Научная статья на тему 'Оценка профессиональной деятельности женщин-ученых НАН Беларуси'

Оценка профессиональной деятельности женщин-ученых НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ НАМЕРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловей Алеся

В статье рассматривается профессиональная деятельность женщин-исследователей, работающих в академическом секторе науки Республики Беларусь. Акцентируется внимание на профессиональной самоидентификации, оценке эффективности научной деятельности женщин, значимости различных возможностей работы ученого. Репрезентируются их квалификационные и исследовательские планы, удовлетворенность аспектами труда, а также трудовая мобильность и карьерные намерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional rating of women scientists of the National Academy of Sciences of Belarus

The article considers the professional experience of women researchers working in the Academy’s sector of science of the Republic of Belarus. Their qualification and research plans, satisfaction with labor aspects, as well as labor mobility and career intentions are represented.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной деятельности женщин-ученых НАН Беларуси»

Оценка

профессиональной деятельности женщин-ученых НАН Беларуси

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная деятельность женщин-исследователей, работающих в академическом секторе науки Республики Беларусь. Акцентируется внимание на профессиональной самоидентификации, оценке эффективности научной деятельности женщин, значимости различных возможностей работы ученого. Репрезентируются их квалификационные и исследовательские планы, удовлетворенность аспектами труда, а также трудовая мобильность и карьерные намерения.

Ключевые слова: женщины-ученые, профессиональная деятельность, эффективность научной деятельности, трудовая мобильность, карьерные намерения.

Алеся Соловей,

научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, магистр социологических наук

В Республике Беларусь в соответствии с Конституцией для граждан созданы равные условия в освоении всех ступеней образования, а также для получения профессиональной подготовки и продвижения по службе. В стране действует Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров, а также реализовы-вается Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 гг.

Ввиду актуализации вопросов, связанных с увеличением представленности женщин среди научных кадров, развитием гендерной политики в научной сфере, социальным и профессиональным положением женщин-ученых,

в 2017 г. впервые было проведено целевое социологическое исследование по изучению социального самочувствия женщин - научных работников НАН Беларуси. Одной из задач являлось изучение профессиональной научной деятельности женщин, которая вносит определенный вклад в становление и формирование ценностей и установок и влияет на самоидентификацию женщины-ученого. Понимание их самоопределения внутри профессионального сообщества, изучение включенности в научную работу как результата жизненного выбора является необходимым условием для оценки профессионального положения женщины в науке.

В ходе исследования по репрезентативной выборке (А = ± 4,2%, при а = 0,05) было опрошено 450

http://innOSfera.by | №3 (193) | Март 2019 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 75

Кандидаты наук

Доктора наук

Да

Скорее да Скорее нет Нет

Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором? (%, в целом по выборке)

женщин - научных работников в структурных подразделениях НАН Беларуси. Согласно контролируемому признаку «научная степень», опросили 13 докторов наук, 120 кандидатов наук и 317 исследователей без ученой степени. Должностной профиль выборочной совокупности представлен следующим образом: 34,4% работают в должности младшего

научного сотрудника, 27,7% - научного сотрудника, 12,6% - старшего научного сотрудника, 7,6% -ведущего научного сотрудника, 1% - главного научного сотрудника, 8,9% - руководителя структурного подразделения (завотделом, лабораторией,сектором), 2,5% - ученого секретаря, 1,6% - заместителя директора, 0,4% - директора. Вариант

«другое» отметили 2,3% женщин, работающих в должности инженера, почетного директора института, стажера младшего научного сотрудника.

Образовательный опыт женщин характеризуется наличием у всех высшего образования. Абсолютное большинство (97,2%) окончили отечественные вузы, расположенные в Минске, Гомеле, Горках, Могилеве, Гродно, Витебске, Бресте, Новополоцке. Ряд респонденток - выпускницы университетов Российской Федерации (1,9%), расположенных в Москве, Новосибирске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Благовещенске, Улан-Удэ, и Украины (0,9%) - Киев, Львов. Больше всего женщин учились в Белорусском государственном университете, его окончили 45,8%. Диплом с отличием (красный диплом) имеет каждая пятая (22,3%). Выпускницами магистратуры, аспирантуры и докторантуры

26,6

25

19,4

5,6

5,7

3,8

2,4"

Кандидатские диссертации Докторские диссертации

11,3

3,8

0,9 2,4

1,9 ^0,8

1,6

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2035

Рис. 2. Планирование защиты кандидатской и докторской диссертаций женщинами - научными работниками НАН Беларуси (%, в целом по выборке)

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Полностью Скорее, Скорее, Полностью ,

по. г г Затруднились

Аспект работы удовлетво- удовлетво- не удовлетво- не удовлетво- г'

рены рены рены рены

на момент опроса являлись 30,8%, 49,5% и 1,5% женщин соответственно. Учитывая, что женщины работают в академическом секторе науки, а не в вузовском, у 93,4% нет ученого звания, его имеют - 6,6% (в том числе доцентов - 5,4%, профессоров - 1,0%, членов-корреспондентов - 0,1%, академиков - 0,1%).

Один из важных аспектов в деятельности ученого - профессиональная самоидентификация как процесс и результат выбора исследователем своей позиции в научном сообществе. Более половины женщин (58,4%) считают науку своим окончательным профессиональным выбором. Не считают ее таковым 18,7%, при этом затруднилась ответить на поставленный вопрос практически каждая четвертая опрашиваемая - 23%. Данные о мнении женщин относительно научной деятельности как окончательного профессионального выбора в зависимости от наличия ученой степени представлены на рис. 1.

Получение ученой степени является одной из базовых ступеней квалификации научного сотрудника, а также фундаментом его карьеры. Научно-исследовательская деятельность предполагает необходимость наличия ученой степени как показателя квалификационной карьеры, который необходим для дальнейших исследовательских свершений в науке, признания открытий в академическом сообществе. По результатам исследования, планируют защитить в будущем кандидатскую диссертацию 39,5% женщин, докторскую - лишь 15,7%.

Анализируя данные, представленные на рис. 2, можно предположить, что у женщин защита кандидатской - в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Занимаемая должность

29,3

52,3

9,4

3,6

5,5

Меры государственной поддержки ученого 4,1 14,8 46,0 24,5 10,6

Перспективы должностного роста 13,0 44,3 18,1 9,2 15,4

Перспективы профессионального роста 15,3 47,4 21,2 6,2 9,9

Размер заработной платы 3,3 15,1 36,9 40,1 4,6

Отношения с руководством 36,7 51,4 5,8 2,6 3,5

Социальный пакет института 14,5 43,7 22,8 10,0 9,1

Состояние 29,7 42,6 17,7 7,9 2,0

своего рабочего места

Психологический климат 36,1 46,3 10,4 2,9 4,3

в коллективе

Условия своего труда в целом 17,2 59,1 15,5 3,7 4,5

Таблица 1. Удовлетворенность женщин-исследователей аспектами своей работы в НАН Беларуси

(%, в целом по выборке)

Наличие ученой Степень эффективности

степени Низкая Ниже среднего Выше среднего Высокая

Доктор наук 0,0 15,4 46,2 38,5

Кандидат наук 4,5 29,6 52,7 13,4

Без ученой степени 6,0 36,5 51,3 6,3

Таблица 2. Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности женщин в разрезе

наличия ученой степени и ее вида (9 б, в целом по выборке)

Профессиональные способности Полностью удовлетворены Скорее, удов- р , не удовлетво- летворены рены Полностью не удовлетворены Затруднились ответить

Творческие 18,4 57,6 11,3 1,8 11,0

Научные идеи 12,0 47,2 24,7 1,9 14,3

Публикационная активность 12,0 39,4 32,7 5,4 10,5

Умение организовать 14,9 53,7 21,6 2,5 7,3

свою работу

Таблица 3. Удовлетворенность женщин-исследователей своими профессиональными способностями и их реализацией (%, в целом по выборке)

В основном они планируют полу- защитить кандидатскую в 2019 г.,

чить степень в ближайшие пять а каждая четвертая - в 2020 г. Сре-

лет. К примеру, на момент опро- ди тех, кто планирует стать докто-

са в 2017 г. это собирались сделать ром наук, большинство (22,5%) на-

7,3% женщин. Каждая пятая хочет мерены сделать это в 2030 г.

http://innosfera.by

№3 (193) | Март 2019 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 77

Одной из профессиональных составляющих социального самочувствия является удовлетворенность различными аспектами трудовой деятельности - интегративный показатель, отражающий благополучие женщины в этой среде (табл. 1).

Выявлены существенные различия в оценке эффективности научной деятельности в зависимости от квалификационной степени и ее отсутствия (табл. 2).

Средняя оценка эффективности научно-исследовательской деятельности женщин по десятибалльной шкале составила 6,06 балла. В квалификационном разрезе данный показатель характеризуется следующим образом: среди докторов наук - 7,78, кандидатов наук - 6,33, научных работников без ученой степени -5,90. Можно предположить, что возрастание данного показателя с повышением квалификации объясняется наличием ученой степени. Следует отметить, что женщины, удовлетворенные своей работой в НАН Беларуси, выше оценивают и эффективность своей деятельности.

На уровень научного труда влияние может оказывать субъективная оценка различных показателей профессиональных способностей женщин-ученых (табл. 3).

Важным индикатором научной самоидентификации ученого является профессиональная мобильность. Охарактеризуем ее в рамках нашего исследования, исходя из двух основных ее типов (горизонтальной и вертикальной). Большинство респонденток (58,8%) в ближайший год не намерены менять место работы. Хотят сменить его, но не сферу деятельности 3,6% женщин (среди них 0,1% перейдут на другую должность в своем НИИ, 0,7% - в другой НИИ в НАН

Беларуси, 2,8% - в другую научную организацию, не входящую в структуру Академии наук). Вообще намерены уйти из науки 6,6% женщин. Затруднилась ответить на вопрос практически каждая третья из опрошенных (30,9%).

Что касается административной карьеры в науке, то желание занять руководящую должность отсутствует у 40,2% женщин. Хочет это сделать каждая пятая (20,2%), причем в ближайшее время - 3,5% из них, а в будущем -каждая шестая (16,7%). Не ответили на поставленный вопрос 26,2%.

Среди исследовательских целей, которые ставят для себя женщины на ближайшие пять лет, на первом месте - защита кандидатской диссертации (41,4%). Пройти стажировку планируют 27,3%. У каждой четвертой в планах написать монографию (25,8%). Каждая пятая намерена перейти на вышестоящую должность (22,1%). Каждая восьмая планирует поступить в аспирантуру (12,3%). Создать собственное исследовательское направление собирается каждая десятая (10%). Менее всего женщины нацелены на поступление в докторантуру (3,5%) и защиту докторской диссертации (6,9%). Если рассматривать цели в зависимости от возраста респонденток, то большинство планирующих защитить кандидатскую диссертацию находится в возрасте до 39 лет. В то время как тем, кто планирует защитить докторскую, от 40 до 54. Написать монографию больше всего желают женщины, принадлежащие к двум возрастным категориям: 30-34 года и 40-44. Пройти стажировку, создать собственное исследовательское направление и перейти на вышестоящую

должность чаще всего планируют молодые женщины-ученые (30-34 года).

Научные планы женщин, которые были отмечены в ответе «другое» (21,1%), связаны с продолжением исследовательских работ, ответственным выполнением поставленных задач и должностных обязанностей, получением качественных научных результатов и практическим их применением. В планах также повысить квалификацию, получить научные звания, передавать знания и опыт молодому поколению, расширить научную школу и подготовить аспирантов, открыть новые методики исследования, организовывать собственные исследовательские проекты.

Женщины-ученые в академической науке Республики Беларусь ориентированы и мотивированы на занятие научной деятельностью. Для 93,6% значимо чувство морального удовлетворения от пользы научного труда, для 92,9% - ответственное выполнение служебных обязанностей. Высокозначимы и такие возможности работы, как признание среди профессионалов (88,8%), коллективная исследовательская работа (85,9%), возможность творческого самовыражения (82,9%), продвижение собственных научных тем (79,2%) и возможность заниматься фундаментальной наукой (73,6%).

Таким образом, женщины-ученые, работающие в академическом секторе белорусской науки, представлены во всех областях научной деятельности и занимаются исследовательской работой как на прикладном, так и на фундаментальном уровне.

http://innosfera.by/2019/03/scientists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.