Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ (ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ)'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ (ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МАСС-МЕДИА / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДЫ / ЦЕЛОСТНАЯ МЕДИАЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврилов В. В.

Статья посвящена вопросу оценки ключевых аспектов самоидентификации студентов-журналистов в цифровую эпоху, связанных прежде всего с будущей профессиональной деятельностью (преимущества профессии, основные ее трудности, целевые ориентиры обучающихся). Анкетирование позволило выявить ряд противоречий: боязнь цензуры, которая способна творческий порыв, низкий уровень саморефлексии, отсутствие интереса к медиапроектированию, игнорирование культурного кода, концептосферы Югры, не учитываются угрозы цифровизации журналистики.Кроме того, автор предлагает «Модель профессиональной идентификации студентов-журналистов», с опорой на которую возможны комплексное и осознанное выстраивание учебного процесса по формированию целостной медиаличности обучающегося и устранению указанных противоречий, выбор оптимальных форм и методов обучения студентов-журналистов в цифровую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF JOURNALISM STUDENTS IN THE DIGITAL AGE (IN THE FORMATION OF A HOLISTIC MEDIA PERSONALITY)

The article is devoted to the issue of assessing the key aspects of the self-identification of students-journalists in the digital age, primarily related to future professional activity (the advantages of the profession, its main difficulties, the targets of students). The survey revealed a number of contradictions: fear of censorship, which is capable of a creative impulse, a low level of self-reflection, lack of interest in media design, ignoring the cultural code, the conceptual sphere of Ugra, threats to the digitalization of journalism are not taken into account.In addition, the author offers a «Model of professional identification of journalism students», based on which a comprehensive and conscious building of the educational process for the formation of a holistic media personality of the student and the elimination of these contradictions, the choice of optimal forms and methods of teaching journalism students in the digital age is possible.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ (ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ)»

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ SOCIOLOGY OF MEDIA COMMUNICATIONS

DOI 10.26105/SSPU.2022.80.5.001 УДК 37.015.4:004 ББК 60.561.9

В.В. ГАВРИЛОВ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ (ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ)

V.V. GAVRILOV ASSESSMENT OF PROFESSIONAL

SELF-IDENTIFICATION OF JOURNALISM

STUDENTS IN THE DIGITAL AGE

(IN THE FORMATION OF A HOLISTIC MEDIA

PERSONALITY)

Статья посвящена вопросу оценки ключевых аспектов самоидентификации студентов-журналистов в цифровую эпоху, связанных прежде всего с будущей профессиональной деятельностью (преимущества профессии, основные ее трудности, целевые ориентиры обучающихся). Анкетирование позволило выявить ряд противоречий: боязнь цензуры, которая способна творческий порыв, низкий уровень саморефлексии, отсутствие интереса к медиапроектированию, игнорирование культурного кода, концептосферы Югры, не учитываются угрозы цифровизации журналистики.

Кроме того, автор предлагает «Модель профессиональной идентификации студентов-журналистов», с опорой на которую возможны комплексное и осознанное выстраивание учебного процесса по формированию целостной медиаличности обучающегося и устранению указанных противоречий, выбор оптимальных форм и методов обучения студентов-журналистов в цифровую эпоху.

The article is devoted to the issue of assessing the key aspects of the self-identification of students-journalists in the digital age, primarily related to future professional activity (the advantages of the profession, its main difficulties, the targets of students). The survey revealed a number of contradictions: fear of censorship, which is capable of a creative impulse, a low level of self-reflection, lack of interest in media design, ignoring the cultural code, the conceptual sphere of Ugra, threats to the digitalization of journalism are not taken into account.

In addition, the author offers a «Model of professional identification of journalism students», based on which a comprehensive and conscious building of the educational process for the formation of a holistic media personality of the student and the elimination of these contradictions, the choice of optimal forms and methods of teaching journalism students in the digital age is possible.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, анкетирование, массмедиа, цифровая эпоха, самоидентификация, общественное мнение, цифровые среды, целостная медиаличность.

KEY WORDS: competence, questionnaire, mass media, digital era, self-identification, public opinion, digital media, holistic media personality.

Вопрос изучения профессионального становления и самоопределения студентов в процессе обучения как в средней, так и в высшей школе достаточно непростой в силу ряда причин. Основная из них — отсутствие в социологической науке единых критериев, универсальной методики подобной оценки. Тем не менее, вопрос этот является весьма важным. По сути, речь идет о таком аспекте социокультурной идентификации обучающихся, как профессиональная идентификация.

Одной из заметных работ в этой области можно считать комплексное исследование «Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению» [2] коллектива авторов (С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др.). Кроме того, следует назвать таких авторов, в той или иной степени обращавшихся к указанной проблеме, как Н.С. Пряжников [5], А.Р. Усманов [7].

Приходится констатировать, что описание методики исследования и определение набора критериев оценки профессиональной идентификации обучающихся является для исследователей второстепенным в свете их более масштабных исследований. При этом в арсенале социологов имеется немало авторских наборов критериев и показателей подобного рода, которые были однократно использованы в процессе проверки гипотезы, создания модели сопровождения профессионального самоопределения [7].

Особенно актуально, в эпоху информационных войн, цифровизации медиапространства, изучение различных аспектов социокультурной идентификации будущих журналистов, оценка их мотивов, устремлений, понимания/идентификации себя в мире. Дело в том, что в отличие от других категорий граждан, журналист является не только объектом информационного пространства (то есть испытывает на себе воздействие «четвертой власти», как положительное, так и отрицательное), но и субъектом (то есть сам формирует контент, информационную повестку дня, активно участвует в формировании общественного мнения). При этом студенты-журналисты относятся к самой уязвимой, с точки зрения ментального воздействия, граждан, за их сознание в настоящее время развернулась нешуточная борьба. И задача педагогического сообщества (в нашем случае — коллектива преподавателей вуза) — нивелировать деструктивное внешнее воздействие, создать условия для полноценного и гармоничного формирования личности, воспитания подлинного гражданина своей страны.

Рассматривая личность обучающегося как активного субъекта общественной жизни, ЦЕЛЬ статьи мы определили следующим образом: оценка самоидентификации студентов-журналистов цифровой эпохи (профессиональный аспект).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным для нас стал метод анкетирования. Студентам была предложена анкета «Я в профессии», включавшая пять вопросов. Также использовались методы теоретико-методологического анализа (изучение степени разработанности проблемы) и метод дискурсивной рефлексии (построение теоретических положений и выводов на основе имеющегося опыта).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Профессиональная идентичность журналистов является довольно важной частью социокультурной идентичности личности. Исследователи В.Ф. Олешко и Е.В. Олешко считают, что ее нужно рассматривать «не просто как действенное самоопределение индивида, но и как развитие субъекта, осознающего призвание к профессии и отождествляющего себя со своим Делом. В контексте перманентных трансформационных изменений в Новейшем времени массмедиа и всей информационной сферы первостепенным фактором данного рода идентификации для любой творческой личности являются прежде всего различные уровни включенности в оценку деятельности своего СМИ, коллег или профессионального сообщества в целом, возможности/желания «играть или не играть на данном поле» по установленным правилам [3, с. 88-89]. Нельзя не согласиться с авторами в том, что в условиях глобальных трансформаций СМИ (и прежде всего

коммерциализации и цифровизации журналистики, конвергенции жанров) особая роль отводится внутренним мотивам, интенциям, гражданской позиции будущего журналиста. Важно, насколько целостной является его индивидуально-авторская картина мира, насколько гармонично сформирована медиаличность. А о том, что в настоящее время происходят значительные трансформации в журналистике, социологи говорят в последние годы достаточно активно: «<...значительные трансформации <...> оказывают влияние на всю сферу деятельности, в результате чего многие вопросы — начиная от признаков профессиональных журналистов и заканчивая соблюдением определенных норм и правил — оказываются не отрефлексированы отдельными представителями профессии и не согласованы внутри профессионального сообщества» [4].

И в этой связи основной задачей педагогического коллектива вуза становится установление/определение четких профессиональных ориентиров, критериев оценки эффективности работы журналиста, которые оказались размытыми или неактуальными в эпоху нынешних перемен. Иначе студент, обучаясь в традиционной системе, а затем, столкнувшись с реалиями нового времени, может утратить мотивацию к профессиональному росту, окажется неспособен ответить на вызовы времени, социальные запросы, испытает кризис идентичности: «Поэтому профессиональная идентичность журналиста служит, с одной стороны, показателем реализации его профессиональноличностных качеств, а с другой — фактором, определяющим выбор той или иной медийной специализации, желание оставаться в ней и совершенствоваться или, в случае утери по различным причинам мотивации, свидетельствующим о творческой стагнации, а нередко даже о личностном деформировании» [3, с. 89].

Учитывая сказанное выше, следует найти основание, на котором может быть построена модель формирования профессиональной идентификации студента-журналиста. Однако и по этому вопросу в социологической науке нет единого мнения. Так, исследователь В.Е. Каманина в структуре профессиональной идентификации личности журналиста выделяет следующие параметры: «когнитивный компонент (сфера профессиональных знаний, в том числе образование, квалификация); ценностный компонент (нормы, ценности, правила, удовлетворенность своим положением); профессионально-практический компонент (членство в профессиональных сообществах, понимание влияния профессии на современное общество); личностный компонент (гражданская позиция, любознательность, интеллектуальное лидерство)» [1, с. 90].

Исследователь А.М. Сосновская, отождествляя профессиональную идентичность с социальной1, выделяет 5 измерений: «Политическое измерение. Люди считают себя гражданами и представителями народа. Социальное измерение. Люди идентифицируют себя в рамках социальных ролей (отцы, дети, преподаватели и т.д.). Культурное измерение. Люди идентифицируют себя как представителей социальных групп (часто определяемых в рамках семиотических систем различий, как черных и белых, мужского и женского). Психологическое измерение. Психологически люди идентифицируют себя, со своей индивидуальностью и самостью. Экономическое измерение. Экономически люди рассматривают себя как потребителей и как представителей аудитории» [6, с. 47].

С целью выяснения уровня сформированности профессиональной идентичности студентов-журналистов нами было проведено анонимное анкетирование обучающихся первого курса Сургутского государственного педагогического университета (гр. Б-2211, 13 человек), анкета «Я в профессии».

На первый вопрос «Хотите ли вы работать журналистом по окончании вуза?» все студенты ответили положительно. Это говорит о высоком уровне мотивации первокурсников. Нет ра-

С этой позицией А. М. Сосновской мы не можем согласиться, считая профессиональную идентичность составляющей социокультурной идентичности личности.

зочарования в выбранной специальности. Студенты полны планов, амбиций, устремлений, возможность реализовать которые они видят именно в журналистике.

Чем же привлекает профессия журналиста молодых и целеустремленных студентов? Здесь нужно было дать, по возможности, развернутый ответ. Мы сгруппировали ответы обучающихся:

1. Творческая направленность профессии, возможность самореализоваться («Профессия журналиста привлекает тем, что она творческая и не сдерживает никакими рамками. В целом привлекает процесс ведения передачи»).

2. Возможность познавать мир, знакомиться с новыми людьми, коммуницировать, посещать различные мероприятия (мне нравится общаться с людьми. Я не стесняюсь публики и много болтаю. Журналисты, по моему мнению, именно такие»).

3. Широкий спектр направлений (т.е. возможность работать в различных знаковых системах, сменить при желании направление журналистской деятельности).

4. Возможность свободно выражать свое мнение, поднимать важные темы, влиять на общественное сознание, «проводить расследования» («Журналист — человек, который в курсе всего, что происходит в мире, в различных сферах, способный донести информацию с объективной стороны»).

5. Работа с информацией (каждый день узнавать что-то новое).

6. Возможность быть медийной личностью (быть знаменитым, известным).

7. Стабильный заработок.

Как видим, прежде всего респондентами отмечены важнейшие составляющие журналистики (творческая самореализация, коммуникация), хотя нельзя не отметить идеализации и романтизации профессии (говорят об абсолютной свободе творчества, не видят рамок, ограничений, которые, безусловно, существуют). И все-таки важно, что респонденты не считают журналистику ремеслом, рутинным делом. Они убеждены, что, став профессионалами, будут выражать собственное мнение, а не работать по заказу, будут влиять на общественное сознание. Слава, материальная составляющая стоят у первокурсников на последних местах.

При составлении анкеты мы исходили из предпосылки о том, что вуз должен формировать целостную медиаличность, то есть личность, способную, понимая законы и механизмы, по которым устроено и действует информационное общество, противостоять его угрозам и воздействовать на него, формируя и трансформируя на основе собственной индивидуально-авторской картины мира и идентификации. Понятие «целостная медийная личность», по нашему мнению, включает в себя ряд критериев, которые нашли свое отражение в третьем вопросе анкеты: «Какие характеристики личности журналиста вы считаете наиболее важными (пронумеруйте их от более значимых к мене важным)». Результаты получились следующие.

Бесспорным лидером рейтинга стало для студентов «умение анализировать информацию и креативно ее перерабатывать». В этом нет ничего неожиданного, поскольку традиционно работа журналиста направлена именно на это — креативный подход к поступающей информации. Другое дело, какие цели ставит при этом перед собой журналист, какой результат хочет в итоге получить. Отметим, что для будущих журналистов важно «знание медиарынка, его основных тенденций, законов, механизмов» (вторая позиция), «умение «анализировать общественное мнение» (третья позиция). То есть респонденты хотят быть в курсе современных трендов, новых веяний, хотят понимать запросы общества с тем, чтобы «создавать оригинальные журналистские тексты в различных знаковых системах» (четвертая позиция). Замыкает пятерку приоритетных характеристик целостной медиаличности «стремление к самообразованию, саморазвитию по окончании вуза». Первокурсники уверены, что будут продолжать самосовершенствоваться, профессионально расти даже после окончания университета. Это, на наш взгляд, очень верный посыл, поскольку вузовское образование

является лишь базой, стартовой площадкой для дальнейшего развития выпускника, напротив, профессиональная стагнация, уверенность, что с получением диплома развитие личности заканчивается, является губительным для молодого специалиста.

Показательно достаточно высокое место в рейтинге критерия «знание законов РФ и региона» (6). Это означает, что будущие авторы будут стремиться создавать журналистские тексты, воздействовать на общественное мнение в рамках закона, соотнося личные убеждения с правовой и социокультурной нормами. На седьмом месте рейтинга находится критерий «владение информационными технологиями». Подобный выбор свидетельствует о том, что студенты придают не слишком большое значение цифровизации журналистики, плохо знакомы с угрозами и преимуществами цифровых технологий. Полагаем, что это должно стать одной из точек, на которые необходимо в дальнейшем сделать акцент в процессе обучения.

Одинаковое количество голосов получили такие критерии целостной медиаличности, как «способность к рефлексии и саморефлексии»; «ясная гражданская позиция»; «стремление к успешной карьере». Здесь можно отметить определенное противоречие: студенты готовы к саморазвитию, но она не возможна без саморефлексии, то есть объективного анализа результатов собственной деятельности и выстраивание маршрута по устранению ошибок. Также нетрудно заметить, что карьера и размышления о гражданском обществе для первокурсников пока не слишком актуальны.

В аутсайдерах оказался такой критерий, как «понимание текущей политической ситуации». Вероятно, здесь стоит говорить о желании начинающих журналистов заниматься частными общественными проблемами, имеющими региональный характер и не затрагивать в своих материалах глобальные политические вопросы. Однако общее равнодушие к текущей политической ситуации в среде студентов-журналистов все-таки не может не настораживать.

Также студентам неинтересна работа в рамках медиапроектирования и они считают ненужным «знание особенностей (культурных, социальных и т.д.) родного края (ХМА-О-Югры)». И здесь вновь мы отмечаем противоречие. Невозможно адекватно реагировать на социальный запрос, создавать материалы, отвечающие настроению, интенциям, культурному опыту югорчан, не зная перечисленных особенностей родного края.

Подводя промежуточный итог, отметим, что данное ранжирование критериев целостной медиаличности позволило выявить ряд противоречий в профессиональной идентификации обучающихся и, соответственно,— точек приложения усилий педагогического коллектива с целью устранения названных диссонансов.

Отвечая на четвертый вопрос, респонденты должны были обозначить трудности, которые, по их мнению, могут встретиться в работе журналиста. Приведем здесь перечень наиболее значимых:

1) Цензура, запретные темы.

2) Писать на заказ, а не про то, что интересно.

3) Карьерный вопрос («Будет тяжело пробиться на хорошее место»).

4) Поиск информации (закрытая информация).

5) Писать так, чтобы было интересно другим; писать креативно; грамотно формулировать мысли.

6) «Трудности в построении диалога».

7) Различение правдивой информации и ложной, «нахождение достоверных источников».

8) Нехватка времени и возможностей.

Данные ответы продемонстрировали весь спектр возможных опасений и страхов, которые испытывают будущие журналисты. Задача педагогов, методистов, журналистов-практиков дать обучающимся инструменты (как психологические, так и теоретико-практического характера) с целью преодоления подобных страхов и сомнений.

Завершающим в анкете был вопрос «Какова(ы), по вашему мнению, основная(ые) цель(и) журналиста в России? (выбрать 1-2 ответа)». Мы получили следующие результаты. Подавляющее большинство респондентов выбрало следующие два варианта из предложенных: «донесение объективной информации до потребителей» и «влиять на общественное мнение, вести за собой. По сути, в своих ответах студенты обозначили две ключевые функции журналистики — информирующую и воздействующую. Трое хотели бы творчески реализоваться в профессии, двое собираются бороться с общественными недостатками и, наконец, по одному выбору получили цели «зарабатывание денег» и «стать знаменитым». Собственного варианта не предложил никто.

Как видим, первокурсники ставят перед собой традиционные (для журналистов) и в то же время высокие цели социального служения и формирования общественного мнения. При этом предыдущие ответы показывают, что делать это будет непросто. Однако угрозу обучающиеся видят со стороны государственного аппарата, а не цифровизации журналистики, то есть не до конца понимая суть современных трансформаций, происходящих в журналистике. При этом меркантильные цели (известность, хорошее место, деньги) считают второстепенными. Эти ответы коррелируют с выборами третьего вопроса анкеты: стремление к успешной карьере находится на периферии профессиональной идентичности.

Опираясь на теоретические исследования (В.Ф. Олешко, В.Е. Каманина, А.М. Со-сновская, С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др.) и полученные данные анкетирования, предлагаем авторскую «Модель профессиональной идентификации студентов-журналистов», на основе которой возможно выстроить эффективный процесс обучения будущих журналистов (см. схему 1).

Схема 1. Модель профессиональной идентификации студентов-журналистов

Личность

Саморегулирование информационной деятельности (идеология, гражданская позиция, социокультурная идентфикация, языковая картина мира) Профессиональные навыки (умение работать 1) с аудиторией (изучение потребностей, обратная связь), 2) с цифровыми ресурсами и инструментами, 3) в конвергентной редакции, 4) в различных знаковых системах, 5) творчество, 6) рече-ведческие навыки, 7) владение культурным кодом)

Внешний аспект (социокультурная норма, законы РФ («Закон о СМИ» и др.), профессиональные стандарты, запрос общества, социокультурная норма, цифровизация и коммерциализация журналистики, конвергентные процессы в журналистики) Личностный аспект (интенции, мотивы, талант, амбиции, уровень развития интеллекта, кругозор)

Социум

Как видим, данная модель объединяет как внутренние аспекты развития личности, в той ли иной степени связанные с журналистской деятельностью, медийной активностью, так и внешние. Следует говорить о взаимовлиянии обозначенных категорий, их диалектическом взаимодействии. При этом, по нашему глубокому убеждению, в рамках вузовского обучения основной для педагога должна стать задача учета названных аспектов в деле формирования целостной медиаличности будущего журналиста, гармонизация, системное ее развитие. Иначе говоря, у студента не должно быть конфликта внешних и внутренних

позиций, обозначенных в модели, то есть в процессе идентификация личность должна добровольно и осознанно принять культуросообразную норму, основанную на законах государства и социокультурной традиции. Иначе у выпускника возникнет когнитивный диссонанс, внутреннее противоречие между собственным мировоззрением и внешними условиями профессионализации и социализации. Добиться гармонизации медийной личности можно, как нам представляется, при выстраивании образовательного процесса в системе, ориентируясь опыт журналистской практики с тем, чтобы выделенные аспекты дополняли друг друга, согласовывались между собой, стали базисом формирования будущего профессионала.

ВЫВОДЫ. Подводя итоги, отметим, что вопросы анкеты составлены нами на основе характеристик целостной медиаличности и были призваны выяснить степень сформирован-ности профессиональной идентификации студентов-журналистов первого курса. Мы отдаем себе отчет, что затронули не весь спектр проблем, но, тем не менее, выделили ключевые аспекты профессионального самоопределения, профессиональной идентификации обучающихся: это преимущества профессии, основные трудности, характеристики целостной медиаличности, целевые ориентиры будущих специалистов.

В ходе исследования выявлено несколько противоречий: желание творить, но страх перед цензурой, идеализация профессии, низкий уровень саморефлексии, отсутствие интереса к медиапроектированию, игнорирование культурного кода, концептосферы Югры и, как следствие, непонимание социального запроса, социокультурной нормы; также не учитываются угрозы цифровизации журналистики.

В этой связи необходима корректировка педагогами рабочих программ, поиск инновационных форм и методов работы по устранению выявленных противоречий. Также, на наш взгляд, образовательный процесс должен строиться на основе «Модели профессиональной идентификации студентов-журналистов», которая позволяет видеть картину процесса формирования медиаличности обучающегося в целом, дает возможность определить те точки приложения усилий, которые позволят сформировать гармонично развитую личность, способную к дальнейшей успешной профессионализации и социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каманина В.Е. Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 81-91.

2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Авт.-сост.: С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. М: ИОСО РАО, 1997. 80 с.

3. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Структура и компоненты профессиональной идентичности журналиста // СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. Часть 2. С. 85-158.

4. Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. М.: Комитет гражд. инициатив, 2017. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty_otchet.pdf свободный (дата обращения: 09.9.2022). С. 132.

5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Академия, 2002. 490 с.

6. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. 228 с.

7. Усманов А.Р. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе среднего профессионального образования (на примере Чеченской Республики): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2016. 228 с.

REFERENCES

1. Kamanina V.E. Professional'naya identifikaciya sovremennyh zhurnalistov: teoreticheskie osnovy i real'nye praktiki [Professional identification of modern journalists: theoretical foundations and real practices] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2019. № 3. S. 81-91. (In Russian).

2. Kriterii i pokazateli gotovnosti shkol'nikov k professional'nomu samoopredeleniyu [Criteria and indicators of readiness of schoolchildren for professional self-determination] / Avt.-sost.: S. N.CHistyakova, A. YA.ZHurkina, E.N. Zemlyanskaya i dr. M: IOSO RAO, 1997. 80 s. (In Russian).

3. Oleshko V.F., Oleshko E.V. Struktura i komponenty professional'noj identichnosti zhurnalista [The structure and components of a journalist's professional identity] // SMI kak mediator kommunikativno-kul'turnoj pamyati. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2020. CHast' 2. S. 85-158. (In Russian).

4. Predstavleniya zhurnalistov o professii i professional'nom soobshchestve [Representations of journalists about the profession and the professional community]. M.: Komitet grazhd. iniciativ, 2017. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty_otchet.pdf svobodnyj (data obrashcheniya: 09.9.2022). S. 132. (In Russian).

5. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of activating professional and personal self-determination]. M.: Akademiya, 2002. 490 s. (In Russian).

6. Sosnovskaya A.M. ZHurnalist: lichnost'iprofessional (psihologiya identichnosti) [Journalist: personality and professional (psychology of identity)]. SPb.: Roza mira, 2005. 228 s. (In Russian).

7. Usmanov A. R. Organizacionno-pedagogicheskoesoprovozhdenieprofessional'nogosamoopredeleniya obuchayushchihsya v regional'noj sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (na primere CHechenskoj Respubliki) [Organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the regional system of secondary vocational education (on the example of the Chechen Republic): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk]. M., 2016. 228 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.