Мои ощущения», «Как я общаюсь с другими», «О школе». Сравнение анкетируемых осуществляется по возрастному признаку (категория от 8 до 12 лет и категория от 13 до 18 лет). Использовалась 100-бальная шкала.
Блок N° 1. «Моё здоровье и уровень активности». Средний балл среди детей из группы от 8 до 12 лет - 78,09: пациенты детской туберкулезной больницы - 71,88 (Среди них мальчики - 93,75, девочки - 60,94); пребывающие в санатории - 73,70 (Среди них мальчики - 75,67, девочки - 70,94); школьники - 80,30 (Среди них мальчики - 80,92, девочки - 79,69). Средний балл среди детей из группы от 13 до 18 лет - 81,67: пациенты детской туберкулезной больницы - 85,27 (Среди них мальчики - 94,53, девочки - 72,92); пребывающие в санатории - 75,45 (Среди них мальчики - 85,16, девочки - 62,5); школьники - 100,00 (Среди них мальчик -100,00, девочек в данной группе нет). Между группами не установлены статистические достоверные различия по х2 (р=0,628). Блок № 2. «Мои ощущения». Средний балл среди детей из группы от 8 до 12 лет -66,08: пациенты детской туберкулезной больницы - 55,00 (Среди них мальчики -90,00, девочки - 37,5); пребывающие в санатории - 61,46 (Среди них мальчики -67,86, девочки - 52,5); школьники - 68,66 (Среди них мальчики - 70,00, девочки -
67.32). Средний балл среди детей из группы от 13 до 18 лет - 68,67: пациенты детской туберкулезной больницы - 77,14 (Среди них мальчики - 81,25, девочки -71,67); пребывающие в санатории - 55,71 (Среди них мальчики - 68,75, девочки -
38.33); школьники - 100,00 (Среди них мальчик - 100,00, девочек в данной группе нет). Между группами не установлены статистические достоверные различия по х2 ф=0,129).
Блок № 3. «Как я общаюсь с другими». Средний балл среди детей из группы от 8 до 12 лет - 79,34 баллов: пациенты детской туберкулезной больницы - 71,67 (Среди них мальчики - 75,00, девочки - 70,00); дети, пребывающие в санатории -75,63 (Среди них мальчики - 78,93, девочки - 71,00); школьники - 81,34 (Среди них мальчики - 81,07, девочки - 81,61). Средний балл среди детей из группы от 13 до 18 лет - 84,00: пациенты детской туберкулезной больницы - 87,86 (Среди них мальчики - 92,5, девочки - 81,67); дети, пребывающие в санатории - 77,86 (Среди них мальчики - 64,29, девочки - 59,00); школьники - 100,00 (Среди них мальчик -100,00, девочек в данной группе нет). Между группами не установлены статистические достоверные различия по %2 (р=0,651).
Блок № 4. «О школе». Средний балл среди детей из группы от 8 до 12 лет -68,13 баллов: пациенты детской туберкулезной больницы - 56,67 (Среди них мальчики - 45,00, девочки - 62,5); дети, пребывающие в санатории - 62,08 (Среди
них мальчики - 64,29, девочки - 59,00); школьники - 71,34 (Среди них мальчики -69,11, девочки - 73,57). Средний балл среди детей из группы от 13 до 18 лет - 66,67 баллов: пациенты детской туберкулезной больницы - 74,29 (Среди них мальчики -86,25, девочки - 58,33); дети, пребывающие в санатории - 61,43 (Среди них мальчики - 65,00, девочки - 56,67); школьники - 50,00 (Среди них мальчик - 50,00, девочек в данной группе нет). Между группами не установлены статистические достоверные различия по %2 (p=0,056).
Выводы
В ходе проведенного исследования не установлено статистически значимой разницы в психофизиологическом состоянии детей и подростков обеих возрастных категорий в зависимости от места пребывания на момент анкетирования. Были установлены статистически значимые различия в субъективной оценке детей и подростков, разделенных по половому признаку: Девочки в среднем оценивают своё состояние хуже, чем мальчики аналогичной возрастной группы.
Список литературы
1. Глазунова С.Н. Возрастные особенности морфофункционального развития и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей и подростков. 2007. 151с. URL:https://www.dissercat.com/content/vozrastnye-osobennosti-mortofunktsionalnogo-razvitiva-i-psikhoemotsionalnogo-sostovaniya-tub (дата обращения: 21.05.21)
2. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное делинквентным поведением. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(3):89-92.
3. Золотова Н.В. Психологические характеристики больных туберкулезом органов дыхания детей на различных этапах противотуберкулезной химиотерапии. М.: 2018. 13с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-bolnvh-tuberkulezom-organov-dvhaniva-detev-na-razlichnyh-etapah-protivotuberkuleznoy-himioterapii/viewer (дата обращения: 24.05.21)
4. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Особенности патоморфоза аддикций у подростков. Уральский медицинский журнал. 2014; 1 (115): 122-126.
5. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Патоморфоз суицидального поведения у подростков. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015; 11(3): 61-68.
6. Ведяшкин В.Н., Владыкина Л.Н., Шереметьева И.И. Суицидальное поведение у несовершеннолетних Алтайского края. Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии. Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. десятилетнему юбилею КГБУЗ "Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей": Тезисы докладов. Барнаул. 2012; 16-20.