Научная статья на тему 'Микро- и макро-императивы финансового стратегирования в России и за рубежом'

Микро- и макро-императивы финансового стратегирования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые стратегии предприятий / микрои макро-императивы финансового стратегирования современных организационных структур / financial strategies of enterprises / micro- and macro-imperatives of financial strategy development of modern organizational structures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрдниев Э. И., Ходыкова Н. В.

В статье исследуются особенности формирования микрои макро-императивов финансового стратегирования в России и за рубежом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICRO- AND MACRO-IMPERATIVES OF FINANCIAL STRATEGING IN RUSSIA AND ABROAD

The article investigates the features of the formation of microand macro-imperatives of financial strategy in Russia and abroad

Текст научной работы на тему «Микро- и макро-императивы финансового стратегирования в России и за рубежом»

В Аналитическом докладе ЦБ РФ отмечается, что в целом, в рамках всего российского финансового рынка, присутствие ПАО Сбербанк в таких продуктовых сегментах как «Кредитование» и «Привлечение средств» (по финансовым услугам «Занять» и «Сберечь» ПАО Сбербанк, по индексу Линда, для индивидуальных предпринимателей и физических/юридических лиц в топе 83 и 83/82 из 85 субъектов России соответственно), «Переводы и платежи» (по финансовой услуге «Перевести» ПАО Сбербанк - устойчивый лидер в межбанковских переводах и переводах физических лиц со своих банковских счетов), «Инвестиционные услуги» (по финансовой услуге «Приумножить» ПАО Сбербанк чаще замыкает тройку лидеров) является, за исключением сегмента «Страхование» (финансовая услуга «Застраховать»), чаще олигополистическим (в 2016-2017 гг. ПАО Сбербанк увеличил показатели своего первенства с 59 до 67 регионов страны)[1].

Как отмечается в Аналитическом докладе, в соответствии с микроэкономической моделью Форхаймера К., ПАО Сбербанк - классический доминирующий лидер в конкурентном окружении (по Лебенстайну Х., Банк - Х-эффективный лидер, который, благодаря своему монопольному положению, инициирует внедрение новейших технологий и инструментов, наряду с сохранением рыночного минимума издержек), отличающийся от конкурентов следующими рыночными свойствами:

1. Линейки банковских продуктов Банка характеризуются дифференцируемостью и узнаваемостью по разным группами потребителей банковских услуг;

2. Уровень издержек Банка, в том числе за счет эффекта масштаба, технологий, менеджмента, длительной положительной истории восприятия бренда клиентами, сравнительно низок;

3. Стохастический характер бизнес-роста Банка;

4. Доверие клиентов Банку;

5. Банк - явный ценовой лидер по большинству предлагаемых услуг.

Причем по шести отмечаемым в докладе Центробанка России конкурентным преимуществам (в частности - «Нарушению правил», «Некопируемым привилегиям», «Отношениям с государством», «Операционной эффективности», «Уникальности продукта», «Уникальным отношениям с клиентом»), ПАО Сбербанк сохраняет устойчивые лидерские позиции.

Однако в долгосрочной перспективе Банк явно проигрывает в вопросах корпоративного кредитования, расширения линейки банковских продуктов и услуг гражданам, кибер-защите клиентов, усилении качества кадрового состава управленцев по регионам страны.

Таким образом, в рамках целей и задач финансового стратегирования ПАО Сбербанк, Банку предпочтительнее:

• Развивать направление корпоративного кредитования;

• Наращивать дифференциацию пакета банковских продуктов и услуг физическим лицам;

• Усиленно укреплять позиции Интернет-банкинга;

• Оптимизировать текущую систему внутреннего менеджмента с учетом задач укрепления корпоративного духа Банка.

1. Аналитический отчет Центробанка России «Конкуренция на финансовом рынке» - https://www.cbr.ru/ Сойеп^оситейЖ1е/44303/20180607_report.pdf

2. Источник - официальный сайт ПАО Сбербанк - https://www.sberbank.com/ru/investor-relations;

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10040 ЭРДНИЕВ Э.И., ХОДЫКОВА Н.В.

МИКРО- И МАКРО-ИМПЕРАТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: В статье исследуются особенности формирования микро- и макро-императивов финансового стратегирования в России и за рубежом

Ключевые слова: финансовые стратегии предприятий, микро- и макро-императивы финансового стратегирования современных организационных структур

Теоретический обзор этимологии отечественного и зарубежного толкования корпоративных финансов, представленный нами в статье «Сущность корпоративных финансов как инструмента экономического развития хозяйствующих субъектов регионов России» в журнале «Муниципальная академия» [24, С. 62-68.], показал,

что в современном высокотехнологичном мире особую значимость приобретают вопросы формирования микро- (мезо- - в известной степени являются промежуточным понятием) и макро-императивов финансового стратегирования организационных структур разных типов во взаимосвязи с (как представляется, наиболее востребованными) системным и процессным подходами анализа (см. рис.1).

Рис. 1. Взаимосвязь системного и процессного подходов в понимании микро- и макро-императивов

финансового стратегирования

Как известно, системный подход - это многомерная методология оценки ключевых явлений теории управления, как явлений, состоящих из частей (подсистем), составляющих вместе единое целое (систему) в соответствии с горизонтальными и вертикальными управленческими потоками и связями, реализуемыми различными организационными структурами. Процессный подход, в свою очередь, «предполагает определение системы бизнес-процессов, выполняемых в организации и дальнейшую работу с ними» (на основе TQM -Total Quality Management, PIQS - Process Integrated System, стандарты ИСО 9000, BPMS - Business Process Management System, ERP - Enterprise Resource Planning)[20, 26].

В соответствии с понятийно-категориальным аппаратом базовой микроэкономики, микроэкономическими императивами процессов принятия решений стандартными контрагентами, напрямую определяющих специфику их финансовых стратегий, могут соответственно выступать [28]:

• Задачи потребления и производства благ;

• Факторы производства предприятия/фирмы/компании;

• Условия равновесия и структурные характеристики рынка/рынков;

• Особенности информационной асимметрии;

• Характеристики рыночных экстерналий;

• Типология общественных благ.

В свою очередь, макроэкономическими императивами, воздействующими на качество финансовых стратегий предприятий, выступают общеэкономические, национальные условия хозяйствования базовых экономических секторов открытых экономических систем (Государства, Фирм, Домохозяйств и Иностранного сектора) [28]:

• Качество экономического роста и цикличность макроэкономики;

• Текущие и прогнозные условия инфляции и безработицы в стране;

• Характеристики денежного обращения, процентных ставок и кредитования;

• Особенности формирования государственного бюджета, государственных программ развития и поддержки крупного и малого бизнеса и т.п.;

• Состояние торгового баланса и мировой экономики в целом.

При этом, в рамках основного макроэкономического тождества ^=С+1+О+Хп, где С - потребление, I -инвестиции, О - государственные расходы, Хп - чистый экспорт) [28], раскрывается взаимосвязанность микро- и макро-категорий - макроэкономические сектора можно рассматривать как объединенные в одно микроэкономические множества (см. на рис. 2.):

• Государство (О=Тх-Тг) - это множество местных, региональных и федеральных органов власти;

• Фирмы (I) -множество всевозможных коммерческих предприятий, действующих на территории данного государства;

• Домохозяйства (С) -совокупность экономически активных граждан-резидентов исследуемой страны;

• Иностранный сектор (Хп=Ех-1т) - объединение компаний с иностранным участием, хозяйствующих в пределах данной национальной экономики.

Полная схема кругооборота расходов

экспорт (Ех)

Согласно постулатам финансового менеджмента[8-11, 25], финансово и хозяйственно заинтересованные предприятия и/или корпорации делимы на такие группы, как:

1. Поставщики капитала (собственники и лендеры);

2. Участники текущей деятельности (поставщики-продавцы, потребители-покупатели);

3. Государственные учреждения и организации (органы, отвечающие за установку «правил игры», в том числе, например, налоговые органы);

4. Работники предприятия/компании (постоянные, фрилансеры; высший, средний/линейный и/или низший менеджмент и т.п.);

5. Прочие заинтересованные лица (конкуренты, инвесторы, аналитики и спекулянты).

По иерархии целей функционирования, указанные выше заинтересованные лица предприятия и/или корпорации могут занимать позиции, схематично отраженные на рис. 3.

Повышательная тенденция курса акций, т.е. рост капитализация бизнеса

Корпоративные интересы топ-.менеджеров_____

t

Интересы собственников

Результативность (прибыльность)

Прибыль Рентабельность собственного капитала Рентабельность продаж

Интересы собственников и —ISfWDBXfflDQe.

^_N.

Показатели качества платежно-расчетной дисциплины Характеристики финансовой структуры и эффективности ее поддержания * J

Интересы по-ставщикав Интересы пендеров

/ \

Интересы nowy-';. _ дашйпей_ _.„, ¿** Ценовая политика, показатели качества продукции и ритмичности ее поставки Показатели рентабельности по подразделениям У Интересы линейных руководителей

Интересы работников

Заработная плата

Социальный пакет

Наличие системы льготной покупки акций как возможности перехода из класса наемных работников в класс собственников фирмы

Рис. 3. Иерархия целей функционирования финансово и хозяйственно заинтересованных

предприятий и/или корпораций [25]

Гипотетически, модельный ряд реакций предприятий/фирм/компаний на изменение микро- и/или макроимперативов может представлять собой систему, проиллюстрированную в таблице 1.

В рамках такого фокуса восприятия исследуемого проблемного поля, можно заметить, что микроимперативы финансового стратегирования в большей степени касаются вопросов определения, поддержки и роста стоимости фирм или предприятий (чаще малых и средних предпринимательских структур в вопросах частного взаимодействия с государственными учреждениями и кадровым составом организации): финансовая стратегия фирмы (обобщенно) - это существенная часть ее общей стратегии развития, ориентированная на мобилизацию, эффективное распределение и использование финансовых, но также и нефинансовых (например, человеческих) ресурсов фирмы, с целью оптимизации ее финансово-экономического состояния в долгосрочной перспективе.

Соответственно, макро-императивы - это, конечно же, лимитирующие факторы, связанные, чаще всего, с особенностями глобального взаимодействия коммерческих организаций на уровне национальной экономики с госсектором, фирмами и домашними хозяйствами.

При этом в узком смысле слова (частные) трактовки, которые в известной степени могут оставаться или выходить в пределах и/или за пределы микро- или макро-границ формирования и развития тех или иных финансовых стратегий, значительно разнообразнее:

• Так, суммируя определения Ковалевой А.Н., Геращенко И.П. и Романенко О.А. можно считать, что содержательная суть финансового стратегирования предприятий состоит в формировании генерального плана по обеспечению фирмы денежными средствами[16 С. 7-8, 12-15; 22 С. 48-49].

• Раппопорт А., Решетько Н.И., Башкатова Ю.И., Хасьянов И.И. обосновывают важность факторов формирования стоимости компаний, в том числе капитализации их прибыли, как приоритетных (моделируемых) направлений развития финансовых стратегий современных бизнес-структур в пред-кризисный, кризисный и пост-кризисный периоды [30, 21, 27 С. 91-95].

• Отраслевой (кратко- и долгосрочный) аспект финансового стратегирования, например, в сфере услуг - уточняется в работах Аксенова В.В., Бжукова А.А., Боднара А.Ю [1 С. 80-85], в автомобилестроении ранжирован в трудах Загребельной Н.С.[12-13], четко сгруппирован в исследованиях российской потребительской кооперации Ильиной Л.И [15 С. 64-70] и т.д. и т.п.;

• Менеджеральный ракурс отладки финансовых стратегий достаточно пристально изучается в работах Бланка И.А., Лисовской И.А., Тепловой Т.В., а также в учебном пособии для студентов вузов под редакцией Когденко В.Г., Мельника М.В. и Быковникова И.Л. [2, С. 10-15; 18, C. 26-30; 23; 17].

В тоже время, Геращенко И.П., объединяя оба основания (и микро- и макро-), выделяет так называемые оптимальные финансовые стратегии, как сформированный из эффективных проактивных и активных решений стратегический оптимум, во-первых, максимизирующий долгосрочно стоимость компании и, во-вторых, нацеленный на инновационность развития компании:

1) структурные или же оптимизирующие структуру активов и капитала компании, структуру управления ее финансовой деятельностью;

2) кредитные или же оптимизирующие источники финансирования деятельности компании;

3) инвестиционные или же оптимизирующие качество «посева» средств [6, С. 12-15].

Через призму многоуровневости и связанности современных экономических процессов, отталкиваясь от работ Бляхмана Л.С., Зябрикова В.В., Овчинникова, а также Абольхассана Е., Уэресаа М. и исследований других отечественных и зарубежных ученых, можно также говорить о выделении: вертикальной, горизонтальной и смешанной организационной интеграции, как видов неоклассических, в том числе -финансовых, стратегий [3, C. 181-190; 19, С.62-75; 29; 31].

В общем виде, и для микро- и для макро-императивов формирования и реализации финансовых стратегий, последние могут быть типологизированы по 4 базовым основаниям (подробное описание императивов см. в табл. 1.2.2.):

1. По содержанию - например, функциональные, ресурсные и целевые финансовые стратегии [8, С. 11-16];

2. По эконометрическим и управленческим моделям финстратегирования - например, интегральные, кластерные и смешанные матрицы (матрицы финансовых показателей, EVA, Франшона Ж. и Романе И., SWOT-анализа) [25];

3. По отраслевым/секторальным характеристикам применения - например, финансовые стратегии фирм, финансовые стратегии государственных предприятий и организаций, финансовые стратегии некоммерческих организаций (благотворительных фондов, общественных и/или религиозных организаций и т.п.) [4; 7, С. 64-74];

4. По менеджеральным особенностям иерархии принятия решений в рамках одной корпоративной структуры - например, финансовые стратегии головных организаций и финансовые стратегии филиалов [5, С. 230-233].

Таблица 2.

Типологизация микро- и макро- императивов формирования и реализации финансовых стратегий по 4

базовым основаниям

Микро-императивы М акро -импер ативы

1. По содержанию финансовых стратегий Чаще - краткосрочно Долгосрочно

Чаще - факторы формирования ресурсных финансовых стратегий (труд, земля, капитал, технологии, информация) Чаще - факторы формирования целевых финансовых стратегий (взаимосвязь тактических/ оперативных задач в достижении стратегических целей)

Функциональные финансовые стратегии (по структуре функций)

2. По эконометрическим моделям используемых финансовых стратегий Чаще - краткосрочно Долгосрочно

Матрицы финансовых показателей, EVA (локальные критерии и показатели организационного развития) Матрицы Франшона Ж. и Романе И., SWOT-анализа (глобальные критерии и показатели организационного развития)

3. По отраслевым/секторальн ым характеристикам применения финансовых стратегий Чаще - краткосрочно Долгосрочно

Факторы формирования финансовых стратегий малых и средних фирм, финансовые стратегии местных государственных предприятий и организаций, финансовые стратегии локальных некоммерческих организаций Факторы формирования финансовых стратегий крупных фирм, финансовые стратегии государственных предприятий и организаций федерального уровня, финансовые стратегии некоммерческих организаций

4. По менеджеральным особенностям принятия решений Чаще - краткосрочно Долгосрочно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы формирования финансовых стратегий филиалов (решение оперативных задач) Факторы формирования финансовых стратегий головных организаций (решение стратегических задач)

Таким образом, микро- и макро-императивы финансового стратегирования в России и за рубежом сопрягаемы с микро- и макро-экономическим представлением системных и процессных явлений, проистекающих во внутренней и внешней среде современных предприятий и организаций, в частности:

• микро-императивы финансового стратегирования в большей степени касаются вопросов определения, поддержки и роста стоимости фирм или предприятий (чаще малых и средних предпринимательских структур в вопросах частного взаимодействия с государственными учреждениями и кадровым составом организации)

• макро-императивы - это, конечно же, лимитирующие факторы, связанные, чаще всего, с особенностями глобального взаимодействия коммерческих организаций на уровне национальной экономики с госсектором, фирмами и домашними хозяйствами.

1. Аксенов В.В., Бжуков А.А., Боднар А.Ю. Роль финансовой стратегии в обеспечении конкурентоспособности компаний сферы услуг// Terra Economicus, 2011, Том 9, №4, часть 2. С. 80-85.

2. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. С. 10-15;

3. Бляхман Л.С., Зябриков В.В. Стратегический менеджмент, кооперационная структура и корпоративная культура фирм нового типа // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3. — C. 181-190;

4. Богер И.Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений// Проблемы современной науки и образования, 2014;

5. Борисова В.Д, Сычев П.П. Особенности финансовых стратегий российских компаний//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского В.Г., №24, 2011. С. 230-233.

6. Геращенко И.П. Теория и методология формирования оптимальной финансовой стратегии компании/ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Томск. 2010. С. 1215.

7. Грищенко А.В. Механизмы формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций// Вестник Финансового университета, №4, 2014. С. 64-74.

8. Дорофеев М.Л. Матричные методы управления корпоративными финансами: автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.10, 08.00.13 /Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2010. С. 11-16;

9. Дорофеев МЛ. «Анализ взаимосвязи и взаимозависимости финансовой и корпоративной стратегии компании» // ежемесячный журнал «Современные аспекты экономики» №6(119) 2007, Санкт-Петербург.-0,1 п.л.;

10. Дорофеев МЛ. «Развитие моделей стратегического финансового менеджмента с учетом требований современной экономики» // Журнал «Финансы и кредит», 45(333) - 2008 декабрь - 0,95 п.л.;

11. Дорофеев МЛ. «Сравнительный анализ стратегических моделей финансового менеджмента» // журнал «Финансовый Менеджмент» №2'2008 март-апрель. - 0,55 п.л.; Финансовый менеджмент: теория и практика: под ред. Е. С . Стояновой. М.: Перспектива, 2001.

12. Загребельная Н.С. Международная конкурентоспособность автомобилестроительных компаний США: монография/ Н.С Загребельная. М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. 200 с.;

13. Загребельная Н.С. Финансовые результаты сделок по слиянию и поглощению в автомобилестроении// Управление корпоративными финансами. 2012. №3 (51). С. 162-167.

14. Иванова А. А. Финансовые стратегии российских предприятий // Молодой ученый. — 2018. — №39. — С. 75-82. — URL https://moluch.ru/archive/225/52888/ (дата обращения: 13.09.2019).

15. Ильина Л.И. Обоснование стратегии управления финансами в системе потребительской кооперации/ /Экономический анализ: теория и практика. 2008. №11. С. 64-70.

16. Ковалева А.Н. Финансы: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.;

17. Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пос. для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 471 с.

18. Лисовская И.А. Финансовая стратегия: Путь к финансовому успеху и стабильности//Инициативы XXI века. 2009. №3. С. 26-30;

19. Овчинников В. На волне очередной технологической революции — к экономике будущего // Экономические стратегии. 2014. — № 3. — С.62-75.;

20. Процессный подход // Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». — М. : НТК «Трек», 2000;

21. Решетько Н.И., Башкатова Ю.И. Формирование конкурентной финансовой стратегии предприятия в период кризиса // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/ 109EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/109EVN115

22. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов. Саратов: СГСЭУ, 2010. С. 48-49.

23. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор. М.: Юрайт, 2009. С. 268.;

24. Убушаева Б.Г., Эрдниев Э.И., Ходыкова Н.В. Сущность корпоративных финансов как инструмента экономического развития хозяйствующих субъектов регионов России// Муниципальная академия, №2, апрель-июнь 2019, С. 62-68.

25. Финансовый менеджмент: теория и практика: под ред. Е. С . Стояновой. М.: Перспектива, 2001.

26. Хаммер М., Чампи Д. «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в Бизнесе». — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2007.

27. Хасьянов И.И. Формирование и развитие финансовой стратегии предприятия на основе капитализации прибыли/ Вестник СамГУ. 2014. №8 (119). С. 91-95.

28. Экономическая теория: Учебное пособие. - Элиста, 2009.

29. Abolhassan E. (etc) The road to a modern IT factory: indusrialisation — automatisation — optimisation. Berlin, Springer, 2014.;

30. Rappoport A. Creating Shareholder Value: A Guide for Managers and Investors. NY, 2008.

31. Weresa M.A. (etc). Innovation, human capital and trade competitiveness: How are they connected and why do they matter? Springer. 2014. — 1539 p.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10041 БАСАНГОВА Б.Н.

ПОПУЛЯЦИЯ ИРИСА КАРЛИКОВОГО (IRISPUMILAL.)

В ПРИЮТНЕНСКОМ РАЙОНЕ РК

Аннотация: В статье рассматриваются особенности произрастания и ареал распространения ириса карликового на территории Приютненского района Республики Калмыкия. Вид занесен в Красную книгу Российской Федерации, Республики Калмыкия и сопредельных территорий

Ключевые слова: ирис карликовый, экология произрастания вида, редкие и исчезающие виды, Красная книга Республики Калмыкия.

В 2014 году издана первая Красная книга Республики Калмыкия, в которой приводятся сведения о категориях и природоохранном статусе редких и исчезающих видов флоры нашего региона[1].

Ирис карликовый, ирис низкий, касатик карликовый, степные петушки - IrispumilaL.- занесен в Красную книгу Российской Федерации (Красная книга..., 2008)[2], Республики Калмыкия (2014), Республики Дагестан (2009)[3], Астраханской (2004)[4], Волгоградской (2006)[5], Ростовской (2004) [6]областей. Ирис карликовый обладает статусом сокращающегося в численности (уязвимого) вида. Исследования биологических и экологических особенностей ириса карликового представляет научный интерес и является необходимым условием для разработки мероприятий в целях охраны вида.

Объект исследования - природная популяция ириса карликового в злаково-полынных ассоциациях на территории поселка Бурата Приютненского района Республики Калмыкия.

В географическом отношении территория Приютненского района включает две геоморфологические части:Ергенинскую возвышенностьи Кумо-Манычскую впадину[7]. Ергенинская возвышенность занимает северную часть района и представляет собой волнистую равнину, резко обрывающуюся к Манычу. На территории района в пределах Кумо-Манычской впадины, помимо озера Маныч-Гудило, находятся многочисленные соленые озера и лиманы.Почвенный покров отличается комплексностью, которая обусловлена развитым микрорельефом, недостаточным и неустойчивым атмосферным увлажнением. Широкое распространение получили светло-каштановые почвы [8].

На данной территории в течение ряда лет учащиеся Булуктинской СОШ принимают участие в школьных мероприятиях экологической направленности. Весной, в период цветения ириса карликового, учащиеся выполняют морфометрические измерения, определяют возрастной спектр, численность и плотностьпопуляции.

Близ поселка Бурата ирис карликовый отмечен в 6 популяциях, повсеместно встречается в окрестностях села Приютное, а также в южной части поселка Уралан, где с 2016 года создан памятник природы регионального значения «Тюльпановая степь». В пределах каждой популяции встречается небольшими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.