Научная статья на тему 'Нравственно-мировоззренческий потенциал медийных проектов поколения студентов цифровой эпохи'

Нравственно-мировоззренческий потенциал медийных проектов поколения студентов цифровой эпохи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ПРОЕКТ / СТУДЕНТЫ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / КОНТЕНТ / НРАВСТВЕННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешко Владимир Фёдорович, Олешко Евгений Владимирович

В статье актуализирована проблематика формирования проектного мышления как одной из ключевых компетенций, которые должны приобрести во время учебы студенты-журналисты. Это обусловлено, как доказывают авторы, прежде всего тем, что в эпоху социальных и технологических трансформаций такой тип мышления позволяет развивать креативные способности и достигать четко спланированных результатов в условиях, когда результаты не представляется возможным спрогнозировать. Эмпирическую базу составили результаты исследования, проведенного авторами в 2011-2014 и 2015-2019 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Олешко Владимир Фёдорович, Олешко Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-мировоззренческий потенциал медийных проектов поколения студентов цифровой эпохи»

УДК 070.19 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10407

В. Ф. Олешко

Уральский федералъныйуниверситет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург Е. В. Олешко

Уральский федералъныйуниверситет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург

НРАВСТВЕННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ ПОКОЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 19-18-00264)

В статье актуализирована проблематика формирования проектного мышления как одной из ключевых компетенций, которые должны приобрести во время учебы студенты-журналисты. Это обусловлено, как доказывают авторы, прежде всего тем, что в эпоху социальных и технологических трансформаций такой тип мышления позволяет развивать креативные способности и достигать четко спланированных результатов в условиях, когда результаты не представляется возможным спрогнозировать. Эмпирическую базу составили результаты исследования, проведенного авторами в 2011-2014 и 2015-2019 годах.

Ключевые слова: массмедиа, проект, студенты, цифровая эпоха, контент, нравственно-мировоззренческий потенциал, профессиональная культура.

В современной социальной практике все большую значимость приобретает задача формирования проектного мышления как одной из ключевых компетенций сотрудников различных видов деятельности. Не исключением является и сфера массмедиа в целом и журналистского образования, в частности. Это обусловлено прежде всего тем, что в эпоху перманентных социальных и технологических трансформаций такой тип мышления позволяет не только развивать креативные способности субъектов информационной деятельности, но и достигать четко спланированных результатов в условиях, когда задачи сложны, зачастую не совсем ясны или противоречивы, а также когда существуют риски, которые не только сложно оценить, но и не представляется возможным спрогнозировать. Социальный же институт журналистики именно сегодня все чаще оказывается под огнем критики в силу развития процессов прямой или косвенной конкуренции контента традиционных, новых медиа, социальных сетей, а также текстов журналистов-профессионалов с одной стороны и блогеров, гражданских журналистов -с другой. Проблема достоверности информации, представления независимых от какого-либо давления со стороны суждений и фактов, отражающих реальное состояние дел, является при этом нередко именно тем водоразделом, который, по данным социологов ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), свидетельствует об устойчивой тенденции снижения в последние годы доверия к СМИ. Так, к примеру, «доверие россиян к государственным СМИ снизилось с 65 % в начале 2016 года до 47 % в ноябре 2018-го» [2].

К тому же современная отечественная [7] и зарубежная [9] медийная практика свидетельствует, что для массовой аудитории интерес представляют в первую очередь тексты, в которых актуализированы те или иные прагматически обусловленные проблемы. Однако сегодня журналисту уже недостаточно просто опубликовать или распространить тем или иным способом такого рода текст. В условиях повсеместного развития Интернета и цифровых технологий появляется более серьезная задача: осуществить социальную интеракцию, то есть вовлечь как можно большее число читателей/слушателей/телезрителей, а также пользователей социальных сетей в обсуждение тех или иных явлений и событий действительности. Лишь в этом случае возможно эффективно влиять на процессы реализации институционально обусловленных для журналистики функций, формирования общественного мнения и решения задач сугубо экономического характера: по продвижению массмедиа или представлению востребованных аудиторией площадок для рекламных сообщений.

Высокая конкуренция на информационном рынке, мультимедийность форматов транслируемого контента, а также мобильные сервисы СМИ, передающие пользователю материалы, сориентированные на его читательские интересы, также предопределили все возрастающую значимость текстов, не просто отражающих информационную повестку дня, но и реализуемых в рамках тех или иных проектов массмедиа. Вместе с тем, проектное мышление, являющееся основой системной творческой деятельности в данном направлении, как мы отметили выше, предполагает необходимость учета не только сугубо инструментальных компетенций. Исследователь МГУ Иван Засурский это формулирует так: «Логика новых медиа - это логика участия» [3]. А в современной педагогической литературе отмечается, что «способность к проектной деятельности в современную эпоху - это новая грань человеческой образованности» [4]. Но, как мы выяснили в ходе анализа научной и учебной литературы по проблематике проектирования, при этом все же чаще всего подробно описывается формализованная и организационно-содержательная сторона проектной деятельности, а также этапы ее реализации, то есть внешние, видимые условия осуществления. Причем это можно отнести и к немногочисленным источникам по медиапроектной деятельности [6]. В последнем случае, как мы выяснили в ходе проведенного нами в 2018 году опроса в профессиональной социальной сети журналистов БеаШте.те&а (http://www.webviki.ru/deadline.media), решающее значение для сокрытия информации или непредставления ее в публичном пространстве имеет тот факт, что подводная часть любого айсберга по имени «проект» - это своего рода экономический секрет, поскольку СМИ в тот или иной период могут успешно реализовывать несколько однотипных проектов.

Авторов в ходе проведенного в 2011-2019 годах исследования интересовали два аспекта данной проблематики: психологический и образовательный. В первом случае мы ставили вопрос о таких свойствах и характеристиках проектной деятельности, которые позволяют выделять и систематизировать не только объекты/ситуации преобразования, но и факторы, свидетельствующие об изменении определенных свойств личности субъектов информационной деятельности, вовлеченных в медийную проектную деятельность, то есть активно участвующих в этом преобразовании. Во втором случае мы выделяли аспект пропедевтический: можно ли как-то способствовать формированию проектного мышления личности, по-иному, каким образом можно научить, в первую очередь студентов-журналистов, выделять из потока новостей, фактов реальной жизни те из них, которые в дальнейшем могут стать основой реализации актуального для аудитории проекта. Сразу скажем, что и в первом, и во втором случае на первый план выходила проблематика этико-мировоззренческого характера. Ведь позиция проектировщика в большинстве случаев максимально субъективирована, «поскольку отличается счастливой возможностью получения принципиально новой для себя информации, освоения совместно с другими людьми новых видов активности, переживания позиции "управляющего обстоятельствами человека" (О. С. Газман, В. П. Бедерханова)» [4]. Принятию подобной позиции, освоению тех или иных технологий продуктивной деятельности, безусловно, сопутствует развитие конкретно-личностныххарактеристик [10. С. 28-39].

Следуетвсвязисэтимотметить,чтоисследовательскаягруппаЦИРКОН,опубликоваврезультаты массового социологического опроса о профессии журналиста в России, констатировала: главная характеристика человека, занимающегося журналистикой - это не формальный статус, а «знание и соблюдение этических норм, ценностей и правил поведения в сообществе (79 % респондентов уверены, что нельзя назвать журналистом человека, пренебрегающего профессиональной этикой). Знание этических норм - наиболее важная обязательная характеристика журналиста (так считает 71 % респондентов), на втором месте - их соблюдение, наличие таланта и грамотное владение языком (66 %)» (http://www.zircon.ru/upload/iblock/726/journalists_pr-13012017.pdf). Причем выводы данного исследования второй половины 2016 года отражают, на наш взгляд, одну из явно выраженных тенденций цифровой эпохи, поскольку были основаны на массовом опросе людей, занимающихся журналистикой: и не только тех, кто работает в средствах массовой информации, но и фрилансеров, блогеров, гражданских журналистов. В результате социологи отобрали анкеты 492 респондентов, представляющих разные группы медиасубъектов (от главных редакторов до внештатных сотрудников и студентов факультетов журналистики), были представлены при этом все федеральные округа, а также различные типы медиа.

Мы в качестве объекта исследования выделили проектную деятельность студентов, обучавшихся или еще обучающихся по направлению «Журналистика». Она была реализована в рамках тех или иных учебных дисциплин ряда вузов Уральского федерального округа. В частности, мы обратились к опыту Уральского федерального университета, Югорского государственного университета, Сургутского государственного педагогического университета и Шадринского государственного педагогического университета. В качестве одной из основных гипотез исследования было выдвинуто предположение, что процесс повсеместной цифровизации медиаконтента (своеобразной точкой отсчета которого был определен 2015 год) изменил не только содержание проектов студентов-журналистов, но и их интенции как субъектов данного рода творческой деятельности, а также видоизменил формы и характер конечной результативности. Всего методом случайной выборки было выделено из архивов и медийных вузовских интернет-платформ, проанализировано и типологизировано по группам за 2011-2019 годы 76 студенческих проектов.

Первую, самую большую по численности, группу составили проекты по выпуску учебных СМИ - газет и разнообразных мультимедийных проектов. Вторую - учебно-образовательные проекты (особенно характерные, как мы выяснили, для педагогических вузов). Третью - проекты культурно-рекреативные, и в четвертую группу нами были включены проекты общественно-политического содержания. Безусловно, в такого рода типологизации есть доля условности, поскольку в большинстве случаев слишком зыбки были границы деления. Но доминантной характеристикой в данном случае для результатов исследования являлась степень выражения в представленных текстах личностной позиции авторов в контексте реализации этико-мировоззренческой составляющей проектов.

При анализе удалось определить ряд закономерностей. Во-первых, в целом в жанровой палитре студенческих проектов преобладали те, что можно отнести к сугубо информационным (78 % от общего числа текстов в работах 2011-2014 годов и 64 % в 2015-2019 годах). Во-вторых, практически схожей была тендерная составляющая авторского состава проектных групп: и в первом, и во втором случае преобладали девушки (соответственно 77 % и 81 %). В-третьих, как и следовало ожидать, в соответствии с тенденциями развития за эти годы технологических возможностей массмедиа в целом и вузовских медиа-лабораторий, в частности, в проектах последнего периода гораздо более ярко были выражены мультимедийные, в том числе и программные, возможности представления текстов, а также их размещения на университетских платформах и продвижения в социальных сетях (86 %, по сравнению с 42 % в первой половине десятых годов). Но наиболее выразительным было отличие в тематической палитре реализованных студентами-журналистами проектов. Если в 2011-2014 годах преобладающей была внутривузовская (31 %) или сугубо студенческая тематика (19 %), то в 2015-2019 годах студенты все чаще фокусировали внимание на общественно-политической тематике и выявлении проблематики, касающейся представителей самых различных социумов (77 % текстов). При этом почти половину из них можно было так или иначе соотнести с актуальной не только для молодежи медиаповесткой города, региона или даже всей России.

Для того, чтобы проверить гипотезу исследования относительно изменения нравственно-мировоззренческих ориентиров студентов цифрового поколения, мы сравнили результаты социологических данных, полученных одним из авторов в вышеназванных университетах в 2013 и 2019 годах. Обучающиеся в форме эссе формулировали наиболее волнующую лично их в момент написания проблематику. В первом случае подавляющее большинство из 211 человек выстроили градацию по приоритетам следующим образом: «учеба и все, что с связано с ее организацией -профессиональные перспективы - будущие семейные отношения». Во втором случае 174 человека (студенты ШГПУ в 2019 году не опрашивались) сформулировали таким образом: «социальные противоречия развития российского общества - профессиональное самосовершенствование -отсутствие перспектив личностного роста в силу неконкурентоспособности полученного образования или упущенных возможностей». Поскольку эти данные в определенной мере можно соотнести с парадигмальными маркерами массового сознания, то есть с распространенными в данной среде представлениями о приоритетных и социально приемлемых формах жизнедеятельности, то важно было соотнести их с включенностью в проблематику медийных проектов.

Предлагаем таблицу, в которой систематизирована тематика и проблематика проектов, реализованных представителями вышеназванных вузов в периоды 2011-2014 и 2015-2019 годов. Это, на наш взгляд, позволяет сделать вывод об изменении социальных приоритетов студентов-журналистов и в целом о принципиально ином качестве медийных проектов поколения цифровой эпохи. В определенной мере при посредстве создаваемых студентами текстов характеризуется, по-иному - находит явное выражение, нравственно-мировоззренческий потенциал данного рода учебно-образовательной деятельности.

Таблица 1

Группы и тематика основных реализованных тематических проектов 2011-2014 годы 2015-2019 годы

Проекты по выпуску учебных СМИ - газет и разнообразных мультимедийных проектов Наш университет (юбилейные выпуски и газеты для абитуриентов); Весна пришла - весне дорогу; Когда и к нам привозят сказку (рецензии на события массовой культуры); Наш фестиваль (отчеты о спортивных форумах, смотрах самодеятельности, КВН и т. д.); Городской транспорт (про общественный транспорт и его проблемы); Работа за идею (про общественные и волонтерские организации); Модный город (о молодежной моде и фирмах-производителях одежды); Наши педагоги; Если завтра в поход. Ненаселенные пункты (деревни и заброшенные микрорайоны); Люди на обочине (про забытых и оставленныхвнесоциума людях); Жизнь после юбилейных дат (об эффективности использования инфраструктуры и нерешенной социальной проблематике); Мусорные дела (про мусорную реформу в городе или регионе); Взрыв на Сортировке (к 30-й годовщине техногенной аварии в Екатеринбурге); Безбашенные (история строительства и сноса вопреки общественному мнению недостроенной телебашни).

Учебно-образовательные проекты Как хорошо уметь читать; Закулисье наших библиотек; Твоя дорога к успеху; Я - оратор; Популярный университет (проект научно-популярных статей об истории университета); Наш факультет - творческий; Практика - тоже время учебы; Люди, которые всё успевают; Иностранцы на Урале (интервью с приехавшими учиться иностранными студентами или преподавателями). Йогурт (издание в социальной сети ВКонтакте); 100 дней до диплома (мультимедийный проект на площадке БасеЬоок); Молодежка / Наш курс / Это мы и др. (издания в социальных сетях на тему полезной для учебы и организации интересного досуга информации); Иностранные ученые в Екатеринбурге (совместный с сетевым изданием El.ru проект интервью с учеными УрФУ).

Культурно-рекреативные проекты Буккроссинг; Чистая речь; Аристотель (печатное издание с новостями и важными для молодежи темами); Кинофестиваль глазами студентов («Россия; «Дух огня»; «Золотой бубен»); Как я провел лето (путешествия, встречи, интересные беседы). Студенты об университете (паблики в социальных сетях с интервью на тему окончания университета, приобретенного социокультурного опыта); Ночь музеев: как это было; Живой репортаж (мультимедиа отчеты о событиях, интересных встречах).

Проекты общественно-политического и

социального содержания

AIESEC at the University (освещение деятельности

международного обмена

студентов и стажировок за рубежом); Общежитие - наш дом; «Родительское собрание» в университете; Студсовет (жизнь в общежитии и проблемы быта); День самоуправления / День науки (номер газеты, посвященный событию в университете; Быть здоровым -это модно (физкультура и спорт в университете); Совет СМИ (рассказ о студентах, создающих контент по университетской повестке).

Буллинг как он есть; Цветы жизни и садовники (паблик о взаимоотношениях детей и родителей); СПИД-инфо: как не стать одним из них; Молодежный алкоголизм: причины и следствия; Портрет типичного наркомана; Почему я иду на митинг; Рок-фестиваль КВН / Фестиваль авторской песни - это круто! (мультимедийные отчеты); Я - уральский федеральный/Я -горжусь своим университетом (лонгриды / прямые эфиры / паблики на тему разнообразия студенческой и общественной жизни в университете)._

Важно отметить, что при реализации проектов в период после 2015 года значительно меняется и технологическое сопровождение процессов сбора, оформления и трансляции текстов. В этот процесс преподаватели все более активно включают новейшие инструменты и программное обеспечение. Но Е. В. Коротаева, зав. кафедрой педагогики и психологии детства Уральского государственного педуниверситета, в контексте данной проблематики высказывает и такое мнение: «Меня несколько смущает и настораживает тот аспект, что сейчас техника выходит на первый план. Мы живем в такую эпоху, когда отделить себя от телефонов, микрофонов и так далее совершенно невозможно, и это все правильно. Но дело в том, что обучение раньше велось в диаде человек - человек, а сейчас добавилась технология: "человек - техника/машина - и снова человек". Но человек-то остается конечным пунктом. А мы иногда строим учебный процесс и оцениваем его с точки зрения количества используемых средств на этом занятии. Это, наверное, не всегда самый продуктивный подход» [8].

Как разрешить это противоречие? Из ответов опрошенных нами экспертов из числа 14 преподавателей-практиков, которые находят время сотрудничать с университетом, работая в СМИ, мы составили свой рейтинг конструктивных решений этой проблемы: 1) «заключать договоры на размещение лучших проектов на платформах ведущих массмедиа региона»; 2) «получать социальные заказы на проекты от различных организаций»; 3) «создание на журфаках постоянно действующего портала с условным названием "Устами студента о наболевшем"»; 4) «включить в качестве обязательного индивидуального задания студенту разработку и реализацию социально актуального проекта в СМИ во время практики» и т. д.

Но есть уже реальные примеры, которые характеризуют нравственно-мировоззренческий потенциал медийных проектов поколения студентов цифровой эпохи с несколько иной стороны. Если, к примеру, у студентов УрФУ или ЮГУ в начале десятых годов были примеры, когда их учебные газеты помогали решать те или иные частные проблемы после обращения в ректорат (организация занятий по физкультуре) или даже в мэрию города (плохая работа транспорта в микрорайоне), то сегодня новые информационные технологии дают возможность им сфокусировать внимание практически количественно неизмеримой аудитории на проблемах всеобщего свойства. Так получилось, к примеру, когда студент ЮГУ Глеб Чёрный опубликовал пост на личной странице в социальной сети. В нем он рассказал о том, как за беспорядок в комнате его и соседей вызвали на собрание, где представители руководства жилого комплекса, а позднее и члены «комиссии», в которую входили даже проректоры, совершили ряд акций, унижающих личное достоинство студентов. Более того, вскоре появился следующий пост, где сообщалось об увольнении преподавателя, курирующего студентов-журналистов. Он вызвал бурю негодования у общественности, и публикации по этому конкретному поводу появились практически во всех региональных, многих федеральных и даже зарубежных СМИ (https://lenta.ru/news/2019/04/29/

obshaga/?fbclid=IwAR3JKc5sRA_nsK7J4MMr-IUzPv2WKiU4B6VG53MITqj-cQmb4K-2NHUkOw).

К слову, аналогичный пример привел в социальных сетях преподаватель СПбГУ Вадим Перов, сообщивший 12 апреля 2019 года, что активная жизненная позиция студентов, публично выраженная в медиа, позволила приостановить приказ администрации вуза, «которым существенно увеличивалось требование к численности групп. В результате преподавание многих дисциплин оказалось под угрозой» (https://www.facebookcom/photo.php?jbid=820424808343999& set=a.291974901188995&type=3&theater). В период нашумевшего многоактного противостояния в Екатеринбурге сторонников и противников строительства храма на месте сквера некоторые студенты также активно медийно участвовали в освещении этого процесса. Буквально бурю негодования в различных студенческих пабликах вышеназванных университетов отразила и история с несправедливым голосованием в проекте 1 федерального канала детский «Голос» по поводу победы дочери певицы Алсу. То есть желание выразить свою мировоззренческую позицию по актуальной, в том числе и для личностного самоопределения, проблематике становится для студента-журналиста не просто естественным, но одним из важных компонентов профессионального становления в цифровую эпоху, когда все и всё «на виду».

В ряде вузов, к примеру, на журфаке Воронежского университета, системно реализуют с первокурсниками выпуск проекта STUDENT. «Проекту уже три года. О чем он? - сообщает в соцсети профессор А. М. Шестерина. - О том, что считают для себя значимым современные студенты. Это - их прямые высказывания. Без цензуры и купюр». В Уральском гуманитарном университете преподаватель О. Ф. Медведев ведет своего рода видео-летопись нравственного взросления студентов, самостоятельно выбирающих, начиная с первого курса, все более сложную тематику индивидуального учебного проектирования.

Подводя итоги, следует отметить, что преобразование российского общества, сопровождающееся, в том числе, и ростом молодежных субкультур, активно репрезентирующих себя в социальных сетях, выводит на первый план проблематику активизации роли массмедиа как агента их социализации. Социокультурные трансформации под влиянием перманентного развития глобальных систем коммуникации, безусловно, повлекли за собой и изменение в нравственно-мировоззренческой сфере как субъектов (журналистов), так и объектов системной информационной деятельности в лице представителей массовой аудитории. Тем более что протестные акции молодежи, становящиеся реальной российской практикой новейшего времени, «все чаще являются определенной реакцией на те или иные проблемы функционирования социума. Она базируется на целом комплексе предпосылок, имеет характерные черты и, в достаточной степени, является предсказуемой» [5. С. 3]. При этом мы доказываем, что в качестве одной из наиболее эффективных форм организации диалоговых отношений с молодежью можно выделить проектную деятельность массмедиа. Но с непреложностью можно утверждать и то, что организация учебных занятий со студентами-журналистами по предметам, где рассматривается возможность эффективной реализации проектной деятельности, обуславливает необходимость не только акцентирования внимания на ее технологической составляющей, но и переосмыслении правовых, социальных, нравственно-мировоззренческих ценностей, формирующих доминанты профессиональной и психологической культуры будущих медиаспециалистов.

Список литературы

1. Давлетшина С. Р. Перспективы развития традиционных СМИ в условиях конкуренции с социальными медиа // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вып. № 2 (25). 2017. С. 80-86.

2. Дергачев В., Истомина М. Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ // РБК. 2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/ll/2018/5bfd31189a79475 d5dae5a51 (датаобращения 19.03.2019).

3. Засурский И., Дондурей Д. Все знают всё про всех // Искусство кино. 2017. № 7. URL: https:// http://old.kinoart.ru/archive/2013/07/ivan-zasurskij-vse-znayut-vsjo-pro-vsekh (дата обращения 11.05.2019).

4. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М: Изд. центр «Академия», 2005. 288 с. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-6.shtml (дата обращения 11.02.2019).

5. Котляров В. А. Протестный потенциал субкультуры современной российской молодежи. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук : 22.00.06 - социология культуры. Майкоп, 2012. 21 с.

6. Медиапроект: создание и реализация //Adobe Spark. URL: https://spark.adobe.com/page/ RearhSiZZHCCE/ (датаобращения 18.04.2019).

7. Олешко В. Ф. Психология журналистики. М.: ФЛИНТА, Ек. : Изд-во Уральского университета, 2018. 476 с.

8. Преподаватели о современном образовании и новые мероприятия от Юрайта. URL: https://e.mail.ru/thread/0:15589728110392343695:0 (датаобращения 12.05.2019).

9. Fisher D., Grant A., Wilkinson J. Principles of Convergent Journalism. Oxford : Oxford University Press, 2008. 240 p.

10. Harvard S. Doing the Right Thing / Media and Communication Studies in a Mediatized World //Nordicom Review. 2012. Vol. 33 Suplement. № 1. June. 28-39.

MORAL AND IDEOLOGICAL POTENTIAL OF MEDIA PROJECTS GENERATION OF

STUDENTS OF THE DIGITAL AGE

Oleshko V F., Ural Federal University named after thefirst President ofRussia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, vladimir.oleshko@urfu.ru

Oleshko E. V, Ural Federal University named after thefirst President ofRussia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg

The article actualizes the problem of formation of project thinking as one of the key competencies that students of faculties and departments of journalism should acquire during their studies. This is due, as the authors prove, primarily to the fact that in the era of social and technological transformations, this type of thinking allows not only to develop the creative abilities of the subjects of information activities, but also to achieve well-planned results in an environment where the tasks are complex, and the results are not possible to predict. Systematizing the theme and problems of the projects implemented by representatives of four universities in the region in the periods of 2011-2014 and 2015-2019, the authors conclude that the social priorities of students-journalists of the digital age, as well as the expansion of moral and ideological potential of their projects. It is proved that the new social practice causes the need to focus teachers ' attention on rethinking the legal, social, moral and ideological values thatform the dominantprofessional andpsychological culture of future mediaprofessionals.

Key words: mass media, project, students, digital era, content, moral and ideological potential, professional culture.

References

1. Davletshina, S. R. (2017). Perspektivi razvitiya tradizionnich SMI v usloviyach konkurenziyi s sozialnimi media [Prospects for the development of traditional media in competition with social media]. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Linguistics and intercultural communication]. Issue 2 (25), pp. 80-86.

2. Dergachev, V. & Istomina, M. (2018/ Soziologi zafiksirovali snizheniye doveriya rossiyan k gosudarstvennim SMI [Sociologists recorded a decrease in the confidence of Russians in the state media], RBK [RBC], available at: https://www.rbc.ru/politics/27/ll/2018/5bfd31189a79475d5dae5a51 (accessed: 19.03.2019).

3. Zasursky, I. & Dondurey, D. (2017). Vse znayut vsye pro vsech [Everyone knows everything about everyone]. Iskusstvo kino [The art of cinema]. 7, available at: https:// http://old.kinoart.ru/ archive/2013/07/ivan-zasurskij-vse-znayut-vsjo-pro-vsekh (accessed: 11.05.2019).

4. Kolesnikova, I. A. & Gorchakova-Sibirskaya, M. P. (2005). Pedagogicheskoye proektirovaniye [Pedagogical design], Moscow: «Akademiya», 288 p., available at: http://pedlib.ru/

Books/3/0212/3_0212-6.shtml (accessed: 11.02.2019).

5. Kotlyarov, V. A. (2012). Protestnyi potenzial subkulturi sovremennoi rossiyiskoi molodezhi [Protest potential of the subculture of modern Russian youth]. Abstract, diss, for a job. student Art. Cand. sociol. Sciences: 22.00.06 - sociology of culture. Maykop. 21 p.

6. Mediaproyekt: sozdaniye i realizaziya [Media project: creation and implementation], Adobe Spark [Adobe Spark], available at: https://spark.adobe.com/page/RearhSiZZHCCE (accessed: 18.04.2019).

7. Oleshko, V. F. (2018). Psychologiya journalistiki [Psychology of journalism], Moscow : FLINTA; Ekatrinburg : Izdatelstvo UrFU. 476 p.

8. Prepodavateli о sovremennom obrazovaniyi i noviye meropriyatiya ot Yuraita [Teachers about modern education and new activities from Juraita], available at: https://e.mail.ru/ thread/0:15589728110392343695:0 (accessed: 12.05.2019).

9. Fisher, D., Grant, A. & Wilkinson, J. (2008). Principles of Convergent Journalism. Oxford : Oxford University Press. 240 p.

10. Harvard, S. (2012). Doing the Right Thing / Media and Communication Studies in a Mediatized World. Nordicom Review. Vol. 33 Suplement. № 1. June. 28-39.

Олешко Владимир Фёдорович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

vladimir.oleshko@urfu.ru

Олешко Евгений Владимирович - доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

pps2424@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.