Научная статья на тему 'Социальное и профессиональное положение женщин - научных работников НАН Беларуси'

Социальное и профессиональное положение женщин - научных работников НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловей Алеся

На основе статистических данных сделан вывод о текущей феминизации белорусской академической науки. Социальный и профессиональный статус академических исследований был проведен по результатам социологических исследований. В статье рассматривается возможное развитие научной карьеры, а также исследование стереотипов женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and professional statusof women - researchers of the National Academy of Sciences of Belarus

On the basis of statistical data, a conclusion on the ongoing Belarusian academic science feminization is made. The social and professional status of academic female researchers has been analyzed based on the sociological research results. The article considers the possible scientific career advancement, as well as the gender stereotypes influencing the scientific activities of women.

Текст научной работы на тему «Социальное и профессиональное положение женщин - научных работников НАН Беларуси»

егодня творческим потенциал и высокии уровень интеллектуального развития женщины демонстрируют наравне с мужчинами во всех сферах деятельности, в том числе и в научно-исследовательской. Традиционно данная сфера была исключительно мужской прерогативой, поэтому участие в ней женщин является важным индикатором гендерного равенства. Одна из специфических черт современной науки -ее феминизация, ставшая естественным следствием эмансипации.

Во многих странах представители обоих полов имеют одинаковый доступ к получению высшего образования и занятию наукой. В Беларуси включение женщин в научно-исследовательскую деятельность

наук характерна как количественная, так и качественная (возрастание доли женщин в общей численности исследователей и среди ученых, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук) фе-

Алеся Соловей,

научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, магистр социологических наук

СОЦИАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН - НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ НАН БЕЛАРУСИ

рассматривается как их активное вовлечение в сферу высококвалифицированного труда и научного творчества. Важно понимать, что феминизация отечественной академической науки берет свое начало в советский период и развивается до сих пор.

Анализ статистических данных (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что для Академии

минизация. Но, несмотря на это, рано говорить о подобном процессе среди научной элиты, скорее уместен тезис о присутствии женщин в данном сегменте. В составе НАН Беларуси - всего одна женщина-академик и 9 женщин - членов-корреспондентов (1 % и 6,8 % от общей численности академиков и членов-корреспондентов соответственно).

Доля Из них

женщин с ученой степенью

Год в общей

численности кандидата доктора

научных наук наук

работников

1948 1979 | 36,3 40,6 23,8 34,8 2,2 7,8

1988 1997 40,9 45,0 32,1 34,4 9,1 12,2

2002 2007 | 41,2 48,1 36,9 38,3 12.5 15.6

2012 ¡2017 1 46,3 47,7 39,9 | 42,2 16,3 18,8

Таблица 1. Доля женщин - научных работников НАН Беларуси в общей численности докторов и кандидатов наук за 1948-2017 гг., % [1-8]

ДА ■ НЕТ

Ц Скорее ДА Ц Затруднились ответить Скорее НЕТ

Женщины- Доктора Кандидаты Без

исследователи наук наук ученой степени

в целом

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы, что научная деятельность -это ваше призвание?», %, в целом по выборке

Тенденция феминизации белорусской академической науки проявляется также в рамках подготовки научных кадров высшей квалификации. В 2017 г. среди аспирантов женщины составили 55%, среди докторантов - 29,6%. Среди исследователей в возрасте до 35 лет женщин 52,1% от общего числа молодых исследователей НАН Беларуси. При этом каждая вторая из молодых ученых имеет степень кандидата наук, а это 52,2% от их общего числа [8].

Стоит отметить положительные тенденции представленности женщин в руководстве академии. Они занимают должности директоров, заместителей, заведующих отделами, лабораториями, секторами. Около 60 % ученых секретарей институтов - женщины, в то время как раньше на руководящие посты их назначали редко. Например, в 1948 г. в Академии наук в должности ученого секретаря работала единственная женщина - Л. И. Фигловская (Институт литературы, языка и искусств) и на посту заместителя директора

Института истории - Н. В. Каменская [9]. Сегодня представительницы прекрасной половины человечества - сотрудники экспертных советов ВАК, а также ученых советов и советов по защите диссертаций.

Представление о социальном и профессиональном положении женщин, работающих в академическом секторе науки, можно составить по данным социологических исследований. По результатам анкетирования, проведенного в 2016 г. Институтом социологии среди научных работников НАН Беларуси, в ходе которого по репрезентативной выборке было опрошено 532 респондента (в том числе 48,5 % женщин; из них доктора наук - 6%, кандидаты - 28,3%, без ученой степени - 65%), большинство женщин (68,2%) считают науку своим призванием. Такой ответ дали все доктора наук. В той или иной степени согласны с подобной оценкой 77,8% кандидатов и 61,3% женщин-исследователей без ученой степени (рис. 1). Из этого следует, что для женщины научно-иссле-

довательская деятельность является формой профессионального самоутверждения.

Среди занятых в науке каждая четвертая женщина (25,1%) ощущает себя ученым, нужным обществу, практически треть (31,0%) не испытывают данную востребованность, а затруднились ответить на поставленный вопрос 41,2% респонденток. При этом ощущение востребованности как ученого в обществе зависит от наличия ученой степени. Среди женщин - докторов наук, кандидатов и без ученой степени положительный ответ дали 50,9%, 33,4% и 18,8% соответственно и отрицательный - 6,3%, 30,4% и 34,4%. Практически каждая третья женщина с ученой степенью и каждая вторая без нее затруднились ответить на поставленный вопрос. Женщины-исследователи больше ориентированы на научную деятельность, самореализацию себя как профессионала и ученого, а не на занятие высокой должности. Для них наиболее значим личный вклад в развитие науки, признание своих научных достижений отечественными и зарубежными специалистами, высокий авторитет в научном сообществе, а также участие в крупном проекте национального и мирового уровня.

Значительную долю составляют женщины среди обучающихся на первой и второй ступени послевузовского образования. Женщины, которые завершили обучение в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации, могут быть заинтересованы в дальнейшем продвижении по служебной лестнице. Карьера для молодой женщины в науке важна для ее профессиональной самореализации и развития ее личности. Академи-

ческая карьера может рассматриваться в качестве стартовой для управленческой деятельности в научном учреждении.

По результатам исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси при поддержке гранта БРФФИ Наука-М в 2017 г. по теме «Карьера молодого ученого в академической науке», в построении научной карьеры заинтересованы 66,5 % молодых женщин. По репрезентативной выборке было опрошено 316 респондентов, средний возраст которых составил 28 лет. Из них 182 женщины, среди которых 24,7% - кандидаты наук, 35,2% - магистры, 40,1% - без ученой степени. Основным мотивом, который привел их в данную сферу, является интерес к научно-исследовательской деятельности (64,8%). При этом 49,5% уверены, что смогут сделать карьеру в будущем, из них 64,1% рассматривают ее как последовательное получение ряда возможностей заниматься исследовательской деятельностью и внесение вклада в науку, 43,4% ориентированы на ответственное выполнение профессиональных обязанностей. А желание добиться признания среди научной общественности доминирует над жаждой достижения высокого служебного положения почти в 5 раз.

Женская успешность в науке связана с представлениями о женщинах-ученых, бытующими в социуме в целом и в научном (академическом) сообществе в частности. Долгие годы существовал гендерный стереотип о том, что «наука - мужская сфера деятельности», а женщины считались менее компетентными в этой области. С этим убеждением, согласно Республиканскому мониторингу общественного мнения, про-

веденному в 2017 г. Институтом социологии НАН Беларуси (участие приняли 2094 респондента), в той или иной степени не согласны 57,2% мужчин и 65% женщин. Солидарны же с данным утверждением 22,9% мужчин и 17,3% женщин. Затруднились ответить 18,7% и 16,2% мужчин и женщин соответственно. Более половины опрошенных не придерживаются мнения о том, что «женщина менее компетентна как ученый»: 61,7% мужчин и 67,6% женщин. Согласны с этим утверждением 16,8% мужчин и 13,1% женщин. Затруднился ответить практически каждый пятый житель республики (20,1% мужчин и 17,7% женщин).

Гендерные стереотипы могут не только служить внешним фактором, затрудняющим профессиональный рост женщин, но и выступать в качестве внутреннего демотиватора. И соответственно, женщины-ученые, представляя явные или предполагаемые трудности в науке (независимо от их реального существования или наличия лишь в сознании), могут отказываться от научной карьеры и активного участия в научной деятельности. Однако только 11,5% молодых женщин рассматривают гендерные стереотипы, определяющие роль мужчины и женщины в обществе, как фактор, препятствующий продвижению по служебной лестнице. C утверждениями «женщина менее компетентна как ученый» и «наука - мужская сфера деятельности» не согласны 93,4% и 94,9% женщин и 87,1% и 82% мужчин соответственно.

Среди факторов, затрудняющих карьерный рост женщин в науке, часто называют замужество и материнство. Предполагается, что двойная нагрузка, связанная с выполнением ряда работ по дому и материн-

скими функциями, занимает много времени, что сказывается на недостатке времени для исследований и подготовки публикаций. Однако по мнению только 13,7% женщин загруженность домашними делами препятствует их успешности в науке. Причем при оценке важности факторов, оказывающих влияние на научную карьеру женщины, материнство оказалось на 6-м месте, а замужество - на 11-м. Однако с утверждением «женщине сложнее, по сравнению с мужчиной, сочетать профессиональные и семейные обязанности» согласны 57,4% и 50,8%, не согласны - 41,5% и 41,8% женщин и мужчин соответственно. Мнение относительно влияния семейного положения и родительства практически разделилось поровну. 46,9% женщин считают, что замужество и материнство затрудняют построение научной карьеры, 47,5% - что данный фактор не мешает продви-

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО СЛУЖИТЬ ВНЕШНИМ ФАКТОРОМ, ЗАТРУДНЯЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ЖЕНЩИН, НО И ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ВНУТРЕННЕГО ДЕМОТИВАТОРА

Возможности равные

У мужчин возможностей больше

У женщин возможностей больше

Женщины Ц Мужчины

Рис. 2. Мнение молодых ученых о возможностях продвижения по службе в научном институте; %, в целом по выборке

Затрудняюсь ответить

гаться по служебной лестнице. Стоит отметить, что 34,7% опрашиваемых женщин - замужние (состоят в юридически оформленных отношениях) молодые ученые; 11,4 % -в фактическом браке (живут вместе с партнером). Только 15% имеют детей. Учитывая, что опрашиваемая категория находится в возрасте до 35 лет и большинство из респондентов еще не имеет детей, проблема двойной нагрузки не столь актуальна.

м

ТОЛЬКО 11,5% МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН РАССМАТРИВАЮТ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РОЛЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ, КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ПРОДВИЖЕНИЮ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Карьерные притязания женщин не всегда совместимы с полноценным воспитанием детей. Время материнства отбрасывает аспиранток и женщин - молодых ученых от научной карьеры. Противоречие между социально-биологической ролью женщины (матери, жены, домашней хозяйки) и ее профессией очевидно. В связи с этим важным является и вопрос репродуктивных установок, поскольку рождение ребенка может замедлить или прервать научную карьеру женщины, если обязанности по воспитанию детей лежат главным образом на ней. 50,9% респонденток отметили, что в ближайшие пять лет планируют иметь детей, 10,4 % - нет, а для 38,7% данный вопрос оказался затруднительным. Более половины (52,8 %) не согласны с утверждением «из-за стремления повысить свой профессиональный статус я откладываю рождение детей». Однако каждая третья (33,8 %) его поддерживает.

Описывая стратегию профессионализации женщин - молодых ученых в академической науке, стоит отметить, что для большинства из них характерна ориентация на совмещение профессиональной и гендерной ролей. Указали, что одинаково необходимы и работа, и семья, 67% женщин. Это подтверждается и равной значимостью для них таких ценностей, как финансовая самостоятельность (72,5%), самореализация (72%), семья и дети (67%). Немаловажным для женщины является гармоничное сочетание социальных ролей. Каждая четвертая (26,4%) испытывает те или иные трудности при воплощении данной стратегии в жизнь, несмотря на то, что большинство (64,3%) удовлетворено совмещением научной деятельности и личной жизни.

Один из важных аспектов в построении успешной научной карьеры - мнение молодых ученых относительно возможностей продвижения по карьерной лестнице (рис. 2).

По мнению 45,8 % мужчин и 51,1% женщин «мужчины делают карьеру быстрее, так как объективно имеют для этого больше времени и возможностей». С утверждением «общественное мнение, стереотипы не поощряют женщин, делающих научную карьеру» согласились 11,7% и 13% женщин и мужчин соответственно. При этом следует подчеркнуть, что согласно результатам социологических исследова-

У мужчин возможностей больше

Возможности равные

У женщин возможностей больше

Затрудняюсь ответить

Должностной рост 66,3 27,2 - 6,5

Профессиональный рост 32,5 62,6 0,3 4,6

Заработная плата 43,4 45,1 - 11,5

Таблица 2. Мнение женщин - научных работников по поводу равных возможностей ученых-мужчин и ученых-женщин в научной деятельности НАН Беларуси, %

На

Полностью Скорее Скорее Полностью Затруд

не согласна не согласна

Принадлежность к женскому

полу мешает реализации 2,5 21,4 41,0 27,8 7,4

научной карьеры

Мужчины-ученые чаще

привлекаются для работы на высоких должностях, 26,3 50,4 13,2 5,4 4,8

нежели женщины-ученые

Женщина чаще выступает

как исполнитель, а не генера- 6,1 37,0 35,8 15,0 6,1

тор новых идей в науке

Рождение детей является

препятствием, которое тормозит работу над 16,1 40,9 20,1 10,5 12,5

диссертацией

Женщины-ученые всегда должны делать выбор между научной карьерой и семьей 7,7 28,9 38,1 15,3 10,2

Исследовательский потенциал женщины-ученого столь же высок, как и у мужчин 44,1 42,9 6,1 1,2 5,7

Научные достижения женщин-ученых в вашей области науки не менее значимы, чем достижения мужчин-ученых 42,2 34,0 11,8 3,7 8,4

Таблица 3. Степень согласия женщин - научных работников НАН Беларуси с тендерными стереотипами и гендерно нейтральными утверждениями, %

ний, проведенных среди научных сотрудников НАН Беларуси в 20162017 гг., большинство женщин-ученых никогда не сталкивалось с какими-либо проявлениями тендерного неравенства в своем научном коллективе по отношению к себе или к коллегам.

Исходя из результатов целевого социологического исследования по изучению социального самочувствия женщин - научных работников НАН Беларуси, занимающих должности от младшего научного сотрудника до директора института, 58,4% женщин считают науку своим окончательным профессиональным выбором. По репрезентативной выборке было опрошено 450 женщин (в том числе 2,9% - доктора наук, 26,8% - кандидаты, 70,3 % -без ученой степени) в возрасте от 21 до 89 лет. Большинство (81,6%) удов-

летворено занимаемой должностью в академии, перспективами профессионального и должностного роста -62,7% и 57,3% соответственно. Оценивая свою проффессиональную активность на момент опроса, 52% женщин отметили, что делают все, что требуется должностными обязанностями, 38,5% - трудятся с полной отдачей сил и 8,5% - работают ниже своих возможностей.

Особое внимание следует уделить равным возможностям в науке, так как под влиянием традиционных взглядов и гендерных стереотипов именно от мужчин ожидают больших результатов.

Согласно полученным данным (табл. 2), 62,6% опрошенных считают, что ученые-мужчины и ученые-женщины в НАН Беларуси имеют равные возможности профессионального роста, 66,3% предполагают,

что шансов занять руководящую должность больше у мужчин. Что касается заработной платы в науке, мнение женщин разделилось практически поровну относительно равных возможностей и превалирования возможностей у мужчин.

Влияние гендерных стереотипов на научную деятельность женщин-исследователей, а также уровень стереотипизированности их сознания можно проследить, проанализировав степень согласия/ несогласия женщин с утверждениями, представленными в табл. 3.

Существует мнение, что мужчины больше склонны к техническим наукам, женщины - к гуманитарным. Большинство женщин (74%) не согласны с данным делением, 54% вообще не задумывались над этим, а 40,1% не учитывали его при выборе профессии и области своей научной деятельности.

Участие женщин в научно-исследовательской деятельности социально значимо, поскольку расширяет социальную базу воспроизводства научных кадров, усиливает кадровый потенциал науки и научный потенциал общества в целом. СИ

ЦЦЗУ http://innosfera.by/2018/03/women_nas

ЛИТЕРАТУРА

1. Списки сотрудников АН БССР за 1948 г. / Центральный научный архив НАН Беларуси (ЦНА НАН Беларуси). Ф. 1Б. Оп. 1. Д. 49.

2. Сводный годовой отчет АН БССР о численности и составе работающих по состоянию на 1 января 1979 г. / ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1А. Оп. 1. Д. 518.

3. Сводный статотчет АН БССР «Отчет научного учреждения за 1988 г.» / ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3035.

4. Наука Республика Беларусь: 1998. Стат. сб.- Минск, 1999.

5. Справаздачааб дзейнасц! Нацыянальнай акадэми навук Беларуа у 2001 г.- М|нск, 2002.

6. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2006 г.- Минск, 2007.

7. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2011 г.- Минск, 2012.

8. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2016 г.- Минск, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Списки сотрудников АН БССР за 1948 г. / Центральный научный архив НАН Беларуси (ЦНА НАН Беларуси). Ф. 1Б. Оп. 1. Д. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.