Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРМСКОМ КРАЕ, САРАТОВСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ'

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРМСКОМ КРАЕ, САРАТОВСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПЕРЕМЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ / СВЯЗЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННОЙ УПРАВЛЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхуллина Л.З., Хасанова А.З.

Рассмотрен водный транспорт в Пермском крае, Саратовской и Ульяновской области. Определены показатели, характеризующие водный транспорт. Показатели распределены на переменные состояния и управления. Проведена оценка потенциалов, по которой был составлен рейтинг регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF THE POTENTIAL OF WATER TRANSPORT IN PERM KRAI, SARATOV AND ULYANOVSK REGION AS A CONTROL OBJECT

Reviewed water transport in Perm Krai, Saratov and Ulyanovsk region. Identify indicators that characterize water transport. The indicators are distributed on the state variables and control. The assessment of potentials for which the rating of regions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРМСКОМ КРАЕ, САРАТОВСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 330.3

Фатхуллина Л.З., к.э. н.

доцент

кафедра «Управления инновациями» Уфимский государственный авиационный технический университет Хасанова А.З. студент 1 курса

факультет «Институт экономики и управления»

Россия, г. Уфа

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРМСКОМ КРАЕ, САРАТОВСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: рассмотрен водный транспорт в Пермском крае, Саратовской и Ульяновской области. Определены показатели, характеризующие водный транспорт. Показатели распределены на переменные состояния и управления. Проведена оценка потенциалов, по которой был составлен рейтинг регионов.

Ключевые слова: водный транспорт, переменные состояния и управления, связь между переменной управления и состояния, потенциал.

Fatkhullina L.Z. candidate of economic Sciences, associate Professor

associate Professor «Innovation management» Ufa state aviation technical University

Russia, Ufa Khasanova A.Z. student

1 course, faculty "Institute of Economics and management"

Russia, Ufa

THE EVALUATION OF THE POTENTIAL OF WATER TRANSPORT IN PERM KRAI, SARATOV AND ULYANOVSK REGION

AS A CONTROL OBJECT

Abstract: reviewed water transport in Perm Krai, Saratov and Ulyanovsk region. Identify indicators that characterize water transport. The indicators are distributed on the state variables and control. The assessment of potentials for which the rating of regions.

Key words: water transport, state variables and control, the relationship between the control variable and state capacity.

Целью данной работы является описание регионов России как объекта управления. Для этого были выбраны три региона: Саратовская область, Пермский край, Ульяновская область. Далее будет рассмотрен водный транспорт в каждом из трех регион, так как водный транспорт является показателем, который характеризует регион как объект управления.

Водный транспорт- это вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах.

По данным министерства транспорта РФ внутренние водные пути в Саратовской области составляют 709 км, в Пермском крае - 1992 км, в Ульяновской области - 417 км. На территории Саратовской области расположено два речных порта, в Пермском крае - четыре и в Ульяновской области один речной порт [1].

Для определения показателей был проведен анализ источников, а именно: Чурин М. Ю. «Разработка единого подхода к формированию типовых вариантов загрузки судов речного флота»[2]. Акмайкин Д.А., Клюева С. Ф., Москаленко А. Д., Москаленко М. А. «Формирование модели экспертной системы оценки безопасности движения судна»[3]. Доминова Д. Г. «Анализ современного состояния морского и внутреннего водного транспорта в России»[4]. Черных Н. Н. «Перспективы развития грузовых транзитных перевозок внутренним водным транспортом»[5].

Из проведенного анализа литературных источников было выявлено 14 показателей, из которых были рассмотрены только четыре, так как в данных федеральной службы государственной статистики есть данные. Этими показателями являются: объем инвестиций в транспорт - переменная управления, грузооборот по водному транспорту общего пользования, пассажирооборот по водному транспорту и протяженность путей водного транспорта - переменные состояния.

Переменные управления - это собственно характеристики управляющей системы. Переменная состояния - это величина, характеризующая некоторое свойство, присущее объекту, его состояние, изменяющиеся во времени. Они характеризуют регион в данный момент времени.

Определение связей между переменной управления и состояния.

1. Объем инвестиций в транспорт и грузооборот по водному транспорту общего пользования. Связь существенная, так как грузооборот зависит от объема инвестиций в транспорт. Если будут вкладывать больше инвестиций, то и грузооборот будет увеличиваться.

2. Объем инвестиций в транспорт и пассажирооборот по водному транспорту. Связь существенная, так как пассажирооборот зависит от протяженности пути. Связь существенная, так как пассажирооборот зависит от объема инвестиций в транспорт. Если будут вкладывать больше инвестиций, то и пассажирооборот будет увеличиваться

3. Объем инвестиций в транспорт и протяженность путей водного транспорта. Связь значимая.

Расчет потенциалов.

Инновационный потенциал региона - способность региона для привлечения ресурсов с целью его инновационного развития. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью

(устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства. Способствует формированию инновационного потенциала страны в целом.

Для сравнения регионов по трем переменным (грузооборот по водному транспорту общего пользования, пассажирооборот по водному транспорту и протяженность путей водного транспорта) рассчитаем потенциал по формуле (1), чтобы определить на каком месте в рейтинге находится регион.

п п

П= I П'= I ИтГ^)' (1)

¿=1...11 ¿=1...11

где qi - переменная состояния и управления , ai - ставка рефинансирования.

Расчет потенциалов проводиться (в таблице 1) для сравнения регион с

социально-экономическим РИА рейтингом. _Таблица 1 - Рейтинг регион_

Показатели Саратовская область Пермский край Ульяновская область

Грузооборот транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн. тонн 2 1 3

Протяженность путей водного транспорта, км 2 1 3

Пассажирооборот водного транспорта, млн. пасс-км 1 2 3

Объем инвестиций в транспорт, млн. руб. 2 1 3

Место региона в рейтинге 2 1 3

По рассчитанным потенциалам Пермский край занимает первое место по трем переменным, Саратовская область - второе, Ульяновская область -третье.

Так как регион был определен как социально-экономический объект, сравним полученные данные расчетов сделанные в данной работе и данные полученные из РИА Рейтинга (рейтинг социально-экономического положения регионов). В РИА рейтинге Пермский край занимает 13 место, Саратовская область - 38 место, Ульяновская область - 48 место по итогам 2014 года. По расчета сделанным в данной работе Пермский край - 1 место, Саратовская область - 2 место, Ульяновская область - 3 место.

Использованные источники:

1. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/transport of russian/2491/

2. Чурин М. Ю. Разработка единого подхода к формированию типовых вариантов загрузки судов речного флота// Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №2 - 2015.

3. Акмайкин Д.А., Клюева С. Ф., Москаленко А. Д., Москаленко М. А. Формирование модели экспертной системы оценки безопасности движения судна// Журнал «Транспортное дело России» Выпуск №6 -2016.

4. Доминова Д. Г. Анализ современного состояния морского и внутреннего водного транспорта в России// Журнал «Вестник Московского государственного лингвистического университета» Выпуск №6 - 2014.

5. Черных Н. Н. Перспективы развития грузовых транзитных перевозок внутренним водным транспортом// Журнал «Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова» Выпуск №4 - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.