Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОРИДОРЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Н. А.

В данной статье на основе SWOT-анализа разработана концептуальная модель развития таможенного администрирования и произведена оценка его потенциала на территории Евразийского экономического союза. Раскрыта роль электронной таможни в процессе создания экосистемы цифровых транспортно-логистических коридоров Евразийского экономического союза. Дано обоснование использования цифровых технологий для оптимизации транспортировки и реализации транзитного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза и определены ключевые направления совершенствования таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF CUSTOMS ADMINISTRATION AND SUGGESTIONS FOR ITS IMPROVEMENT

This article uses SWOT analysis to develop a conceptual model for the development of customs administration and assess its potential in the territory of the Eurasian economic Union. The role of electronic customs in the process of creating an ecosystem of digital transport and logistics corridors of the Eurasian economic Union is revealed. The article provides a rationale for using digital technologies to optimize transportation and realize the transit potential of the member States of the Eurasian economic Union and identifies key areas for improving customs administration.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

УДК 339.543

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Денисова Н.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления

РАНХиГС)

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF CUSTOMS ADMINISTRATION AND SUGGESTIONS FOR ITS

IMPROVEMENT

Denisova N.A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(North-West Institute of Management of RANEPA)

Аннотация

В данной статье на основе SWOT-анализа разработана концептуальная модель развития таможенного администрирования и произведена оценка его потенциала на территории Евразийского экономического союза. Раскрыта роль электронной таможни в процессе создания экосистемы цифровых транспортно-логистических коридоров Евразийского экономического союза. Дано обоснование использования цифровых технологий для оптимизации транспортировки и реализации транзитного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза и определены ключевые направления совершенствования таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенное администрирование, концептуальная модель, SWOT-анализ, стратегическое планирование, транспортно-логистиче-ские коридоры, цифровые технологии, электронная таможня, таможенный транзит.

Abstract

This article uses SWOT analysis to develop a conceptual model for the development of customs administration and assess its potential in the territory of the Eurasian economic Union. The role of electronic customs in the process of creating an ecosystem of digital transport and logistics corridors of the Eurasian economic Union is revealed. The article provides a rationale for using digital technologies to optimize transportation and realize the transit potential of the member States of the Eurasian economic Union and identifies key areas for improving customs administration.

Keywords: customs administration, conceptual model, SWOT analysis, strategic planning, transport and logistics corridors, digital technologies, e-customs, customs transit

Наблюдая цифровую трансформацию практически во всех сферах государственного управления, затрагивающих интересы граждан и бизнеса, важно отметить, что таможенное администрирование наполняется новым, особым содержанием и повышение его качества посредством использования современных механизмов и технологий, которые сопряжены с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепи поставок товаров можно рассматривать в качестве одного из основных направлений совершенствования таможенного регулирования.

Для разработки концептуальной модели развития таможенного администрирования, по мнению автора, целесообразно использовать модель SWOT-анализа. SWOT-анализ это метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды объекта анализа и разделении их на четыре категории, как это показано на рис. 1.

В целом стоит отметить, что SWOT-анализ эффективен при осуществлении

Бюллетень инновационных технологий

Рис.1. Метод SWOT-анализа

начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики [1].

Достоинства и недостатки SWOT-ана-лиза представлены на рис.2.

Учитывая вышесказанное, с помощью SWOT-анализа можно оценить потенциал развития таможенного администрирования на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и представить данные анализа на рис.3.

В целом, положительным эффектом от перестройки процессов таможенного администрирования в электронный формат можно считать сокращение времени проведения таможенного контроля и улучшению условий ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а отрицательным - сокращение должностных лиц таможенных органов (ДЛТО), и риск роста количества безработных, который оказывает негативное влияние на социальные аспекты разви-

Рис.2. Преимущества и недостатки SWOT-анализа

снижение нннстр лч нвяой нагрузки itn би и вс:

- снижение временных н финансовых затрат участников 133Д;

- единообразие н упрдоиемость процессом таможенююо

иформленнл.

/

C.llliihlt CHipilHM

МО|>С \

CM'JB in.' u полной интег ркровлна в и мы с

информационные системы TO;

но imtc операции онмиш электронными крцдшв, *нбо сервасы созданы, но не функилоинру ют должным образом;

- ут]>ата кадрового щцвщиип с опытом н стаже и и недостаточное обеспечение ТО кадраын, обладающими знитями в области ИТТ " немками npoi риммнропапня;

- несовершенство СУР у части аиюиашшцнк контроля

V деятельности участии кок В'ЗД.

SWOT'iMtUvsv.....¡еитуал.ннн подели ^ншпин

■ иможсни он и ад м н в ис I р яр »пап и я

/

■ оптимизация нагрузки ни ТО: - снижение коррупционных рис вое;

-упрощали таможенного администрирования за счет хранения архивных данных на сервере шюнки!

пяшикитъ осуществления таможенного декларирован!»

IOH;L|HIH ЙСЗ npmucsKir

предприятий к расположению [] мечлу их нахождения.

в связи проведением opra hhjjuhohho- штатн ых мероприятии л уело яиц * |>е|]и>|>мнрч ism мгя структуры ФТС сокращение ДЛТО (особенно п регионах) при во лит к риску безработицы;

проблемы Информационной безопасности, риск сбоя Серверов; — л свя;н со смешением акцента на ТК ¡ТП'Г наличие рисков перегдоневноля службы ТК N ВТ:

- неравномерность распределения ДТ но I ГЭЛлм.

Рис. 3. SWOT-анализ концептуальной модели развития таможенного администрирования

тия регионов. Еще одна проблема, связанная с кадровым обеспечением, состоит в комплектовании создаваемых Центров электронного декларирования (ЦЭД) ДЛТО.

Несмотря на существенное развитие автоматических технологий таможенного дела, учитывая сложность таможенного законодательства и многозадачность таможенного контроля, все еще велика роль интеллектуального анализа, проводимого конкретными ДЛТО, обладающими необходимыми знаниями и опытом [5]. При этом но-

вые электронные таможенные органы создаются в столичных городах и административных центрах федеральных округов, в которых заведомо выше уровень жизни и расходы. Учитывая текущий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих, очевидно, что решатся на переезд далеко не все. Таким образом, с одной стороны будет утрачен кадровый потенциал таможенной службы, с другой стороны, будет затруднена полноценная деятельность электронных тамо-

женных органов, в связи с тем, что потребуется время на набор новых ДЛТО (с учетом конкурсных процедур), их обучение и приобретение ими минимального практического опыта [5].

Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира позволил прийти к выводу о том, что инфраструктурные проекты таких объединений, предполагают сотрудничество по трем направлениям: транспортному, таможенному и логистическому, как это продемонстрировано на рис.4.

Важно подчеркнуть, что в рамках основных инфраструктурных проектов, направленных на реализацию основной цели ст.1 п.1 Договора о Евразийском экономическом союзе и фактором усиления взаимосвязи и взаимозависимости экономик государств-членов Союза, связанной с обеспечением свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, является создание экосистемы цифровых транс-портно-логистических коридоров [3]. При этом акцент ставится на использовании цифровых технологий для оптимизации транспортировки и реализации в том числе транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС.

Создание экосистемы транспортно-ло-гистических коридоров ЕАЭС должно быть основано на широком использовании цифровых технологий, которые позволяют де-

лать обоснованный выбор системы доставки с учетом оптимизации таких параметров как суммарные логистические издержки и время на транспортировку [3].

На основании вышесказанного, можно

утверждать, что в процессе создания экосистемы цифровых транспортно-логистиче-ских коридоров ЕАЭС весомая роль отведена электронной таможне. Однако, несмотря на высокую степень эффективности современных таможенных и транспортно-логистических технологий между ними отсутствует координация, и хотя цифровиза-ция на транспортно-логистическом рынке осуществляется более быстрыми темпами, она практически не связана с цифровиза-цией таможенных органов [2].

Именно поэтому особого внимания заслуживает использование электронных пломб, которые, являясь «частью цифровой платформы транспортного комплекса», должны стать основой для внедрения полностью электронного документооборота при международных перевозках между транспортно-логистическими операторами и таможенными органами. На пломбу записывается информация, которая формирует транзитную декларацию и переносится из транспортных и коммерческих документов. Таким образом, можно утверждать, что формируется цепь электронной таможни, происходит координация с информацией из транспортно-логистической системы и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита как показано

Рис. 4. Схема реализации стратегий интеграционного потенциала

Рис. 5. Цепь электронной таможни при помещении товаров под таможенную процедуру

таможенного транзита

на рис.5. она представляет собой семь последовательных этапов.

При этом следует отметить, что в рамках развития данной цепи в рамках экосистемы цифровых транспортно-логистиче-ских коридоров полученная информация должна использоваться для последующего электронного декларирования товаров при помещении его под таможенную процедуру отличную от транзита [4].

Эффективность рассматриваемой цепи электронной таможни определяется снижением времени на выполнение отдельных операций в экосистеме транспортно-логи-стических коридоров, повышении транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС, координации информации между всеми

участниками цепи поставки и государственными контрольными органами.

Таким образом, можно констатировать, что, чем выше уровень цифровизации в таможенных органах, тем больше прозрачности в их деятельности. Практически все таможенные операции и процедуры оцифрованы. Это позволило наметить тренд по выходу бизнеса из серой зоны за счет разрыва контактов между участниками ВЭД и таможенными органами, что свою очередь привело к снижению конфликтного потенциала в таможенной сфере. Тем не менее, надо сказать, что цифровизация, как таковая, не будет являться достаточным инструментом для решения современных задач социально-экономического развития и реализа-

ции приоритетных национальных интересов, и что для этих целей потребуются принципиально новые технологические решения, которые позволят имитировать мыслительные процессы и функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Планы по наполнению доходной части бюджета, которые ставились на 2019 год успешно реализованы, и таможенная служба продолжает оставаться одним из основных органов, которые пополняют казну [6]. В данном контексте важно отметить, что пандемия коронавируса влияет на экономическую активность почти во всех отраслях экономики, значительно снизился товарооборот с Китаем, но, несмотря на это, контрольное задание ФТС России на 2020 год по перечислению средств в государственный бюджет не снижается, а это значит, что необходимо продолжать работу по совершенствованию таможенного администрирования, в том числе по таким направлениям как:

- развитие главного центра обработки данных (ГЦОД) и изменение архитектуры Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов;

- доработка информационно-программных средств ЕАИС с целью реализации всех технологий совершения таможенных операций информационными системами без участия ДЛТО;

- реализация механизмов прослежива-емости и маркирования товаров, совершенствование единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей и создание Единой системы таможенного транзита ЕАЭС;

- совершенствование круглосуточной технической поддержки информационных таможенных технологий;

- развитие внешнего информационного взаимодействия с информационными системами участников ВЭД и органов, осуществляющих различные виды государственного контроля.

Список литературы

1. Попов С.А. Стратегический менеджмент: акту-

альный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 389.

2. Пластуняк И.А. Электронная таможня в рамках

создания экосистемы цифровых транспортно-логистических коридоров ЕАЭС // Перспективы развития таможенного администрирования в условиях цифровизации деятельности таможенных служб: сборник докладов международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС. 2019. С. 71-79.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе

(подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

4. Дмитриев А.В. Эволюция цифровизации транс-

портно-логистических систем // Логистика и

управление цепями поставок: сборник научных трудов. Под редакцией В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2019. С.44-54.

5. Денисова Н.А. Подготовка кадров для цифровой

экономики: формирование необходимых компетенций // Вузовская наука: от теории к практике: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. В 3 частях. Часть 1 / Под общей ред. профессора С.Н. Гамидулла-ева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. - С. 67-73.

6. Официальный сайт Федеральной таможенной

службы Российской Федерации. URL: http://customs.ru (дата обращения: 30.06. 2020).

Поступила в редакцию 29.10.2020

Сведения об авторе:

Денисова Наталья Андреевна - старший преподаватель кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e- mail: natali_ki@mail.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.