Социальная педиатрия и организация здравоохранения
В.К. Юрьев1, М.Х. Сайфулин2
1 Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
2 Астраханский областной детский санаторий для лечения туберкулеза всех форм
Оценка динамики качества жизни детей как критерий эффективности стационарного лечения
Контактная информация:
Юрьев Вадим Кузьмич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, тел.: (812) 295-17-42 Статья поступила: 08.09.2009 г., принята к печати: 07.12.2009 г.
С помощью опросника PedsQL (версия 4.0) проведена оценка качества жизни 120 детей и подростков, больных различными формами туберкулеза, проходивших лечение в Областном детском санатории для лечения туберкулеза всех форм г. Астрахани. Исследовался исходный уровень качества жизни до начала стационарного лечения и сразу после его окончания. Проведен анализ динамики качества жизни детей различных возрастных групп, отдельно мальчиков и девочек, по субъективным оценкам родителей (опекунов, попечителей) и самих детей, а также по отдельным шкалам функционирования.
Ключевые слова: дети, туберкулез, качество жизни, стационарное лечение.
В международной практике изучение качества жизни является общепринятым, высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и его отдельных социальных групп. В настоящее время в России изучение качества жизни приобретает особую актуальность в свете реализации приоритетных национальных проектов. Качество жизни является важным, а в ряде случаев основным критерием определения эффективности лечения и, в соответствии с новой парадигмой медицины, главной либо дополнительной его целью [1]. Особое место в концепции исследования качества жизни занимает использование этого показателя
в педиатрии. Анализ качества жизни детей позволяет исследовать такие аспекты их жизни, как восприятие окружающего мира и самого себя, отношение к заболеванию и лечению, возникновение в семье психологических и социальных проблем при наличии у ребенка заболевания, состояние «оптимального здоровья» с точки зрения ребенка и его родителей и т. д. [2].
Нами была проведена оценка качества жизни 120 детей и подростков (47,5% девочки), больных различными формами туберкулезной инфекции, проходивших лечение в Областном детском санатории для лечения туберкулеза всех форм г. Астрахани. Лечение проводилось в соответствии с клиническим диагно-
V.K. Yur'yev1, M.H. Sayfulin2
1 St.-Petersburg State Pediatric Medical Academy
2 Astrakhan Regional Children's Sanatorium for the Treatment of Patients with Tuberculosis
Changes in quality of life as a criterion of effectiveness of hospital treatment
The quality of life in 120 children and adolescents with different types of tuberculosis, treated in Astrakhan Regional Children’s sanatorium for the Treatment of Patients with All Types of Tuberculosis was evaluated with PedsQL (value 4.0) questionnaire. Authors estimated an initial level of a quality of life before the beginning of hospital treatment and right after its finishing. They analyzed changes in quality of life in children of different age, boys and girls separately, and according to the subjective estimation of parents (tutors) and children themselves, and also according to the separated scales of functioning.
Key words: children, tuberculosis, quality of life, hospital treatment.
зом по стандартным схемам, определенным Приказами МЗ РФ № 33 от 02.02.1998 г. «Об утверждении стандартов (модели протоколов) лечения больных туберкулезом» и № 109 от 21.03.2003 г. «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» с учетом современных рекомендаций ЦНИИ туберкулеза РАМН. Для оценки качества жизни использовался сертифицированный детский опросник PedsQL (Pediatric Quality of Life Inventory), версия 4.0 [3]. Опросник содержит 23 вопроса. Ответы на каждый вопрос позволяют раскрыть такие проблемы для ребенка, как способность к самостоятельному передвижению и активным движениям, уровень самообслуживания, появление боли, переживание негативных эмоций (страха, грусти, злости, беспокойства о будущем), нарушения сна, трудности в общении со сверстниками, проблемы в обучении и др. На каждый вопрос было предложено 5 вариантов ответов: «нет», «почти никогда», «иногда», «часто» и «почти всегда», из которых нужно было выбрать только один, наиболее подходящий к ситуации. Ответы ребенка дублировались ответами родителей (родственников, опекунов, попечителей) по идентичной схеме. Варианты опросника, заполняемые родителями, имели такое же смысловое содержание, как и модули для детей, но несколько отличались по форме задаваемых вопросов. С учетом рекомендаций по оценке качества жизни с помощью опросника PedsQL [4] дети, включенные в исследование, были разделены на четыре возрастные группы: от 2 до 4 лет, от 5 до 7, от 8 до 12 и от 13 до 18 лет. Соответственно, в каждой из возрастных групп использовался соответствующий возрасту детей опросник. В каждую возрастную группу вошло по 30 детей, отобранных методом случайной выборки. Для детей и подростков в возрасте от 5 до 7 лет, от 8 до 12 лет и от 13 до 18 лет отдельно проводился опрос родителей (опекунов). У детей в возрасте от 2 до 4 лет опрашивались только родители. В анкете PedsQL для детей в возрасте 5-7 лет предлагались
3 варианта ответа в связи с возрастными особенностями этой группы детей. Для облегчения использовалась графическая схема ответов: символическое изображение лица с улыбкой, означающее «никогда», лица с нейтральным выражением, означающее «иногда» и лица с негативным выражением, означающее «часто». Ответы детей, выраженные цифрами, перекодировались и выражались в баллах. При анкетировании необходимо было наличие состояния адекватного восприятия окружающей действительности самим ребенком, в связи с чем в группу несовершеннолетних, у которых исследовалось качество жизни, были включены дети и подростки, не имеющие
психического заболевания (согласно диагнозам основного и сопутствующего заболеваний). Непосредственный опрос детей и их родителей, а также заполнение анкеты по оценке качества жизни PedsQL осуществлялись при поддержке и участии медицинского психолога.
В ходе исследования анализировался исходный уровень качества жизни (до начала курса лечения) и его изменение сразу после окончания курса санаторного лечения, в среднем через 137 дней (72 — в клиническом отделении, 64 — в санаторном отделении). Для оценки динамики качества жизни каждый несовершеннолетний был опрошен дважды — перед началом курса лечения и сразу после его окончания. Также два раза были опрошены родители (родственники, опекуны, попечители) детей. При оценке качества жизни все 23 критерия были объединены в 6 шкал: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в саду/школе (ЖШ), психосоциальное функционирование (ПСФ) и суммарная шкала (СШ).
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программ Microsoft Excel 2003 и SPSS 13.0 (SPSS Inc., США). Количественные признаки представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартная ошибка. Проверка гипотез о равенстве средних проведена с помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.
Анализ динамики качества жизни детей различных возрастных групп показал (табл. 1), что в группе детей в возрасте 2-4 лет в процессе стационарного лечения отмечена значительная положительная динамика показателей физического функционирования за счет повышения физической активности, участия в играх, увеличения подвижности и длительных прогулок, уменьшения чувства утомляемости. Выявлено значительное улучшение способности к сосредоточению, повышение тяги к обучающим играм, более легкое усвоение учебно-игрового материала и проявления чувства удовлетворенности приобретенными знаниями (положительные изменения оценки «жизнь в саду/школе»), улучшились показатели психосоциального функционирования. Дети этой возрастной группы стали менее капризны и беспокойны, среди них снизилось число детей с пессимистичным и агрессивным поведением, они стали более послушны, усидчивы, уравновешенны, восприимчивы к советам родителей. Улучшился также и показатель социального функционирования, что с учетом других показателей отразилось и на суммарной оценке качества жизни, кото-
Таблица 1. Изменение качества жизни детей отдельных возрастных групп по различным шкалам оценки функционирования (в баллах)
Возрастные группы, годы
Шкала 2-4 (n = 30) 5-7 (n = 30) 8-12 (n = 30) 13-17 (n = 30)
до лечения после лечения до лечения после лечения до лечения после лечения до лечения после лечения
ФФ 57,7 ± 4,9 58,6 ± 4,7 60,3 ± 4,7 60,9 ± 4,5 48,6 ± 3,2 49,2 ± 3,1 52,5 ± 3,7 53,4 ± 3,7
ЭФ 64,0 ± 4,9 64,3 ± 4,8 58,5 ± 5,1 58,5 ± 5,1 48,0 ± 3,2 49,0 ± 2,9 50,0 ± 3,3 52,3 ± 3,2
СФ 67,7 ± 5,1 68,5 ± 4,9 58,5 ± 6,9 61,5 ± 5,9 48,0 ± 3,9 48,3 ± 3,8 40,5 ± 4,6 42,0 ± 4,3
ЖШ 47,5 ± 3,8 53,8 ± 3,1 39,0 ± 5,3 45,0 ± 4,9 45,5 ± 2,4 47,3 ± 2,1 48,8 ± 2,5 50,8 ± 2,1
ПСФ 59,8 ± 4,2 62,2 ± 3,8 52,0 ± 4,8 55,0 ± 4,6 47,2 ± 2,8 48,2 ± 2,6 46,4 ± 3,2 48,3 ± 2,9
СШ 60,1 ± 4,3 61,6 ± 4,0 54,9 ± 4,5 57,1 ± 4,4 47,7 ± 2,7 48,5 ± 2,5 48,5 ± 3,3 50,1 ± 3,1
рая возросла с 60,1 ± 4,3 до 61,6 ± 4,0 балла. При этом данные после окончания курса лечения были статистически значимо (р < 0,05) выше по сравнению с исходной оценкой качества жизни детей этого возраста.
У детей в возрасте 5-7 лет в процессе стационарного лечения значительно улучшились показатели социального функционирования за счет улучшения показателей социальной и общественной активности, улучшения общительности, увеличения независимости от проводимого курса лечения, способности к самообслуживанию, повышения адаптационных возможностей и перспектив улучшения своего состояния и возвращения к обычному образу жизни в домашних условиях с родителями и друзьями (см. табл. 1). Отмечена положительная динамика показателей шкалы «жизнь в саду/школе», которая свидетельствует об улучшении показателей усвоения знаний, увлеченности при обучении и при обучающих играх, увеличении заинтересованности в приобретении знаний, усидчивости на занятиях и др. Благоприятная динамика показателей психосоциального функционирования отражала снижение чувства психологического дискомфорта, уровня непослушания, баловства, проявлении агрессивности и депрессии. Показатель физического функционирования изменился незначительно. При этом отмечено отсутствие выраженной динамики показателей эмоционального функционирования. Это, по-видимому, связано с длительным пребыванием детей вне дома, в новом окружении, без свободы общения и развития в общегородских условиях с доступными видами детских развлечений. Таким образом, в результате стационарного лечения у детей в возрасте 5-7 лет статистически значимо (р < 0,05) улучшалось большинство показателей качества жизни. Показатели суммарной шкалы оценки качества жизни также свидетельствовали об улучшении качества жизни детей в возрасте 5-7 лет на фоне стационарного лечения (см. табл. 1).
Данные физического, эмоционального, социального, психосоциального видов функционирования и жизнь в школе у несовершеннолетних в возрасте 8-12 лет на фоне курса стационарного лечения улучшались, причем различия показателей до начала и после окончания терапии были статистически значимы (см. табл. 1; р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют об улучшении показателей, характеризующих жизнь в школе при возросшей мотивации к обучению, заинтересованности и желании осваивать учебные предметы, при улучшении учебной дисциплины, обучаемости, увеличении объема запоминаемой информации и скорости мышления. Отмечено улучшение показателей эмоционального и психосоциального функционирования за счет большего общения со сверстниками в процессе обучения, повышения объема информированности, приобретения знаний, оптимизма и уверенности в благоприятном исходе лечения. Суммарная оценка качества жизни, в итоге, возросла с 47,7 ± 2,7 до 48,5 ± 2,5 балла (р < 0,05).
Больные туберкулезом дети и подростки в возрасте 13-17 лет имели физические функциональные ограничения, выражавшиеся в снижении числа и объема физических упражнений, ограничении участия в спортивных играх, необходимости в сдержанности при физических нагрузках, беге, длительной ходьбе и др. (см. табл. 1). В процессе стационарного лечения эти функциональные ограничения устранялись, а показатели физического функционирования улучшались. Поскольку этих детей и подростков можно отнести к пациентам, которые сознательно и с достаточным уровнем информированности относились к своей хронической патологии, то, как и следовало ожидать, в процессе лечения у них значительно
улучшались показатели эмоционального и психосоциального функционирования. У подростков оптимизировались субъективные оценки клинического состояния с чувством выздоровления, устранения симптомов и болезненных состояний, появилась возможность возвращения к социальной деятельности в привычных условиях, устранились проявления депрессивно-тревожных состояний и страха, зависимости от своего заболевания и длительного приема лекарственных препаратов. Наблюдалось клиническое улучшение и восстановление основных функций организма, показателей качества жизни по шкале жизни в школе, позитивный настрой на процесс обучения, улучшение процессов обучаемости, адаптации к учебной нагрузке и др. Таким образом, показатели всех шкал опросника по оценке качества жизни на фоне прохождения курса стационарного лечения у детей и подростков в возрасте 13-17 лет оптимизировались (р < 0,001). Анализ динамики показателей суммарной шкалы качества жизни (до лечения — 48,5 ± 3,3, после лечения — 50,1 ± 3,1 балла) показал, что длительное проведение лечебно-оздоровительной деятельности и направленного противотуберкулезного лечения значительно повышали субъективные характеристики физической деятельности, психологической и социальной адаптации, социальногигиенического функционирования и субъективных оценок своего здоровья.
Специальный этап исследования был посвящен сравнительному анализу динамики показателей качества жизни детей по субъективным оценкам их родителей (опекунов, попечителей) и самих детей. Оценку качества жизни проводили только для несовершеннолетних, самостоятельно участвовавших в опросе (дети и подростки в возрасте от 5 до 18 лет).
Полученные данные показали, что перед началом курса специфического лечения средние показатели качества жизни детей, выставленные их родителями, превышали средние показатели, указанные самими несовершеннолетними, по всем шкалам, за исключением данных шкалы «жизнь в саду/школе» (табл. 2). Результаты анализа по показателям «суммарной шкалы» качества жизни свидетельствовали также о более высокой и предпочтительной оценке родителями основных критериев качества жизни детей до начала курса лечения, по сравнению с субъективной оценкой самих детей (р < 0,001). Очевидно, это обусловлено большим уровнем медицинской информированности и убежденностью родителей в перспективах будущего эффективного лечения туберкулезной инфекции, надежды и доверия родителей к врачам специализированного медицинского учреждения. Для родителей, по-видимому, малозаметным и не настолько жизненно важным были изменения (ухудшения) показателей физического, эмоционального и социально-психологического функционирования их детей. Показатели жизненных перспектив по оценкам родителей были более высокими. Родители недооценивали степень физических функциональных ограничений у детей и их влияние на привычный образ жизни, на необходимость самовыражения и независимости от изменения режима и видов жизнедеятельности, от вынужденных ограничений из-за длительного лечения и приема лекарственных препаратов. Однако родители, по сравнению с детьми, в большей степени были озабочены вопросами обучения, воспитания детей, ограничения их участия в игровых и обучающих программах. Это выражается в более низких показателях по шкале «жизнь в школе», чем при оценке их детей до начала лечения. Сравнительная оценка динамики качества жизни детей показала, что улучшение в результате стационарного лечения наблюдалось как по оценке родителей, так
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 6
Шкала По оценке детей/подростков (п = 90) По оценке родителей (п = 90)
до лечения после лечения до лечения после лечения
ФФ 53,8 ± 2,3 54,5 ± 2,3 54,5 ± 2,1 55,9 ± 1,9
ЭФ 52,2 ± 2,3 53,3 ± 2,2 54,8 ± 2,1 55,9 ± 2,1
СФ 49,0 ± 3,2 50,6 ± 2,9 51,6 ± 2,8 52,2 ± 2,7
ЖШ 44,4 ± 2,1 47,7 ± 1,9 43,4 ± 1,7 46,5 ± 1,6
ПСФ 48,5 ± 2,1 50,5 ± 2,0 49,9 ± 1,9 51,5 ± 1,9
СШ 50,4 ± 2,1 51,9 ± 1,9 51,8 ± 1,9 53,3 ± 1,8
и по оценке самих детей. Однако показатели качества жизни по различным шкалам функционирования, выставленные родителями, были выше, чем выставленные самими несовершеннолетними (р < 0,001). Они были убеждены в положительном влиянии длительного курса специфического лечения на показатели шкалы «жизнь в школе», которые свидетельствовали о значительном улучшении способностей их детей. В то же время, при оценке показателя «жизнь в школе» сохранилось обратное соотношение оценок детей и их родителей.
При оценке качества жизни взрослых пациентов родственники и близкие обычно видят гипертрофированную картину общей дезадаптации личности, здоровьем которой они крайне обеспокоены. В данном случае срабатывает так называемый «синдром телохранителя», когда чрезмерно обострено ощущение опасности и родные дают более низкую субъективную оценку качества жизни, чем сам больной [5]. Как показало настоящее исследование, в педиатрии этого явления не наблюдается, и даже наоборот, родители дают более высокую оценку качества жизни по сравнению с самооценкой детей. В данном случае развивается так называемый «синдром благодетеля» [5].
Сравнительный анализ показателей качества жизни у детей различных возрастных групп по отдельным шкалам функционирования показал, что наиболее низкие показатели шкалы «физическое функционирование» наблюдались у детей в возрасте 8-12 лет (до лечения — 48,6 ± 3,2 балла; после лечения — 49,2 ± 3,1 балла), а наиболее высокие — у детей в возрасте 5-7 лет (до лечения — 60,3 ± 4,7 балла; после лечения — 60,9 ± 4,5 балла). Это свидетельствует о более высокой степени выраженности функциональных ограничений у детей в возрасте 5-7 лет, страдающих от туберкулеза. Показатели эмоционального функционирования у детей и подростков в возрасте 8-12 и 13-17 лет были наиболее низкими по сравнению с детьми других возрастных групп. Это обусловлено более высокой степенью медицинской информированности детей, выраженности эмоционального неблагополучия при наличии болезни. Наилучшее изменение качества жизни по шкале «эмоциональное функционирование» отмечалось у детей 2-4 лет. Показатели этого компонента качества жизни у детей в возрасте 5-7 лет на фоне лечения не изменялись, что свидетельствует о недостаточном понимании детьми этого возраста проблематичности своего хронического заболевания и недооценке влияния жизненных и функциональных ограничений на перспективы их жизнедеятельности. У детей и подростков в возрасте 8-12 и 13-17 лет субъективные оценки клинического состояния и его влияния на все виды жизнедеятельности более песси-
мистичны и эмоционально ограничены. Это указывает на необходимость активного и качественного участия специалистов-психологов и психотерапевтов в процессе стационарного лечения старших детей и подростков. Показатели социального функционирования оказались наилучшими у детей в возрасте 2-4 лет (до лечения — 67,8 ± 5,1; после лечения — 68,5 ± 4,9 балла), а самыми низкими — у детей и подростков в возрасте 13-17 лет (до лечения — 40,5 ± 4,6; после лечения — 42,0 ± 4,3 балла). Это связано с тем, что у детей 2-4-летнего возраста более выражены способности социальной и психологической адаптации к новым условиям пребывания в лечебном учреждении. У них менее выражены чувства социальной зависимости, неопределенности, незащищенности. У старших детей и подростков проявления социального функционирования значительно ухудшаются в процессе ограничения их свободы общения со сверстниками, зависимости от лечения, от клинического состояния и т. д.
У детей в возрасте 5-7 лет значения показателей шкалы «жизнь в саду/школе» перед началом и по окончании курса противотуберкулезной терапии было ниже, чем у детей других возрастных групп. Наиболее высокие показатели по этой шкале отмечались у детей и подростков в возрасте 2-4 и 13-17 лет. Критерии шкалы «жизнь в саду/школе» явились чувствительным измерителем социально-психологических проблем у заболевших детей 5-7-летнего возраста. Именно на этот период жизни приходится начало обучения в школе со сменой режима, круга общения, информационной нагрузки и др., что само по себе является стрессовым фактором жизнедеятельности. У обследуемых детей к тому же прибавились события, связанные с диагностированием серьезного хронического заболевания, необходимости в серьезном, длительном специфическом лечении, которое значительно ограничивает все виды жизнедеятельности. Все это отразилось на низких показателях функционирования «Жизнь в школе». Вместе с тем, показатели именно этой шкалы имеют наиболее выраженную динамику, что свидетельствует о высоких психологических адаптационных способностях детей в возрасте 5-7 лет. На формирование этих показателей качества жизни у заболевших детей данной возрастной группы может оказать влияние система воспитания и обучения. Полученные данные указывают на необходимость совершенствования системы и способов активизации обучения и подготовки детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе с подключением педагогов-психологов.
Показатели психосоциального функционирования были наилучшими у детей 2-4 лет (до лечения — 59,8 ± 4,2; после лечения — 62,2 ± 3,8 балла) по сравнению с деть-
Шкала Мальчики (n = 63) Девочки (n = 57)
до лечения после лечения до лечения после лечения
ФФ 48,4 ± 3,0 49,4 ± 2,9 59,2 ± 3,2 59,7 ± 3,2
ЭФ 50,3 ± 3,5 51,8 ± 3,4 54,0 ± 3,1 54,7 ± 2,9
СФ 45,3 ± 4,6 47,3 ± 4,2 52,7 ± 4,3 53,8 ± 4,0
ЖШ 41,8 ± 3,4 45,3 ± 3,0 47,0 ± 2,6 50,0 ± 2,3
ПСФ 45,8 ± 3,2 48,2 ± 3,0 51,2 ± 2,7 52,8 ± 2,7
СШ 46,7 ± 2,9 48,6 ± 2,8 53,9 ± 2,7 55,2 ± 2,7
ми других возрастных групп перед началом и по окончании курса противотуберкулезной терапии. Данные психосоциального функционирования у детей и подростков в возрасте 8-12 и 13-17 лет были близки по значению и существенно улучшались в процессе клинического обследования и лечения, оказывали выраженное благоприятное действие на все виды функционирования и субъективные оценки качества жизни.
Таким образом, несмотря на то, что возрастные различия оказались статистически значимыми не по всем исследуемым показателям качества жизни, выявленные закономерности свидетельствуют о необходимости проведения лечебно-оздоровительных, медико-социальных, клинико-реабилитационных мероприятий и психосоциальной коррекции с учетом возрастных особенностей детей, их субъективного состояния и функционирования в специфических условиях стационара.
Сравнительный анализ динамики качества жизни на фоне прохождения стационарного лечения раздельно у мальчиков и девочек показал значительное улучшение основных видов функционирования у обоих полов (табл. 3). После окончания курса лечения практически все показатели функционирования и качества жизни в целом были достоверно выше, чем исходные (р < 0,001). В то же время, в обеих точках исследования все показатели качества жизни у девочек были выше, чем у мальчиков. Величина оценок при основных видах функционирования у девочек составляла 55,2 ± 2,7 балла, в то время как у мальчиков — всего 48,6 ± 2,8 балла. Выявлена более высокая степень социальной и психологической адаптации девочек к специфическим условиям пребывания в лечебно-оздоровительном учреждении. Уровни жизнеспособности, жизнерадостности, общительности, способности к самообслуживанию у девочек были выше. Повышенные требования к себе у мальчиков при физических нагрузках, при участии в активных играх и спортивных мероприятиях выразились в более низких показателях субъективных оценок физического функционирования. Общие физические, функциональные, социальные и психологические ограничения в большей мере
воздействуют на показатели функционирования и суммарную оценочную шкалу качества жизни у мальчиков. Особенно выраженными у мальчиков и девочек были различия показателей социального функционирования.
В условиях стационарного лечения качество жизни мальчиков улучшилось в большей степени, чем девочек (р < 0,05). Динамика изменений показателя социального функционирования у девочек составила 1,1 балла, в то время как у мальчиков — 2,0 балла, что отражает более высокую степень социальной и психологической адаптации, быстроты возвращения к активной социальной деятельности, общительности, независимости мальчиков при улучшении клинического состояния и функциональных возможностей после курса лечения. У девочек выявлены более устойчивые показатели социального функционирования, эмоционального функционирования и психоэмоционального функционирования. Это обусловлено выраженностью у девочек чувства неудовлетворенности социальными ограничениями в условиях специфического коллектива, субъективной эмоциональной чувствительности, внутренней неудовлетворенности своим клиническим состоянием, влияющим на внешний вид, возможность самореализации и выполнения привычных видов жизнедеятельности.
Таким образом, в исследовании выявлены неблагоприятные характеристики качества жизни детей больных туберкулезом до начала лечения в специализированном противотуберкулезном медицинском учреждении, особенно по показателям физического, эмоционального и психосоциального функционирования и субъективных оценок своего клинического состояния. На фоне курса противотуберкулезной терапии в стационаре качество жизни у обследуемых детей значительно улучшилось. У детей различных возрастных групп существенно улучшились показатели физической активности, социальной и психологической адаптированности к наличию болезни, к специфическим условиям лечения и содержания. У девочек и детей дошкольного возраста показатели качества жизни по основным видам функционирования более благоприятны на всех этапах специфического лечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / Под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. — М.: ОЛМА, 2007. — 320 с.
2. Maddocks A., Eiser C., Barnes P Barnes Development of a measure of the health-related quality of life of children In public care // Child Care Health Dev. — 2005. — V. 31, № 4. — FI 409-415.
3. Varni J. W., Seid M., Knight T. S. The PedsQL™ 4.0 Generic Core Scales: Sensitivity, responsiveness, and impact on clinical
decision-making // J. Behav. Med. — 2002. — № 25. — P. 175-193.
4. Varni J. W., Sherman S. A., Burwinkle T. M. The PedsQL™ Family impact model: Preliminary reliability and validity // Health Qual. Life Outcomes. — 2004. — № 2. — P 55.
5. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. — М.: Медицина, 2003. — С. 245-258.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 6