Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1894
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / РАСХОДЫ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FINANCIAL RESULTS / PROFIT / PROFITABILITY / COST / EXPENSES / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехоношина Вера Петровна

В научной статье представлена методика и результаты исследования факторного анализа финансовых результатов с учетом наращения объемов производства для повышения эффективности его деятельности. Цель исследования представить методику факторного анализа финансовых результатов предприятия как финансового инструмента управления прибылью. Практическая ценность анализа финансовых результатов заключается в оценке факторов влияния на размер прибыли, оценке объема издержек и влияния их на размер прибыли, нахождения резервов для повышения финансовых результатов и рентабельности, с учетом развития бизнес-процессов в будущем, возможностей увеличения объема производства и расширения рынков сбыта готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мехоношина Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of financial results of the enterprise

The scientific article presents the methodology and results of the study of factor analysis of financial results, taking into account the increase in production volumes to increase the efficiency of its activities. The purpose of the study is to present a methodology for factor analysis of the financial results of an enterprise as a financial instrument for managing profit. The practical value of the analysis of financial results consists in assessing the factors influencing the size of profit, assessing the volume of costs and their influence on the size of profit, finding reserves to increase financial results and profitability, taking into account the development of business processes in the future, the possibilities of increasing production and expanding sales markets finished products.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Analysis of financial results of the enterprise

1,f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 331

DOI 10.24411/2413-046X-2020-10193 Мехоношина Вера Петровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУВО Пермский ГАТУ, г. Пермь Mekhonoshina Vera Petrovna,

candidate in economic Sciences, associate Professor, associate Professor Finance Department, FSBEIHE Perm SATU, c. Perm

Аннотация. В научной статье представлена методика и результаты исследования факторного анализа финансовых результатов с учетом наращения объемов производства для повышения эффективности его деятельности. Цель исследования - представить методику факторного анализа финансовых результатов предприятия как финансового инструмента управления прибылью. Практическая ценность анализа финансовых результатов заключается в оценке факторов влияния на размер прибыли, оценке объема издержек и влияния их на размер прибыли, нахождения резервов для повышения финансовых результатов и рентабельности, с учетом развития бизнес-процессов в будущем, возможностей увеличения объема производства и расширения рынков сбыта готовой продукции.

Summary. The scientific article presents the methodology and results of the study of factor analysis of financial results, taking into account the increase in production volumes to increase the efficiency of its activities. The purpose of the study is to present a methodology for factor analysis of the financial results of an enterprise as a financial instrument for managing profit. The practical value of the analysis of financial results consists in assessing the factors influencing the size of profit, assessing the volume of costs and their influence on the size of profit, finding reserves to increase financial results and profitability, taking into account the

development of business processes in the future, the possibilities of increasing production and expanding sales markets finished products.

Ключевые слова: финансовые результаты; прибыль; рентабельность; себестоимость; расходы; факторный анализ.

Keywords: financial results; profit; profitability; cost; expenses; factor analysis.

Введение

Подводя итоги деятельности организации за календарный год необходимо отметить, что от финансового результата (далее - ФР) любого бизнеса зависит не только эффективность его деятельности, но и насколько широки возможности его роста на перспективу. Значимость имеет анализ по видам прибыли (маржи), так как он позволяет оценить доходность бизнеса от производственной деятельности предприятия. Результат работы хозяйствующего субъекта в условиях нестабильности определяется при помощи анализа финансовых результатов в динамике, а также в сравнении с предыдущим и отчетным периодами.

В современной научной литературе российские ученые рекомендуют оценить, какую прибыль организация достигла на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - БФО), экономического анализа и при использовании управленческого учета. Кожевникова Д.С и Кулиш Н.В. уделяют внимание, где и каким образом отражаются ФР в БФО, как правильно отражать данные по бухгалтерскому и налоговому учету [3]. Ягоровская Л.М [5] и Биглова А.А. [1] делают акцент на изучение факторов повышения эффективности бизнеса, через ФР, а также повышения показателей рентабельности и деловой активности хозяйствующего субъекта.

Вопросы о том, как управлять доходностью организации, менять параметры объемов производимого товара, осваивать рынки сбыта являются актуальными и для сельского хозяйства, и других сфер деятельности на современном этапе.

Материалы и методы исследования

В практике специалисты проводят расчеты, основанные на факторном анализе прибыли и могут просчитать резервы для повышения эффективности производства.

Основным источником доходов аграрных предприятий является реализации сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные предприятия реализую продукцию по следующим направлениям: государству (в федеральные и территориальные продовольственные фонды), своим работникам (продажа и выдача натурой в счет оплаты труда), на общественное питание, прочим покупателям (через биржи, торговые дома, ярмарки, коммерческие центры, по прямым договорам и др.).

При сезонной реализации продукции (пшеница, ячмень, сено и др.) прогнозирование полной себестоимости единицы продукции производится исходя из производственной себестоимости, с добавление расходов по реализации (затрат на упаковку, хранение, транспортировку, расходов на оплату услуг транспортных и посреднических организаций, оплату комиссионных сборов, уплаченных сбытовым и внешнеторговым организациям, расходов на рекламу, участие в ярмарках, выставках и др.).

Молоко, мясо крупного рогатого скота сельскохозяйственное предприятие продает покупателям в течение всего года.

Выручку сопоставляют с полной себестоимостью реализуемой продукции. Для расчета последней к производственной себестоимости всей продукции прибавляют расходы по ее реализации. Превышение выручки над полной себестоимостью реализуемой продукции характеризуют как прибыль, а обратный результат - убыток от продаж.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов (количества отгруженной продукции, структуры товарной продукции, себестоимости и цен реализации).

Таблица 1 — Исходные данные для факторного анализа прибыли

Показатель Предыдущий период Отчетный период Аос о лкзтиое изменение Относите л ьное изменение, °/о

Выручка, тыс. руб. 65 ООО ООО £ 000 110,7

Себестоимость продаж, ТЫС. рт-'б. 5 а ООО 73 ООО 15 000 125,9

Коммерческие расходы, тыс т^б 3 ООО 3 500 500 116,7

"Управленческие расходы, ТЫС. р-^б. 2 ООО 2 500 500 116,7

Прибыль от продаж, тыс. 2 ООО 4 000 2 000 в 2 раза

Индекс изменения цен, -ед. 1,00 1Д5 0,15 15

Объем реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. 65 ООО 72 174 7 174 111,4

Вначале необходимо определить влияние объема продаж на прибыль, она находится путем умножения прибыли отчетного периода на изменение объема продаж. Индекс цен как правило отражается по среднеотраслевому показателю, поэтому искомые величины имеют относительную погрешность:

- определение объема реализации в сопоставимых ценах путем деления выручки от реализации на индекс изменения цен: 83000/1,15 = 72174 тыс. руб.;

- расчет изменения прибыли от продаж путем приведения к базисной стоимости с помощью умножения на относительное изменение: 2000*1,25 = 2500 тыс. руб.

Затем рассчитывается влияние структуры товарной продукции на доход, он находится путем сопоставления прибыли отчетного периода по базисной цене и себестоимости с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации:

- реализованная продукция предыдущего периода по базисной себестоимости: 58000* (72174/65000) = 63800 тыс. руб.;

- прибыль отчетного периода рассчитана по базисной себестоимости и базисным ценам: 72174 - 63800 - 3000-2000 = 3374 тыс. руб.;

- влияние изменения структуры ассортимента на прибыль: 3374 - (2000 * 1,48) = 414 тыс. руб.

Далее определим влияние изменения себестоимости, которая определяется сопоставлением себестоимости реализации продукции отчетного периода с затратами базисного, пересчитанного на изменение объема продаж:

- изменение себестоимости: 73000-(5800* 1,48) -73000= -8584тыс. руб.

Произведем расчет влияния изменений коммерческих и управленческих расходов, который определяется сопоставлением себестоимости реализованной продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

- изменение коммерческих расходов: 3500 -3000= 500 тыс. руб.;

- изменение управленческих расходов:2500 -2000= 500 тыс. руб.

И в завершении определим влияние цен реализации продукции на изменение прибыли, которое определяется сопоставлением объема продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода:

- влияние цен реализации: 83000 - 72174 = 10826тыс. руб.

Результаты исследования Выявленные резервы посредством факторного анализа - это упущенная выгода, которая могла бы позволить предприятию получить прибыль в большем размере:

- снижение полной себестоимости единицы продукции;

- повышение средней цены реализации за счет улучшения качества продукции, соблюдения оптимальных сроков реализации, своевременное регулирование каналов и способов сбыта.

Расчет повышения прибыли, за счет увеличения объема реализации, определяется по формуле:

где: PN - возможное увеличение объема реализованной продукции; П - фактическая прибыль от продаж продукции, тыс.руб.; N - фактический объем реализованной продукции, тыс.руб.

Факторный анализ позволяет принять решение об увеличении прибыли за счет роста объем производства и освоения новых рынков сбыта. PN = 20 тыс. тонн П = 4800 тыс.руб. N = 100 тыс. тонн

Р|П_N = 20* (4800/100) = 5760 тыс. руб.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Расчет увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации

Показатель Отчетный период Прогноз Абсолютное изменение

Объем реализованной продукции, тыс. тонн 100 120 20

Прибыль от продаж, тыс. руб. 4 £00 5760 960

По результатам расчетов предположим, что увеличив объем товарооборота на 20% , предприятие повысит прибыль в следующей отчетной дате на 960 тыс. руб.

С помощью использования резервов снижения коммерческих и управленческих затрат можно достичь увеличения прибыли предприятия:

1. Сумма управленческих и коммерческих расходов в отчетном периоде составила: 3500 +2500 = 6000 тыс. руб.;

2. При сокращении управленческих и коммерческих расходов на 5% получим: 6000*0,95=5700 тыс. руб., при этом 300 тыс. руб. - резерв снижения расходов;

3. На следующем этапе, рассчитываем ожидаемую прибыль от реализации с учетом снижения коммерческих и управленческих расходов: 4800+300 = 5100 тыс. руб.

И в итоге проведем расчет конечной прибыли от продаж за счет роста объемов реализации на 20 тыс. тонн и уменьшения управленческих и коммерческих расходов на 5%:

1. Прибыль от продаж ожидаемая: 4800 тыс. руб.;

2. Прогнозируемая прибыль от продаж с учетом совокупности найденных резервов: 4800+900+300= 6000 тыс. руб.;

3. Прирост прибыли от продаж (РП ) составил: 6000 - 4800 = 1200 тыс.руб.

Обобщая вышеизложенное можно отметить, что в качестве основного резерва может выступать снижение полной себестоимости продукции, которая включает в себя коммерческие и управленческие расходы, и увеличение объема реализации, согласно имеющимся производственным мощностям. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж использована следующая формула:

где: Пф - прибыль фактическая;

Св - плановая полная себестоимость продукции;

Сф - фактическая полная себестоимость продукции.

Согласно ранее проведенному анализу, полная себестоимость составила: 80000 тыс.

руб.

Плановая полная себестоимость составляет: 80000 - 300 = 79700 тыс. руб.

РТП = ((4800+1200)/79700) - (4800/80000)) ^ 100 = 7,5- б;0 = 1.5 %

Резерв роста рентабельности продаж при этом составит 1,5 %. Таким образом, на предприятии имеются резервы увеличения прибыли за счет повышения объема продаж и снижения затрат и это, как следствие, положительно отразится на показателях рентабельности.

Проведенный анализ позволил выявить резервы и определить направления мероприятий по повышению показателей прибыли, и рентабельности продаж на предприятии.

Выводы

Проведенный анализ ФР деятельности предприятия выявил следующие факты:

1. При сравнении предыдущих и отчетных показателях, предприятие может оптимизировать относительный перерасход основных затрат и материальных расходов и достичь относительной экономии по статьям.

2. Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказывают коммерческие и управленческие расходы, это свидетельствует о наличии резервов предприятия для увеличения прибыли в прогнозном периоде.

3. Наличие резервов производства и оптимальные показатели коммерческих и управленческих расходов позволяют предположить возможное увеличение прибыли.

Проведенный факторный анализ позволил выявить не только какие резервы имеются у предприятия, но и определить направления повышения прибыли, повысить рентабельность предприятия.

Список литературы

1. Биглова, А.А. Факторы, влияющие на финансовый результат / А.А. Биглова // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 4. № 58. С. 290-294.

2. Вагазова, Г. Р., Лукьянова Е. С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова// Молодой ученый. — 2015. — №11.3. — С. 13-15.

3. Кожевникова, Д.С., Кулиш, Н.В. Совершенствование бухгалтерского учета финансовых результатов / Д.С. Кожевникова, Н.В. Кулиш // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 3. № 58.

4. Тлисова, Ф.Ш., Чупин, А.Л. Анализ рентабельности и деловой активности предприятия / Ф.Ш. Тлисова, А.Л. Чупин // Молодежный научный вестник. 2017. № 1 (13). С. 162-168.

5. Ягоровская Л.М. Анализ показателей прибыли и рентабельности производственного предприятия, как фактор повышения эффективности его функционирования в условиях экономических санкций / Л.М. Ягоровнская // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 56. С. 136 -142.

References

1. Biglova, A.A. Factors affecting the financial result / A.A. Biglova // NovaInfo.Ru. 2017.Vol. 4. No. 58. P. 290-294.

2. Vagazova, G. R., Lukyanova E. S. The essence of the financial results of the enterprise / G.R. Vagazova // Young scientist. - 2015. - No. 11.3. - P. 13-15.

3. Kozhevnikova, D.S., Kulish, N.V. Improving the accounting of financial results / D.S. Kozhevnikova, N.V. Kulish // NovaInfo.Ru. 2017.Vol. 3. No. 58.

4. Tlisova, F.Sh., Chupin, A.L. Analysis of profitability and business activity of the enterprise / F.Sh. Tlisova, A.L. Chupin // Youth Scientific Bulletin. 2017. No 1 (13). P. 162-168.

5. Yagorovskaya L.M. Analysis of profit and profitability of a manufacturing enterprise as a factor in increasing the efficiency of its functioning in the context of economic sanctions / L.M. Yagorovna // NovaInfo.Ru. 2017.Vol. 2. No. 56.P. 136 -142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.