Научная статья на тему 'Оценка положения ПАО Сбербанк на финансовом рынке (по субъектам Российской Федерации)'

Оценка положения ПАО Сбербанк на финансовом рынке (по субъектам Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАО Сбербанк / финансовый рынок России / финансовое стратегирование / Sberbank / financial market of Russia / financial strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрдниев Э. И.

В статье исследуется роль ПАО Сбербанк на финансовом рынке России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF POSITION SBERBANK IN THE FINANCIAL MARKET (ACCORDING TO THE REGIONAL SYSTEMS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article examines the role of Sberbank in the financial market of Russia

Текст научной работы на тему «Оценка положения ПАО Сбербанк на финансовом рынке (по субъектам Российской Федерации)»

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10039

ЭРДНИЕВ Э.И.

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ПАО СБЕРБАНК НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Аннотация: В статье исследуется роль ПАО Сбербанк на финансовом рынке России.

Ключевые слова: ПАО Сбербанк, финансовый рынок России, финансовое стратегирование

ПАО Сбербанк - один из ведущих международных финансовых институтов (представительства в 22 стране, 92,8 миллионов активных частных клиентов, 2,27 миллиона активных корпоративных клиентов) и крупнейший российский (национальный) банк (87% активов Сбербанка территориально дислоцирована в России), активно представленный в Центральной и Восточной Европе (здесь и далее источник - официальный сайт Сбербанка России[2]).

История Сбербанка начинается с подписания 12 ноября 1841 императором Николаем I указа об учреждении и открытии в России сберегательных касс. Во времена СССР сберкассы были преобразованы в систему Государственных трудовых сберегательных касс.

В современное время Сбербанк - это мультиуниверсальный банк, крупнейшая международная группа, сориентированная на построение системы экосистемы финансовых и нефинансовых банковских и небанковских высокотехнологичных сервисов.

Текущая бизнес-модель Банка развивается с учетом интересов 5 типов стейкхолдеров (сотрудников, клиентов, акционеров и инвесторов, государства и общества) по 6 ключевым направлениям:

• Клиентам (физическим и юридическим лицам);

• Продуктам (финансовым и нефинансовым, в том числе, соответственно, банковским и небанковским);

• Высокотехнологичным каналам доступа и использования (онлайн, офлайн, каналам партнеров);

• Ресурсам (НЯ, данным, финансам);

• Технологическим драйверам (технологическим платформам, инновационной инфраструктуре);

• Ценностным драйверам (корпоративной культуре, максимальной клиентоориентированностью, социальной ответственностью).

Согласно Аналитическому докладу Центрального Банка Российской Федерации (данные в докладе агрегированы за 2017 г.) «Конкуренция на финансовом рынке»[1], ПАО Сбербанк - безусловный лидер на банковском рынке по субъектам России, в таких процессах, как кредитование физических и юридических лиц, а также кредитовании индивидуальных предпринимателей на территории всей России (см. рис. 1-3).

Количество лидеров на банковском рынке по субъектам Российской Федерации

СвЯ-СотровК*

Менее -80

-80<-*80

Боле« 80

Менее 8 кредитных арг анииций а регионе

Кредитование физических лиц (банки с объемом собственных средств (капитала) более 1 млрд руб.) в 2017 году

Регион Ёдинсгаанный лидер Республика Дагестан ПАО Сбербанк

Еврейская АО Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Ненецкий АО ПАО Сбербанк ПАО Сбербанк ПАО Сбербанк ПАО Сбербанк Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Коми Республика Крым ПАО Сбербанк ПАО Сбербанк ПАО Сбербанк ПАО РНК6 Бачк

Нижегородская область ПАО Сбербанк Республика Хакасия ПАО Сбербанк

Республика Алтай ПАО Сбербанк чукотский АО ПАО Сбербанк

Ф

Доля населения, проживающего в регионах с соответствующий уровнем конкуренции

Рис. 1. Кредитование физических лиц (банки с объемом собственных средств (капитала) более 1

млрд.руб.) в 2017 г.

№ 1(38), 2019 г.

Рис. 2. Кредитование юридических лиц (банки с объемом собственных средств (капитала)

более 1 млрд.руб.) в 2017 г.

Рис. 3. Кредитование индивидуальных предпринимателей (банки с объемом собственных средств

(капитала) более 1 млрд.руб.) в 2017 г.

В Аналитическом докладе ЦБ РФ отмечается, что в целом, в рамках всего российского финансового рынка, присутствие ПАО Сбербанк в таких продуктовых сегментах как «Кредитование» и «Привлечение средств» (по финансовым услугам «Занять» и «Сберечь» ПАО Сбербанк, по индексу Линда, для индивидуальных предпринимателей и физических/юридических лиц в топе 83 и 83/82 из 85 субъектов России соответственно), «Переводы и платежи» (по финансовой услуге «Перевести» ПАО Сбербанк - устойчивый лидер в межбанковских переводах и переводах физических лиц со своих банковских счетов), «Инвестиционные услуги» (по финансовой услуге «Приумножить» ПАО Сбербанк чаще замыкает тройку лидеров) является, за исключением сегмента «Страхование» (финансовая услуга «Застраховать»), чаще олигополистическим (в 2016-2017 гг. ПАО Сбербанк увеличил показатели своего первенства с 59 до 67 регионов страны)[1].

Как отмечается в Аналитическом докладе, в соответствии с микроэкономической моделью Форхаймера К., ПАО Сбербанк - классический доминирующий лидер в конкурентном окружении (по Лебенстайну Х., Банк - Х-эффективный лидер, который, благодаря своему монопольному положению, инициирует внедрение новейших технологий и инструментов, наряду с сохранением рыночного минимума издержек), отличающийся от конкурентов следующими рыночными свойствами:

1. Линейки банковских продуктов Банка характеризуются дифференцируемостью и узнаваемостью по разным группами потребителей банковских услуг;

2. Уровень издержек Банка, в том числе за счет эффекта масштаба, технологий, менеджмента, длительной положительной истории восприятия бренда клиентами, сравнительно низок;

3. Стохастический характер бизнес-роста Банка;

4. Доверие клиентов Банку;

5. Банк - явный ценовой лидер по большинству предлагаемых услуг.

Причем по шести отмечаемым в докладе Центробанка России конкурентным преимуществам (в частности - «Нарушению правил», «Некопируемым привилегиям», «Отношениям с государством», «Операционной эффективности», «Уникальности продукта», «Уникальным отношениям с клиентом»), ПАО Сбербанк сохраняет устойчивые лидерские позиции.

Однако в долгосрочной перспективе Банк явно проигрывает в вопросах корпоративного кредитования, расширения линейки банковских продуктов и услуг гражданам, кибер-защите клиентов, усилении качества кадрового состава управленцев по регионам страны.

Таким образом, в рамках целей и задач финансового стратегирования ПАО Сбербанк, Банку предпочтительнее:

• Развивать направление корпоративного кредитования;

• Наращивать дифференциацию пакета банковских продуктов и услуг физическим лицам;

• Усиленно укреплять позиции Интернет-банкинга;

• Оптимизировать текущую систему внутреннего менеджмента с учетом задач укрепления корпоративного духа Банка.

1. Аналитический отчет Центробанка России «Конкуренция на финансовом рынке» - https://www.cbr.ru/ Сойеп^оситейЖ1е/44303/20180607_report.pdf

2. Источник - официальный сайт ПАО Сбербанк - https://www.sberbank.com/ru/investor-relations;

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10040 ЭРДНИЕВ Э.И., ХОДЫКОВА Н.В.

МИКРО- И МАКРО-ИМПЕРАТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: В статье исследуются особенности формирования микро- и макро-императивов финансового стратегирования в России и за рубежом

Ключевые слова: финансовые стратегии предприятий, микро- и макро-императивы финансового стратегирования современных организационных структур

Теоретический обзор этимологии отечественного и зарубежного толкования корпоративных финансов, представленный нами в статье «Сущность корпоративных финансов как инструмента экономического развития хозяйствующих субъектов регионов России» в журнале «Муниципальная академия» [24, С. 62-68.], показал,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.