Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ НА ОСНОВАНИИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ'

ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ НА ОСНОВАНИИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ / ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ / КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямков М.П.

Данная статья посвящена обоснованию принятия управленческих решений на основе факторного анализа формирования прибыли от продаж используя данные от отчета о финансовых результатах и объема выпущенной продукции в натуральных единицах. В рамках данного исследования был методологически обоснован способ факторного анализа формирования прибыли от продаж и объема выпущенной продукции в натуральных единицах. Предлагаемая методология позволяет выявить влияние следующих факторов на формирование прибыли от продаж: объема реализации продукции в натуральных единицах; себестоимости продукции без учета коммерческих и управленческих расходов; коммерческих расходов; управленческих расходов; цены на реализованную продукцию; структурных сдвигов в составе реализованных продукций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFIT FROM SALES ON THE BASIS OF THE STATEMENT OF FINANCIAL RESULTS

This article is devoted to the rationale for making managerial decisions based on a factor analysis of the formation of profit from sales using data from the report on financial results and the volume of output in natural units. Within the framework of this study, the method of factor analysis of the formation of profit from sales and the volume of output in natural units was methodologically substantiated. The proposed methodology makes it possible to identify the influence of the following factors on the formation of profit from sales: sales volume in natural units; the cost of production excluding commercial and administrative expenses; business expenses; management expenses; prices for products sold; structural shifts in the composition of sold products.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ НА ОСНОВАНИИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ»

ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ НА ОСНОВАНИИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ

РЕЗУЛЬТАТАХ

М.П. Ямков, старший преподаватель

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия, г. Нижнекамск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-255-258

Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию принятия управленческих решений на основе факторного анализа формирования прибыли от продаж используя данные от отчета о финансовых результатах и объема выпущенной продукции в натуральных единицах. В рамках данного исследования был методологически обоснован способ факторного анализа формирования прибыли от продаж и объема выпущенной продукции в натуральных единицах. Предлагаемая методология позволяет выявить влияние следующих факторов на формирование прибыли от продаж: объема реализации продукции в натуральных единицах; себестоимости продукции без учета коммерческих и управленческих расходов; коммерческих расходов; управленческих расходов; цены на реализованную продукцию; структурных сдвигов в составе реализованных продукций.

Ключевые слова: прибыль от продаж, анализ формирования прибыли от продаж, факторы, влияющие на формирование прибыли от продаж, объем реализации, коммерческие расходы, управленческие расходы, структурные сдвиги.

Конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности во многом определяют развитие народного хозяйства в целом по стране и определяют формирование бюджетов различного уровня, включая, прежде всего региональные, оказывая, как правило, решающее влияние на развитие социальной культурной сфер региона [1]. К конечным показателям деятельности предприятий относятся такие показатели, как прибыль валовая, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль, которые отражены в отчете о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках).

В современных условиях деятельность предприятий любых форм собственности требуют оперативное и обоснованное принятие управленческих решений с целью повышение эффективности деятельности предприятия. Основным показателем, отражающим эффективность работы, является получение максимальной прибыли от продаж при минимальных затратах. Для достижения максимальной прибыли от продаж необходимо своевременно и качественно проводить оценку формирования прибыли от продаж при минимальном и

доступном использовании информационных источников. Способы и методы, применяемые в настоящее время, по нашему мнению, требуют значительный объем информационных источников, которые не доступны в открытой печати, и трудоемкости, исключая оперативность анализа и принятия на их основе оперативное управленческое решения.

Вышеизложенные проблемы выдвигают необходимость применение целенаправленных способов оперативного анализа формирования прибыли от продаж с применением максимально доступных и минимальных по количеству информационных источников.

По нашему мнению, предлагаемый способ факторной оценки формирования прибыли от продаж позволяет оперативно проводить анализ используя доступные открытые источники информации: отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках), отчет о реализации продукции в натуральных единицах.

На основании отчета о финансовых результатах и отчета о реализации продукции в натуральных единицах возникает необходимость проведения факторного

анализа изменение прибыли от реализации продукции с учетом влияния следующих факторов:

1. Изменение объема реализации продукции (ДРП);

2. Изменение себестоимости реализованной продукции без учета коммерческих и управленческих расходов (ДС общ.);

3. Изменение коммерческих расходов (ДКР);

4. Изменение управленческих расходов (ДУР);

5. Изменение цены на реализованную продукцию (ДЦ1);

6. Изменение структурных сдвигов в составе реализованной продукции (ДСтр).

На основании доступных информационных источников проведем факторную оценку изменение прибыли от реализации продукции за счет выше указанных факторов по следующей методологии и последовательности:

1. Для определения изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции применяем следующую модель:

а) относительное изменение объема реализованной продукции в натуральных единицах:

ДРП = ("УРПпл.ф. - VРПпл)/VРПпл х 100, (1)

где "УРПпл. - объем реализованной продукции в натуральных единицах по плану,тн; "УРПпл.ф - объем реализованной продукции в натуральных единицах фактически, тн.

б) изменение прибыли от реализации нения объема реализации продукции в продукции за счет относительного изме- натуральных единицах:

ДПрп = (Ппл х ДРП)/100, (2)

где Ппл - планируемая сумма прибыли в текущем году, руб.

При положительном результате изменения прибыли от продаж за счет данного фактора показатель прибыли увеличивается, а при отрицательном варианте, соответственно, уменьшается.

2. Для определения изменения прибыли от продаж за счет изменения себестоимости продукции без учета коммерческих и управленческих расходов применяем модель:

ДПс.общ = Собщ.тп.ф - Собщ.тп.ф^, (3)

где Собщ.тп.ф. - полная фактическая себестоимость продукции без учета коммерческих и управленческих расходов, руб.;

Собщ.тп.ф^ - полная фактическая себестоимость без учета коммерческих и управленческих расходов, пересчитанный на фактический объем реализованной продукции, руб.

При положительном результате изменения показателя прибыли за счет данного фактора происходит уменьшение прибыли от продаж, так как при увеличении себестоимости уменьшается сумма прибыли от

продаж, а при отрицательном, соответственно, увеличение прибыли от продаж.

3. Для определения изменение прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов применяем модель:

ДПур = УРф - УРпл.ф^, (4)

где УРф - фактические управленческие расходы, руб.; УРпл.ф.v - плановые управленческие расходы, пересчитанные на фактический объем реализованной продукции, руб.

При положительном результате показателя прибыли за счет данного фактора прибыль от продаж уменьшается, так как увеличение управленческих расходов ведет к уменьшению прибыли от продаж и,

наоборот, при отрицательном результате прибыль от продаж увеличивается.

4. Для определения влияния изменения коммерческих расходов на изменение прибыли от продаж применяем модель:

ДПкр = КРф - КРпл.ф.v, (5)

где КРф - фактические коммерческие расходы, руб.;

КРпл.ф^ - плановые коммерческие расходы, пересчитанные на фактический объем реализованной продукции, руб.

При отрицательном результате показателя прибыли за счет данного фактора прибыль от продаж увеличивается, так как уменьшение коммерческих расходов ведет к увеличению прибыли от продаж и,

наоборот, при положительном результате прибыль от продаж увеличивается.

5. Для определения изменение прибыли от продаж за счет влияния изменения цены на реализованную продукцию применяем модель:

ДПц = Вф - Впл.ф^ (6)

где Вф - фактическая выручка от продаж продукции, руб.;

Впл.фv - плановая выручка от продаж продукции, пересчитанная на фактический объем реализованной продукции, руб.

При положительном результате показателя прибыли за счет данного фактора прибыль от реализации продукции увеличится, так как увеличение выручки от продаж продукции ведет к увеличению суммы прибыли от реализации продукции и,

наоборот, при отрицательном результате прибыль от продаж уменьшается.

6. Для определения изменение прибыли от продаж за счет влияния структурных сдвигов в составе реализованной продукции применительна модель:

ДПстр = ДПобщ - (± ДПрп ± ДСобщ ± ДПур ± ДПкр ± ДПц), (7)

где ДПобщ - изменение общей суммы прибыли от продаж за анализируемый пери-од,руб.

При отрицательном результате показателя прибыли за счет данного фактора прибыль уменьшается, так как предприятие, вероятно, производил и реализовывал большой объем продукции, себестоимость продукции которых значительно превышал затраты на производство других, более рентабельных видов продукции и, наоборот, при положительном результате прибыль от продаж увеличивается т.е. предприятие производит и реализует более

рентабельную продукцию в общем объеме реализованных продукций.

Таким образом, факторный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчета о финансовых результатах и объема реализованной продукции в натуральных единицах позволяет на базе существующих источников провести оперативный анализ и на основе этого своевременно и экономически обоснованно принимать управленческие решения.

Библиографический список

1. Дырдонова А.Н., Зинурова Р.И., Стародубова А.А., Андреева Е.С. Энергетическая эффективность предприятий нефтехимической промышленности региона // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №12. - С. 376-379

2. Ямков М.П. Технико-экономический анализ химических производств: учебное пособие / М.П. Ямков, А.Б. Михайлов. - Санкт-Петербург «Свое Издательство»: 2019. - 78 с.

ASSESSMENT OF PROFIT FROM SALES ON THE BASIS OF THE STATEMENT OF

FINANCIAL RESULTS

M.P. Yamkov, Senior Lecturer

Nizhnekamsk Institute of Chemical Engineering, branch of Kazan National Research Technological University (Russia, Nizhnekamsk)

Abstract. This article is devoted to the rationale for making managerial decisions based on a factor analysis of the formation of profit from sales using data from the report on financial results and the volume of output in natural units. Within the framework of this study, the method of factor analysis of the formation ofprofit from sales and the volume of output in natural units was methodologically substantiated. The proposed methodology makes it possible to identify the influence of the following factors on the formation of profit from sales: sales volume in natural units; the cost of production excluding commercial and administrative expenses; business expenses; management expenses; prices for products sold; structural shifts in the composition of sold products.

Keywords: revenue from sales, analysis of the formation of profit from sales, factors influencing the formation ofprofit from sales, volume of sales, business expenses, management expenses, structural shifts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.