Научная статья на тему 'Оценка потенциала экспансии регионального коммерческого банка при выборе географической направленности межрегиональной экспансии'

Оценка потенциала экспансии регионального коммерческого банка при выборе географической направленности межрегиональной экспансии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ / ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ / COMMERCIAL BANKS / INTER-REGIONAL EXPANSION / THE CAPACITY OF COMMERCIAL BANKS / LINEAR PROGRAMMING PROBLEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьев Илья Александрович

Сформулировано понятие потенциала экспансии региональных коммерческих банков и дана количественная оценка такого потенциала для нескольких из них на основе решения задачи линейного программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE POTENTIAL OF A REGIONAL COMMERCIAL BANK EXPANSION BY SELECTING THE INTER-REGIONAL EXPANSION GEOGRAPHIC FOCUS

Definition of a potential expansion for regional commercial banks had been formulated in the article. Quantitative estimation of that potential for a number of them, which based on searching solution of a linear programming problem, had been considered.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала экспансии регионального коммерческого банка при выборе географической направленности межрегиональной экспансии»

УДК 336.713

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ЭКСПАНСИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПРИ ВЫБОРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ

И.А. Прокофьев

Сформулировано понятие потенциала экспансии региональных коммерческих банков и дана количественная оценка такого потенциала для нескольких из них на основе решения задачи линейного программирования.

Ключевые слова: коммерческие банки, межрегиональная экспансия, потенциал коммерческих банков, задача линейного программирования.

Долгое время при изучении денежного механизма акцент делался на количестве денег в экономике (денежной базе), а также скорости их обращения (см., например, [1,2]). Следствием этого стало то, что внимание исследователей оставалось приковано к денежно-кредитной политике, проводимой центральными банками тех или иных стран. Развитие денежной теории привело к тому, что в качестве механизмов связи между финансовыми институтами и реальной экономикой стали рассматриваться в большей мере структура процентных ставок, набор финансовых услуг и доступность кредитов, нежели величина денег, предлагаемых центральным банком (денежной базы). Возможность участия коммерческих банков в создании денег определяется тем, что они осуществляют как кредитование, так и обслуживание депозитов физических и юридических лиц. Когда банковская организация представляет кредиты за счет средств, размещенных на счетах своих клиентов, то с одной стороны происходит увеличение денег в обращении, с другой - денежные средства на счетах не уменьшаются. Этот процесс формирования денежной массы банковскими организациями получил название денежного мультипликатора [3, С.143].

Фокус экономических исследований, таким образом, переместился с верхнего уровня банковской системы, на ее нижний уровень - коммерческие банки. При этом важное значение приобрели вопросы расширения деятельности (экспансии) последних, как фактор увеличения денежной массы. Основной формой данного расширения является достаточно хорошо изученная категория кредитной экспансии. Последняя, в свою очередь, не сводится лишь к снижению процентных ставок, как это понимают некоторые исследователи [6]. Очевидно, что расширение предложения банковских продуктов может происходить и за счет предоставления их лицам, ранее ими не пользовавшимися, что в условиях значительных диспропорций в обеспеченности банковскими услугами регионов России (табл.1) и начинающегося уменьшения значений коэффициента денежного мульти-

пликатора (рис.1) может играть значительную роль в механизме расширения денежной массы.

Таблица 1

Значения совокупного индекса обеспеченности регионов России банковскими услугами по данным Банка России за период 2008-2015 гг.

[Составлено по данным 9]

Территория 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15

Центральный федеральный округ 1,41 1,38 1,41 1,39 1,24 1,22 1,22 1,25

Центральный федеральный округ без г. Москвы 1,05 0,75 0,76 0,77 0,91 0,90 0,91 0,90

г. Москва 1,90 1,90 1,94 1,86 1,57 1,53 1,53 1,59

Тульская обл. 0,79 0,73 0,73 0,80 0,95 0,91 0,90 0,91

Северо-западный федеральный округ 1,01 1,01 1,00 1,01 1,13 1,12 1,11 1,12

Южный федеральный округ 0,74 0,68 0,65 0,80 0,95 0,93 0,92 0,89

Северокавказский федеральный округ 4 - 0,47 0,47 0,5 0,49 0,48 0,45

Приволжский федеральный округ 0,78 0,76 0,78 0,79 0,86 0,85 0,87 0,87

Уральский федеральный округ 0,60 0,63 0,64 0,65 0,81 0,79 0,81 0,82

Сибирский федеральный округ 0,73 0,72 0,69 0,70 0,85 0,86 0,86 0,85

Дальневосточный федеральный округ 0,71 0,68 0,64 0,65 0,84 0,84 0,87 0,87

Отталкиваясь от определения экспансии, принятого в экономической науке, как действий фирмы (страны, коммерческого объединения), направленных на расширение сферы экономического влияния посредством

нет данных

вытеснения других фирм (стран, коммерческих объединений), захвата рынков, приобретения ресурсов и их источников [10], а также пробела в работах экономистов относительно проблем банковской экспансии, и ее частного случая - кредитной экспансии, можно сформулировать термин территориальной экспансии банков (ТЭБ). ТЭБ - это расширение присутствия банковской организации на определенной территории при помощи открытия дополнительных внутренних структурных подразделений как внутри региона регистрации банка, так и за его пределами. В первом случае следует говорить о внутрирегиональной территориальной экспансии (дальнейшем углублении присутствия в одном регионе), в то время как во втором - о межрегиональном (расширении присутствия региональных коммерческих банков в других регионах в ущерб более глубокому освоению уже занятых ими).

Данные о величинах денежной базы, денежной массы и коэффициента денежного мультипликатора5 в России за период 2008-2015 гг. [Составлено по данным [9]

Очевидно, что проблема географической направленности межрегиональной экспансии в первую очередь стоит перед региональными коммерческими банками [7] - банковскими организациями, действующими на территории нескольких, не всегда смежных, регионов в количестве до 5 с относительно небольшими величинами капитала и активов, которые по мере развития расширяют свою деятельность с учетом имеющегося у них потенциала. При этом возникает вопрос о количественном выражении такого потенциала. В каждом конкретном случае коммерческий банк будет

5 Рассчитан как частное от деления значений денежной базы и денежной массы [3, С.144]

375

руководствоваться своими конкретными финансовыми показателями и возможностями. Тем не менее, можно выделить общее свойство региональных коммерческих банков, способных осуществить межрегиональную экспансию, определяемое как потенциал экспансии регионального коммерческого банка.

Базовое уравнение прибыли (за вычетом налогов) для коммерческого банка имеет следующий вид:

Р = Я - С - О, (1)

где R - доходы; С- процентные расходы,0 - расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации.

Доходы (Я) делятся на процентные доходы и операционные доходы:

Я = Яп + Яо + Япр, (2)

где Rп - доходы от банковских операций (процентные доходы, другие доходы от банковских операций и других сделок); Яо - операционные доходы (доходы от операций с ценными бумагами кроме процентов, дивидендов и переоценки, доходы от участия в капитале других организаций, положительная переоценка, другие операционные доходы); Япр - прочие доходы (штрафы, пени, неустойки, доходы прошлых лет, другие доходы).

Учитывая, что коммерческие банки работают с кредитами, которые можно разделить по срокам на 6 видов: менее 30 дней, 31 - 90 дней; 91 -180 дней; 181 день - 1 год; 1 - 3 года; более 3-х лет, показатель можно выразить следующей зависимостью:

а,

,=6 1 + —-• т,

Яп ]] • ( 365 ^) (3)

п ^ ] 1 100

]=1

где г - объем выданных кредитов нау-й срок, руб.,у = 1,2,3,4,5,6 в соответствии с увеличением срока; ^ - среднегодовая процентная ставка по кредитам, выданных нау-й срок, %; ш, - количество дней пользования банковским продуктом у-ого срока, дни.

Поскольку региональные коммерческие банки практически не участвуют в работе валютного рынка и рынка ценных бумаг, то можно говорить, что для региональных коммерческих банков в общем случае Яо = 0. Япр являются условно-постоянными доходами и практически не зависят от кредитной политики банковской организации.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности банковской организации (О) являются в общем случае условно-постоянными.

Процентные расходы (С) включают в себя процентные расходы по полученным кредитам от Банка России или иных кредитных организаций;

по денежным средствам на банковских счетах клиентов юридических и физических лиц; по депозитам юридических и физических лиц; по выпущенным долговым обязательствам. Учитывая то, что региональные коммерческие банки на сегодняшний день фактически отрезаны от инструментов рефинансирования Банка России, рынок межбанковского кредитования потерял свою прежнюю роль, а по средствам, на открываемых расчетных счетах, проценты не выплачиваются, показатель С для региональных коммерческих банков сведется к выплатам процентов по срочным депозитам юридических и физических лиц:

С = У с, . Г365 " ) (4)

^ ' 100 7

1 + •т]

где с - объем привлеченных депозитов на'-й срок, руб.; Р| - среднегодовая процентная ставка по депозитам, привлеченных на j-й срок, %.

Существует два вида процентных доходов: фактический и максимальный, на который мог бы рассчитывать региональный коммерческий банк при оптимальном использовании имеющихся у него финансовых ресурсов. Положительная разница между этими двумя параметрами определяет потенциал экспансии того или иного коммерческого банка.

—тах _ —факт > 0 (5)

Однако поскольку отличающиеся величины получаемых доходов различных по объему проводимых операций коммерческих банков делают невозможным сравнение значений абсолютного показателя, полученных для них, то целесообразно привести потенциал экспансии регионального коммерческого банка (Е) к относительному значению в сравнении с величиной его максимально возможного дохода:

Е _ —тах _ —факт (6)

^тах

Для определения максимально возможного процентного дохода необходимо решить задачу поиска максимально возможного объема кредитов различных сроков с точки зрения приносимого им дохода, выражающегося зависимостью:

а1.

6 1 + 365 ^т]

^тах = ^ Х] " ( Т^ )

Л ' ШО , (7)

где Xj - искомый объем кредитов, выданных на у-й срок, руб.

При этом должен соблюдаться ряд условий:

1. Соблюдение условия балансирования привлеченных и размещенных средств, в соответствии с которыми депозиты (за вычетом обязатель-

ных резервов по ним) могут быть использованы для финансирования кредитов, выданных на тот же или меньший срок:

х1 ^ С1- ql, х2 ^ с1- ql + с2- q2,

х3 ^ с1- ql + с2- q2 + с3- qз, (9)

х4 ^ с1- ql + с2- q2 + с3- qз + с4- q4,

х5 ^ с1- ql + с2- q2 + с3- qз + с4- q4 + с5- q5,

х6 ^ с1- ql + с2- q2 + с3- qз + с4- q4 + с5- q5 + с6- q6,

где д1, q3, q4, q5, - величины обязательных резервов, которые коммерческий банк должен оставлять в виде депозита в Банке России в соответствии с установленными им нормативами обязательных резервов, рассчитанные от величин соответствующих депозитов:

(1

Я, = с, -

] ] 100 , (10)

где 5 - норма обязательных резервных требований Банка России по обязательствам кредитных организаций перед юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) с 01.03.2013 она составляет 4,25% [7].

2. Также устанавливаются ограничения в виде нормативов ликвидности, вводимых Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 18.06.2015) "Об обязательных нормативах банков" (Инструкция ЦБ N 139-И): норматива мгновенной ликвидности банка (Н2), норматива текущей ликвидности банка (Н3), норматива долгосрочной ликвидности банка (Н4) [4].

При расчете норматива Н2 предполагается, что высоколиквидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены банком в течение ближайшего календарного дня составляют 20% от кредитов сроком менее 30 дней, а счета до востребования составляют 20% от депозитов, привлеченных на срок менее 30 дней (с1), при этом величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования составляет 20% от них.

При расчете норматива Н3 предполагается, что величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней составляют 30% от величины депозитов, привлеченных на срок менее 30 дней (с1).

При расчете норматива Н4 предполагается, что величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) составляет 20% от величин депозитов, привлеченных на срок: менее 30 дней (с1), 31 - 90 дней (с2); 91 - 180 дней (с3); 181 день - 1 год (с4).

Учитывая, указанные особенности предлагаемая модель примет вид задачи максимизации функции процентного дохода регионального коммерческого банка при заданных величинах финансовых ресурсов:

1 ^2 1 ^3 1 ^4 1 1 ^6

1 + — • m 1 +— • m2 1 + — • m3 1 + — • m4 1 +— • m5 1 + — • m6

Ях) = ( 365 ) • x + i^65—) • x2 + i-^65—) • x • —) • x4 + i^65—) • x5 • ii^65—) • x6 ^ max w v 100 100 100 100 100 100

x1 < 0,9575 • c1, x2 < 0,9575 • (c1 + c2),

x3 < 0,9575 • (c x4 < 0,9575 • (c x5 < 0,9575 • (c x6 < 0,9575 • (c

+ c 2 + Cз), + c 2 + c3 + c 4),

+ c2 + c3 + c4 + c5),

+ c2 + c3 + c4 + c5 + c6),

Н 2 =_02x_> 0,15,

(11)

0,2c1 - 0,5 • 0,04c1

Н 3 =-X-> 0,5,

c1 - 0,5 • 0,3c1

Н 4 =--< 1,2,

к + с5 + с6 + 0,5 • 0,2 • (с1 + с2 + с3 + с 4)

, , Х3 , X4 , Х5 , ^6 — 0.

где к - собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" [5].

Следовательно, чем больше разница между максимальной величиной прибыли, полученной после решения описанной задачи линейного программирования, и фактической ее величиной, тем выше потенциал экспансии регионального коммерческого банка (табл.2).

Из приведенных данных видно, как аккумулированные коммерческими банками долгосрочные накопления, в условиях сложившихся процентных ставок на рынке банковских услуг, трансформируются в краткосрочный ссудный капитал. Подобная ситуация, если ее экстраполировать на большинство банков России, находящихся в сходных условиях, вызывает недостаток долгосрочных ресурсов в экономике. Это еще раз подтверждает значение исследования денежно-кредитной политики государства и путей ее совершенствования, поскольку именно она задает правила работы денежного механизма.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет потенциала экспансии для двух региональных коммерческих банков по данным финансовой отчетности по средним показателям

2013 года

Показатели Ба нк Менее 30 дней От 31 до 90 дней От 91 до 180 дней От 181 дня до 1 года От 1 года до 3 лет Свыше 3 лет

Среднегодовые процентные 1 16,6 17,8 26,0 28,0 25,0 29,0

ставки по вы-

данным кредитам (а,), % 2 16,2 18,7 28,0 27,0 23,0 29,0

Среднегодовые процентные 1 1,5 2,0 6,35 9,5 9,9 10,1

ставки по привлеченным депозитам (Р,), % 2 1,0 1,9 7,2 9,1 10,2 11,0

Объем привлеченных депо- 1 503 111,97 304 913,9 171 939,87 338 379,75 4 299 490,04 11 698,23

зитов (с,), тыс. руб. 2 13 960,61 68 662,86 106 586,97 243 008,07 175 935,90 0,00

Фактический объем выдан- 1 598 006,88 449 918,09 631 263,65 1 076 876,81 3 415 131,37 1 514 075,83

ных кредитов (г,), тыс. руб. 2 25 358,19 12 239,54 16 897,48 40 439,52 231 136,70 79 291,26

Оптимальный объем выдава- 1 521 729,71 291 955,06 184 632,43 323 998,61 4 116 761,71 11 201,06

емых кредитов (х,), тыс. руб. 2 15 367,28 69 744,69 122 057,02 232 680,23 168 457,85 0,00

Фактический процентный доход (—факт), тыс. руб. 1 2 302 246,57

2 150 333,74

Максимальный процентный доход (—пах), тыс. руб. 1 2 540 404,34

2 166 441,55

Разница доходов (Ктах-Яфакт), тыс. руб. 1 3 127 006,45

2 16 107,81

Потенциал экспансии регионального коммерческого банка (Е) 1 0,093

2 0,097

С другой стороны, исследование показало, что банками не всегда эффективно используются имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы (для банка №1 эта неэффективность составила 9,3%, для банка № 2 -

9,7%), что говорит о имеющейся для них возможности расширения рынка предложения кредитных продуктов на территории других регионов.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. I : [пер. с нем., фр., англ.] / Карл Маркс ; [введ. О. И. Ананьина; предисл. Л. Л. Васиной, В. С. Афанасьева]. М. : Эксмо, 2011. С.170.

2. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж.М. Кейнс; вступ.статья Н.А. Макашевой. М. : Эксмо, 2008. С. 589.

3. Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. 9-е изд., дополненное. М. : Маркет ДС, 2009. 416 с.

4. Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 18.06.2015) "Об обязательных нормативах банков" (Инструкция ЦБ N 139-И) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Положение Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (Положение ЦБ N 215-П) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Неханова, Е.С. Кредитная экспансия коммерческих банков в современной экономике [Текст]: Автореф. дис. ... канд. экон. наук (08.00.10) / Неханова Елена Сергеевна; ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». - Москва, 2012. - 26 с.

7. И.В. Сычева, И.А. Прокофьев Исследование эффективности размещения отделений региональных коммерческих банков (на примере КБ «Экспресс-Тула») // Вестник Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2011. Выпуск 2, с.263 - 273.

8. Статистический раздел ЦБ РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_ statistics/ require_res.xlsx (Дата обращения: 14.09.15).

9. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=nadzor (Дата обращения: 14.09.15).

10. Барсукова, А.А. Сектор банковской активности [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert.ru/printissues/soutlA2008/04/sektorbankovs koyaktivnosti.htm. (Дата обращения: 24.04.15)

Прокофьев Илья Александрович, соискатель кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

ASSESSING THE POTENTIAL OF A REGIONAL COMMERCIAL BANK EXPANSION BY SELECTING THE INTER-REGIONAL EXPANSION GEOGRAPHIC FOCUS

I.A. Prokofiev

Definition of a potential expansion for regional commercial banks had been formulated in the article. Quantitative estimation of that potential for a number of them, which based on searching solution of a linear programming problem, had been considered.

Keywords: commercial banks, inter-regional expansion, the capacity of commercial banks, a linear programming problem.

Prokofiev Ilya Aleksandrovich, applicant of the Department «Finance and Management» of the Tula State University, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 339.138 (075.8)

МАРКЕТИНГ ЭКСКЛЮЗИВНОГО ТОВАРА МАЛОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

В.А. Поляков, О.В. Юдина, Т.Н.Лукина, А.А. Жихарева

Представлены субъекты кондитерского рынка Тулы. Дано понятие «эксклюзивный товар» и его примеры. Раскрыт набор ценностей эксклюзивных товаров. Выделена специфика продаж эксклюзивных кондитерских товаров. Обоснованы низкозатратные инструментам продвижения.

Ключевые термины: эксклюзивный товар, кастомизированный маркетинг, маркетинг отношений, персональные коммуникации.

Высокая рекламная активность кондитерских брендов на федеральном уровне привела к снижению доли местных торговых марок кондитерской продукции на региональных рынках, что вызывает необходимость адаптации известных организационно-методических основ управления продвижением применительно к региональным торговым маркам и разработку методик, позволяющих выявлять наиболее эффективные средства продвижения в условиях ограниченных рекламных бюджетов. Кроме того, малые предприятия в силу гибкости технологического процесса начинают переходить на производство не массового, а эксклюзивного товара для сегмента с доходностью выше среднего. Эта стратегия будет способствовать их выживанию в условиях кризиса, так как эксклюзивный товар пользуется достаточным спросом у высокодоходного сегмента, что потребует выявления новых подходов к созданию эксклюзивного товара и построению системы управления продвижением.

С точки зрения конкуренции, рынок кондитерских изделий испытывает влияние такой тенденции как постепенная «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа производителей. В Туле кондитерский рынок представлен следующими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.