егодня творческим потенциал и высокии уровень интеллектуального развития женщины демонстрируют наравне с мужчинами во всех сферах деятельности, в том числе и в научно-исследовательской. Традиционно данная сфера была исключительно мужской прерогативой, поэтому участие в ней женщин является важным индикатором гендерного равенства. Одна из специфических черт современной науки -ее феминизация, ставшая естественным следствием эмансипации.
Во многих странах представители обоих полов имеют одинаковый доступ к получению высшего образования и занятию наукой. В Беларуси включение женщин в научно-исследовательскую деятельность
наук характерна как количественная, так и качественная (возрастание доли женщин в общей численности исследователей и среди ученых, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук) фе-
Алеся Соловей,
научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, магистр социологических наук
СОЦИАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН - НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ НАН БЕЛАРУСИ
рассматривается как их активное вовлечение в сферу высококвалифицированного труда и научного творчества. Важно понимать, что феминизация отечественной академической науки берет свое начало в советский период и развивается до сих пор.
Анализ статистических данных (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что для Академии
минизация. Но, несмотря на это, рано говорить о подобном процессе среди научной элиты, скорее уместен тезис о присутствии женщин в данном сегменте. В составе НАН Беларуси - всего одна женщина-академик и 9 женщин - членов-корреспондентов (1 % и 6,8 % от общей численности академиков и членов-корреспондентов соответственно).
Доля Из них
женщин с ученой степенью
Год в общей
численности кандидата доктора
научных наук наук
работников
1948 1979 | 36,3 40,6 23,8 34,8 2,2 7,8
1988 1997 40,9 45,0 32,1 34,4 9,1 12,2
2002 2007 | 41,2 48,1 36,9 38,3 12.5 15.6
2012 ¡2017 1 46,3 47,7 39,9 | 42,2 16,3 18,8
Таблица 1. Доля женщин - научных работников НАН Беларуси в общей численности докторов и кандидатов наук за 1948-2017 гг., % [1-8]
oö
ДА ■ НЕТ
Ц Скорее ДА Ц Затруднились ответить Скорее НЕТ
Женщины- Доктора Кандидаты Без
исследователи наук наук ученой степени
в целом
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы, что научная деятельность -это ваше призвание?», %, в целом по выборке
Тенденция феминизации белорусской академической науки проявляется также в рамках подготовки научных кадров высшей квалификации. В 2017 г. среди аспирантов женщины составили 55%, среди докторантов - 29,6%. Среди исследователей в возрасте до 35 лет женщин 52,1% от общего числа молодых исследователей НАН Беларуси. При этом каждая вторая из молодых ученых имеет степень кандидата наук, а это 52,2% от их общего числа [8].
Стоит отметить положительные тенденции представленности женщин в руководстве академии. Они занимают должности директоров, заместителей, заведующих отделами, лабораториями, секторами. Около 60 % ученых секретарей институтов - женщины, в то время как раньше на руководящие посты их назначали редко. Например, в 1948 г. в Академии наук в должности ученого секретаря работала единственная женщина - Л. И. Фигловская (Институт литературы, языка и искусств) и на посту заместителя директора
Института истории - Н. В. Каменская [9]. Сегодня представительницы прекрасной половины человечества - сотрудники экспертных советов ВАК, а также ученых советов и советов по защите диссертаций.
Представление о социальном и профессиональном положении женщин, работающих в академическом секторе науки, можно составить по данным социологических исследований. По результатам анкетирования, проведенного в 2016 г. Институтом социологии среди научных работников НАН Беларуси, в ходе которого по репрезентативной выборке было опрошено 532 респондента (в том числе 48,5 % женщин; из них доктора наук - 6%, кандидаты - 28,3%, без ученой степени - 65%), большинство женщин (68,2%) считают науку своим призванием. Такой ответ дали все доктора наук. В той или иной степени согласны с подобной оценкой 77,8% кандидатов и 61,3% женщин-исследователей без ученой степени (рис. 1). Из этого следует, что для женщины научно-иссле-
довательская деятельность является формой профессионального самоутверждения.
Среди занятых в науке каждая четвертая женщина (25,1%) ощущает себя ученым, нужным обществу, практически треть (31,0%) не испытывают данную востребованность, а затруднились ответить на поставленный вопрос 41,2% респонденток. При этом ощущение востребованности как ученого в обществе зависит от наличия ученой степени. Среди женщин - докторов наук, кандидатов и без ученой степени положительный ответ дали 50,9%, 33,4% и 18,8% соответственно и отрицательный - 6,3%, 30,4% и 34,4%. Практически каждая третья женщина с ученой степенью и каждая вторая без нее затруднились ответить на поставленный вопрос. Женщины-исследователи больше ориентированы на научную деятельность, самореализацию себя как профессионала и ученого, а не на занятие высокой должности. Для них наиболее значим личный вклад в развитие науки, признание своих научных достижений отечественными и зарубежными специалистами, высокий авторитет в научном сообществе, а также участие в крупном проекте национального и мирового уровня.
Значительную долю составляют женщины среди обучающихся на первой и второй ступени послевузовского образования. Женщины, которые завершили обучение в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации, могут быть заинтересованы в дальнейшем продвижении по служебной лестнице. Карьера для молодой женщины в науке важна для ее профессиональной самореализации и развития ее личности. Академи-
ческая карьера может рассматриваться в качестве стартовой для управленческой деятельности в научном учреждении.
По результатам исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси при поддержке гранта БРФФИ Наука-М в 2017 г. по теме «Карьера молодого ученого в академической науке», в построении научной карьеры заинтересованы 66,5 % молодых женщин. По репрезентативной выборке было опрошено 316 респондентов, средний возраст которых составил 28 лет. Из них 182 женщины, среди которых 24,7% - кандидаты наук, 35,2% - магистры, 40,1% - без ученой степени. Основным мотивом, который привел их в данную сферу, является интерес к научно-исследовательской деятельности (64,8%). При этом 49,5% уверены, что смогут сделать карьеру в будущем, из них 64,1% рассматривают ее как последовательное получение ряда возможностей заниматься исследовательской деятельностью и внесение вклада в науку, 43,4% ориентированы на ответственное выполнение профессиональных обязанностей. А желание добиться признания среди научной общественности доминирует над жаждой достижения высокого служебного положения почти в 5 раз.
Женская успешность в науке связана с представлениями о женщинах-ученых, бытующими в социуме в целом и в научном (академическом) сообществе в частности. Долгие годы существовал гендерный стереотип о том, что «наука - мужская сфера деятельности», а женщины считались менее компетентными в этой области. С этим убеждением, согласно Республиканскому мониторингу общественного мнения, про-
веденному в 2017 г. Институтом социологии НАН Беларуси (участие приняли 2094 респондента), в той или иной степени не согласны 57,2% мужчин и 65% женщин. Солидарны же с данным утверждением 22,9% мужчин и 17,3% женщин. Затруднились ответить 18,7% и 16,2% мужчин и женщин соответственно. Более половины опрошенных не придерживаются мнения о том, что «женщина менее компетентна как ученый»: 61,7% мужчин и 67,6% женщин. Согласны с этим утверждением 16,8% мужчин и 13,1% женщин. Затруднился ответить практически каждый пятый житель республики (20,1% мужчин и 17,7% женщин).
Гендерные стереотипы могут не только служить внешним фактором, затрудняющим профессиональный рост женщин, но и выступать в качестве внутреннего демотиватора. И соответственно, женщины-ученые, представляя явные или предполагаемые трудности в науке (независимо от их реального существования или наличия лишь в сознании), могут отказываться от научной карьеры и активного участия в научной деятельности. Однако только 11,5% молодых женщин рассматривают гендерные стереотипы, определяющие роль мужчины и женщины в обществе, как фактор, препятствующий продвижению по служебной лестнице. C утверждениями «женщина менее компетентна как ученый» и «наука - мужская сфера деятельности» не согласны 93,4% и 94,9% женщин и 87,1% и 82% мужчин соответственно.
Среди факторов, затрудняющих карьерный рост женщин в науке, часто называют замужество и материнство. Предполагается, что двойная нагрузка, связанная с выполнением ряда работ по дому и материн-
скими функциями, занимает много времени, что сказывается на недостатке времени для исследований и подготовки публикаций. Однако по мнению только 13,7% женщин загруженность домашними делами препятствует их успешности в науке. Причем при оценке важности факторов, оказывающих влияние на научную карьеру женщины, материнство оказалось на 6-м месте, а замужество - на 11-м. Однако с утверждением «женщине сложнее, по сравнению с мужчиной, сочетать профессиональные и семейные обязанности» согласны 57,4% и 50,8%, не согласны - 41,5% и 41,8% женщин и мужчин соответственно. Мнение относительно влияния семейного положения и родительства практически разделилось поровну. 46,9% женщин считают, что замужество и материнство затрудняют построение научной карьеры, 47,5% - что данный фактор не мешает продви-
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО СЛУЖИТЬ ВНЕШНИМ ФАКТОРОМ, ЗАТРУДНЯЮЩИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ЖЕНЩИН, НО И ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ВНУТРЕННЕГО ДЕМОТИВАТОРА
Возможности равные
У мужчин возможностей больше
У женщин возможностей больше
Женщины Ц Мужчины
Рис. 2. Мнение молодых ученых о возможностях продвижения по службе в научном институте; %, в целом по выборке
Затрудняюсь ответить
гаться по служебной лестнице. Стоит отметить, что 34,7% опрашиваемых женщин - замужние (состоят в юридически оформленных отношениях) молодые ученые; 11,4 % -в фактическом браке (живут вместе с партнером). Только 15% имеют детей. Учитывая, что опрашиваемая категория находится в возрасте до 35 лет и большинство из респондентов еще не имеет детей, проблема двойной нагрузки не столь актуальна.
м
ТОЛЬКО 11,5% МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН РАССМАТРИВАЮТ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РОЛЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ, КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ПРОДВИЖЕНИЮ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Карьерные притязания женщин не всегда совместимы с полноценным воспитанием детей. Время материнства отбрасывает аспиранток и женщин - молодых ученых от научной карьеры. Противоречие между социально-биологической ролью женщины (матери, жены, домашней хозяйки) и ее профессией очевидно. В связи с этим важным является и вопрос репродуктивных установок, поскольку рождение ребенка может замедлить или прервать научную карьеру женщины, если обязанности по воспитанию детей лежат главным образом на ней. 50,9% респонденток отметили, что в ближайшие пять лет планируют иметь детей, 10,4 % - нет, а для 38,7% данный вопрос оказался затруднительным. Более половины (52,8 %) не согласны с утверждением «из-за стремления повысить свой профессиональный статус я откладываю рождение детей». Однако каждая третья (33,8 %) его поддерживает.
Описывая стратегию профессионализации женщин - молодых ученых в академической науке, стоит отметить, что для большинства из них характерна ориентация на совмещение профессиональной и гендерной ролей. Указали, что одинаково необходимы и работа, и семья, 67% женщин. Это подтверждается и равной значимостью для них таких ценностей, как финансовая самостоятельность (72,5%), самореализация (72%), семья и дети (67%). Немаловажным для женщины является гармоничное сочетание социальных ролей. Каждая четвертая (26,4%) испытывает те или иные трудности при воплощении данной стратегии в жизнь, несмотря на то, что большинство (64,3%) удовлетворено совмещением научной деятельности и личной жизни.
Один из важных аспектов в построении успешной научной карьеры - мнение молодых ученых относительно возможностей продвижения по карьерной лестнице (рис. 2).
По мнению 45,8 % мужчин и 51,1% женщин «мужчины делают карьеру быстрее, так как объективно имеют для этого больше времени и возможностей». С утверждением «общественное мнение, стереотипы не поощряют женщин, делающих научную карьеру» согласились 11,7% и 13% женщин и мужчин соответственно. При этом следует подчеркнуть, что согласно результатам социологических исследова-
У мужчин возможностей больше
Возможности равные
У женщин возможностей больше
Затрудняюсь ответить
Должностной рост 66,3 27,2 - 6,5
Профессиональный рост 32,5 62,6 0,3 4,6
Заработная плата 43,4 45,1 - 11,5
Таблица 2. Мнение женщин - научных работников по поводу равных возможностей ученых-мужчин и ученых-женщин в научной деятельности НАН Беларуси, %
На
Полностью Скорее Скорее Полностью Затруд
не согласна не согласна
Принадлежность к женскому
полу мешает реализации 2,5 21,4 41,0 27,8 7,4
научной карьеры
Мужчины-ученые чаще
привлекаются для работы на высоких должностях, 26,3 50,4 13,2 5,4 4,8
нежели женщины-ученые
Женщина чаще выступает
как исполнитель, а не генера- 6,1 37,0 35,8 15,0 6,1
тор новых идей в науке
Рождение детей является
препятствием, которое тормозит работу над 16,1 40,9 20,1 10,5 12,5
диссертацией
Женщины-ученые всегда должны делать выбор между научной карьерой и семьей 7,7 28,9 38,1 15,3 10,2
Исследовательский потенциал женщины-ученого столь же высок, как и у мужчин 44,1 42,9 6,1 1,2 5,7
Научные достижения женщин-ученых в вашей области науки не менее значимы, чем достижения мужчин-ученых 42,2 34,0 11,8 3,7 8,4
Таблица 3. Степень согласия женщин - научных работников НАН Беларуси с тендерными стереотипами и гендерно нейтральными утверждениями, %
ний, проведенных среди научных сотрудников НАН Беларуси в 20162017 гг., большинство женщин-ученых никогда не сталкивалось с какими-либо проявлениями тендерного неравенства в своем научном коллективе по отношению к себе или к коллегам.
Исходя из результатов целевого социологического исследования по изучению социального самочувствия женщин - научных работников НАН Беларуси, занимающих должности от младшего научного сотрудника до директора института, 58,4% женщин считают науку своим окончательным профессиональным выбором. По репрезентативной выборке было опрошено 450 женщин (в том числе 2,9% - доктора наук, 26,8% - кандидаты, 70,3 % -без ученой степени) в возрасте от 21 до 89 лет. Большинство (81,6%) удов-
летворено занимаемой должностью в академии, перспективами профессионального и должностного роста -62,7% и 57,3% соответственно. Оценивая свою проффессиональную активность на момент опроса, 52% женщин отметили, что делают все, что требуется должностными обязанностями, 38,5% - трудятся с полной отдачей сил и 8,5% - работают ниже своих возможностей.
Особое внимание следует уделить равным возможностям в науке, так как под влиянием традиционных взглядов и гендерных стереотипов именно от мужчин ожидают больших результатов.
Согласно полученным данным (табл. 2), 62,6% опрошенных считают, что ученые-мужчины и ученые-женщины в НАН Беларуси имеют равные возможности профессионального роста, 66,3% предполагают,
что шансов занять руководящую должность больше у мужчин. Что касается заработной платы в науке, мнение женщин разделилось практически поровну относительно равных возможностей и превалирования возможностей у мужчин.
Влияние гендерных стереотипов на научную деятельность женщин-исследователей, а также уровень стереотипизированности их сознания можно проследить, проанализировав степень согласия/ несогласия женщин с утверждениями, представленными в табл. 3.
Существует мнение, что мужчины больше склонны к техническим наукам, женщины - к гуманитарным. Большинство женщин (74%) не согласны с данным делением, 54% вообще не задумывались над этим, а 40,1% не учитывали его при выборе профессии и области своей научной деятельности.
Участие женщин в научно-исследовательской деятельности социально значимо, поскольку расширяет социальную базу воспроизводства научных кадров, усиливает кадровый потенциал науки и научный потенциал общества в целом. СИ
ЦЦЗУ http://innosfera.by/2018/03/women_nas
ЛИТЕРАТУРА
1. Списки сотрудников АН БССР за 1948 г. / Центральный научный архив НАН Беларуси (ЦНА НАН Беларуси). Ф. 1Б. Оп. 1. Д. 49.
2. Сводный годовой отчет АН БССР о численности и составе работающих по состоянию на 1 января 1979 г. / ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1А. Оп. 1. Д. 518.
3. Сводный статотчет АН БССР «Отчет научного учреждения за 1988 г.» / ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3035.
4. Наука Республика Беларусь: 1998. Стат. сб.- Минск, 1999.
5. Справаздачааб дзейнасц! Нацыянальнай акадэми навук Беларуа у 2001 г.- М|нск, 2002.
6. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2006 г.- Минск, 2007.
7. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2011 г.- Минск, 2012.
8. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2016 г.- Минск, 2017.
9. Списки сотрудников АН БССР за 1948 г. / Центральный научный архив НАН Беларуси (ЦНА НАН Беларуси). Ф. 1Б. Оп. 1. Д. 49.