УДК 616.24-002.5
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ
С.Н. Глазунова
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Тюмень, Россия, 625003
Аннотация. Результаты изучения морфофункциональных и психоэмоциональных характеристик тубинфициро-ванных детей и подростков в условиях реабилитации свидетельствуют о задержке физического развития, неудовлетворительной оценке систем дыхания и кровообращения, вегетативной регуляции функций, повышении уровня личностной и ситуативной тревожности по сравнению с контролем.
Ключевые слова: тубинфицированные дети, физическое развитие, функциональное и психоэмоциональное состояние.
Введение. Туберкулез актуальная проблема здравоохранения. Заболеваемость туберкулезом наблюдается во всех странах мира [1, с. 3]. В Российской Федерации эпидемиологические показатели значительно хуже, чем в странах Западной Европы [2, с. 12]. Показатели инфицирования мико-бактериями туберкулеза свидетельствуют о сохраняющемся неблагополучии. По данным исследований М.А. Плехановой, А. В. Мордык и др. «ежегодно вновь инфицируется микобактериями туберкулеза 1,5—2% всего детского населения страны» [3, с. 55]. Подавляющее большинство зараженных микобактериями детей выявляется из социально неблагополучных слоев, семей мигрантов, и групп риска, инфицированных впервые. Причинами такого процесса являются: неблагоприятные условия жизни значительной части граждан нашей страны, продолжающиеся миграционные процессы, отрицательные оценки экологического характера, проводимые профилактические мероприятия, имеющие множество недостатков, недостаточный объем и снижение показателей раннего выявления туберкулеза, погрешности лечения заболевания в условиях учреждений пенитенциарной системы и другие факторы. Подавляющее большинство заражен-
ных микобактериями детей выявляется из социально неблагополучных слоев, семей мигрантов, и групп риска, инфицированных впервые. Наиболее часто (до 95%) тубинфицированных детей выявляется в семьях, где распространены курение, алкоголизм, наркомания, многочисленные психологические проблемы и практически отсутствуют мотивации на длительное лечение и реабилитацию.
Широкий спектр проблем, связанных с психологическими аспектами детского туберкулеза разработан недостаточно [4, с. 10]. В научной литературе имеются лишь единичные работы, посвященные личностным психологическим характеристикам, как факторам риска развития туберкулезного процесса [5, с. 13].
Целью исследования явилось изучение мор-фофункционального развития и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей и подростков юга Тюменской области. Исследование проведено на базе областного детского санатория. В обследовании приняли участие 412 тубинфици-рованных детей и подростков. В качестве контроля взяты данные обследования 378 здоровых сверстников.
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 49 ~
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 6
Методика. Измерение длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) проводилось унифицированными антропометрическими методами, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) — методом спирометрии. Артериальное давление регистрировали по методу Короткова, частоту сердечных сокращений переносным одноканальным электрокардиографом во 2 стандартном отведении в положении сидя. В качестве физической нагрузки использовали стандартную пробу с приседаниями. На основе регистрируемых параметров производили расчет величины экскурсии грудной клетки, индекс стении (темпов роста), Пинье (крепости телосложения), Кердо (вегетативного баланса), Робинсона (потребность миокарда в кислороде). Индивидуальная оценка уровня физического развития проводилась по центильным таблицам. Для определения устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии проводились функциональные дыхательные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Для определения психофизиологического состояния обследуемых были использованы три вида психологических тестов на выявление ситуативной и личностной тревожности, которые подбирались в соответствии с возрастом испытуемых: тесты Теммл-Дорки-Амена, М. Люшера и Спил-бергера-Ханина.
Весь фактический материал обработан стандартными методами вариационной статистики с использованием критерия Стьюдента.
Результаты исследования. У тубинфициро-ванных детей и подростков выявлено снижение основных антропометрических параметров по сравнению с контролем. Снижение длины тела более выражено в младших возрастных группах — в 7— 8 и 9—11 лет, а дефицит массы тела, практически у всех детей и подростков. Во всех возрастных группах тубинфицированных детей преобладал слабый и очень слабый тип телосложения (среди 7—8-летних до 98%, у 14—15 летних до 60% у девочек, до 86% у мальчиков). Групповая оценка физического развития показала, что во всех воз-растно-половых группах повышено количество
детей с дисгармоничным развитием, обусловленным несоответствием ДТ возрасту и дефицитом МТ. У обследованных нами тубинфицированных детей и подростков выявлена задержка наступления биологических ростовых перекрестов по ДТ, МТ и ОГК.
Анализ значений функциональных дыхательных проб показал, что задержка дыхания на вдохе у мальчиков больше, чем у девочек, но увеличиваясь по мере взросления, остается ниже возрастной нормы, свидетельствуя о снижении толерантности к гипоксии. При анализе общего состояния систем кислородообеспечения установлено преобладание оценок «неудовлетворительно» и «крайне неудовлетворительно».
Анализ динамики вегетативного индекса Кер-до выявил значительное увеличение показателя в сторону симпатикотонии, что свидетельствует о повышении расходования функционального резерва сердечной мышцы.
Оценка психоэмоционального состояния туб-инфицированных детей и подростков выявила в возрастной группе 7—8 лет удельный вес детей с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности 68,3%. Среди обследованных 21,9% воспитанники детских домов, 43,9% — воспитывалось в «неполных семьях», 34,1% составили дети «домашние», но из социально неблагополучных семей. При этом доля воспитанников детских домов с высоким уровнем тревожности составила 55,6%, из «неполных семей» — 72,2%, из полных, но социально неблагополучных семей — 64,3%.
Согласно результатам, полученным по тесту М. Люшера, позитивное состояние наблюдалось у 31,2% детей 9—13 лет, негативное — у 44,3%, крайне негативное — у 24,5%. Более высоким по сравнению со здоровыми детьми оказался уровень тревожности у 68,8% тубинфицированных подростков 14—15 лет, при этом у 23,4% из них отмечен умеренный уровень тревожности. И только у 7,8% подростков 14—15 лет отмечен низкий уровень тревожности (табл. 1).
Тревожность (личностная и ситуативная) Здоровые подростки n = 50 Тубинфицированные подростки n = 60 Различия
Низкая 44,9 ± 0,2 7,8 ± 0,4 р < 0,001
Умеренная 46,0 ± 0,3 23,4 ± 0,2 р < 0,001
Высокая 9,1 ± 0,2 68,8 ± 0,4 р < 0,001
Таблица 1
Результаты исследования уровня тревожности подростков 14—15 лет (%, М ± т)
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Глазунова С.Н. Морфофункциональные и психоэмоциональные характеристики тубинфицированных..
Выявлено, что тубинфицированные дети и подростки являются высоко тревожными личностями, что сужает их поведенческий диапазон, приводит к высокой подверженности действию стрес-сирующих факторов. Исследования А.В. Мордык, Т. Г. Подкопаевой и др. [6, с. 72] показывают, что «психологическое напряжение ребенка может способствовать развитию у него заболевания туберкулезом».
Для совершенствования противотуберкулезной помощи детям и подросткам необходима разработка системы психологической реабилитации, направленной на изменение преморбидных особенностей личности пациентов, освоение детьми и подростками навыков саморегуляции, продуктивных способов преодоления психотравмиру-ющих обстоятельств жизни.
Выводы. В результате проведенного исследования у тубинфицированных детей и подростков выявлено снижение уровня физического развития и функциональных возможностей организма, увеличена встречаемость негативных психоэмоциональных состояний, резко повышен уровень личностной и ситуативной тревожности, что создает условия для срыва адаптации, повышая риск заболевания туберкулезом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овсянкина Е.С., Панова Л.В., Лечение туберкулеза у детей и подростков: история, настоящее и перспективы // Туберкулез и болезни легких. 2013. № 9. С. 3—8.
2. Декларация съезда фтизиатров России и X съезда Российского общества фтизиатров (РОФ) 26—28 мая 2015 года, г. Воронеж // Туберкулез и болезни легких. 2015. № 7. С. 12—13.
3. Плеханова М.А., Мордык А.В., Подкопаева Т.Г. [и др.]. Оценка санитарной грамотности подростков по вопросам туберкулеза // Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 1. С. 55—57.
4. Ахтямова А.А., Золотова Н.В., Стрельцов В.В. [и др.]. Психологические особенности больных туберкулезом органов дыхания подростков с различными характеристиками заболевания // Туберкулез и болезни легких. 2016. № 1. С. 10—14.
5. Золотова Н.В., Ахтямова А.А., Стрельцов В.В. [и др.]. Оценка психологических характеристик детей, больных туберкулезом органов дыхания на фоне специфической терапии // Туберкулез и болезни легких. 2015. № 9. С. 13—18.
6. Мордык А.В., Подкопаева Т.Г., Герасимова Н.Н. [и др.]. Формирование подходов к созданию программ психологической реабилитации детей в очагах туберкулезной инфекции // Туберкулез и болезни легких. 2014. № 8. С. 71—72.
MORPHOLOGICAL AND PSYCHO-EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH TUBERCULOSIS IN THE CONTEXT OF REHABILITATION
S.N. Glazunova
Tyumen State University Tyumen, Russia, 625003
Annotation. Results of investigation of morphofunctional and psycho-emotional characteristics of tuberculosis in children and adolescents rehabilitation conditions indicate a delayed physical development, unsatisfactory assessment of respiratory and circulatory systems, autonomic regulation functions, improve personal and situational anxiety compared to control.
Key words: tuberculosis-affected children and adolescents, morphofunctional development, functional and psycho-emotional state.
REFERENCES
1. Ovsyankina E.S., Panova L.V. Treatment of tuberculosis in children and adolescents: history, present and prospects. Tuberculosis and lung disease, 2013, no. 9, pp. 3—8.
2. Deklaraciya s'ezda ftiziatrov Rossii i X s'ezda Rossijskogo obshchestva ftiziatrov (ROF) 26—28 maya 2015 goda, g. Voronezh. Tuberkulez i bolezni legkih, 2015, no. 7, pp. 12—13.
3. Plekhanova M.A., Mordyk A.V., Podkopaeva T.G. [i dr.]. Ocenka sanitarnoj gramotnosti podrostkov po vopro-sam tuberkuluza. Sibirskoe medicinskoe obozrenie, 2012, no. 1, pp. 55—57.
4. Ahtyamova A.A., Zolotova N.V., Strel'cov V.V. [i dr.]. Psihologicheskie osobennosti bol'nyh tuberkulezom organov dyhaniya podrostkov s razlichnymi harakteristikami zabolevaniya. Tuberkulez i bolezni legkih, 2016, no. 1, pp. 10—14.
5. Zolotova N.V., Ahtyamova A.A., Strel'cov V.V. [i dr.]. Ocenka psihologicheskih harakteristik detej, bol'nyh tuberkulezom organov dyhaniya na fone specificheskoj tera-pii. Tuberkulez i bolezni legkih, 2015, no. 9, pp. 13—18.
6. Mordyk A.V., Podkopaeva T.G. Gerasimova N.N. [i dr.]. Formirovanie podhodov k sozdaniyu programm psi-hologicheskoj reabilitacii detej v ochagah tuberkulyoznoj infekcii. Tuberkulez i bolezni legkih, 2014, no. 8, pp. 71—72.
—--—-
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК