Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности муниципального образования как фактора перехода к устойчивому развитию'

Повышение конкурентоспособности муниципального образования как фактора перехода к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мосман Т.В.

В данной статье рассмотрим один из факторов перехода к устойчивому развитию муниципальных образований – конкурентоспособность территории. И будем исходить из того, что современную модель устойчивой региональной экономики целесообразно формировать с приоритетным учетом имеющихся в российских регионах конкурентных преимуществ. В большинстве российских регионов имеются необходимые предпосылки для их формирования, но для того, чтобы эти предпосылки могли реализоваться в значимый фактор регионального и национального экономического развития, необходима целенаправленная экономическая политика, как из центра, так и из самих регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мосман Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности муниципального образования как фактора перехода к устойчивому развитию»

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

© Мосман Т.В.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В данной статье рассмотрим один из факторов перехода к устойчивому развитию муниципальных образований - конкурентоспособность территории. И будем исходить из того, что современную модель устой -чивой региональной экономики целесообразно формировать с приоритетным учетом имеющихся в российских регионах конкурентных преимуществ. В большинстве российских регионов имеются необходимые предпосылки для их формирования, но для того, чтобы эти предпосылки могли реализоваться в значимый фактор регионального и национального экономического развития, необходима целенаправленная экономическая политика, как из центра, так и из самих регионов.

Повышенное внимание к проблемам выявления, формирования и реализации конкурентных преимуществ территорий отражает объективную тенденцию усиления конкуренции ме^ду регионами. Выявление конкурентных преимуществ региона, возможностей и ограничений механизма их реализации является важной проблемой, решение которой позволяет сформировать не только современную конкурентную, а, прежде всего, устойчивую экономику региона.

Что же представляет собой «конкурентоспособность»?

В данной статье под конкурентоспособностью будем понимать, что это не просто умение состязаться с другими экономическими субъектами, это способность обновляться и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным, институциональным условиям, проявляясь через конкурентные преимущества.

На сегодняшний день сложившаяся система управления в российских регионах такова, что недостаточно сориентирована на территориальные факторы, конкурентные преимущества городов, районов, муниципальных образований, что приводит к снижению эффективности социально-экономического развития регионов в целом. Таким образом, понятие конкурентоспособности становится ключевым и для управления развитием муниципального образования.

Муниципальное образование - это особый субъект региона, который является базой социально-экономического развития территории.

Муниципальные образования все в большей степени вовлекаются в соперничество за привлечение инвестиций, квалифицированных кадров и

* Аспирант кафедры Менеджмента.

поэтому требуются соответствующие методы и инструменты для более эффективной оценки их работы.

В свою очередь, конкурентоспособность муниципального образования -это один из основных факторов, находящихся под воздействием местных властей и решающим образом влияющий на ход, прежде всего, устойчивого развития муниципального образования

В тоже время, существуют множество подходов к оценке конкурентоспособности территорий, призванные обеспечить определение конкурентных преимуществ территории. Но применение многих из них для муниципальных образований в российской действительности затруднено несовершенством, а во многих регионах и отсутствием, муниципальной статистики.

В качестве примера, рассмотрим оценку конкурентоспособности муниципальных образований в Республике Хакасия. Для оценки конкурентного потенциала муниципальных районов и городских округов Республики за 2008 г. [1] применим наиболее известный метод - метод «Паттерн».

Исходя из состава конкурентного потенциала городских округов и муниципальных районов Республики, для их оценки были использованы основные показатели, на основе данных территориального органа статистики:

1. природно-ресурсный потенциал: площадь территории на душу населения; налог на добычу полезных ископаемых на душу населения, руб.;

2. для оценки человеческого потенциала применяются показатели, характеризующие трудовой потенциал и потенциал качества жизни населения: среднемесячная начисленная заработная плата; среднесписочная численность работников, занятых в экономике; численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, приходящихся на одно дошкольное учреждение; численность студентов среднеспециальных и высших учебных заведений; число врачей и среднего медицинского персонала, на 10000 населения;

3. организационно-управленческий потенциал можно оценить с помощью таких показателей, как миграционный прирост населения, коэффициент естественного прироста населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций и др. Отметим, что организационно-управленческий потенциал обусловлен программно-стратегическими преимуществами как результат использования конкурентных ресурсов управления. Он представляет собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества;

4. инвестиционный потенциал включает сальдированный финансовый результат на душу населения и инвестиции в основной капитал на душу населения;

5. производственный потенциал представлен объёмом промышленного производства и оборотом розничной торговли в расчете на душу населения.

В результате применения методики произведены расчёты индексов пяти выделенных частных потенциалов городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия за 2008 г.: индекса природно-ресурсного потенциала (далее ПРП); индекса человеческого потенциала (далее ЧП); индекса инвестиционного потенциала (далее ИП); индекса производственного потенциала (далее ПП) и индекса организационно-управленческого потенциала (далее ОУП).

Выполненные расчёты позволяют сравнить состояние частных потенциалов и определить на основе отставания их значений друг от друга «узкие места» муниципальной политики.

Исходя из расчетов индексов ПРП городских округов и муниципальных районов Республики выявлено, что в группу с индексом ПРП выше среднего значения данного показателя (0,15) входят Орджоникидзевский, Таштыпский районы и г. Абаза. У остальных - значения исследуемого показателя ниже среднего. Отметим, что Таштыпский район является несомненным лидером по природно-ресурсному потенциалу.

Расчет индексов ЧП изучаемых объектов позволил установить, что все городские округа Республики имеют индекс ЧП выше среднего (0,396). В тоже время, человеческий потенциал не является конкурентным преимуществом муниципальных районов, хотя в перспективе Ширинский район может получить данный потенциал.

Значения индексов ИП, превышающие среднее (0,185), принадлежат, среди городских округов: Абакану, Саяногорску, Черногорску, где г. Черно-горек является явным лидером, а среди муниципальных районов - Алтайскому и Бейскому районам, самый низкий показатель у Боградского района - 0,020. При этом разница в значениях индекса ИП достаточно велика.

В группу с индексом ПП выше среднего (0,202) входят лишь городские округа - Абакан, Саяногорск, Черногорск. Самый высокий показатель по муниципальным районам - 0,146 - у Ширинского района, а низкий - у Бейского.

По результатам расчетов индексов ОУП выявлено, что в группу с индексом ОУП выше среднего значения (0,111) не вошли только Аскизский, Бейский, Боградский и Усть-Абаканский районы, а также городской округ Абаза. Самый высокий показатель у г. Черногорска - 0,67.

Рассчитанные оценки частных потенциалов были использованы для определения интегральной оценки конкурентного потенциала - индекса конкурентного потенциала - ИКП (см. рис. 1).

Для определения конкурентной позиции каждой территории Республики был использован метод ранжирования, позволивший составить рей-

тинг территорий по уровню развития их конкурентного потенциала. Выделим четыре группы с равными интервалами:

- 1 группа - высокий уровень конкурентоспособности: 0,380 < ИКП < 0,569 - городские округа Абакан, Саяногорск, Черногорск;

- 2 группа - средний уровень: 0,190< ИКП < 0,380 - муниципальные районы - Аскизский, Бейский Усть-Абаканский и городской округ Абаза;

- 3 группа - низкий уровень: 0 < ИКП < 0,190 - Алтайский, Боград-ский, Орджоникидзевский, Ширинский районы, а также г. Сорск;

- 4 группа - неконкурентоспособные регионы: ИКП ниже 0 - Таш-тыпский муниципальный район.

Абакан

-икс

- - 'ИКС среднее

Рис. 1. Диаграмма распределения муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия по ИКП за 2008 г.

Таким образом, отметим, что:

- большая часть изучаемых городских округов обладает высоким уровнем конкурентоспособности, в отличие от муниципальных районов Республики;

- Таштыпский район может быть признан неконкурентоспособным.

В тоже время, у каждого района и городского округа есть явные конкурентные преимущества, реализация которых, безусловно, поспособствует росту конкурентоспособности Республики в целом. Но возникает вполне закономерный вопрос: «Как реализовать и использовать выявленные преимущества»?

Обеспечить реализацию конкурентных преимуществ можно только определенными и целенаправленными действиями, посредством создания привлекательных условий развития.

Таким образом, Республика имеет потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности.

В заключении отметим, что реализация конкурентных преимуществ территории позволит, несомненно, перейти к устойчивому развитию. Ведь устойчивость - это способность муниципального образования сохранить свое развитие и функционирование, которое базируется на самоподдержке и саморегулировании, обеспечивая тем самым динамическое равновесие, что непосредственно приведет к экономическому росту территории, повышению конкурентоспособности, улучшению качества жизни с учетом интересов будущих поколений.

Таким образом, переход к устойчивому развитию экономики необходим муниципальным образованиям, который должен обеспечить в долгосрочной перспективе баланс ме^ду решением проблем социального и экономического развития территории.

Список литературы:

1. Социально-экономический мониторинг городов и районов Республики Хакасия: стат. сборник / Хакасстат. - Абакан, 2008.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА МЕГАПОЛИСОВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

© Новосельцева A.C.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье рассмотрены функциональный и системный подходы к оценке значения мегаполисов в глобальной экономике, выявлены и систематизированы ключевые функции мегаполисов как узловых элементов глобального экономического пространства.

Вторая половина XX в. характеризуется ростом интереса ученых к проблемам развития крупных городов и агломерационных образований, что связано изменением их значения и функций в глобальной экономической системе. Современные мегаполисы служат местами локализации государственных, неправительственных и межправительственных структур, штаб-квартир ТНК, ключевых международных институтов рынка, что позволяет им развиваться в качестве связующих узлов глобального экономического и геополитического пространства, обладающих значительным экономическим потенциалом и возможностями влияния на развитие миро-

* Аспирант кафедры Экономики предприятия и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.