УДК 378.147
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
© 2015
Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Контроль компетенций обучаемых является составной частью процесса обучения. От правильной организации контроля во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Контроль выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции. Он должен быть планомерным и систематическим, объективным, всесторонним. Показателем уровня постановки учебного процесса в вузе является сочетание разных форм контроля - новых и традиционных, устных и письменных, рукописных и компьютерных. Критериями выбора метода контроля являются соответствие поставленной задаче, выполнимость, реалистичность, надежность. Внимание должно уделяться и самостоятельной работе студентов в виде самоконтроля и взаимопроверки. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.
Ключевые слова: контроль знаний, формы педагогического контроля, анализ, решение проблем, интервью, стандартизированный контроль.
Контроль компетенций обучаемых является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях [1].
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая - проверочная функция. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах обучения, т.е. для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.
Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно
содействует развитию обучаемого.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле.
Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть:
- планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;
- объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов;
- всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков;
- индивидуальным - овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями;
- педагогически тактичным - осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценку необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме [2].
Традиционно в вузах применяют следующие формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, выпускные квалификационные работы.
Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный. Эти разновидности различаются по цели, времени осуществления, применяемым средствам и методам. Виды контроля неравноценны в смысле объективности, проверки глубины усвоения изученного, а также психологического и воспитательного значений. В целях интенсификации контроля знаний студентов необходимо опираться как на традиционные, классические, проверенные временем формы, так и новые педагогические технологии, авторские ноу-хау оценки знаний. Нет никаких оснований для отказа от традиционных форм контроля, но их следует наполнять новым содержанием, чтобы правильно сочетать контроль, взаимоконтроль и самоконтроль [3, с.61].
Планируя работу по оценке профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Строительство» в Тольяттинском государственном университете (ТГУ), мы исходили из следующих критериев выбора метода контроля:
- Метод контроля должен прежде всего соответствовать поставленной задаче, то есть подходить для оценивания тех результатов обучения, которые нужно оценить с помощью выбранного метода.
- Метод контроля должен быть выполнимым как для обучаемого, так и для преподавателя. В данном случае нужно учитывать наличие ресурсов, которые необходимы для осуществления оценивания (в т.ч. время, человеческий ресурс, средства и оборудование, финансы).
- Метод контроля должен быть как можно более реалистичным, то есть имитировать последующий профессиональный контекст.
- Метод контроля должен быть надежным. Надежным является метод, который последовательно дает один и тот же результат, в том числе в других условиях и при других проверяющих.
- Метод контроля должен поддерживать процесс обучения, помочь в достижении следующего уровня [4, с.47].
Для текущего контроля нами используются, пожалуй, самые распространенные методы контроля знаний студентов: устный опрос и письменная проверка. Для проведения опроса - фронтального, индивидуального или комбинированного - проводится тщательный отбор содержания, всесторонне продумываются вопросы, задачи и примеры, которые будут предложены, пути активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
При письменной проверке однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования и обеспечивает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)
студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым. Письменные работы проводятся нами различными способами: ответы на вопросы, решение задач, выполнение различных чертежей и схем, подготовка отчетов, рефератов.
В качестве вопросов используются как вопросы по теоретическому материалу, так и предлагается провести анализ работы (события) или проблемы.
Анализ - это метод контроля, в ходе которого учащийся обрабатывает найденную или изученную информацию и дает ей свою оценку. Характерным примером может служить задание, в котором предлагается оценить архитектурно-строительный проект какого-либо здания. Грамотным считается анализ, в котором обучаемый называет как достоинства, так и недостатки анализируемого объекта, а также объясняет причины недостатков и предлагает свои варианты улучшения.
Решение проблем - это метод контроля, в ходе которого обучаемые анализируют суть возникшей проблемы, причины ее возникновения и предлагают решения этой проблемы. Этот метод хорошо подходит для работы в группах, где появляется возможность оценить социальные навыки (умение работать в команде, приводить аргументы, убеждать оппонентов, вести переговоры и т.д.). Тренироваться в решении проблем стоит в ходе всего процесса обучения. Исследования показывают, что изученный материал лучше всего вспоминается в ситуации, которая похожа на ту, в ходе которой материал был изучен [4, с.70]. Этот метод помогает оценить умение найти нужную информацию, умение анализировать и выделять главное, умение находить возможные решения и, конечно, профессиональные знания обучаемых.
Отчет - это письменное подведение итогов о проделанной работе. Отчеты используются для оценивания знаний, полученных опытным путем - на лабораторных работах, практике. Студенты описывают совершенные действия и достижения и анализируют полученный опыт. Отчет оценивается высоко, если студент связывает свои практические действия с теоретическими знаниями. Например, если студент составляет отчет по итогам лабораторной работы, то должен описать, почему был выбран именно такой порядок выполнения работы, или объяснить полученный результат. К отчету по практике можно добавлять доказательную базу, например, фотографии/изображения проделанной работы.
Написание реферата предполагает сравнение, анализ и синтез полученной из разных источников информации. Это хороший способ оценить умение находить и использовать профессиональную литературу, навыки функционального чтения, умение анализировать и письменно выражать свои мысли. Рефераты обязательно представляются группе студентов в виде доклада и компьютерной презентации. Темы рефератов меняются каждый год, чтобы обучаемые не использовали работы друг друга. Такие творческие задания как решение проблем и реферат оцениваются недифференцированно.
Семестровые зачеты и экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, проявляется уровень сформи-рованности знаний и умений.
На старших курсах бакалавриата (3 и 4 курсах) и в магистратуре экзамены в форме интервью принимают преподаватели. В экзаменационные билеты включается три вопроса из разных разделов программы. В зависимости от специфики предмета может быть два теоретических вопроса и одна задача. Вопросы сформулированы четко, однозначно и охватывают программу курса в целом. Интервью (или собеседование) - это метод контроля, при котором преподаватель или оценивающая комиссия задает учащемуся вопросы, касающиеся пройденного теоретического материала. В этом случае отвечающим дается время на подготовку письменных
121
ответов, которые затем рассказываются преподавателю. В случае необходимости студент получает дополнительные вопросы. Такое интервью можно так же назвать академической или экзаменационной беседой.
В связи с внедрением балльно-рейтинговой системы контроля знаний в ТГУ на младших курсах ведется стандартизированный контроль, который предусматривает разработку тестов. Тестирование, которое приобрело популярность благодаря тому, что охватывает большой объём программы, значительно сокращает время проверки знаний, позволяет дать объективную количественную оценку качества подготовки обучаемого и повышает производительность труда преподавателя [1]. Также специалисты отмечают, что «тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий» [5].
Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопроса: к избирательным, основанным на таких видах деятельности студента, как узнавание, припоминание, и конструированным, основанным на припоминании и дополнении [6-10]. Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студенты должны найти среди них правильный. Среди избирательных заданий выделяют альтернативные, множественного и перекрестного выбора.
Альтернативные задания мы не используем в связи с их простотой.
Задания одиночного и множественного выбора предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов. В качестве примера приведем тестовые задания итогового контроля по дисциплине «Основы архитектуры и строительных конструкций»:
Расстояние между разбивочными осями несущих стен или колонн в направлении несущих конструкций покрытия называется:
- шагом здания;
- пролетом здания;
- шириной здания;
- длиной здания.
Типовой проект может использоваться для возведения:
- 5-тиэтажного многоквартирного жилого дома;
- здания театра;
- здания общеобразовательной школы;
- выставочного павильона.
Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке. Например: Установите соответствие объектов зданиям и сооружениям:
3 театр
4 мост
1 здание
2 сооружение
Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений в соответствующие пропуски в тексте. Например, «Взаимосвязанная совокупность вертикальных и горизонтальных несущих конструкций здания, которые совместно обеспечивают его прочность, жесткость и устойчивость называется ...».
Мы уделяем внимание и самостоятельной работе студентов в виде самоконтроля и взаимопроверки. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение
к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются. Правильные ответы проецируются на экран или записываются на доске. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют выполнение заданий друг у друга.
Для сдачи зачета по производственной и технологической практикам студенты представляют дневник и отчет, заключение руководителя практики от предприятия. При выведении дифференцированного зачета учитывается степень выполнения студентами программы практики, качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду. Ответ студента по результатам практики должен представлять собой не только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на пройденный материал, проработанную в период практики дополнительную и справочную литературу, на изучение работы передовиков производства. В отчете представляются и результаты выполнения индивидуального задания.
Курсовое и дипломное проектирование выполняет наряду с обучающей функцией в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Задания для курсового и дипломного проектирования отбираются с конкретным производственным содержанием, формируются таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения. Выпускная квалификационная работа, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Защита выпускной квалификационной работы, состоящей из пояснительной записки и графической части, проходит на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии.
Центральное место в защите занимает доклад студента, главное содержание которого должны составлять обоснование выбора решения производственной задачи, предусмотренной заданием, и характеристика полученных результатов.
При оценке качества выпускной работы учитывается актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельности работы студентов, глубина и прочность знаний и умений по общетехническим и специальным предметам, полнота раскрытия темы, обоснованность предлагаемых решений, степень использования в работе научной и технической литературы, производственной документации, соблюдение государственных стандартов.
При поступлении в магистратуру по направлению «Строительство» студенты собирают все свои значимые работы за предыдущий период обучения и объединяют их в портфолио. Оно, как правило, содержит научные публикации студентов, написанные под руководством преподавателей, почетные грамоты за участие и призовые места в конкурсах, на олимпиадах по дисциплинам направления подготовки.
Мы стремимся к выведению наиболее объективной оценки итогового контроля знаний, умений и навыков обучаемых. Для этого показатели контроля оцениваются по небольшим частям изученного материала, осуществляется принцип обратной связи с акцентом на достигнутые успехи обучаемых, новые формы контроля и самоконтроля ориентируют студента на умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Емельянова, М.С. Организация контроля знаний студентов средствами интернет-ресурсов / М.С. Емельянова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn—btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2012-03-21-11.
2. Методы и формы контроля знаний студентов [Электронный ресурс] : Официальный сайт Симского механического техникума. Режим доступа: http://www. smt74.e-stile.ru/page17.
3. Милевич, А.С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов / А.С. Милевич // Современные проблемы науки и образования. - 2009. -№ 6 - С. 61-64.
4. Оценивание результатов обучения в профессиональных учебных заведениях. Методическое руководство / Сост. Э. Пилли, М. Ыунпуу. - Таллинн: Целевое Учреждение Иннове, 2012. - 129 с.
5. Алешин, Л.И. Некоторые проблемы организации контроля знаний студентов / Л.И. Алешин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://laleshin.narod.ru/npkzs-06. htm.
6. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
7. Таранцева К.Р., Пятирублевый Л.Г., Моисеев В.Б. Информационно-дидактические основы образовательного тестирования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 180-190.
8. Гаврилова М.И. Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 24-26.
9. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 298-300.
10. Пономарёва Н.В., Новичкова Т.Ю., Видманова Т.П. Использование тестирующих программ в процессе обучения высшей математике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 245-249.
ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
© 2015
E.M. Tretyakova, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy»
I.N. Odarych, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Control of competences of trainees is a training process component. Effective management of teaching and educational process and quality of training of the expert in many respects depend on the correct organization of control. Correctly put control of educational activity of pupils allows the teacher to estimate the knowledge gained by them, skills, in time to give necessary help and to achieve training goals. All this in total creates favorable conditions for development of informative abilities of pupils and activization of their independent work on occupations. Control carries out in the course of training test, training, developing, educational and methodical functions. It has to be systematic and systematic, objective, comprehensive. Indicator of level of statement of educational process in higher education institution is the combination of different forms of control - new and traditional, oral and written, hand-written and computer. Criteria of a choice of a control method are compliance to an objective, feasibility, realness, reliability. The attention has to is paid also to independent work of students in the form of self-checking and mutual testing. Self-checking stirs up cognitive activity of the student, brings up a conscientious attitude to check, promotes development of abilities to find and correct errors. All this is necessary for formation of skills of self-education.
Keywords: testing knowledge, forms of pedagogical monitoring, analysis, problem solving, interviews, standardized controls.