Научная статья на тему 'Прогнозирование потребительских цен на алкогольную продукцию'

Прогнозирование потребительских цен на алкогольную продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНЬЯК / ВОДКА / ВИНО / ПИВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ / РЫНОК / ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / АКЦИЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ALCOHOLIC BEVERAGES / BRANDY / VODKA / WINE / BEER / CONSUMER PRICES / MARKET / CONSUMPTION OF ALCOHOLIC PRODUCTS / MARKET OF ALCOHOLIC PRODUCTS / EXCISE / STATE BUDGET / FORECASTING / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

Актуальность прогнозирования потребительских цен на алкогольную продукцию связана с их значением для государственного бюджета и влиянием на потребление алкогольных напитков населением. Цель исследования на основе статистических данных за 1991-2017 гг. составить прогноз потребительских цен на отдельные виды алкогольной продукции (водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное) на рынке Российской Федерации до 2022 г. Прогнозные значения продаж алкогольной продукции были определены на основе статистического метода регрессионного анализа. Результаты показали, что на протяжении 1991-2017 гг. цены на водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное демонстрировали тенденции к росту. Ожидается, что рост цен на всю рассматриваемую алкогольную продукцию сохранится. Согласно прогнозу, в 2022 г. средняя потребительская цена за литр коньяка составит 1837,5 руб., водки 898,6 руб., вина 402,1 руб., пива 155,5 руб. При этом наибольший прирост относительно 2017 г. прогнозируется для цены на водку (49,6%), наименьший для цены на вино (25,4%). Предполагаемый прирост средних потребительских цен на коньяк и пиво составляет 41,0% и 41,1% соответственно. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны государственным структурам, а также предприятиям, производящим и реализующим алкогольную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING CONSUMER PRICES FOR ALCOHOL PRODUCTS

The relevance of forecasting consumer prices for alcohol products is related to their value for the state budget and the impact on the consumption of alcoholic beverages by the population. The purpose of the study is to make a consumer price forecast for certain types of alcoholic beverages (vodka with a strength of 40% by volume of alcohol and above, ordinary domestic cognac, domestic wine and domestic beer) in the Russian Federation until 2022 on the basis of statistical data for the years 1991-2017. The projected values of sales of alcoholic beverages were determined based on the statistical method of regression analysis. The results showed that during 1991-2017 prices for vodka with 40% alcohol and above, ordinary domestic cognac, domestic wine and domestic beer showed an upward trend. It is expected that the rise in prices for all alcohol products under review will continue. According to the forecast, in 2022 the average consumer price per liter of brandy will be 1,837.5 rubles, vodka 898.6 rubles, wine 402.1 rubles, beer 155.5 rubles. At the same time, the largest increase relative to 2017 is predicted for the price of vodka (49.6%), the smallest for the price of wine (25.4%). The estimated increase in average consumer prices for brandy and beer is 41.0% and 41.1%, respectively. The results obtained in the course of the study may be useful to government agencies, as well as to enterprises producing and selling alcoholic beverages.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование потребительских цен на алкогольную продукцию»

экономические науки

Майорова Елена Александровна ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ...

УДК 338.5

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0046

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

© 2019

Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Аннотация. Актуальность прогнозирования потребительских цен на алкогольную продукцию связана с их значением для государственного бюджета и влиянием на потребление алкогольных напитков населением. Цель исследования - на основе статистических данных за 1991-2017 гг. составить прогноз потребительских цен на отдельные виды алкогольной продукции (водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное) на рынке Российской Федерации до 2022 г. Прогнозные значения продаж алкогольной продукции были определены на основе статистического метода регрессионного анализа. Результаты показали, что на протяжении 1991-2017 гг. цены на водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное демонстрировали тенденции к росту. Ожидается, что рост цен на всю рассматриваемую алкогольную продукцию сохранится. Согласно прогнозу, в 2022 г. средняя потребительская цена за литр коньяка составит 1837,5 руб., водки - 898,6 руб., вина - 402,1 руб., пива - 155,5 руб. При этом наибольший прирост относительно 2017 г. прогнозируется для цены на водку (49,6%), наименьший - для цены на вино (25,4%). Предполагаемый прирост средних потребительских цен на коньяк и пиво составляет 41,0% и 41,1% соответственно. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны государственным структурам, а также предприятиям, производящим и реализующим алкогольную продукцию.

Ключевые слова: алкогольная продукция, коньяк, водка, вино, пиво, потребительские цены, рынок, потребление алкогольной продукции, рынок алкогольной продукции, акциз, государственный бюджет, прогнозирование, государственное регулирование.

FORECASTING CONSUMER PRICES FOR ALCOHOL PRODUCTS

© 2019

Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Abstract. The relevance of forecasting consumer prices for alcohol products is related to their value for the state budget and the impact on the consumption of alcoholic beverages by the population. The purpose of the study is to make a consumer price forecast for certain types of alcoholic beverages (vodka with a strength of 40% by volume of alcohol and above, ordinary domestic cognac, domestic wine and domestic beer) in the Russian Federation until 2022 on the basis of statistical data for the years 1991-2017. The projected values of sales of alcoholic beverages were determined based on the statistical method of regression analysis. The results showed that during 1991-2017 prices for vodka with 40% alcohol and above, ordinary domestic cognac, domestic wine and domestic beer showed an upward trend. It is expected that the rise in prices for all alcohol products under review will continue. According to the forecast, in 2022 the average consumer price per liter of brandy will be 1,837.5 rubles, vodka - 898.6 rubles, wine - 402.1 rubles, beer - 155.5 rubles. At the same time, the largest increase relative to 2017 is predicted for the price of vodka (49.6%), the smallest - for the price of wine (25.4%). The estimated increase in average consumer prices for brandy and beer is 41.0% and 41.1%, respectively. The results obtained in the course of the study may be useful to government agencies, as well as to enterprises producing and selling alcoholic beverages.

Keywords: alcoholic beverages, brandy, vodka, wine, beer, consumer prices, market, consumption of alcoholic products, market of alcoholic products, excise, state budget, forecasting, government regulation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность анализа и прогнозирования потребительских цен на алкогольную продукцию связана с их значением для государственного бюджета и влиянием на потребление алкогольных напитков населением. Алкогольная продукция обеспечивает существенные поступления в бюджет государства, так как является подакцизным товаром. Например, доля акциза в розничной цене на водку крепостью 40% об. спирт и выше составляет 36,5% [1]. Ценовая доступность алкогольной продукции также оказывает влияние на объемы ее потребления населением. Чрезмерное потребление алкогольных напитков приводит к социальным проблемам, в том числе к повышению заболеваемости, смертности, росту преступности и др.

Анализ последних исследований и публикаций. Различным аспектам производства и потребления алкогольной продукции и ее видов посвящены исследования А.Н. Майоровой и Е.А. Майоровой [2], Л.А. Оганесянца и др. [3], Л.В. Cкульской и Т.К. Широковой [4] и др. Проблемы функционирования рынка алкогольной продукции рассмотрены М.Б. Латынцевой [5], Н.С Михайловой и А.Ю. Овчинниковым [6], Е.Ю. Алексейчевой и др. [7], А.М. Соловьевым [8] и др. Акцизы и их влияние на цены

на алкоголь проанализированы Е.П Огородниковой [9], Е.А. Галкиной и А.М. Березиной [10], М.В. Кашириной и Б.Б. Ташполатовой [11] и др.

Изменению потребительских цен на российском рынке посвящены работы А.В. Бойковой [12], Г.Г. Иванова и др. [13,14], Т.Н. Парамоновой и Т.И. Урясьевой [15], И.А Рамазанова [16], С.В. Панасенко и др. [17]. Однако в своих исследованиях авторы в основном фокусируются на потребительских ценах на социально значимые товары. Различные аспекты развития современной российской торговли, непосредственно влияющие на уровень потребительских цен, рассмотрены Л.А. Брагиным и др. [18,19], О.С. Каращук [20], В.А Кишко и др. [21,22], В.П. Куренковой [23], С.В. Панасенко и др. [24], О.Р. Тюник и А.Ф. Никишиным [25,26], О.В. Шинкарёвой и А.Н. Майоровой [27], Г.Н. Чернухиной и Е.А. Красильниковой [28] и др.

Несмотря на признание значимости проблем, связанных как с алкогольной продукцией, так и с изменением потребительских цен, и большого количества соответствующих исследований, вопросы прогнозирования цен на алкогольные напитки на российском рынке в настоящее время рассматриваются недостаточно.

Формирование цели статьи. Цель статьи - на основе статистических данных за 1991-2017 гг. составить

Mayorova Elena Aleksandrovna FORECASTING CONSUMER ..

economic sceinces

прогноз потребительских цен на отдельные виды алкогольной продукции (водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное) на рынке Российской Федерации до 2022 г.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исходными данными для анализа и прогнозирования явились данные Федеральной службы государственной статистики России [1], представленные в документе «Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг», размещенном в разделе «Потребительские цены». Непосредственно в работе использовались средние потребительские цены на водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное по Российской Федерации за 1991-2017 гг. Временной ряд, состоящий из 27 значений, достаточен для построения прогноза на 2022 г. Для расчета прогнозных цен были построены управления регрессии, оценена достоверность аппроксимации.

В 1991-2017 гг. средние потребительские цены на все рассматриваемые виды алкогольной продукции в Российской Федерации имели тенденцию к росту. Наиболее высокие цены характерны для коньяка. В 2017 г. средняя цена за литр коньяка снизилась на 17,6 руб. относительно 2016 г. и составила 600,6 руб. Средние потребительские цены на водку 40% об. спирта и выше показывали наиболее резкое увеличение в 2012-2014 гг., в последующие годы рост цен замедлился. Цены на вино и пиво возрастали более медленно и в 2017 г. составили, соответственно, 320,6 руб. за литр и 110,2 руб. за литр. В целом изменение средних потребительских цен на водку, коньяк, вино и пиво соответствует полиномиальным линиям тренда. Величины достоверности аппроксимации, превышающие 0,9, свидетельствуют о допустимой для прогнозирования точности уравнений регрессии (рисунок 1).

Таблица 1 - Средние потребительские цены на алкогольную продукцию в Российской Федерации в 2017 и 2022 г., руб./л*

Вид алкогольной продукции 2017 2022 (прогноз) Темп роста, %

Водка крепостью 40% об. спирта и выше 600,6 898,6 149,6

Коньяк ординарный отечественный 1303,0 1837,5 141,0

Вино игристое отечественное 320,6 402Д 125,4

Пиво отечественное 110,2 155,5 141,1

Рисунок 1 - Динамика потребительских цен на алкогольную продукцию, руб./л (построено по [1]).

В соответствии с построенными уравнениями были определены прогнозные значения средних потребительских цен на отдельные виды алкогольной продукции на 2022 г. (таблица 1). Ожидается, что наибольший прирост за пятилетний период продемонстрирует цена на водку, которая увеличится почти в полтора раза и составит 898,6 руб. за литр. Коньяк и пиво покажут почти одинаковый прирост цен в относительном выражении, однако прогнозная цена на коньяк (1837,5 руб. за литр) существенно выше, чем на пиво (155,5 руб. за литр). Рост цен на вино предположительно будет менее сильным. Согласно прогнозу, к 2022 г. цена на вино увеличится на 25,4% относительно 2017 г. и составит 402,1 руб. за литр.

* расчеты автора по данным Росстата [1]

Увеличение потребительских цен будет способствовать снижению потребления алкогольной продукции населением Российской Федерации. Так как одним из наиболее значимых факторов роста цен является повышение акцизов, предполагается увеличение поступлений в бюджет государства. Вместе с тем рост акцизов приводит к расширению теневого сектора, то есть производства, реализации и потребления фальсифицированных и контрафактных товаров. Наряду с высокими акцизами распространению подобной продукции также способствуют несоответствие установленных штрафов выручке от реализации, недостаточная правовая защищенность российских производителей, ввоз контрафактной продукции через границы членов Таможенного союза, сложность сертификации и таможенных процедур [29,30]. В этой связи важной задачей является усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог, можно сделать следующие выводы об изменении потребительских цен на алкогольную продукцию в Российской Федерации. На протяжении 1991-2017 гг. цены на водку крепостью 40% об. спирта и выше, коньяк ординарный отечественный, вино игристое отечественное и пиво отечественное демонстрировали тенденции к росту. Указанным тенденциям соответствуют уравнения второй степени, на основе которых были рассчитаны прогнозные значения потребительских цен на 2022 г. Ожидается, что рост цен на всю рассматриваемую алкогольную продукцию сохранится. Согласно прогнозу, в 2022 г. средняя потребительская цена за литр коньяка составит 1837,5 руб., водки - 898,6 руб., вина - 402,1 руб., пива - 155,5 руб. При этом наибольший прирост относительно 2017 г. прогнозируется для цены на водку (49,6%), наименьший - для цены на вино (25,4%). Предполагаемый прирост средних потребительских цен на коньяк и пиво составляет 41,0% и 41,1% соответственно.

В целом тенденцию увеличения потребительских цен на алкогольную продукцию можно считать положительной. Во-первых, рост цен способствует сокращению потребления алкогольных напитков, которое в свою очередь влияет на заболеваемость и смертность населения, продолжительность жизни, уровень преступности, благополучие граждан, в том числе семейное. Во-вторых, повышение цен за счет акцизов способствует наполнению государственного бюджета. С другой стороны, увеличение потребительских цен на алкогольную продукцию может вызвать развитие теневого сектора. Нелегальные продажи алкогольной продукции, в том числе некачественной и контрафактной, наносят вред здоровью граждан и приводят к потере бюджетных средств. В этой связи важным направлением дальнейших исследований является разработка мер, нацеленных на совершенствование государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Другими возможными направлениями дальнейшей научной работы являются анализ факторов, влияющих на формирование потребительских цен на алкогольную продукцию, количественная оценка взаимосвязи между

214

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)

экономические науки

Майорова Елена Александровна ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ...

потребительскими ценами и объемами потребления алкогольных напитков и др.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны государственным структурам, а также предприятиям, производящим и реализующим алкогольную продукцию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 20.12.2018)

2. Майорова А.Н., Майорова Е.А. Прогнозирование продаж алкогольной продукции населению Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2018. № 7. С. 116-120.

3. Оганесянц Л.А., Саркисов Г.И., Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю. Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли //Пиво и напитки. 2012. № 3. С. 4-8.

4. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы качества алкогольной и табачной продукции // Проблемы прогнозирования. 2017. № 1 (160). С. 77-86.

5. Латынцева М.Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 4 (60). С. 54-61.

6. Михайлова Н.С., Овчинников А.Ю. Рынок алкогольной продукции в России: экономико-правовой аспект // Теория и практика мировой науки. 2017. № 6. С. 51-57.

7. Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., Оганесянц А.Л., Саркисов Г.И. Современные тенденции развития рынка пива в Российской Федерации //Пиво и напитки. 2012. № 3. С. 10-12.

8. Соловьёв А.М. Анализ теневого рынка алкогольной продукции в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2017. Т. 15. С. 278-293.

9. Огородникова Е.П. Акцизы, и их влияние на рост цен // Аграрный вестник Верхневолжья. 2017. № 3 (20). С. 81-84.

10. Галкина Е.А., Березина А.М. Проблемы взимания акцизов по операциям с алкогольной продукцией //Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 259-262.

11. Каширина М.В., Ташполатова Б.Б. Проблемы уплаты акцизов на алкогольную продукцию в России // Московский экономический журнал. 2017. № 5. С. 32.

12. Бойкова А.В. Формирование ценовой политики торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 636-638.

13. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары //Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1717-1728.

14. Иванов Г.Г., Хайруллина М.В., Ефимовская Л.А., Матосян В.А. Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 737-746.

15. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И. Результаты мониторинга потребительских розничных цен на основные группы продовольственных товаров в 2015 году //Практический маркетинг. 2016. № 4 (230). С. 33-38.

16. Рамазанов И.А. Матричный метод исследования и прогнозирования цен потребительских товаров на основе традиций потребления //Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 1. С. 99-114.

17. Панасенко С.В., КрасильниковаЕ.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг №1. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 11 с.

18. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87-2). С. 474-477.

19. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. 236 с.

20. Каращук О.С. Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России //Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 6 (102). С. 152163.

21. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 159-163.

22. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 1189-1193.

23. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1542-1556.

24. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 599-608.

25. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 589-592.

26. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-37.

27. Шинкарёва О.В., Майорова А.Н. Методические аспекты оцен-

ки влияния деловой репутации на эффективность торговли //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 2-3. С. 106-114.

28. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 64-71.

29. Глушко Т.Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 68-80.

30. Кузнецова И.А. Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 162-168.

Статья поступила в редакцию 11.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.