Научная статья на тему 'Оценка последствий вступления России в ВТО для банковского сектора на основе анализа зарубежного опыта'

Оценка последствий вступления России в ВТО для банковского сектора на основе анализа зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТУПЛЕНИЕ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ / ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANKING SECTOR / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ / THE CREDIT ORGANIZATION WITH FOREIGN INVESTMENTS / БАНКИ-РЕЗИДЕНТЫ / RESIDENT BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова И. Ш., Ешков Д. О.

В статье проведена оценка последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для банковского сектора на основе изучения зарубежного опыта. Авторы изучили основные проблемы банковского сектора в условиях присоединения страны во Всемирную торговую организацию для стран постсоветского пространства и Китая. Выделены ключевые пункты протокола о присоединении к Всемирной торговой организации для банковской системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE CONSEQUENCES OF RUSSIA''S ACCESSION TO THE WTO FOR THE BANKING SECTOR ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

The paper assessed the consequences of Russia's World Trade Organization accession for the banking sector on the basis of study of foreign experience. The authors have studied the major problems of the banking sector in the country's accession to the World Trade Organization for the Soviet Union and China. Highlighted key points of the protocol of accession to the World Trade Organization for Russia's banking system.

Текст научной работы на тему «Оценка последствий вступления России в ВТО для банковского сектора на основе анализа зарубежного опыта»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.71:339.54

И.Ш. Давыдова

канд. экон. наук, доцент, кафедра финансового менеджмента, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань

Д.О. Ешков

магистрант, кафедра общего стратегического менеджмента, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ДЛЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье проведена оценка последствий вступления России во Всемирную торговую орга-

низацию для банковского сектора на основе изучения зарубежного опыта. Авторы изучили основные проблемы банковского сектора в условиях присоединения страны во Всемирную торговую организацию для стран постсоветского пространства и Китая. Выделены ключевые пункты протокола о присоединении к Всемирной торговой организации для банковской системы России.

Ключевые слова: вступление во Всемирную торговую организацию, банковский сектор, кредитная организация с иностранными инвестициями, банки-резиденты.

I.Sh. Davydova, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

D.O. Eshkov, Kazan (Privolzhskiy) Federal University

EVALUATION OF THE CONSEQUENCES OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WTO FOR THE BANKING

SECTOR ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

Abstract. The paper assessed the consequences of Russia's World Trade Organization accession for the banking sector on the basis of study of foreign experience. The authors have studied the major problems of the banking sector in the country's accession to the World Trade Organization for the Soviet Union and China. Highlighted key points of the protocol of accession to the World Trade Organization for Russia's banking system.

Keywords: accession to the World Trade Organization, the banking sector, the credit organization with foreign investments, resident banks.

Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 г. Переговоры велись на протяжении долгих лет и были предметом непрекращающейся дискуссии. Российская Федерация, став 156-м членом ВТО, взяла на себя обязательства по ограничению экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Российская Федерация будет применять все свои законы, правила и другие меры, регулирующие перевозку товаров (включая энергоресурсы), в соответствии с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ВТО. Российская Федерация должна отменить все программы промышленного субсидирования или изменить их таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров [4].

Проведем оценку последствий вступления России в ВТО для банковского сектора на основе изучения зарубежного опыта. По мнению авторов, данная оценка имеет первостепенную важность, т.к. от развития финансового и, в частности, кредитного рынков зависит благополучие не только бизнеса, но частных лиц и государства в целом.

Россия вела переговоры о членстве в ВТО достаточно долго - 18 лет, и это дало возможность участникам переговорного процесса учесть мельчайшие нюансы и максимально

сблизить свои позиции. Конечно, при подписании условий членства нашей страны были учтены положительные и негативные последствия вступления в ВТО наших ближайших соседей -стран постсоветского пространства. Наиболее развитым сектором банковских услуг среди них могли похвастаться балтийские страны. Например, Литва стала членом ВТО в 2001 году. До 2008 г. экономика этой страны, равно как и Латвии, Эстонии, росла темпами до 8% в год. Но всемирный финансовый кризис 2008 г. прервал рост «Балтийского тигра».

Ситуация в Литве ухудшилась от того, что образовался «мыльный пузырь» на рынке недвижимости: население увлеклось вложениями в готовое и строящееся жилье, в том числе и за счет банковских ипотечных кредитов. Условия подобного кредитования были вполне комфортными, и правительство Литвы пошло на поводу европейского требования либерализации всех секторов экономики (с 2004 г. эта страна вступила и в Европейский союз). Во время рецессии государственные органы власти попытались использовать финансовые рычаги управления макроэкономическими показателями для смягчения воздействия кризиса, но этих рычагов в распоряжении власти не оказалось: все крупные литовские банки оказались поглощенными или, еще хуже, вытесненными с рынка скандинавскими кредитными организациями. Доля иностранного капитала в совокупном капитале банковского сектора Литвы в настоящее время равна 90% [3].

Аналогичным примером является вступление в ВТО Эстонии. Сейчас там действует около десяти коммерческих банков и представительств иностранных банков. Но более 80% банковских активов Эстонии контролируются двумя шведскими банками, Swedbank и SEB.

В Украине иностранным банкам позволено открывать филиалы с даты вступления в ВТО. Иностранные инвесторы могут учреждать банки без квот на иностранный капитал. Если в 2004 г. иностранных банков было 9% от общего их количества, то уже в 2010 г. - 40%. Всего в Украине 176 банков, из них 56 - с частичным иностранным капиталом и 21 банк - со стопроцентным иностранным капиталом. Многие мелкие иностранные банки уходят с этого рынка, а украинский капитал начал обратный процесс - скупку иностранных банков (например, грузинских). Причины этого кроются в финансовом кризисе, девальвации национальной валюты, неплатежеспособности клиентов, а также в принятых политических мерах - таких, например, как депозитный мораторий, возможность введения налога на депозиты, что приводит к утере доверия клиентов к банковским услугам в стране.

Интересен и показателен опыт Китая. Со вступлением этой страны в ВТО в 2001 г., государство потеряло контроль над банковской системой (несмотря на пятнадцатилетний переговорный процесс). Китайские банки сейчас заметно проигрывают иностранным кредитным организациям по уровню риска и качеству менеджмента. Приток иностранного капитала создает огромную конкуренцию и вызывает рост внутренней денежной массы. Соответственно, правительство получает новые проблемы в макроэкономике и финансовой политике. Но деньги зарубежных инвесторов идут только в прибрежные регионы, поэтому усиливается неравенство между территориями, что вызывает необходимость роста бюджетных расходов. Во внутренних регионах по-прежнему господствуют банки, функционирующие на основе капитала резидентов.

Конечно, опыт стран, уже имеющих опыт взаимодействия с иностранными инвестициями в банковском секторе, не мог не найти отражения в договоре, подписанном Россией при вступлении в ВТО. Правительство Российской Федерации постаралось учесть негативный опыт ближних и дальних соседей и обезопасить свои банки от неконтролируемого пришествия мощных иностранных конкурентов. Так, основным достижением переговорного процесса в этой сфере можно считать запрет открывать филиалы зарубежных банков на территории нашей страны. Был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ, запрещающий открытие и деятельность данных филиалов [2]. Закон был подготовлен Правительством Российской Федерации в рамках

стратегии развития банковского сектора России на период до 2015 года.

Само понятие «филиал иностранного банка», упоминаемое раньше в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ушло из юридического обихода. Теперь в данном законе, в частности в статье 17, упоминается «кредитная организация с иностранными инвестициями» [1]. К данным кредитным организациям Банк России предъявляет повышенные требования. На территории нашей страны в настоящее время действуют только дочерние банки иностранных кредитных организаций, зарегистрированные и работающие в соответствие с вышеупомянутым законом «О банках и банковской деятельности».

Таким образом, авторы статьи делают вывод, что с вступлением России в ВТО, банковский сектор нашей страны не получил каких-либо кардинальных изменений в своей деятельности, и государство постаралось максимально защитить банки-резиденты. Банковское лобби смогло отстоять свои позиции, запретив приход на российский рынок сильных зарубежных игроков. В отличие от других секторов экономики, банковский сектор России не потеряет своих позиций даже после окончания переходного периода. Можно ли считать это защитой суверенитета на кредитном рынке или отсутствием нормальной конкуренции, покажет время.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 2.12.1990 № 395-1 (с последними изменениями и дополнениями) «О банках и банковской деятельности»

2. Федеральный закон от 14.03.2013 № 29-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Издание Совета независимых экспертов Балтии http://www.baltexpert. сот/2012Л2/05/ара1ес^_Код^хх_К/ (5 декабря 2012 года)

4. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/15550.html/ (21 ноября 2011 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.