Научная статья на тему 'Оценка потенциала устойчивого развития мирового рынка пивоваренной продукции'

Оценка потенциала устойчивого развития мирового рынка пивоваренной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МИРОВОЙ РЫНОК / ПИВОВАРЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / POTENTIAL / CAPACITY ASSESSMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / WORLD MARKET / BREWING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайганов А. С., Стрелкова В. Г.

В контексте современных тенденций потребления алкоголя, а также растущих негативных последствий этого, особую актуальность приобретает разработка стратегии устойчивого развития рынка пивоваренной продукции Беларуси. С одной стороны, уровень потребление алкоголя на душу населения в республике превышает допустимые Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ) нормы, вследствие чего государство предпринимает меры по его снижению, с другой, налоги, уплачиваемые участниками рынка алкогольной продукции, являются важной частью бюджета страны. Анализ структуры потребления алкоголя в разных странах мира, тенденций развития мирового рынка пивоваренной продукции, а также моделей государственного регулирования алкогольной продукции и пива в отдельных странах позволили выявить направления для достижения целей сохранения здоровья нации, а также устойчивого развития пивоваренной отрасли. Так, основной тенденцией развития мирового рынка пивоваренной продукции является постепенное сокращение производства и потребления пива за последние несколько лет подряд. Причиной этого является переключение населения на другие алкогольные напитки, увеличение акцизов на пивоваренную продукцию и соответственно стоимости напитка, а также негативные тенденции в экономике некоторых из этих стран. Следовательно, несоразмерное содержанию алкоголя в конечной продукции повышение акцизов, введение жестких ограничений на места продажи рассматриваемой продукции показали себя неэффективными. С другой стороны, развитие культуры пития алкогольной продукции и пива, а также переключение потребителей на продукцию с низким содержанием алкоголя положительно зарекомендовали себя. Таким образом, полученные результаты исследований актуально и целесообразно использовать для сокращения потребления чистого этанола на душу населения в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF POTENTIAL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF WORLD MARKET OF BREWERY PRODUCTS

In the context of current trends in alcohol consumption, as well as the growing negative consequences of this, the development of a strategy for sustainable development of the brewing market in Belarus is of particular relevance. On the one hand, the level of alcohol consumption per capita in the republic exceeds the standards allowed by the World Health Organization (WHO), as a result of which the state takes measures to reduce it, and on the other, taxes paid by participants in the alcohol market are an important part of the country’s budget. An analysis of the structure of alcohol consumption in different countries of the world, development trends of the world beer market, as well as models of state regulation of alcohol products and beer in individual countries allowed us to identify areas for achieving the goals of preserving the health of the nation, as well as sustainable development of the brewing industry. So, the main trend in the development of global brewing market is the gradual reduction in beer production and consumption over the past few years in a row. The reason for this is the switching of population to other alcoholic beverages, an increase in excise taxes on brewing products and, accordingly, the cost of the drink, as well as negative trends in the economy of some of these countries. Consequently, the increase in excise duties disproportionate to the alcohol content in the final product and the introduction of strict restrictions on the points of sale of the products in question proved to be ineffective. On the other hand, the development of a culture of drinking alcoholic beverages and beer, as well as the switch of consumers to products with a low alcohol content, have proven their worth. Thus, the research results obtained are relevant and appropriate to use to reduce the consumption of pure ethanol per capita in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала устойчивого развития мирового рынка пивоваренной продукции»

УДК 338.12.017

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

А. С. САЙГАНОВ, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной работе РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

В. Г. СТРЕЛКОВА, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ESTIMATION OF POTENTIAL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF WORLD MARKET OF BREWERY PRODUCTS

A. S. SAIGANOV, Doctor of economic sciences, Professor, Deputy director for research and innovation Institute of system research in AIC of NAS of Belarus V. G. STRELKOVA, postgraduate Belarusian State Agricultural Academy

В контексте современных тенденций потребления алкоголя, а также растущих негативных последствий этого, особую актуальность приобретает разработка стратегии устойчивого развития рынка пивоваренной продукции Беларуси. С одной стороны, уровень потребление алкоголя на душу населения в республике превышает допустимые Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ) нормы, вследствие чего государство предпринимает меры по его снижению, с другой, налоги, уплачиваемые участниками рынка алкогольной продукции, являются важной частью бюджета страны. Анализ структуры потребления алкоголя в разных странах мира, тенденций развития мирового

In the context of current trends in alcohol consumption, as well as the growing negative consequences of this, the development of a strategy for sustainable development of the brewing market in Belarus is of particular relevance. On the one hand, the level of alcohol consumption per capita in the republic exceeds the standards allowed by the World Health Organization (WHO), as a result of which the state takes measures to reduce it, and on the other, taxes paid by participants in the alcohol market are an important part of the country's budget. An analysis of the structure of alcohol consumption in different countries of the world, development trends of the world beer market, as well as models of state regulation of alcohol products and beer in individual coun-

рынка пивоваренной продукции, а также моделей государственного регулирования алкогольной продукции и пива в отдельных странах позволили выявить направления для достижения целей сохранения здоровья нации, а также устойчивого развития пивоваренной отрасли. Так, основной тенденцией развития мирового рынка пивоваренной продукции является постепенное сокращение производства и потребления пива за последние несколько лет подряд. Причиной этого является переключение населения на другие алкогольные напитки, увеличение акцизов на пивоваренную продукцию и соответственно стоимости напитка, а также негативные тенденции в экономике некоторых из этих стран. Следовательно, несоразмерное содержанию алкоголя в конечной продукции повышение акцизов, введение жестких ограничений на места продажи рассматриваемой продукции показали себя неэффективными. С другой стороны, развитие культуры пития алкогольной продукции и пива, а также переключение потребителей на продукцию с низким содержанием алкоголя положительно зарекомендовали себя. Таким образом, полученные результаты исследований актуально и целесообразно использовать для сокращения потребления чистого этанола на душу населения в Республике Беларусь.

tries allowed us to identify areas for achieving the goals of preserving the health of the nation, as well as sustainable development of the brewing industry. So, the main trend in the development of global brewing market is the gradual reduction in beer production and consumption over the past few years in a row. The reason for this is the switching of population to other alcoholic beverages, an increase in excise taxes on brewing products and, accordingly, the cost of the drink, as well as negative trends in the economy of some of these countries. Consequently, the increase in excise duties disproportionate to the alcohol content in the final product and the introduction of strict restrictions on the points of sale of the products in question proved to be ineffective. On the other hand, the development of a culture of drinking alcoholic beverages and beer, as well as the switch of consumers to products with a low alcohol content, have proven their worth. Thus, the research results obtained are relevant and appropriate to use to reduce the consumption of pure ethanol per capita in the Republic of Belarus.

Введение. Изучение показывает, что в настоящее время проблема чрезмерного употребления алкоголя в мире и в Республике Беларусь в частности стоит очень остро и тщательно рассматривается всеми ком-

петентными органами. Так, например, ВОЗ регулярно проводит исследование пагубного влияния алкоголя на различные аспекты жизни людей, а также вырабатывает пути уменьшения бремени вредного употребления алкоголя. Поэтому в стране также разработана программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», в которой в том числе обозначены мероприятия по снижению алкоголизации населения.

Вместе с тем проработка научной литературы по данной проблеме указывает на то, что недостаточно еще исследован как мировой рынок алкогольной продукции в целом, так и рынок пивоваренной продукции в частности. Отдельные его аспекты рассматривались Д. А. Ананьевым, А. Г. Бобровой, Е. Ю. Алексейчевой, В. И. Найденковым и другими авторами. В этой связи важно определить наиболее актуальные модели развития рынка пивоваренной продукции на основе анализа потенциала и оценки развития мирового рынка пива.

Методы исследования. В процессе исследований применялись абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, сравнительного анализа методы.

Основная часть. Как показывают исследования, основной тенденцией развития мирового рынка пивоваренной продукции является незначительное постепенное сокращение его производства и потребления последние несколько лет подряд. Так, в 2009-2011 гг. произошел бурный рост производства, но уже с 2012 г. наблюдается постепенное сокращение рынка. Производители пива пытались «оживить» рынок в 2013-2014 гг., однако производство и потребление продолжило сокращаться. При этом стоит отметить положительные тенденции в экономике в последние несколько лет, которые обычно позитивно влияют на рост рынка алкогольных напитков и пива, а также глобально растущее количество взрослого населения, которое может легально употреблять рассматриваемый товар. Однако и эти факторы не привели к росту рынка. Вместо этого продолжающаяся экономическая рецессия на некоторых развивающихся рынках, а также увеличение регулирования привели к сокращению рынка пивоваренной продукции при сохранении роста рынка алкогольных напитков. В итоге, в 2017 г. было произведено 190,9 млн кл. пива, что на -0,6 % меньше, чем в 2013 г., когда наблюдался пик производства [1, 2].

Если говорить про распределение пивоваренной продукции по регионам, то следует отметить, что большая часть пива производится и потребляется в Азии и Европе (32,5 и 27 % по данным за 2017 г. соответственно). Следовательно, снижение потребления и производства в

этих регионах во многом обусловило корректировку мирового рынка вниз. При этом европейские производители значительную часть своей продукции экспортируют в другие регионы. Кроме того, наблюдается стабильная тенденция к росту производства в таких регионах как Центральная и Южная Америка, а также Африка, которые занимают 18,6 и 7,8 % мирового объема производства пива по данным за 2017 г. соответственно. Интересно выглядит Центральная и Южная Америка - при флуктуациях потребления в этом регионе наблюдается рост производства, причиной которого является рост экспорта. Особенно хотелось бы отметить рост производства пива в Африке: в 2017 г. здесь было произведено на 62,3 % больше пенного напитка, чем в 2008 г. Причинами столь бурного развития рынка пивоваренной продукции в данном регионе являются рост населения (в том числе трудоспособного), урбанизация и экономический рост. Такие регионы, как Океания и Средний Восток традиционно производят и потребляют небольшое количество пивоваренной продукции (рис. 1). Беларусь входит в европейский регион и была подвержена тенденции европейского рынка пива, а именно снижению, однако последние 2 года прослеживается рост производства и потребления.

Рис. 1. Производство пива в мире по регионам в 2008-2017 гг., млн кл. Примечание. Источник: составлено авторами на основании [1, 2].

Анализ распределения производства пивоваренной продукции по странам показал, что совокупная доля производства десятью крупнейшими странами-производителями пива составляет около 64 % от общемирового производства. Эти же страны, большинство из которых является и крупнейшими потребителями пива в мире, потребляют око-

ло 65 % пивоваренной продукции. Однако 6 из 10 крупнейших стран -производителей пива снижают объемы производства (табл. 1).

В частности, начиная с 2002 г. Китай занимает лидирующую позицию по производству пива в мире, опередив США, которые были лидерами до этого времени. Так, в 2017 году 20,8 % пивоваренной продукции было произведено в этой стране. Кроме этого, Китай также является лидером по потреблению пива в мире - 21,5 % общемирового потребления. Причиной бурного роста производства и потребления пива в Китае является рост населения страны, увеличение ВВП и доходов населения. Однако уже в 2014 году китайский рынок пива начинает сокращаться. Основными факторами этого стало сокращение активных потребителей пива, старение населения и переключение на крепкие напитки, а также негативные тенденции в экономике Китая.

Таблица 1. Крупнейшие страны-производители и страны-потребители пивоваренной продукции в мире в 2017 г., тыс. кл.

№ п.п. Страна Объем производства в 2017 г., тыс. кл. Доля в 2017 г., % № п.п. Страна Объем потребления в 2017 г., тыс. кл. Доля в 2017 г., %

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Китай 39788,1 20,8 1 Китай 40143 21,5

2 США 21775,3 11,4 2 США 23956 12,8

3 Бразилия 14000 7,3 3 Бразилия 12565 6,7

4 Мексика 11000 5,8 4 Мексика 8532 4,6

5 Германия 9301,3 4,9 5 Германия 8218 4,4

6 Россия 7440 3,9 6 Россия 8008 4,3

7 Япония 5247,8 2,7 7 Япония 5116 2,7

8 Великобритания 4405,1 2,3 8 Великобритания 4405 2,4

9 Вьетнам 4375 2,3 9 Вьетнам 4356 2,3

10 Польша 4050 2,1 10 Испания 4050 2,2

11 Испания 3720 1,9 11 Польша 3798 2

12 ЮАР 3232 1,7 12 ЮАР 3322 1,8

13 Нигерия 2600 1,4 13 Индия 2620 1,4

14 Нидерланды 2480 1,3 14 Колумбия 2283 1,2

15 Индия 2250 1,2 15 Ю. Корея 2280 1,2

16 Таиланд 2233,8 1,2 16 Таиланд 2212 1,2

17 Канада 2207,7 1,2 17 Франция 2126 1,1

18 Колумбия 2189,3 1,1 18 Канада 2070 1,1

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8

19 Франция 2130 1,1 19 Филиппины 1980 1,1

20 Бельгия 2120 1,1 20 Чехия 1941 1,0

ИТОГО В МИРЕ 190897 100 ИТОГО В МИРЕ 186724 100

Примечание. Источник: составлено авторами на основании [1, 2].

В свою очередь объем производства пивоваренной продукции в США занимает 11,4 % от общего объема пива, произведенного в мире, по данным за 2017 г., делая эту страну второй в рейтинге крупнейших производителей данного напитка. Рассматриваемый рынок пивоваренной продукции стагнировал в 2000-х, держась на отметке около 23 млн кл., в 2010 г. показатель производства снизился до 22,8 млн кл. и продолжил снижение, за исключением небольшого подъема в 2013 г. Необходимо подчеркнуть, что потребление пива в США превышает производство этого пенного напитка в стране и слегка корректируется вниз. По мнению международной аналитической компании Nielsen причина сокращения рынка пива США кроется в увеличении расходов на вино и легкие алкогольные напитки без увеличения общих затрат на алкогольную продукцию [3]. Наряду с Китаем и США, где отмечается снижение производства и потребления, аналогичный характер рынка наблюдается в таких традиционно «пивных» странах как Германия, Япония, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Чехия.

Однако, несмотря на общемировую тенденцию снижения производства и потребления, среди крупнейших стран производителей и потребителей пива есть те, где наблюдается рост. Так, на третьем месте в мире в рейтинге крупнейших производителей пива в 2017 г. находится Бразилия. Изучение показывает, что рынок этой страны активно рос с начала 80-х годов по причине улучшения экономической ситуации, а также роста населения. Так, за последнее десятилетие производство пивоваренной продукции в Бразилии увеличилось на 35 %. При этом потребление стабильно росло до 2013 г., однако в 2014 г. и 2015 г. наблюдается резкий спад, причиной которого стало ухудшение экономической ситуации в стране, а также изменение расходов на товары слабоалкогольной группы. Однако в 2016 г. уровень потребления пивоваренной продукции в стране был восстановлен. В то же время, крупным производителем пива является Мексика (5,8 % рынка по данным за 2017 г.), чей рынок также продолжает стремительный рост (+34 % за последние 10 лет). Особенно хочется отметить страны, кото-

рые значительно увеличили производство пива в последние десятилетия. К ним относятся Вьетнам (2,3 % от общего объема произведенного пива в мире в 2017 г. и +137 % в сравнении с 2008 г.), Нигерия (1,4 % и +69 %). Увеличение производства в этих странах удалось достигнуть как за счет значительного роста потребления продукции внутри страны, так и за счет роста экспорта продукции.

Изучение показывает, что такие приграничные государства Республики Беларусь как Россия, Польша и Украина входят в ТОП-20 стран-производителей пива. Так, по данным за 2017 г. , Россия занимает 6 место и производит 3,9 % объема пива в мире. В 90-е и 2000-е эта страна демонстрировала постоянный рост рынка, однако с 2008 г. ее пивной рынок падает. Как показали исследования, основными причинами этого стали ухудшение экономической ситуации, строгость регулирования, изменение предпочтений потребителей, ограничения в упаковке и месте продаже пива. Вместе с тем украинский рынок производства пива демонстрировал серьезное увеличение до 2008 г. Так, за 10 лет (с 1998 г. до 2008 г.) рынок пива Украины вырос на +368 % и занял 11 место в мире. Однако затем пивная отрасль страны начала демонстрировать уменьшение и уже в 2017 г. сократилась на -44 % в сравнении с 2008 г. Заметим, что рост производства пива в Украине до 2008 г. обусловило значительное увеличение экспорта продукции. При этом основным торговым партнером была Россия (65 % экспорта Украины). Затем поставки в эту страну начали постепенно сокращаться, пока в 2017 г. практически прекратились. Следовательно, потеряв крупнейшего торгового партнера из-за военного конфликта, Украина начала постепенное сокращение производства пивоваренной продукции. На данный момент начато постепенное восстановление экспортных поставок пивоваренной продукции, но уже по другим направлениям. Нужно отметить, что потребление пива в Украине росло до 2012 года и затем начало резкое сокращение. Причины кроются в ухудшении экономической ситуации, росте акцизов, а также, как следствие, включении режима «потребительской экономии» населения. В отличие от России и Украины, польский рынок производства пива демонстрирует постоянный рост. Так, за последние 20 лет он увеличился в 2 раза и позволил этой стране стать десятой в рейтинге стран-производителей пива по данным за 2017 г. Примечательно, что Польше удалось увеличить экспорт пива более чем в 1000 раз за 15 лет (данные 2017 г.), при этом импорт польского пива в 3 раза ниже экспорта.

Что касается Республики Беларусь, то она не является ни крупным производителем, ни потребителем пива в мире. Объемы импорта и экспорта Беларуси ниже большинства стран мира.

Однако стоит обратить внимание не только на совокупные объемы потребления пивоваренной продукции, но и на объем потребления пива на человека в стране. Как видно из таблицы 2, в 2017 г. больше всего пива на душу населения употребили в Чехии - 183,1 л. Отметим, что эта страна остается лидером по среднедушевому потреблению более 2 десятилетий подряд, однако в 2017 г. Чехия превзошла свои обычные объемы потребления (+28 % к уровню прошлого года). Причиной этому стал рост домашнего потребления пивоваренной продукции в связи с тем, что пиво в барах и ресторанах стало значительно дороже, чем в магазине. Также на рост потребления косвенно повлиял запрет курения в общественных местах [4]. В рассматриваемый рейтинг также попали такие традиционно «пивные» страны как Германия и Австрия, где выпивается более 100 л пива на человека в год. Кроме этого, Польша является одной из стран-лидеров по среднедушевому потреблению, причем данный показатель имеет тенденцию к росту. При этом один из крупнейших производителей пива - США - в 2017 г. занял только 15 строчку в рейтинге со среднедушевым потреблением 73,8 литра. Что касается таких «пивных» стран как Бельгия и Нидерланды, то заметим, что здесь потребляют 66,4 и 76,5 литр соответственно, что в 2 раза меньше, чем в Чехии. Один из лидеров по производству - Бразилия - также употребляет относительно немного пива на душу населения - 60 литров, а основной торговый партнер Беларуси - Россия - занимает 33 строчку в рейтинге (74,1 литров на человека в 2017 г.). При этом потребление пивоваренной продукции на душу населения в Республике Беларусь составляет порядка 46 литров.

В тоже время, согласно исследованию ВОЗ, самой «пьющей» страной мира в 2016 г. стала Молдова - 15,2 литров чистого этанола на душу населения старше 15 лет, при этом 56,6 % потребляется в виде вина, 25,2 % - крепких спиртных напитков, и лишь 16,2 % - пива [5]. Следует отметить, что аналогичное исследование ВОЗ, проведенное в 2010 г., показало, что лидером по потреблению алкоголя являлась Беларусь - 17,5 литров чистого этанола на душу населения, старше 15 лет, а Молдова занимала второе место в рейтинге [6]. В 2016 г. Республика Беларусь опустилась в рейтинге «пьющих» стран на 27 место. Сильные различия между Молдовой и Беларусью наблюдаются в структуре потребления. Так, в Беларуси большую часть алкоголя употребляют в виде крепких спиртных напитков (49 % в 2016 г.), 26 % от-

носится к категории «Другое» (сюда относятся напитки с содержанием спирта, как правило, не менее 20 %, например, такие как плодово-ягодные вина) и только 22,8 % в виде пива.

Таблица 2. ТОП-10 стран по потреблению пива на душу населения, литров

№ п.п. Страны Годы

2008 2014 2015 2016 2017

1 Чехия 149,9 142,6 142,4 143,3 183,1

2 Австрия 109,5 104,8 104,7 106 106,6

3 Германия 110,6 104,7 104,7 104,2 100,1

4 Польша 92,5 97,8 99 100,8 99,4

5 Румыния 90,8 85,9 92,1 94,1 95,2

6 Ирландия 124,8 97 97,5 98,2 94,9

7 Испания 84,5 80,6 82,8 84,8 87,3

8 Намибия - 104 102,7 108 83,2

9 Словакия 79,9 74,1 77,9 80,1 81,1

10 Эстония 91,2 93,5 91,5 89,5 80,5

11 Литва 85,2 96,6 97,1 88,7 79,9

19 США 82,3 79,8 78,2 76,6 77,1

28 Бразилия 54 59 65,3 66,7 68,3

33 Россия 75,5 - 66,2 65,3 74,1

Примечание. Источник: таблица составлена авторами на основании [1, 2].

Анализ данных исследования ВОЗ позволил сделать вывод, что 11 из 20 самых «пьющих» стран большую часть алкоголя употребили в виде пива. Однако стоит отметить также и высокий процент потребления и в виде крепких спиртных напитков особенно в Беларуси и географически и исторически близких с ней странах - Литва, Чехия, Латвия, Болгария, Россия, Эстония, Польша, которые также являются крупнейшими потребителями алкоголя на душу населения, старше 15 лет. Исследования свидетельствуют, что такая ситуация в рассматриваемых странах сложилась исторически.

Так, например, исследование культуры употребления спиртных напитков в Литве, показывает, что высокий уровень алкоголизации населения связан с традициями празднования различных праздников, во время которых принято употреблять крепкие спиртные напитки, а также с психологией людей, которые таким образом пытаюсь забыть

про заботы и невзгоды. Вдобавок отмечено отсутствия культуры потребления алкоголя, в первую очередь пива: огромная часть пивоваренной продукции потребляется дома и в больших количествах, чем в специально организованных местах [7]. В Литве в целях снижения чрезмерного злоупотребления спиртных напитков и пива были повышены акцизы (несоразмерно проценту содержания алкоголя) и введено ограничение по месту продажи. В результате объемы продаж немного снизились, однако объемы потребления алкоголя не уменьшились, как ожидалось. Данные меры стимулировали потребителей пивоваренной продукции переключиться на крепкие спиртные напитки [8]. С аналогичной целью и в других странах Балтии были повышены акцизы на алкоголь, однако это привело к «алкотуризму» в те страны, где стоимость данной продукции ниже [9].

Что касается Польши, то там с целью борьбы с пьянством была внедрена программа по снижению алкоголизации населения. Результаты данной программы показывают, что возрождение традиций потребления пивоваренной продукции позволило переключить потребителей алкогольной продукции с крепких спиртных напитков на более легкие, в первую очередь пиво. Так, за прошедшие 20 лет такой алкогольной политики коренным образом изменилась структура потребления спиртных напитков, что снизило уровень алкоголизации населения, позволило увеличить продолжительности жизни, а также привело к стремительному росту пивоваренной промышленности. Кроме этого, в Польше были применены менее строгие, чем в других европейских странах, правила продвижения пива, что не привело к увеличению потребления напитка, а лишь к конкуренции среди различных брендов напитка. Также союз польских пивоваров совместно с государственными и негосударственными органами проводили социальные кампании против чрезмерного потребления алкогольных напитков и пива [10].

Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основной тенденцией развития мирового рынка пивоваренной продукции является постепенное сокращение производства и потребления пива за последние несколько лет подряд. Главным образом, снижение объемов происходит в наиболее экономически развитых странах мира, рынки которых являются зрелыми, конкуренция -ожесточенной и, соответственно, вход - затрудненным. Причиной сокращения рынка пивоваренной продукции является переключение населения на другие алкогольные напитки, увеличение акцизов на пивоваренную продукцию и соответственно стоимости напитка, а также

негативные тенденции в экономике некоторых из этих стран. Однако ряд стран, преимущественно с развивающейся экономикой, увеличивает производство и потребление за счет роста населения, улучшения экономической ситуации и наращивании экспорта в другие государства.

При этом, несмотря на то, что среди самых «пьющих» стран преимущественно те, в которых большая часть алкоголя употреблена в виде пива, в Беларуси и географически и исторически близких к ней странах - другая модель потребления алкоголя. Заметим, что в данных государствах наибольший процент алкоголя употреблен в виде крепких спиртных напитков, что также определяет их в ряды самых «пьющих» стран мира. Рассмотренные модели борьбы с чрезмерным потреблением спиртных напитков и пива позволили выявить неэффективные (несоразмерное содержанию алкоголя увеличение акциза на товар и ограничение мест продажи), а также эффективные способы (изменение структуры потребления алкогольной продукции путем переключения на те, где содержание алкоголя меньше, развитие культуры пития алкогольной продукции, менее строгие правила продвижения пивоваренной продукции), которые актуально и целесообразно использовать для сокращения потребления чистого этанола на душу населения в Республике Беларусь.

Список литературы

1. Kirin Beer University Report Global Beer Production by Country in 2017 [Electronic resource] // Kirin Holdings Company, Limited. - Mode of access: https://www.kirinholdings.co.jp/english/news/2018/0809_01.html. - Date of access: 20.01.2019.

2. Kirin Beer University Report Global Beer Consumption by Country in 2017 [Electronic resource] // Kirin Holdings Company, Limited. - Mode of access: https://www.kirinholdings.co.jp/english/news/2018/1220_01.html. - Date of access: 20.01.2019.

3. The State of the U.S. Beer Market [Electronic resource] // The Nielsen Company (US), LLC. - Mode of access: https://www.nielsen.com/us/en/insights /reports/2017/the-state-of-the-us-beer-market.html. - Date od access: 25.01.2019

4. Чехи рассказали, сколько пива выпили в 2017 году [Электронный ресурс] // Пражский экспресс. - Режим доступа: https://prague-express. cz/society/68710-chekhi-rasskazali-skolko-piva-vypili-v-2017-godu. Дата доступа: 15.02.2019.

5. Global Status Report on Alcohol and Health 2018 [Electronic resource] // World Health Organization. - Mode of Access: https://apps.

who.int/iris/bitstream/handle/10665/274603/9789241565639-eng.pdf?ua=1. - Date of access: 20.02.2019.

6. Global Status Report on Alcohol and Health 2014 [Electronic resource] // World Health Organization. - Mode of Access: https://apps. who.int/iris/bitstream/handle/10665/112736/9789240692763_eng.pdf?sequence=1.

- Date of access: 27.020.2019.

7. Lithuanian drinks: history and nowadays [Electronic resource] // Lifelong Learning Program. - Mode of access: http://www.thinkbeforedrink. eu/documentation/TBD_Lithuania_countryreport.pdf. - Date of access: 02.03.2019.

8. Alcoholic Drinks in Lithuania [Electronic resource] // Euromonitor International. - Mode of access: https://www.euromonitor.com/alcoholic-drinks-in-lithuania/report. - Date of access: 15.03.2019.

9. Антоненко, О. Как борьба с пьянством в странах Балтии породила ал-котуризм [Электронный ресурс] / О. Антоненко // Русская служба Би-би-си. -Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-43475505. - Дата доступа: 02.04.2019.

10. Польский рынок пива: 1000 брендов, КСО-проекты, реклама с людьми и его величество крафт [Электронный ресурс] // marketing.by. - Режим доступа: http://marketing.by/analitika/polskiy-rynok-piva- 1000-brendov-kso-proekty-rek-lama-s-lyudmi-i-ego-velichestvo-kraft/. - Дата доступа: 03.04.2019.

Информация об авторах

Сайганов Анатолий Семенович - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной работе РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(017)3985263

Стрелкова Виталия Геннадьевна - магистр экономических наук, аспирант кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(29)7149922. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.10.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.