Научная статья на тему 'Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России'

Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России»

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПС МЧС РОССИИ

О.В. Стрельцов, старший научный сотрудник, Э.В. Лазарева, начальник сектора, ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха

Сложившаяся к настоящему времени ситуация в экономике России в целом, и на рынке труда в частности, привела к осознанию невозможности планирования и осуществления социально-экономических изменений в стране, при отсутствии высокопрофессионального человеческого ресурса. Развитие экономической системы России, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии наличия у нее системы подготовки квалифицированных профессиональных кадров.

Таким образом, качество образования выступает одним из важных составляющих в обеспечении повышения уровня развития страны и решении назревших социально-экономических проблем российского общества. Применительно к системе МЧС России, в настоящее время, основной целью образовательной политики Правительства Российской Федерации является удовлетворение потребности общества и государства в компетентных сотрудниках Государственной противопожарной службы, которые способны обеспечить пожарную безопасность обслуживаемых объектов. В таком образовании заинтересованы не только общество, Государственная противопожарная служба, преподаватели, но и сами курсанты или студенты, обучающиеся в вузах МЧС России. Как отметили В.А. Козырева, Н.Ф. Родионова и А.П. Тряпицына, стремление к наилучшей готовности к профессиональной деятельности является естественным для молодежи, поскольку жизненная траектория личности есть постоянное стремление к статусности, иными словами, стремление занять в социальной структуре общества, или в экономических терминах - в общественном разделении труда, тот статус, который обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении общественных благ [1].

В тоже время, находясь в стадии длительной трансформации от квалификационной модели обучения и подготовки к компетентностной, вызванной включением в Болонский процесс, российская система образования сталкивается с рядом проблем связанных, как с образовательным процессом и его содержанием, так и результатами данного процесса. Одна из таких проблем состоит в том, что в основе процессов обучения и воспитания большинства современных вузов лежит «потребительский уклад» познавательной деятельности обучающихся, с установкой «брать» и преобладанием в образовательном процессе методик передачи готовых знаний. Так, в ряде выводов по результатам исследований образовательных достижений студентов российских вузов отмечено, что в настоящее время, обеспечивая обучающихся

значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умений выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи [2]. Подобные «претензии» присутствуют и в работе Е.И. Пустоваловой, исследовавшей процесс адаптации курсантов в вузах МЧС России [3].

Как отмечает О.Л. Узун [4], в настоящее время возникло несоответствие требований высокого профессионализма от сотрудников МЧС России и недостаточной подготовленностью выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности. В ходе проведенного анализа служебной деятельности и процесса профессиональной подготовки специалистов МЧС России О.Л. Узун сделал ряд выводов, в том числе:

1) сложившаяся система профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России не в полной мере учитывает объем и специфику новых задач, появившихся у подразделений Министерства в последние годы, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций различного характера;

2) учебные программы и программы профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МЧС России не рассматривают проблем, связанных с необходимостью адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности;

3) оценка уровня профессиональной подготовленности в условиях вуза происходит только на завершающих этапах обучения (преддипломная практика и выпускные экзамены).

На практике это приводит к тому, что непосредственно после окончания вуза выпускник не может соответствовать требованиям работодателя. Впервые столкнувшийся с реальной действительностью, он не может самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

В рамках проведенного, в 2015 году, ФГБУ ВНИИПО исследования профессиональной готовности выпускников вузов ГПС МЧС России, была затронута тема трудностей, с которыми пришлось столкнуться выпускникам, проработавшим в подразделениях ГПС МЧС России в течение 1 года службы. С использованием бланка-опросника, были получены сведения о проблемах связанных с успешностью в профессиональной деятельности и удовлетворенности знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе обучения. Всего было опрошено 157 человек - выпускников Академии ГПС МЧС России, Ивановской академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России. Обобщенные результаты можно увидеть на рисунках 1-3.

Рис. 1. Частота ответов выпускников ВУЗов ГПС МЧС России на вопрос: «Чего Вам не хватало более всего, для успешного включения в деятельность?»

Рис. 2. Удовлетворенность выпускников ВУЗов ГПС МЧС России качеством полученной

теоретической подготовки

Рис. 3. Удовлетворенность выпускников ВУЗов ГПС МЧС России качеством полученной

практической подготовки

Из приведенных результатов видно, что образование в ВУЗах ГПС МЧС России дает, прежде всего, теоретические знания. Проведенный

социологический опрос среди выпускников показал, что приобретенных практических навыков для практического применения, не хватает половине из них. В связи с чем, представляется важным согласовать позиции разных сторон относительно готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности: работодателей - руководителей подразделений; тех, кто готовится к профессиональной деятельности -курсантов и выпускников; тех, кто готовит к ней - преподавательского состава. Для чего необходим диалог, в ходе встреч с будущими работодателями (руководителями территориальных подразделений ГПС МЧС России), в формате: семинаров, лекций, конференций, где могли бы обсуждаться проблемы связанные с прохождением службы в органах противопожарной охраны и запросы работодателей к профессиональной подготовленности курсантов.

Кроме того, с целью повышения профессиональных навыков курсантов ГПС МЧС России необходимо расширять и использовать в учебном процессе материально-техническую базу, позволяющую моделировать производственные ситуации, связанные с тушение пожаров или надзорной деятельностью:

- специализированные учебные кабинеты, оснащенные учебно-наглядными материалами по вопросам возбуждения и осуществления уголовно -процессуального и административного расследования дел, подведомственных ГПС, а также по различного рода экспертизам, которые проводятся по таким делам;

- учебные лаборатории с оснащением, позволяющим осуществлять практическое обучение - работе на современных приборах и оборудовании при исследовании объектов (вещественных доказательств) по делам о пожарах;

- учебные полигонные объекты («участок местности», «транспортное средство», «жилое помещение») с целью освоения и отработки навыков и умений проведения осмотра места пожара (планирования осмотра, описания обстановки, изъятия и упаковки объектов, протоколирования и др.) [5];

- тренажерные комплексы, предназначенные для моделирования реального пожара и проведения занятий по профессиональной подготовке пожарных и спасателей в условиях воздействия опасных факторов пожара и которые формируют навыки управления газообменами на пожаре, тренируют психологические качества обучаемых, а также позволяют отработать навыки по тушению пожара в замкнутом пространстве.

Список использованной литературы

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 243 с.

2. Бордовский Г.А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы для

руководителей и научно-педагогических работников вузов. РГПУ, СПб, Книжный Дом, 2008. - 340 с.

3. Пустовалова Е.И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского фед. ун-та. С. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. - Т. 95. - №4. С. 174-179.

4. Узун О.Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: Автореф.....дисс. канд. пед. наук. СПб, 2011. - 51 с.

5. Добрынин Д.И. Подготовка сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в рамках изменившегося нормативно-правового законодательства в области пожарной безопасности // Научные исследования в образовании. 2010. - Т. 8. - С. 28-32.

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ ПРИ РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ БОЕВЫХ ЗАДАЧ

А.В. Суриков, начальник кафедры, В.Е. Бабич, начальник кафедры, к.т.н., доцент, Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС

Республики Беларусь, пос. Светлая Роща

Высокие требования к физической подготовленности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям обуславливает необходимость постоянного повышения качества образовательного процесса в учреждениях образования МЧС, в которых проходят подготовку спасатели-пожарные. Повышение качества образовательного процесса по прикладной физической подготовке, по-нашему мнению, связано, прежде всего, с внедрением педагогических методик, основанных на соответствии и адекватности двигательных заданий условиям деятельности спасателей-пожарных. В данной работе представлены результаты исследования степени воздействия на организм работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям специальных упражнений, максимально приближенных к действиям, выполняемым при тушении пожаров.

Исследования нагрузки на организм спасателей проводились на специальной полосе подготовки спасателей-пожарных на базе ИППК МЧС Республики Беларусь. Полоса максимально приближена к действиям, выполняемым при тушении пожаров, и состоит из упражнений по пожарной аварийно-спасательной подготовке и по подготовке газодымозащитников. Упражнение состоит из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности, логически привязанных к реальной обстановке на пожаре. Состав полосы приведен в таблице 1. Этапы выполняются поочередно без отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.