МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ MEDIA AND EDUCATION
Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 6-12. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;4(46): 6-12. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0695-2022-10401
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЬНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СМИ
Олешко Владимир Федорович1, Гаврилов Виктор Викторович2
1 Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, vladimir.oleshko@urfu.ru
2 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, victorg12@mail.ru
Аннотация. В статье представлен краткий анализ текущей ситуации в области подготовки студентов-журналистов в вузе, делается акцент на формировании цельной медиаличности в условиях цифровизации медиарынка. Представлен анализ различий при создании, восприятии и анализе медиатекстов федеральных и региональных СМИ (концептуальный подход). Показателем сформированности цельной медиаличности считается оригинальный журналистский текст обучающегося. В этой связи авторы выделяют ряд параметров, которые необходимо учитывать при оценке качества журналистского текста, созданного студентом (а затем - специалистом), при этом ключевым предлагают считать анализ именно концептосферы текста. Также названы такие важные параметры, как выявление сходства и различий в языковой картине мира автора и читателей, соблюдение этических норм, анализ языковых средств воздействия на аудиторию, оценка их уместности, эффективности, оценка эффективности воздействия журналистского текста на аудиторию. Кроме того, в статье выделены базовые, по мнению авторов, характеристики медиаличности, представлены результаты выбора студентов данных характеристик в их иерархии.
Ключевые слова: журналистское образование, региональный вуз, концепт, языковая картина мира, профессиональные компетенции, медиаличность, цифровизация, медиаобразование.
Для цитирования: Олешко В. Ф., Гаврилов В. В. Формирование цельной медиаличности будущего журналиста в региональном вузе в условиях цифровизации СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 6-12. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10401.
Original article
FORMATION OF AN INTEGRAL MEDIA PERSONALITY OF A FUTURE JOURNALIST IN A REGIONAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE MEDIA
Oleshko Vladimir Fedorovich1, Gavrilov Viktor Viktorovich2
1 Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, vladimir.oleshko@urfu.ru, http://orcid.org/0000-0003-3001-7391
2 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, victorg12@mail.ru
Abstract. The article presents a brief analysis of the current situation in the field of training of journalism students at the university, focuses on the formation of an integral media personality in the conditions of digitalization of the media market. The analysis of differences in the creation, perception and analysis of media texts of federal and regional media (conceptual approach) is presented. The original journalistic text of the student is considered an indicator of the formation of a whole media personality. In this regard, the authors identify a number of parameters that must be taken into account when assessing the quality of a journalistic text created by a student (and then by a specialist), while the analysis of the conceptual sphere of the text is suggested to be the key one. Also named are such important parameters as identifying similarities and differences in the linguistic picture of the world of the author and readers,
© Олешко В. Ф., Гаврилов В. В., 2022
compliance with ethical standards, analysis of linguistic means of influencing the audience, assessment of their relevance, effectiveness, evaluation of the effectiveness of the impact of journalistic text on the audience. In addition, the article highlights the basic, according to the authors, characteristics of media personality, presents the results of students' choice of these characteristics in their hierarchy.
Keywords, journalistic education, regional university, concept, language picture of the world, professional competencies, media personality, digitalization, media education.
For citation: Oleshko V. F., Gavrilov V. V. Formation of an integral media personality of a future journalist in a regional university in the context of digitalization of the media. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022; 4(46), 6-12. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10401. (In Russ.).
В настоящее время на медиарынке России происходят значительные изменения, связанные с цифровизацией журналистской деятельности.
Увеличивается объем информации, с которой работают журналисты и которую потребляют реципиенты, как следствие, снижается степень ответственности журналиста за достоверность и качество предоставляемых материалов.
Наблюдается конвергенция жанров и стилей журналистских материалов, кроссплатформенность, мобилизация, борьба за потребителя. При этом аудитория становится активным комментатором и распространителем информации.
Борьба за аудиторию приводит к коммерциализации медиа. Исследователь Е. С. Кильпеляйнен отмечает, что СМИ «в настоящее время представляют собой не только орудие пропаганды для политических сил, но и рупор маркетинга крупного и малого бизнеса. Такой сдвиг актуализирует широкий спектр моделей монетизации разных медиа посредством рекламы, платных подписок, перенаправления трафика и т. д.» [3. C. 3]. Происходит отказ от привычных форм представления информации, переход изданий в режим онлайн с целью экономии средств, расширения аудитории и захвата медиарынка.
В центре процесса - конвергентная редакция, «мультиплатформенный, мультиформатный орган, создающий широкий спектр видов мультимедийного контента, <...> характеризуется сложностью внутренних связей и вписанностью во внешний контекст, что особо подчеркивает роль медиаменеджеров, управляющих ею. Постоянный творческий поиск, напряжение, выбор оптимального пути развития - с такими динамичными реалиями сталкиваются современные средства массовой информации» [3. C. 3]. Цифровизация медиасреды требует новых навыков компетенций от журналистов, появляются новые журналистские специализации.
При этом следует отметить, что вузовское образование зачастую не успевает реагировать на происходящие изменения, на запросы общества. Суть этого запроса состоит в необходимости подготовки журналистов, владеющих навыками работы с цифровыми технологиями, готовых включиться в деятельность конвергентной редакции, умеющих анализировать информацию, анализировать ее, выделять главное и транслировать материалы на аудиторию оперативно, грамотно, интересно.
Исследователь Л. П. Шестеркина выделяет следующие компетенции, которые необходимо развивать у студентов-журналистов в эпоху цифровизации:
«- знание информационных потребностей своей аудитории;
- понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры-«маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам;
- понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;
- умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в Интернете;
- умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации);
- умение использовать рабочие ссылки, писать совместные с поисковиками заголовки, пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста, работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и др. Кроме того, базовым умением для студентов должен быть навык съемок, записи и редактирования фото-, видео-, радиоматериалов» [9].
Также, на наш взгляд, нельзя игнорировать такое умение, как организация обратной связи с аудиторией. Она может проводиться в разных формах, однако, во-первых, в условиях цифровизации СМИ обратная связь происходит часто в реальном времени (то есть, по сути, аудитория становится соавтором, интерпретатором, критиком журналистского текста, а во-вторых, она должна (чтобы быть эффективной) осуществляться на общих для автора и читателя принципах, в частности, на основе общей языковой картины мира, единой концептосферы.
Формированию цельной медиаличности в современных условиях (главным образом, в условиях цифровизации) в настоящее время в науке уделяется серьезное внимание. Современный индивид, прежде всего молодой человек, должен уметь адаптироваться в социуме, воспринимать и перерабатывать большие объемы информации, выделять главное, отделять фейки от правды. Иначе говоря, становление молодежи, формирование самоидентификации представителей данной социальной группы происходит в непростых условиях информационной агрессии, борьбы за влияние изданий, информационных компаний на медиарынке. Так, авторы сборника научных статей «Личность и медиа» пишут: «Медийный контекст врывается в информационные парадигмы, провоцирует научные дискуссии в коммуникативистике, заставляет еще и еще раз вдумываться в понятия «масс-медиа», «средства массовой информации», «медиаобразование», «медиаповедение», «медиакультура» [4. С. 5].
Современные масс-медиа работают в условиях конвергенции жанров, подменяются понятия, целенаправленно, преднамеренно стираются границы между реальностью и вымыслом (апофеозом подобной ситуации стало создание мета-вселенной, некоего общего виртуального пространства со своими законами и экономикой, никак не связанного с реальной действительностью).
В этой связи особая роль отводится образовательным организациям ( и прежде всего вузу): «Как известно, современные медиа выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную. Образовательная функция состоит в передаче людям знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться в сложном потоке информации» [4. С. 125126]. При этом добавим, что образовательная функция состоит и в том, чтобы медиаличность обучающегося формировалась целостно, в системе, чтобы индивид принял культуросообразную норму, чтобы процесс его самоидентификации проходил в рамках концептуального пространства нации. Это необходимо по многим причинам:
- эффективное включение в культурное пространство социума,
- успешная профессиональная самореализация,
- анализ вертикального контекста медиатекста (в широком его понимании),
- умение объективно воспринимать и перерабатывать информацию;
- умение давать адекватную обратную связь с учетом рефлексии.
Но самый важный, на наш взгляд, результат, который дает грамотное, организованное в системе медиаобразование - это отсутствие диссонанса у личности (между собственными интенциями, мировоззренческими константами и существующей реальностью) в процессе ее самоидентификации и самореализации. Иначе говоря, языковая и ментальная картина мира не должна противоречить социальным установкам, общественной норме, культурной традиции.
В этой связи нами было проведено отдельное исследование читательской рецепции публикаций федеральных и региональных СМИ. С одной стороны, региональным СМИ сложно конкурировать с медийными гигантами, с другой стороны, нами выявлена следующая особенность: региональные СМИ («СургутИнформ-ТВ», порталы «СИА-ПРЕСС», «UGRA-NEWS») более востребованы в освещении локальных событий, опираются на особенности психологии человека как члена социума, стремятся подбирать актуальную информацию для определенной группы людей.
Несмотря на различные технологии, направленные на привлечение аудитории, подача материала региональными СМИ остается ориентированной на специфику городов вещания. Местные журналисты понимают, что они должны быть в одном социокультурном пространстве с целевой аудиторией, отражая информационную картину дня. Иначе региональное СМИ теряет своего зрителя и его доверие.
Продолжительное время работы СМИ на региональном медиарынке позволило редакторам и авторам детально изучить предпочтения зрителя/слушателя/читателя и успешно адаптировать информацию под запросы местных жителей.
При этом новости всероссийского характера воспринимаются хуже целевой аудиторией названных СМИ. Сургутяне и югорчане новости подобного рода предпочитают узнавать из СМИ федерального уровня (главным образом, это «Первый канал», «Россия-1», «Россия-24»).
В этой связи мы делаем вывод о том, что та или иная новость (региональный аспект) может заинтересовать целевую аудиторию, если в ней будут присутствовать некие «знаки», «сигналы», ключевые слова, которые подсказывают реципиенту, что текст написан земляком, знающим ситуацию изнутри, что этой информации можно доверять. Данные ключевые слова мы предлагаем считать «концептами», то есть универсальными понятиями, на основе которых формируется культура Югры и которые составляют концептосферу социокультурного пространства округа, определяют региональное ментальное поле. Таким образом, эффективность регионального журналистского текста во многом определяется тем, в какой степени автор опирается на «локальную концептосферу», способен создавать оригинальные тексты на ее основе.
В этой связи одной из базовых составляющих цельной медийной личности мы предлагаем считать «знание концептосферы Югры» (и шире - концептосферы народа), умение создавать тексты на их основе, чему, к сожалению, в рамках вузовской системы уделяется недостаточно внимания.
По сути, медиаличность - это личность, обладающая высоким уровнем информационной культуры. Исследователь Е. В. Олешко так определяет понятие: это «актуализированное социальной практикой «пространство», включающее различные значения, культурные коды, способы и новейшие технологии их производства и воспроизводства, передачи и хранения, а также тексты и иные формы материализации информации, как правило, непосредственно связанные с массмедиа» [6. С. 26-27]. Таким образом, информационная культура включает в себя не только владение информационными технологиями, способность включиться в работу в рамках цифрового медиапространства, но также владение культурным кодом (в нашей терминологии - концептосферой), а также способностью создавать оригинальные журналистские тексты в различных знаковых системах на основе этих кодов. Журналисты, особенно работающие в региональных СМИ, должны находиться в поле информационной культуры региона, читать «культурный код», встраиваться в культурный контекст.
Итак, мы убеждены, что в рамках вузовского обучения при подготовке журналистов как цельных медийных личностей накопился ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Решение исследователи, методисты видят прежде всего в соединении теории и практики в вузовском образовании, в попытке уйти от традиционных форм и методов обучения.
Так, по мнению Ю. М. Ершова объединить теоретическую и практическую составляющую подготовки современного журналиста может медиапарк, который, «с одной стороны, создает в университете важный средовой и синергетический эффект, с другой — его авторы участвуют в университетском разделении труда и наполнении общественной жизни творчеством. Специалисты по медиа и дизайну, допустим, полноценно могут участвовать в IT-проектах, художники в проектировании сложных систем коммуникаций, знания возникают на стыках и соединениях наук» [1. С. 16].
Исследователи из Тольятти Л. В. Иванова и А. В. Куприянова придерживаются похожих взглядов и отстаивают дуальный подход в обучении, когда студенты теоретические знания закрепляют на базе медиахолдинга, который действует в рамках вуза. Они считают, что «в условиях дуального обучения у студентов формируются hard skills - профессиональные (измеряемые) навыки:
- готовность непрерывно генерировать поводы или отрабатывать их;
- оперативно создавать медиатексты;
- проводить фактчекинг;
- распределять внимание и силы в условиях многозадачности (обучение, практика);
- соблюдать дедлайны» [2. С. 30].
Исследователи М. А. Мясникова [5], И. А. Фатеева [8] в своих работах говорят о необходимости актуализировать в вузах проектную деятельность. Высоко оценивает ее методический потенциал В. В. Тулупов: «Подготовка творческих проектов (выпуск учебной газеты, проектная зачетная работа, итоговая аттестационная работа) — это уход от традиционных форм контроля и оценки, актуализация полученных знаний, комплексное решение профессиональных задач» [7. С. 11].
В рамках профильной дисциплины «Анализ журналистского текста» (4 курс, 2021-22 уч. год) нами был проведен локальный эксперимент, направленный на определение приоритетов студентов-журналистов, на выяснение того, как студенты понимают значение медиаличности в информационном пространстве, какие смыслы они вкладывают в данное понятие.
Прежде всего со студентами была проведена дискуссия на тему « Современная медиаличность в условиях цифровизации СМИ». В рамках данного разговора были определены преимущества и угрозы, которые несет с собой цифровизация, обозначены и кратко проанализированы основные характеристики современной медиаличности. По итогам разговора студентам был предложен список компетенций (см. таблицу 1) и дано задание расставить их по степени значимости (от самых важных, по мнению обучающихся, до самых незначительных). Индивидуальные ответы были обработаны и представлены в обобщенном виде.
В процессе освоения курса с целью синтеза теории и практики в обучении (о котором говорилось выше) студенты были нами поделены на группы для выполнения проектов. Темы обучающиеся выбирали сами. При этом были поставлены следующие условия: проект должен быть актуальным, социально ориентированным и иметь по итогам работы практический результат. Назовем темы проектов, над которыми работали студенческие мини-группы: интернет-проект «Трэвел-блог «Путешествуем по России»; проект «Сургутский звук»; «Лонгрид как современный журналистский формат»; онлайн-проект «Доктор, у меня это».
По итогам реализации проектов студентам вновь была предоставлена возможность выстроить в иерархическом порядке характеристики современной медиаличности (см. Таблицу 1). Результаты получились уже иными.
Таблица 1
Характеристики медиаличности в условиях цифровизации медиапространства
В начале работы над проектом В конце работы над проектом
1. Стремление к профессиональной самореализации 1. Креативность (способность генерировать идеи, создавать оригинальные тексты)
2. Способность к рефлексии 2.Умение анализировать информацию
3. Знание медиарынка (его тенденций, изменений, особенностей) 3.Умение перерабатывать информацию
4. Умение перерабатывать информацию 4.Знание концептосферы Югры
5. Владение информационными технологиями 5.Четкая гражданская позиция
6. Умение работать в условиях конвергенции жанров 6. Умение осуществлять обратную связь
7. Эффективное использование выразительных средств в тексте 7. Стремление к самообразованию
8. Умение анализировать информацию 8.Умение анализировать общественное мнение, социальный запрос
9. Знание концептосферы Югры 9.Стремление к профессиональной самореализации
10. Четкая гражданская позиция 10.Способность к рефлексии
11. Креативность (способность генерировать идеи, создавать оригинальные тексты) 11.Знание медиарынка (его тенденций, изменений, особенностей)
12. Стремление к самообразованию 12.Владение информационными технологиями
13. Умение осуществлять обратную связь 13.Умение работать в условиях конвергенции жанров
14. Умение анализировать общественное мнение, социальный запрос 14.Эффективное использование выразительных средств в тексте
Как видим, изучив теоретические аспекты оценки медиаличности, приняв участие в групповой деятельности по разработке и реализации проекта, обучающиеся на первые позиции поставили пункты, связанные с анализом и креативной переработкой информации. Также важно отметить повышение значимости такой характеристики медиаличности, как « Знание концептосферы Югры» (4-й позиция против 9-й в начале изучения курса), которая теснейшим образом связана с подготовкой текстов и обратной связью с реципиентами (6-я позиция против 13-й). Нельзя не отметить общей тенденции: внешние характеристики работы журналиста (профессиональная самореализация, знание медиарынка и т.д.) сменились на внутренние, связанные с самоидентификацией личности (креативность, гражданская позиция, погружение в региональную концептосферу).
С учетом сказанного, неизбежен вопрос об оценке эффективности формирования медиаличности в образовательном пространстве вуза, прежде всего личности будущего журналиста. Так, одним из критериев оценки, по мнению Л. В. Ивановой и А. В. Куприяновой, является успешное трудоустройство выпускников, их способность качественно выполнять свои профессиональные обязанности в рамках конвергентной редакции, а также владение цифровыми технологиями: «На этапе выпуска можно констатировать готовность бакалавров к выполнению универсальных профессиональных обязанностей - к подготовке материалов в разных жанрах и форматах для разных платформ массмедиа с использованием современного программно-технического обеспечения» [2. С. 30-31].
К этому хотелось бы добавить подготовку специалистами собственно журналистских текстов и текстов обратной связи в рамках концептуального пространства народа.
В этой связи мы предлагаем перечень параметров при оценке журналистского текста1 с учетом данного замечания:
1) Анализ концептосферы журналистского текста.
2) Выявление сходства и различий в языковой картине мира автора и читателей ( анализ концептосферы комментариев).
3) Соблюдение этических норм.
4) Анализ языковых средств воздействия на аудиторию, оценка их уместности, эффективности.
1 «Журналистский текст» мы используем здесь в широком смысле, включая все знаковые системы.
5) Оценка эффективности воздействия журналистского текста на аудиторию.
Наиболее оправданно использование данных параметров при анализе журналистских текстов аналитических жанров, поскольку именно в них проявляется не только мастерство журналиста, но также его интенции, кредо, собственный взгляд на ситуацию, умение представить полученную информацию в нужном для автора / редакции ракурсе, используя средства языка, сформировать общественное мнение по данному вопросу.
Результаты сравнения концептосферы текста автора и текстов обратной связи читателей предоставляют данные о принятии / непринятии автором социокультурной традиции, культуросообразной нормы, будут свидетельством того, насколько цельной, зрелой является медиаличность автора.
Список источников
1. Ершов Ю. М. Модели журналистского образования в цифровую эпоху // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 13-16.
2. Иванова Л. В., Куприянова А. В. Использование дуального подхода в журналистском образовании для формирования профессиональных компетенций // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 23-35.
3. Кильпеляйнен Е. С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. М., 2019. 194 с.
4. Личность и медиа : сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М. А. Шолохова / составители Т. Н. Владимирова, И. В. Жилавская. М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. 214 с.
5. Мясникова М. А. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 117-121.
6. Олешко Е. В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура как фактор оптимизации информационно-коммуникативных процессов : автореф. дис.... д-ра филол. наук. Воронеж, 2018. 461 с.
7. Тулупов В. В. О вузовском журналистском образовании // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 3 (153). С. 7-13.
8. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.
9. Шестеркина Л. П. Подготовка журналиста универсального типа в условиях конвергенции СМИ. URL: http:// presslife.ru/content/view/535 (дата обращения: 05.05.2022).
References
1. Ershov, Yu. M. (2016). Modeli zhurnalistskogo obrazovaniya v cifrovuyu epohu [Models of journalistic education in the digital age]. ZHurnalistskij ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 5, p. 13-16. (in Russ.).
2. Ivanova, L. V., Kupriyanova A. V. (2022). Ispol'zovanie dual'nogo podhoda v zhurnalistskom obrazovanii dlya formirovaniya professional'nyh kompetencij [The use of a dual approach in journalistic education for the formation of professional competencies]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 2 (44), p. 23-35. (in Russ.).
3. Kil'pelyajnen, E. S. (2019). Transformaciyaprofessional'nyh kompetencij zhurnalista v periodcifrovizacii mediaprostranstva [Transformation of professional competencies of a journalist in the period of digitalization of the media space]: avtoreferat dis. ... kandidata filologicheskih nauk : 10.01.10. Moscow, 194 p. (in Russ.).
4. Lichnost' i media (2011). [Personality and media]: sb. statej Fakul'teta zhurnalistiki MGGU im. M.A. SHolohova/sostaviteli T. N. Vladimirova, I. V. ZHilavskaya. M.: Redakcionno-izdatel'skij centr (RIC), 214 p. (in Russ.).
5. Myasnikova, M. A. (2014). Prakticheskaya podgotovka art-zhurnalistov v ramkah professional'nogo mediaobrazovaniya [Practical training of art journalists in the framework of professional media education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 12, p. 117-121. (in Russ.).
6. Oleshko, E. V. (2018). Konvergentnaya zhurnalistika: professional'naya kul'tura kak faktor optimizacii informacionno-kommunikativnyhprocessov [Convergent journalism: professional culture as a factor of optimization of information and communication processes]: avtoref. dis.. d-ra filol. nauk. Voronezh, 461 p. (in Russ.).
7. Tulupov, V. V. (2016). O vuzovskom zhurnalistskom obrazovanii [About university journalistic education]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta [Izvestiya Ural Federal University], ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [Problems of education, science and culture], t. 22, 3 (153), p. 7-13. (in Russ.).
8. Fateeva, I. A. (2007). Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy ipraktika realizacii [Training of a universal type journalist in the conditions of media convergence]. Chelyabinsk: Chelyab. gos. un-t, 270 p. (in Russ.).
9. SHesterkina, L. P. (2022). Podgotovka zhurnalista universal'nogo tipa v usloviyah konvergencii SMI [Training of a universal type of journalist in the context of media convergence], available at: http://presslife.ru/content/view/535 (accessed: 5.05.2022). (in Russ.).
Информация об авторах
В. Ф. Олешко - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий.
В. В. Гаврилов - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики.
Information about the authors Vladimir F. Oleshko - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Periodicals and Online Publications.
Viktor V. Gavrilov - PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philological Education and Journalism.
Статья поступила в редакцию 06.07.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022;
принята к публикации 11.09.2022. The article was submitted 06.07.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 11.09.2022.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.