Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин - молодых ученых НАН Беларуси'

Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин - молодых ученых НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / YOUNG FEMAIL SCIENTISTS / ACADEMIC SCIENCE / SCIENTIFIC CAREER / CAREER ORIENTATIONS / PROFESSIONALIZATION STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловей А.П.

В статье представлен анализ мотивов выбора научной деятельности женщинами молодыми учеными, карьерных ориентаций, соответствующих различным видам научной карьеры, условий и факторов, способствующих построению научной карьеры, а также факторов, препятствующих построению карьеры. Акцентируется внимание на стратегиях профессионализации, ценностных ориентациях женщин молодых ученых. Показано, что для большинства женщин молодых ученых характерна ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли с преобладанием смешанного типа карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional activities and career orientations of female - young scientists of NAS of Belarus

The article presents an analysis of the reasons for the choice of scientific activity by young women scientists, career orientations corresponding to different types of scientific career, conditions and factors that contribute to building a scientific career, as well as factors that impede career development. Attention is focused on strategies of professionalization, value orientations of womenyoung scientists. It is shown that for most young women scientists is characterized by an orientation toward combining the professional and gender roles with the prevalence of a mixed type of career.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин - молодых ученых НАН Беларуси»

УДК 316.344.24(476)

А. П. СОЛОВЕЙ,

аспирантка Института социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: alesya-solovei@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН - МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

НАН БЕЛАРУСИ

В статье представлен анализ мотивов выбора научной деятельности женщинами - молодыми учеными, карьерных ориентаций, соответствующих различным видам научной карьеры, условий и факторов, способствующих построению научной карьеры, а также факторов, препятствующих построению карьеры. Акцентируется внимание на стратегиях профессионализации, ценностных ориентациях женщин - молодых ученых. Показано, что для большинства женщин - молодых ученых характерна ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли с преобладанием смешанного типа карьеры.

Ключевые слова: женщины - молодые ученые, академическая наука, научная карьера, карьерные ориентации, стратегии профессионализации.

А. P. SOLOVEI,

Postgraduate student Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: alesya-solovei@mail.ru

PROFESSIONAL ACTIVITIES AND CAREER ORIENTATIONS OF FEMALE - YOUNG SCIENTISTS OF NAS OF BELARUS

The article presents an analysis of the reasons for the choice of scientific activity by young women scientists, career orientations corresponding to different types of scientific career, conditions and factors that contribute to building a scientific career, as well as factors that impede career development. Attention is focused on strategies of professionalization, value orientations of women-young scientists. It is shown that for most young women scientists is characterized by an orientation toward combining the professional and gender roles with the prevalence of a mixed type of career.

Keywords: young femail scientists, academic science, scientific career, career orientations, pro-fessionalization strategies.

Профессиональный и социальный статус молодых женщин-исследователей в белорусском обществе формируется под влиянием государственной политики в области науки, зависит от положения в обществе профессионального научного сообщества, его творческо-исследовательской культуры, норм и ценностей, а также гендерных стереотипов, бытующих в научной среде. Женщины, которые завершили обучение в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации, могут быть заинтересованы в дальнейшем продвижении по служебной научной лестнице. Карьера для молодой женщины в науке важна для ее профессиональной самореализации и развития ее личности.

К настоящему времени накоплен значительный материал по изучению карьеры женщины, который может служить теоретико-методологической базой для изучения карьеры молодой женщины в науке. Анализ зарубежного опыта исследования женской карьеры позволяет выделить следующие этапы:

1. В 1970-х гг. основными направлениями исследований были: изучение процессов социализации в контексте карьерных ориентаций женщин; барьеров карьерного продвижения женщин; личностных характеристик женщин, способствующих достижению успеха в карьере; факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом; рассмотрение взаимосвязи ориентации женщины на карьеру со стадиями ее жизни.

2. В 1980-х гг. приоритетными направлениями исследований стали изучение явления дискриминации женщин на рабочем месте, барьеров продвижения, связанных с признаком пола; изучение ролевого конфликта «работа-семья», его последствий и способов его преодоления, изучение рабочего, карьерного стресса у женщин, формирования карьерных ориентаций, карьерной идентичности.

3. В 1990-е гг. проводится изучение индивидуальных свойств, влияющих на процесс принятия карьерных решений, механизмов совладения, используемых женщинами для борьбы с эмоциональным напряжением, сопровождающим процесс построения карьеры [4, с. 8-9].

Однако в научной литературе недостаточно исследований, которые дали бы целостное социологическое представление о характеристиках и особенностях карьеры молодых женщин в академической науке.

Карьерные ориентации молодой женщины в науке предполагают признание фактора карьеры как главного компонента престижа профессии и развития ее личности. При исследовании научной карьеры женщины следует изучать и анализировать предпочтения, склонности, личные качества, способности, мотивацию женщины, ее отношение к собственному развитию и карьере. Интерес к изучению мотивов и карьерных ориентаций, побуждающих молодых женщин идти в науку, связан с поиском путей эффективного воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере. Изучение вопросов профессиональной карьеры молодых женщин ученых также обусловлено ген-дерной политикой государства, направленной на определение основных направлений дальнейшего развития мер гендерной политики в научной сфере, совершенствованием системы профессиональной подготовки научных кадров, а также общей продолжающейся феминизацией науки. На сегодняшний день среди исследователей в возрасте до 35 лет женщины составляют 52,1 % от общего числа молодых исследователей Национальной академии наук Беларуси (при этом каждая вторая женщина - молодой ученый имеет степень кандидата наук, что составляет 52,2 % от общего числа кандидатов наук среди молодых ученых до 35 лет) [3, с. 225].

По результатам социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в апреле 2017 г. по теме «Карьера молодого

ученого в академической науке», проанализируем профессиональную деятельность женщин - молодых ученых. В ходе исследования было опрошено 316 молодых ученых (из них 58 % женщин и 42 % мужчин), средний возраст респондентов - 28 лет. Ошибка выборки не превысила 5 %.

Прежде следует сказать о склонности и внутреннем влечении к науке. Убеждены, что обладают нужными способностями к научной деятельности 54,7 % женщин. Не считают научную деятельность своим призванием 18,8 %. Затруднились ответить на поставленный вопрос 26,5 %, что может свидетельствовать о неуверенности в выборе данной профессии или еще о неопределенных профессиональных намерениях женщин.

Одной из задач исследования было изучение мотивов выбора научной деятельности. Роль мотивации является ключевой в попытках изучить личность ученого, в выяснении причин, которые влияют на выбор научной карьеры и побуждают принять на себя определенные роли в научном сообществе. На вопрос: «Что привело Вас в науку?» ответы женщин распределились следующим образом: интерес к научно-исследовательской деятельности (64,8 %), возможность самореализации (39 %), распределение (39 %), рекомендации преподавателя (25,8 %), желание быть полезным своей стране (17 %), возможность карьерного роста (11 %), возможность проверить собственные идеи и гипотезы (8,8 %), высокая заработная плата (1,1 %).

Академическая карьера может рассматриваться молодой женщиной как стартовая для управленческой деятельности в научно-исследовательском учреждении. Стоит отметить, что в построении научной карьеры заинтересованы 66,5 % молодых женщин и рассматривают ее как последовательное получение ряда возможностей заниматься научной деятельностью и внесение вклада в науку (64,1 %). При этом 26,5 % женщин свою карьеру видят как период, в течение которого можно завести нужные связи, получить опыт и знания, которые могут пригодиться в другой сфере.

Существуют различные сценарии построения научной карьеры: квалификационная, статусная (должностная), монетарная, а также исполнительная (отсутствие карьерных устремлений). Данные виды карьерных ориентаций не являются взаимоисключающими, могут дополнять друг друга и пересекаться. Рассмотрим, на какие аспекты ориентированы женщины - молодые ученые в своей научной деятельности (табл. 1).

В своей научной деятельности женщины ориентированы, прежде всего, на получение достойного вознаграждения за достигнутые результаты (64,8 %), что характерно для монетарного типа карьеры. На втором месте у женщин -ответственное выполнение служебных обязанностей (43,4 %), что характеризуется наличием низких карьерных устремлений. Такая ориентация, как достижение признания среди профессионалов, характерна для 42,9 % женщин, что говорит о наличии статусного устремления. Предложение новых идей и замыслов свойственно для трети женщин (31,9 %), что подтверждает их квалификационную направленность. Однако если суммировать ориентации,

Таблица 1. Карьерные ориентации женщин - молодых ученых НАН Беларуси (в %)

Виды карьерных ориентаций Женщины - молодые ученые

Монетарная карьера

1. Получать достойное вознаграждение за достигнутые результаты 64,8

2. Иметь максимальную заработную плату за свой труд 25,3

Квалификационная карьера

3. Продвигать собственные исследовательские темы 26,9

4. Предлагать новые идеи, замыслы 31,9

Исполнительная карьера

5. Делать все, что от Вас потребуют 13,7

6. Ответственно выполнять служебные обязанности 43,4

Статусная карьера

7. Добиться признания среди профессионалов 42,9

8. Достичь высокого служебного положения 9,9

характерные для того или иного вида научной карьеры, то очевидно, что женщины в своей научной деятельности стремятся к реализации монетарного типа карьеры (90,1 %). На втором месте среди карьерных установок молодых женщин в академической науке оказалась квалификационная ориентация (58,8 %). Исполнительный тип карьеры, характеризующийся отсутствием карьерных устремлений, свойственен для 57,1 % опрошенных женщин. На статусную карьеру, которая предполагает достижение определенного властного положения, ориентировано 52,8 % респонденток.

Построение карьеры зависит не только от самой женщины, ее возможностей и интересов, а также и от объективных условий, способствующих построению научной карьеры (рисунок).

По мнению большинства женщин, для того, чтобы они могли строить свою научную карьеру, должна быть достойная заработная плата. Немаловажным

Достойная заработная плата Возможность зарубежных командировок, стажировок Современная материально-техническая база института ' Возможность международного сотрудничества ' Творческая атмосфера в коллективе ' Возможность получения грантов Возможность карьерного роста ' Помощь научного руководителя 1 Льготное кредитование на строительство жилья ' Наличие научной школы ' 0

Условия научной деятельности для построения научной карьеры (в %, в целом по выборке)

условием являются возможность зарубежных стажировок и командировок, возможность международного сотрудничества, а также наличие современной материально-технической базы института. Женщины придают значение творческой атмосфере в коллективе. Практически треть женщин отметили такие условия, как возможность получения грантов, возможность карьерного роста, помощь научного руководителя. Каждая четвертая респондентка отметила в качестве условия льготное кредитование на строительство жилья. И только каждая пятая выбрала наличие научной школы как одно из условий для построения ее научной карьеры.

Следует отметить, что на карьеру женщины в науке оказывает влияние комплекс объективных и субъективных факторов. В ходе исследования также был проведен замер степени влияния различных факторов, детерминирующих научную карьеру женщин. Респондентки оценивали, насколько для них важны те или иные факторы их научной карьеры (по шкале от 1 до 5, где 1 соответствует «совсем не влияет», а 5 - «влияет в максимальной степени»). Для большей наглядности был рассчитан средний балл по каждой позиции. В табл. 2 представлены факторы, детерминирующие научную карьеру, в соответствии с их иерархической важностью для женщин - молодых ученых.

Таблица 2. Оценка важности факторов, влияющих на научную карьеру женщин - молодых ученых (в баллах)

Фактор Оценка влияния

Уровень заработной платы 4,31

Материально-техническая база в институте 4,21

Академическая мобильность (стажировки, научный обмен, участие в зарубежных конференциях, работа в зарубежных научных центрах, совместные публикации) 3,88

Социально-психологический климат в коллективе 3,78

Жилищные условия 3,19

Материнство 2,77

Завышенная (заниженная) самооценка, препятствующая реальной оценке своих возможностей 2,70

Неуверенность в своих возможностях реализовать карьерный потенциал 2,64

Боязнь неудачи 2,59

Гендерные стереотипы, бытующие в научной среде 2,35

Замужество 2,30

Боязнь успеха 1,91

Отметим, что ни один из показателей не был оценен женщинами высшим баллом важности, и только один показатель получил балл ниже двух. На первом месте по значимости оказалась группа факторов материального порядка: «уровень заработной платы» - 4,31 и «материально-техническая база в институте» - 4,21. По показателю значимости от 3,88 до 3,19 группируются такие факторы, как «академическая мобильность», «социально-психологический климат в коллективе», «жилищные условия».

Остальные факторы, расположенные в диапазоне от 2,77 до 2,30, следует отнести к группе социально-психологических факторов («материнство», «завышенная (заниженная) самооценка, препятствующая реальной оценке своих возможностей», «неуверенность в своих возможностях реализовать карьерный потенциал», «боязнь неудачи», «гендерные стереотипы, бытующие в научной среде», «замужество»). Самую низкую значимость получил такой психологический фактор, как «боязнь успеха», что свидетельствует об отсутствии психологических барьеров, связанных с сознательным избеганием успеха у молодых женщин.

Особое внимание стоит уделить факторам, препятствующим построению научной карьеры. Данные факторы можно разделить на несколько групп. На первом месте, по мнению женщин, оказались факторы, связанные с материальным и техническим обеспечением научной деятельности: нехватка средств на проведение исследования (48,9 %), слабая материально-техническая база в институте (40,7 %). На втором месте - факторы, связанные с престижем профессии ученого и его профессиональной деятельностью: снижение значимости и статуса ученого в обществе (45,6 %), дефицит научного общения (25,3 %). Далее следует отметить социальные и психологические факторы: недостаточное знание иностранного языка (30,2 %), собственная неорганизованность (23,1 %), недостаток личностного потенциала (отсутствие качеств, способствующих достижению успеха) - 22,5 %; плохие жилищные условия -20,9 %; отсутствие уверенности в себе - 18,1 %; отсутствие ориентации на построение карьеры - 17 %; отсутствие нужных связей, протекций - 13,7 %; трудности с публикацией своих работ - 3,8 %. При этом, по мнению 6 % женщин, ничего не препятствует построению их научной карьеры.

Среди факторов, затрудняющих профессиональное продвижение женщин в науке, часто называют замужество и их «биологическое» предназначение -материнство. Предполагается, что домашние обязанности занимают много времени, что сказывается на недостатке времени для исследований и подготовки публикаций. Однако только по мнению 13,7 % женщин загруженность домашними делами препятствует построению их научной карьеры. При этом материнство оказалось на 6-м месте, а замужество - на 11-м при оценке важности факторов, затрудняющих научную карьеру женщины.

Стоит отметить, что практически поровну разделилось мнение женщин касательно влияния семейного положения и родительства на построение научной карьеры. По мнению 48,7 % женщин, замужество и материнство затрудняют построение научной карьеры. В то время как для 47,5 % женщин данные обстоятельства не мешают построению научной карьеры. Отметим и вопрос репродуктивных установок молодых женщин, поскольку рождение ребенка может замедлить или прервать научную карьеру женщины, если обязанности по воспитанию детей лежат главным образом на женщине. По результатам исследования, 52,8 % женщин не согласны с утверждением «из-за стремления повысить свой профессиональный статус я откладываю рождение детей»;

треть женщин (33,8 %) согласны с ним. При этом стоит отметить, что 34,7 % женщин - молодых ученых замужем (состоят в юридически оформленных отношениях), 11,4 % состоят в фактическом браке. Только 15 % опрошенных женщин имеют детей. В то время как в Республике Беларусь средний возраст вступления в брак среди женщин - 25,6 года. Средний возраст матери при рождении ребенка составляет 28,6 года, а при рождении первого ребенка -26,0 лет [1]. Касательно репродуктивных установок, 50,9 % респонденток отметили, что в ближайшие пять лет планируют иметь детей, а для 38,7 % женщин вопрос о планировании детей оказался затруднительным. Данные факты могут свидетельствовать о том, что для некоторой части женщин - молодых ученых совмещение профессиональной и гендерной роли является явным либо скрытым проблемным вопросом, требующим дальнейшего углубленного изучения.

В соответствии с профессиональными притязаниями и ориентацией на гендерную роль женщины-ученого могут формироваться следующие стратегии профессионализации: 1) отказ от профессионализации в пользу гендерной роли (отказ от карьерного продвижения и стремления защитить диссертацию); 2) подчинение профессиональных стремлений гендерной роли; 3) ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли [2, с. 205]. Говоря о профессиональной стратегии молодых женщин - ученых НАН Беларуси, следует отметить, что большинство из них ориентировано на совмещение профессиональной и гендерной ролей. Об этом свидетельствуют следующие данные исследования. Отвечая на вопрос: «Каково значение семьи и работы в Вашей жизни», 67 % женщин указали, что им одинаково необходимы и работа, и семья. Для 28 % женщин семья более значима, чем работа. И лишь для 4,9 % профессия и карьера - основное в их жизни. Тот факт, что молодые женщины стремятся к совмещению профессиональной и гендерной ролей, подтверждается и равной значимостью для них таких ценностей, как финансовая самостоятельность (72,5 %), самореализация (72 %), семья и дети (67 %).

Немаловажным для профессиональной деятельности женщины является гармоничное сочетание социальных ролей. Совмещением личной жизни и научно-исследовательской деятельности в той или иной степени удовлетворено большинство женщин - 64,3 % (в том числе полностью удовлетворены -19,2 %, скорее удовлетворены - 45,1 %). Каждая четвертая женщина (26,4 %) не удовлетворена данным совмещением; затруднились ответить на поставленный вопрос 9,3 % женщин. При этом среди женщин, полностью удовлетворенных и скорее удовлетворенных совмещением личной жизни и научно-исследовательской деятельности, для 77,1 % и 75,6 % одинаково необходимы работа и семья соответственно. Это говорит о том, что для этих женщин не характерна проблема совмещения профессиональных и личных (семейных) ролей.

Следует сказать и о гендерных стереотипах, которые могут служить не только внешним фактором, затрудняющим профессиональный рост женщин в науке, но и выступать в качестве внутреннего демотивирующего представ-

ления о том, что наука не является женским делом. И соответственно сами женщины-ученые, представляя явные или предполагаемые трудности в науке (независимо от их реального существования или наличия их лишь в массовом сознании женщин-ученых), могут сознательно выбирать отказ от построения научной карьеры и активного участия в научной деятельности. Однако, по данным исследования, только 11,5 % женщин рассматривают гендерные стереотипы, определяющие роль мужчины и женщины в обществе, как фактор, препятствующий построению их научной карьеры. C гендерным стереотипом, что «женщина менее компетентна, как ученый» не согласны в той ли иной степени 93,4 % женщин (в том числе полностью не согласны - 79,6 %, скорее не согласны - 13,8 %). Согласны с данным стереотипом лишь 5 % опрошенных и затруднились ответить 1,7 %. Подавляющее большинство женщин (94,9 %) не согласны с утверждением, что «наука - мужская сфера деятельности» (в том числе полностью не согласны - 76,3 %, скорее не согласны -18,6 %). Только 3,4 % женщин скорее согласны с данным стереотипом, полностью согласных среди женщин не оказалось вообще, затруднились ответить 1,7 % женщин. С утверждением «женщине сложнее по сравнению с мужчиной сочетать профессиональные и семейные обязанности» согласны 57,4 % женщин (в том числе полностью согласны - 19,3 %, скорее согласны - 38,1 %), не согласны 41,5 % (в том числе скорее не согласны - 16,6 %, полностью не согласны - 24,9 %). При этом затруднились ответить только 1,1 % женщин.

Таким образом, проанализировав профессиональную деятельность молодых женщин в академической науке, можно сделать следующие основные выводы.

Во-первых, большинство женщин - молодых ученых заинтересованы в построении научной карьеры и считают науку своим призванием. Основным мотивом, который привел женщин в науку, является интерес к научно-исследовательской деятельности, а научную карьеру они рассматривают как возможность внести свой вклад в науку.

Во-вторых, ориентация женщин на квалификационную карьеру предполагает целенаправленную научно-исследовательскую деятельность. При этом практически половина женщин в своей научной деятельности ориентирована на ответственное выполнение своих служебных обязанностей. А желание добиться признания среди профессионалов доминирует над желанием достичь высокого служебного положения почти в пять раз. Следовательно, исходя из выбранных женщинами научных ориентаций, характерным для них является смешанный тип карьеры - монетарно-квалификационный с ответственным выполнением своих обязанностей.

В-третьих, основными факторами, влияющими на построение научной карьеры, выступают уровень заработной платы, материально-техническая база института, а также возможность зарубежных стажировок, командировок и международного сотрудничества. При этом замужество, материнство и загруженность домашними делами не являются значимыми факторами, препятствующими построению их научной карьеры.

В-четвертых, определяя стратегию профессионализации женщин - молодых ученых в академической науке, стоит отметить, что для большинства из них характерна ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли. Это говорит о том, что для женщин приоритетным являются как традиционные ценности семьи, так и ценности профессиональной самореализации. Вместе с тем часть женщин все-таки испытывает те или иные трудности при реализации данной стратегии, несмотря на то, что большинство женщин удовлетворено совмещением научной и личной жизни.

В заключение отметим, что исследование профессиональной деятельности молодых женщин-ученых, мотивов, побуждающих молодых женщин заниматься научно-исследовательской деятельностью, необходимо не только для дальнейшего наращения теоретических знаний в области изучения карьеры женщины в академической науке, но и для разработки дальнейших мер, обеспечивающих эффективное продвижение женщин по служебной лестнице в научном институте.

Список использованных источников

1. Беларусь в цифрах : стат. справ. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - 72 с.

2. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. - Вологда : Легия, 2010. - 332 с.

3. Отчет о деятельности НАН Беларуси в 2016 году. - Минск : НАН Беларуси, 2017. - 354 с.

4. Гончарова, А. А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Гончарова ; Гос. ун-т управления. - М., 2004. - 27 с.

Поступила 30.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.