Научная статья на тему 'Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия'

Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосман Т.В.

Это статья посвящена обоснованию метода оценки конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия и определения их конкурентных преимуществ. Поскольку формирование и развитие конкурентных преимуществ муниципальных образований является определяющим фактором повышения их конкурентоспособности, направленным на формирование условий устойчивого местного развития и повышение качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мосман Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия»

Список литературы:

1. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и монополии // МЭ и МО. - 1994. - № 7.

2. Закон РА «О защите экономической конкуренции» // Официальный вестник РА. - 15.12.2000. - № 30 (128).

3. Гражданский кодекс Республики Армения // Официальный вестник. - 10.08.1998. - № 17 (50).

4. Договор стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной политики» от 25.01.2000 г. // Содружество. Информационный вестник совета глав государств СНГ. - 2000. - № 1 (34).

5. Национальная экономика: учебник / Под ред. д.э.н., проф. П.В. Савченко. - М., 2005.

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

© Мосман Т.В.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт экономики и управления, г. Абакан

Это статья посвящена обоснованию метода оценки конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия и определения их конкурентных преимуществ. Поскольку формирование и развитие конкурентных преимуществ муниципальных образований является определяющим фактором повышения их конкурентоспособности, направленным на формирование условий устойчивого местного развития и повышение качества жизни населения.

Повышение теоретического и практического интереса к проблемам муниципальной конкурентоспособности определяет необходимость выбора и разработки методов ее оценки, обусловленных характеристиками конкурентной среды и иерархическим уровнем конкуренции. Учитывая взаимосвязь конкурентных преимуществ международного, национального, регионального, местного, отраслевого уровней с одной стороны и наличие между ними определенных существенных различий с другой, методы и способы оценки конкурентоспособности экономических субъектов каждого уровня должны быть адекватными.

* Кафедра Менеджмента

Конкурентоспособность муниципалитета характеризуется совокупностью экономических, организационных, социальных и других факторов. При этом обобщающий измеритель конкурентоспособности, отражающий ее уровень и позволяющий сравнивать различные муниципальные образования, пока не определен, что вызвано в большей степени отсутствием единой методологии оценки конкурентоспособности и огромным количеством подходов к оценке конкурентоспособности территорий.

Но применение большинства из них для оценки конкурентоспособности муниципальных образований в российской действительности затруднено несовершенством, а во многих регионах и отсутствием, муниципальной статистики. Поэтому для оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия была использована действующая методика, разработанная в Свердловской области и утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 21 октября 2004 г. № 1001-ПП.

Оценка потенциала конкурентоспособности производилась по существующим в Республике Хакасия муниципальным районом (Алтайский, Ас-кизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский районы) и городским округам (Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск).

Показатели, характеризующие потенциал конкурентоспособности территории, сгруппированы в 7 блоков, а в ряде случаев внутри блоков выделены тематические группы: финансовый, природный; административный; социальный; трудовой включая группу «Образование»; инфраструктурный включая группы «Бытовая инфраструктура» и «Обеспеченность»; потенциал предпринимательской активности.

Используя данную методику, была проведена оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия. Основу анализа составили данные государственной и территориальной статистики.

Таким образом, на основе информации о положении территории за 2005 [2] и 2007 [1] годы, была проведена оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных районов и городских округов.

Предложенный метод позволил увидеть те сектора жизнедеятельности территории, в которых она отстает, как и сферы, где позиции муниципального района и города наиболее сильны.

Первая группа показателей - финансовый потенциал. Динамика данного потенциала с 2005 года указывает на то, что в Алтайском, Аскизском, Бей-ском районах финансовый потенциал является конкурентным преимуществом территории, т.к. даже в 2007 году эти районы находились в ряде лидеров и не уступали свои позиции. В целом данный потенциал по праву является конкурентным преимуществом и г. Саяногорска, в отличие от г. Абазы.

Вторая группа - природный потенциал. Среди муниципальных образований по данной группе выделяется Аскизский район, занимая лидирующие позиции по данному потенциалу. Среди городов в 2005 году на лидирующих позициях был г. Абаза, а в 2007 году он передал свои позиции уже г. Сорску. В целом показатели данной группы имеют тенденцию к ухудшению, прежде всего из-за роста платежей при пользовании природными ресурсами. Отметим, что города Хакасии по данному фактору конкурентоспособности, значительно уступают районом.

Третья группа - административный потенциал. Как конкурентное преимущество данный показатель может рассматриваться в Алтайском и Орджоникидзевском районах. С 2005 года данный показатель улучшился: затраты на содержание аппарата управления сократились.

Среди городов по данному потенциалу выделяется г. Саяногорск, как и в 2005 г., в 2007 году занимал первое место, что нельзя сказать о столице Республики г. Абакане - со второй позиции (2005 г.) переместился на последнею, уступаю по данной группе показателей даже муниципальным районам.

Четвертая группа - социальный потенциал.

На основе интегрального показателя за 2007 года, на первое место выходит Таштыпский район, за ним Алтайский и Бейский. Хотя еще в 2005 году Таштыпский район замыкал данную группу.

Что касается городов, то за рассматриваемый период изменений не произошло, по-прежнему последнее место в 2007 г. занимает г. Черно-горск, а на первые позиции выходить г. Абаза.

Пятая группа - трудовой потенциал, включая группу «Образование».

По данной группе показателей нет сильной дифференциации между районами и городами, а также внутри этих групп.

Шестая группа - инфраструктурный потенциал, включая группы «Обеспеченность» и «Бытовую инфраструктуру».

По сводным показателям в «самодостаточных» территориях обеспеченность населения жильем, врачами, средним медицинским персоналом, дошкольными учреждениями, выше, чем там, где экономические показатели низки. Здесь выше заработная плата, объем предоставляемых услуг, ниже уровень зарегистрированной безработицы. К таким районам относится Усть-Абаканский и Боградский, а Орджоникидзевский занимает последние позиции, прежде всего по группе «Бытовая инфраструктура», хотя еще в 2005 году данный район находился в тройке лидеров, наряду с Алтайским и Аскизским районами, которые также потеряли свои позиции.

По городам дифференциация по частным показателям с 2005 года выражена сильнее. Если по группе «Бытовая инфраструктура» лучше всего обеспечен водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением и газом г. Сорск, в отличие от г. Абаза, то по группе «Обеспеченность» первые пози-

ции занимает г. Абакан. В целом инфраструктурный потенциал по праву может считаться конкурентным преимуществом г. Абакана и г. Саяногорска.

Последняя, седьмая группа - потенциал предпринимательской активности, позволяющий оценить возможность развития данной сферы, с целью улучшения качества предоставляемых товаров и услуг.

Лидирующие позиции занимает ведущий город республики - Абакан, за ним Абаза и Саяногорск, причем тенденция с 2005 года остается неизменной. Лишь г. Сорск оказался на последних позициях, уступив по данному потенциалу даже районам Республики.

В муниципальных районах, согласно оценки данного показателя, лучшими показателями предпринимательской активности обладает Усть-Абаканский район, значительно опережающий другие муниципальные районы. На последних позициях находятся Боградский и Орджоникидзев-ский районы, хотя еще в 2005 году входили в число лидеров по данной группе показателей.

Таким образом, группировка муниципальных районов и городских округов по потенциалам конкурентоспособности - выявила муниципальные районы и города, являющиеся лидерами и аутсайдерами в той или иной области.

Возникает вполне закономерный вопрос: «А как реализовать и использовать выявленные преимущества»? Например, для реализации социального потенциала необходимо развивать социальную инфраструктуру. Важно подчеркнуть и необходимость инвестиционной поддержки объектов социальной инфраструктуры, исходя из условий их низкой экономической эффективности и малой привлекательности для инвесторов, со стороны государства. Наличие большого числа объектов социальной инфраструктуры позволяет развивать туризм, оказывать услуги по организации досуга, отдыха, лечения, проводить фестивали, конкурсы, спортивные соревнования регионального уровня.

Для реализации природного потенциала необходимо привлекать инвесторов в добывающие сектора экономики; либо проводить позиционирование территории как место для развития туризма: экологического, этнотуризма.

Для реализации трудового потенциала необходимо постоянно повышать качество трудовых ресурсов, способности к обучению, обеспечить высокий образовательный уровень работников, что позволит увеличить производительность труда как в сфере промышленного производства, так и в сельскохозяйственной отрасли.

Для реализации инфраструктурного потенциала необходимо направлять расходования средств не только на строительство нового жилья, но и на ремонт и реконструкцию старого жилого фонда, обеспечение деятельности коммунального комплекса: систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения. В целом реализация данного потенциал повысит инвестиционную привлекательность муниципальных образований, создаст благоприятные условия для ведения бизнеса.

В тоже время, необходимо для каждого муниципального образования разработать механизм формирования конкурентных преимуществ муниципальной экономики, который учитывает специфику создания и активизации «точек роста» муниципальной экономики. В частности, он может предусматривать:

- ориентацию на развитие собственных действующих предприятий и отраслей экономики муниципального образования;

- концентрацию финансовых, природных и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципальной экономики;

- поддержку наиболее рентабельных видов производств и услуг, основанных на владении или эксплуатации местных ресурсов.

Для развития конкурентных преимуществ муниципальных образований, необходима разработка целевых программ, основа которых должна заключаться в конкретной проработке каждого из утвержденных в программе мероприятий, вплоть до подготовки бизнес-планов.

В целом, предлагается исходить из того, что экономическое развитие муниципального образования есть комплексный процесс изменений в муниципальной экономике, направленный на улучшение качества жизни населения, управляемый органами муниципального самоуправления при привлечении всех прочих заинтересованных сторон.

Список литературы:

1. Города и районы Республики Хакасия, 2007: Статистический сборник / Хакасстат. - Абакан, 2008.

2. Социально-экономический мониторинг городов и районов Республики Хакасия: Статистический сборник / Хакасстат. - Абакан, 2008.

ВАЖНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЧУВАШИИ

© Никитина О.А.*, Кушнаренко Е.П/

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Чебоксары

На современном этапе сельский туризм следует рассматривать как перспективное направление альтернативной занятости сельских жителей, представляет собой рентабельный и доходный бизнес, стимулирующий развитие экологически чистых источников энергии и

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, к.б.н.

♦ Доцент кафедры Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, кандидат экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.