Н. Г. Липатова, А. Ф. Лубик
прослеживаемость перемещения товаров как инструмент повышения эффективности таможенного контроля
Статья посвящена одной из актуальных научно-практических проблем - повышению эффективности таможенного контроля перемещаемых по таможенной территории Евразийского экономического союза товаров за счет комплексного использования механизма цифровой прослеживаемости их перемещения. Основное внимание уделено анализу сущности и современного состояния использования механизма прослеживаемости в деятельности таможенных органов Российской Федерации, в том числе при взаимодействии с иными государственными контролирующими органами и системами. Показаны преимущества использования данной системы в целях повышения эффективности таможенного контроля транзитных товаров.
Ключевые слова: таможенные органы; таможенная территория; таможенный контроль; межведомственное взаимодействие; международные транспортные коридоры; транспортный потенциал; прослеживаемость перемещения товаров; информационные технологии.
N. G. Lipatova, A. F. Lubik TRAŒABILITY oF THE MovEMENT oF GooDs As A TooL
to improve the efficiency of customs control
The article is devoted to one of the current scientific and practical problems - improving the efficiency of customs control of goods transported within the customs territory of the Eurasian Economic Union through the integrated use of the mechanism of digital traceability of their movement. Main attention is paid to the analysis of the nature and current state of the use of traceability mechanism in the activities of the customs bodies of the Russian Federation including interaction with state regulatory authorities and systems. The advantages of using this system to improve the efficiency of customs control of transit goods are shown.
Keywords: customs authorities; customs territory; customs control; interdepartmental interaction; international transport corridors; transport potential; traceability of movement of goods; information technologies.
Современные темпы глобализации мировой экономики и развития международной торговли требуют создания в таможенной сфере системы цифровых средств для поддержки международной торговой системы. Такая поддержка может быть реализована на базе электронных таможен, в структуре которых находятся центры электронного декларирования.
Центр электронного декларирования (ЦЭД) является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций исключительно в электронной форме. Технологический базис работы ЦЭД - технология удаленного выпуска товаров, предусматривающая электронное взаимодействие таможенных органов декларирования с местами нахождения товара. Функционирование единой сети ЦЭД как цифровой платформы деятельности таможенных органов должно обеспечить технологические вопросы функционирования таможенных органов при выполнении контрольных функций. В рамках цифровой платформы одним из объектов таможенного контроля в местах нахождения товара могут стать цифровые транспортные коридоры, позволяющие управлять сквозными цепями поставок товаров, оценивать
и предотвращать ввоз рисковых товаров на таможенную территорию государств -членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посредством применения механизмов прослеживаемости товаров.
В настоящее время в Российской Федерации (РФ) ведется активная работа по развитию международных транспортных коридоров. При этом основное внимание уделяется созданию единой цифровой платформы транспортного комплекса России. Например, уже создана ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», в которую входят ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ООО «Автодор», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», ООО «Деловые линии» и ФГУП «Защи-таИнфоТранс». Назначение данной ассоциации - создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории РФ (на основе разработки и принятия собственных решений и собственного программного обеспечения), которое будет способствовать развитию цифровизации во всех сферах транспорта и логистики, предоставит новые сервисы для пользователей транспорта, повысит доступность и безопасность грузоперевозок за счет создания сквозных технологий и обеспечения информационной безопасности на транспорте[1].
Однако развитие международных транспортных коридоров в России невозможно без эффективного функционирования внутренних российских пунктов пропуска и пунктов пропуска на государственной границе РФ. Вопросы совершенствования системы государственного управления в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ обсуждались на коллегии Министерства транспорта РФ, проходившей 19.09.2018. Было отмечено, что существуют проблемы, которые препятствуют эффективному функционированию и поступательному развитию пунктов пропуска. Поэтому необходимо принимать определенные меры и пересматривать систему государственного управления в данной сфере [2]. Конкуренция на мировом рынке за международные транзитные потоки требует не только совершенствования транспортной инфраструктуры, но и внедрения передовых цифровых технологий про-слеживаемости движения товаров как в транспортную, так и в таможенную сферу деятельности.
В других государствах - членах ЕАЭС также ведется работа по созданию условий для обеспечения функционирования единого механизма прослеживаемости движения товаров с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до их конечного потребителя. Развитие цифровой прослеживаемости движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в ЕАЭС определено одним из главных приоритетов реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. [3].
Межправительственным Евразийским советом еще 20.05.2016 принято распоряжение о проведении мероприятий по формированию в государствах - членах ЕАЭС механизма прослеживаемости товаров [4], в рамках которого был разработан проект Соглашения об установлении механизма обеспечения прослежи-ваемости оборота товаров в государствах - членах ЕАЭС (проект Соглашения), который в настоящее время находится на стадии согласования в государствах -членах ЕАЭС и который определяет порядок функционирования механизма прослеживаемости оборота товаров на таможенной территории ЕАЭС, а также взаимный информационный обмен между государственными контролирующими органами.
В проекте Соглашения было закреплено определение термина «прослежи-ваемость» как «документальный учет и контроль движения товаров на всех стадиях оборота товаров, начиная с их импорта», причем под товарами в данном определении понимается «имущество, которое было ввезено на таможенную территорию ЕАЭС и выпущено под процедурой „выпуск для внутреннего потребления"» [5].
Впоследствии формулировка определения термина «прослеживаемость» была изменена. В проекте Соглашения, прилагающемся к распоряжению Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 20, «прослеживаемость» определяется как «особенности организации учета товаров в соответствии с требованиями, установленными настоящим Соглашением, в целях контроля оборота товаров». В данном документе также закреплен термин «механизм прослеживае-мости» со следующим определением: «это система, функционирующая на основе информационного взаимодействия между национальными системами прослежи-ваемости и обеспечивающая прослеживаемость на территории Евразийского экономического союза» [6].
Проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС 17.05.2017 был одобрен Советом Евразийской экономической комиссии и направлен в государства - члены ЕАЭС для проведения внутригосударственного согласования [6].
Современная технология прослеживаемости включает:
а) документарную прослеживаемость товаров, представляющую собой определенную постоянно обновляющуюся базу данных с информацией, полученной из товаросопроводительной документации в электронном виде;
б) прослеживаемость маркированных товаров, т. е. получение информации о товарах посредством использования маркировки на данных товарах в виде штрихового кода или RFID-меток.
Для того чтобы реализовать единую систему прослеживаемости товаров на территории государств - членов ЕАЭС, необходимо решить ряд задач:
- определить степень охвата рынков и товаров единой системой прослеживае-мости товаров;
- определить перечень сопроводительных документов, сведения из которых будут подгружаться в единую систему прослеживаемости товаров;
- интегрировать национальные компоненты систем прослеживаемости товаров государств - членов ЕАЭС в единую систему прослеживаемости перемещаемых товаров на территории ЕАЭС;
- проанализировать мировой опыт в области технологий искусственного интеллекта для последующего применения данного опыта в единой системе просле-живаемости товаров;
- определить круг участников единой системы прослеживаемости товаров, т. е. четко обозначить субъектов, использующих данную систему: конкретные государственные контролирующие органы, наднациональные органы власти, частные лица, разработчики информационной составляющей системы и иные заинтересованные лица [7].
В России в настоящее время завершаются совместные работы Федеральной таможенной службы (ФТС России) и Федеральной налоговой службы (ФНС России) по созданию прототипа национальной системы прослеживаемости товаров,
основанной на документальном виде прослеживаемости. Координатором данного проекта является Министерство финансов РФ (Минфин России) [8].
Функционирование национальной системы прослеживаемости товаров предлагается обеспечить путем создания и применения интегрированных информационных технологий таможенной и налоговой служб на основе данных из деклараций на товары и счетов-фактур. В целях исключения разрывов цепи прослеживаемости товаров вследствие применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, не предусматривающих обязательного оформления счетов-фактур, Минфином России прорабатывается вопрос применения иных форм налогового учета в отношении подлежащих прослеживаемости товаров [9].
Следовательно, уже сегодня создаются и используются интегрированные информационные технологии ФТС России и ФНС России, представляющие собой взаимодействие данных ведомств, основанное на обмене сведениями об операциях с товарами при их обороте, а также загрузке сведений о таких товарах из деклараций на товары и товаросопроводительных документов в электронном виде. Данное взаимодействие входит в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ФТС России и реализуется через комплексное программное средство (КПС) «Взаимодействие ИС» [10].
В 2018 г. в России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.09.2018 № 1890-р [11] и распоряжением ФТС России от 10.09.2018 № 197-р в целях совершенствования контроля за автомобильными перевозками товаров, перемещаемых по территории РФ под таможенной процедурой таможенного транзита, а также в целях практической отработки механизмов мониторинга и отслеживания транзитных перевозок в рамках ЕАЭС был проведен эксперимент по мониторингу автомобильных перевозок товаров, перемещаемых между российскими таможенными органами и таможенными органами иных государств -членов ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (эксперимент) [12].
Такие пломбы представляют собой бортовой компьютер в виде запирающего устройства, в котором хранится юридически значимая информация о содержимом перевозимого груза, его отправителе и получателе и запланированном маршруте движения перевозчика. Открыть данное устройство, работающее в системе ГЛОНАСС, возможно только после того, как перевозчик приедет в пункт назначения.
С помощью таких пломб цепь перевозок в режиме онлайн смогут отслеживать не только государственные органы, но и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Использование навигационных пломб позволяет:
- осуществлять в онлайн-режиме мониторинг перевозимых грузов, в том числе маршрут движения транспортного средства и контроль сохранности электронной пломбы на территории государств, через которые следует груз;
- оперативно регистрировать и отрабатывать случаи отклонения от маршрута или изменения состояния пломбы (несанкционированное вскрытие или повреждение иного характера);
- минимизировать возможность правонарушений на таможне и после ее прохождения;
- исключить влияние человеческого фактора на результат проведения проверок перевозимых грузов;
- сократить количество проверок в отношении перевозимых грузов;
- сократить срок доставки грузов и, как следствие, финансовые издержки для участников ВЭД;
- исключить возможность простоя транспортных средств по причине административных формальностей.
В ходе эксперимента была поставлена цель отработки процедур сбора, обработки, хранения и передачи в автоматическом режиме данных о сохранности груза, целостности пломб и маршруте движения транспортных средств. Также были протестированы автоматизация активации и деактивации навигационных пломб и варианты реагирования таможенных органов при возникновении таких нештатных ситуаций, как:
- вскрытие навигационной пломбы;
- неисправность навигационной пломбы;
- снижение уровня заряда навигационной пломбы ниже допустимого;
- отсутствие связи с навигационной пломбой более 4 ч;
- отклонение транспортного средства от установленного маршрута международной перевозки.
Таможенными органами - участниками эксперимента, где товары помещались под таможенную процедуру таможенного транзита и на транспортные средства, функционирующие на основе системы ГЛОНАСС, накладывались пломбы, являлись [13]:
- таможенный пост МАПП Убылинка Псковской таможни;
- таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни;
- таможенный пост МАПП Троебортное Брянской таможни.
Завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществлялось
в следующих таможенных органах - участниках эксперимента:
- Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни;
- Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни;
- таможенный пост МАПП Троебортное Брянской таможни.
Эксперимент проводился на пяти маршрутах:
1) от казахстанского таможенного поста Бахты до Новосибирского западного поста Новосибирской таможни и Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни;
2) от российского таможенного поста МАПП Убылинка Псковской таможни до казахстанского таможенного поста Костанай - центр таможенного оформления;
3) от таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни до казахстанского таможенного поста им. Бауржана Конысбаева;
4) от таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни до казахстанского таможенного поста им. Бауржана Конысбаева;
5) от казахстанского таможенного поста им. Бауржана Конысбаева до таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни.
Оператором системы мониторинга транзитных автомобильных перевозок по территории РФ являлась компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая оказывала техническую поддержку эксперимента и специально для данного проекта разработала на базе действующей контрольной и 1Т-инфраструктуры
государственной системы «Платон» новую информационную систему и прототип электронной пломбы.
По данным ФТС России, в рамках эксперимента было осуществлено 146 перевозок товаров: 108 - из России в Казахстан и 38 - в обратном направлении. В тестировании электронных пломб принимали участие 63 транспортные компании, 55 из которых иностранные. Оснащенные навигационными пломбами транспортные средства перевозили оборудование, лекарственные средства, растения, товары народного потребления, а также продовольственные товары [13].
В процессе эксперимента установлено, что: а) использование на постоянной основе механизма прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС позволит государственным контролирующим органам получать информацию о транзитном товаре и его перемещении в онлайн-режиме; б) навигационные пломбы невозможно вскрыть, так как при попытке несанкционированного вскрытия сразу срабатывает сигнал тревоги. Крепление пломбы выдерживает любые погодные условия.
Таким образом, анализ сущности таможенного механизма прослеживаемости перемещения товаров, его экспериментального использования на единой таможенной территории ЕАЭС показал, что единая система прослеживаемости товаров имеет следующие преимущества:
- обеспечивает возможность доступа участников таможенных операций (таможенных органов и иных государственных контролирующих органов, участников ВЭД) к достоверной информации о товарах: их истории происхождения от производителя к потребителю, наличии и состоянии в определенных точках контроля;
- позволяет осуществлять контроль уплаты таможенных платежей и иных налогов в отношении ввозимых и перемещаемых по таможенной территории товаров;
- ускоряет процесс доставки товаров от производителя к потребителю;
- позволяет вести автоматизированную статистическую отчетность о ввозимых и перемещаемых по таможенной территории товарах;
- способствует комплексному развитию цифровой транспортной и таможенной инфраструктуры.
Указанные преимущества свидетельствуют о необходимости развития механизма прослеживаемости перемещения товаров по таможенной территории государств - членов ЕАЭС как одного из основных инструментов усиления и повышения эффективности таможенного контроля транзитных товаров.
Использованные источники
1. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/8696.
2. Обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ будет ускорено // Морские порты. 2018. № 7 (168).
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.
4. Распоряжение Межправительственного Евразийского совета от 20.05.2016 № 8 «О мероприятиях по формированию в государствах - членах Евразийского экономического союза
механизма прослеживаемости товаров» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org.
5. Распоряжение Межправительственного Евразийского совета от 12.08.2016 № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org.
6. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 20 «О проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org.
7. ЕЭК представила проект единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/14-03-18-3.aspx.
8. Жеребен Е. В. Межведомственное взаимодействие: содержание понятия и основные принципы его реализации (на примере сотрудничества таможенных и налоговых органов) // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 146-150.
9. Внедрение механизмов прослеживаемости и сквозного контроля товаров ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Альта софт». URL: https://www.alta.ru/expert_ opinion/66366/.
10. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
11. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2018 № 1890-р «Об отработке механизмов мониторинга и отслеживания транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http:// government.ru/docs/33930/.
12. Распоряжение ФТС России от 10.09.2018 № 197-р «О проведении эксперимента по мониторингу автомобильных перевозок товаров, перемещаемых между российскими таможенными органами и таможенными органами иных государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 37. Ст. 5809.
13. Официальный сайт ФТС России. URL: www.customs.