Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
транспортный каркас / транспортный узел / железнодорожная магистраль / transport frame / transport hub / railway

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова А.Р.

Статья посвящена транспортной сети Республики Башкортостан. Перечислены образующие существующий транспортный каркас, обеспечивающий пространственное и функциональное единство республики. Также проведен анализ деятельности предприятий транспорта за последние годы, который показывает, что с 1995 по 2018г.г. значительно увеличилась протяженность дорог с твердым покрытием - на 1917км. Более чем в 2 раза вырос показатель грузооборота транспорта общего пользования при некотором сокращении объемов грузовых перевозок. За эти годы также продолжают сокращаться объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article is devoted to the transport network of the Republic of Bashkortostan. The authors list the components of the existing transport framework that provides the spatial and functional unity of the Republic. Also, the analysis of the activities of transport enterprises in recent years, which shows that from 1995 to 2018.d. the length of paved roads increased significantly - by 1917 km. More than 2-fold increase in the turnover of public transport with a certain reduction in the volume of freight traffic. During these years, the volume of passenger traffic and passenger turnover also continue to decline.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

УДК 711.73

Ахметова А.Р. студент магистрант 2 курса институт «Архитектурно-строительный» Уфимский государственный нефтяной технический университет научный руководитель: Баймуратов Р.Ф., кандидат наук

профессор

Россия, г. Уфа

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация:

Статья посвящена транспортной сети Республики Башкортостан. Перечислены образующие существующий транспортный каркас, обеспечивающий пространственное и функциональное единство республики. Также проведен анализ деятельности предприятий транспорта за последние годы, который показывает, что с 1995 по 2018г.г. значительно увеличилась протяженность дорог с твердым покрытием - на 1917км. Более чем в 2 раза вырос показатель грузооборота транспорта общего пользования при некотором сокращении объемов грузовых перевозок. За эти годы также продолжают сокращаться объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот.

Ключевые слова: транспортный каркас, транспортный узел, железнодорожная магистраль.

Akhmetova A. R. master's degree student 2 year student at the Institute "architecture and construction»

Ufa state oil technical University

Russia, Ufa Supervisor: Baimuratov R. F.

Professor, PhD

CURRENT STATE OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Annotation:

The article is devoted to the transport network of the Republic of Bashkortostan. The authors list the components of the existing transport framework that provides the spatial and functional unity of the Republic. Also, the analysis of the activities of transport enterprises in recent years, which shows that from 1995 to 2018.d. the length of paved roads increased significantly - by 1917 km. More than 2-fold increase in the turnover of public transport with a certain reduction in the volume of freight traffic. During these years, the volume of passenger traffic and passenger turnover also continue to decline.

Key words: transport frame, transport hub, railway.

Сегодня Республика Башкортостан (далее - РБ) - один из наиболее развитых регионов Российской Федерации.

В целом геополитическое положение республики благоприятно для экономического развития, как по обеспечению необходимого состава минерально-сырьевых ресурсов, так и выгодного товарообмена готовой продукции. Соседство республики с развитыми регионами, отличающимися от нее природными ресурсами и структурой экономики, способствует углублению экономических, интеграционных процессов и укреплению транспортных связей с этими регионами, в том числе с городами Оренбургом, Магнитогорском, Челябинском, Пермью и др.

При большом разнообразии богатейших природных ресурсов развитие транспорта, обеспеченность территории средствами сообщения, имеет большое значение. Транспорт занимает одну из ключевых позиций в народно-хозяйственном комплексе республики Башкортостан и представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров.

Основу транспортной сети республики составляют железнодорожная сеть, центром которой является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений и автомобильные дороги федерального значения М 5 «Урал», М 7 «Волга» и автодорога Уфа -Оренбург, включенная Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 920 в перечень дорог федерального значения.

По железной дороге Башкортостан имеет прямой выход к Западному Казахстану, низовьям р.Волги, Северному Кавказу, Узбекистану и Туркменистану. На долю Республики Башкортостан приходится 1,7% железных и 3,3% автомобильных дорог общего пользования России, 1% воздушных трасс, почти 1,1% внутренних водных судоходных путей и 8,3% магистральных трубопроводов. По территории республики проходят наиболее мощные нефтепроводы диаметром 1220 мм.

Существующий транспортный каркас, обеспечивающий пространственное и функциональное единство республики образуют:

1. широтные железнодорожные магистрали Самара - Уфа - Челябинск и Ульяновск - Уфа, которые обеспечивают транспортные связи не только республики с Западными и Восточными регионами России, но и связь западных и центральных районов страны с Уралом, Средней Азией, Сибирью и Дальним Востоком;

2. автомобильный дублер широтной железнодорожной магистрали -автодорога «Урал» - Самара - Уфа -Челябинск;

3. железнодорожная магистраль Уфа - Оренбург, по которой осуществляются товарно-сырьевые связи республики Башкортостан с Центрально-азиатским регионом;

4. автомобильный дублер железнодорожной магистрали - автодорога Уфа-Оренбург;

5. железнодорожная магистраль Уфа - Магнитогорск обеспечивает транспортные связи Республики с сырьевыми районами Челябинской области.

Развитие транспортной сети республики характеризуется показателями плотности путей сообщения, приведенными ниже, в таблице.

Плотность путей сообщения (км/1000кв.км)

таблица 1

№№ Территории

п/п Пути сообщения Республика Башкортостан Приволжский федеральный округ Россия

1 Железные дороги общего

пользования 10,2 14,3 5,0

2 Автодороги общего

пользования с твердым 161 140 37

покрытием

3 Внутренние судоходные пути 6,6 н/д 6,3

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Как видно из приведенных в таблице данных, в целом республика Башкортостан относится к числу относительно насыщенных транспортными коммуникациями территорий, однако от уровня транспортной обеспеченности высокоразвитых европейских государств она существенно отстает, так во Франции плотность железных дорог - 52,7, автомобильных -1665км/1000км2, в Германии - 107 и 640, соответственно.

Динамика изменения основных показателей работы транспорта

Республики Башкортостан

Таблица 2

Основные показатели Год

2014 2015 2016 2017 2018

1 2 3 4 5 6

Эксплуатационная длина

путей сообщения общего

пользования

(на конец года), км:

железнодорожные пути 1518 1475 1457 1457 1457

автомобильные дороги -всего 34894 35061 34674 34808 34897

из них:

с твердым покрытием 28960 30541 30642 30776 30877

внутренние водные судоходные пути 891 872 929 929 929

магистральные трубопроводы 9593 9971 9437 9447 9437

Перевезено грузов транспортом 268,3 153,6 153,8 161,8 151,8

общего пользования, млн. т

Грузооборот транспорта общего пользования, 96 149,6 202 202,4 207,2

млрд. т-км

Перевезено пассажиров

транспортом общего пользования, 912,2 699 573,2 535,6 508,5

млн.человек

Пассажирооборот

транспорта общего пользования, 10,7 8,3 7,6 7,2 7,2

млрд.пасс-км

Анализ деятельности предприятий транспорта за последние годы показывает, что с 1995 по 2018г.г. значительно увеличилась протяженность дорог с твердым покрытием - на 1917км. Более чем в 2 раза вырос показатель грузооборота транспорта общего пользования при некотором сокращении объемов грузовых перевозок. За эти годы также продолжают сокращаться объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот.

Использованные источники:

1. Федеральная служба государственной статистики.

2. Стратегия развития транспортной инфраструктуры Республики Башкортостан 2010-2030 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.