Научная статья на тему 'Оценка политики борьбы с наркотиками в Афганистане'

Оценка политики борьбы с наркотиками в Афганистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТРАФИК / ТРАНСПОРТИРОВКА НАРКОТИКОВ / СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ / АФГАНИСТАН / DRUG TRAFFICKING / TRANSPORTATION OF DRUGS / NORTHERN ROUTE / AFGHANISTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хава Мохаммад Азам Мохаммад

Данная статья посвящена рассмотрению основных маршрутов транспортировки наркотиков из Афганистана, в частности «северного маршрута» через территорию государств, ранее входивших в состав СССР. Исследовательскими центрами были проведены исследования современной политики Афганистана по проблеме наркотиков. В соответствии с результатами исследований, можно сделать вывод, что контроль оборота наркотиков в Афганистане неосуществим в краткосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluation of Policy of Counteraction of Drug Trafficking from Afghanistan

The article is devoted to analysis of the main drug trafficking routes from Afghanistan, in particular “northern route”, which passes through states of the former Soviet Union. The control of the route is a critical point in the policy to stop drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Оценка политики борьбы с наркотиками в Афганистане»

ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В АФГАНИСТАНЕ

М. Хава Мохаммад Азам

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Данная статья посвящена рассмотрению основных маршрутов транспортировки наркотиков из Афганистана, в частности «северного маршрута» через территорию государств, ранее входивших в состав СССР. Исследовательскими центрами были проведены исследования современной политики Афганистана по проблеме наркотиков. В соответствии с результатами исследований, можно сделать вывод, что контроль оборота наркотиков в Афганистане неосуществим в краткосрочной перспективе.

Ключевые слова: наркотрафик, транспортировка наркотиков, северный маршрут, Афганистан.

Наркотрафик отражает глобальный характер проблемы, не считаясь с государственными границами. Жертвами наркоэкспансии становятся все страны, через территории которых проложены наркомаршруты.

В 1980-е гг. существовало два основных маршрута транспортировки опийных наркотиков (опия-сырца, морфия и героина): западный (Джелалабад — Кандагар — провинция Гильменд — Захедан — Тегеран — Тебриз — Стамбул — Европа) и южный (Пешавар — Карачи — морем или самолетом в Европу на Ближний Восток — Азиатско-Тихоокеанский регион). Популярности южного маршрута способствовало наличие в Пакистане большой пуштунской диаспоры, насчитывающей 2—3 млн человек, которая имеет тесные связи с Афганистаном. Менее популярным, но все равно значительным по объемам был маршрут, пролегавший по территории Индии с перевалочным пунктом в пакистанском Суккуре.

Однако после перекрытия западного маршрута через Иран и ведением боевых действий вдоль южного наркотрафик из Афганистана стал осуществляться по северному направлению. Согласно оценкам экспертов ООН в настоящее время по северному маршруту из Афганистана вывозится до 65% опия и 80% героина. «Северный» маршрут все шире используется наркодельцами для поставок героина и опия в европейские страны.

Северный маршрут распадается на множество каналов, которые можно систематизировать и представить в следующем виде:

— Афганский Бадахшан — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош, Киргизия — Сумгаит, Азербайджан (ранее в районе Баку осуществлялась переработка морфия в героин, но с развитием производства в самом Афганистане Азербайджан превратился в один из транзитных пунктов), Босния, Хорватия — Западная Европа;

— Афганский Бадахшан — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош — Бишкек — Самара — Москва — Эстония — Швеция — США;

— Афганский Бадахшан — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош — Бишкек — Екатеринбург — Москва — Эстония — Швеция — США;

— Афганский Бадахшан — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош — Бишкек — Нижний Новгород — Москва — Эстония — Швеция — США;

— Афганский Бадахшан — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош — Бишкек — Саранск — Москва — Эстония — Швеция — США;

— Бадахшан — Душанбе — Бомборы, Грузия — Кобулети (ранее здесь осуществлялась переработка морфия в героин, но с развитием производства в самом Афганистане, Кобулети также превратился в один из транзитных пунктов) — Аджария — Турция;

— Мургаб — Горный Бадахшан, Таджикистан — Ош — Бишкек — Гянджа, Азербайджан — Москва — Шауляй, Латвия — Европа;

— Мазари-Шариф — Термез, Узбекистан — Шали, Чечня — Нахичевань, Азербайджан — Турция;

— Мазари-Шариф — Термез — Самарканд — Гянджа — Дагестан — Шали — Москва — Шауляй;

— Мазари-Шариф — Термез — Самарканд — Гянджа — Дагестан — Карачаево-Черкесия Абхазия — Румыния.

Как хорошо видно из перечисленных выше схем, основным плацдармом доставки наркотиков опиумной группы из Афганистана является Таджикистан и конкретно Горный Бадахшан. Как правило, скупщиками героина на севере Афганистана являются этнические таджики. Наркокуьеры, также этнические таджики, доставляют наркотики через памиро-ошский коридор.

В соответствии с межгосударственным соглашением таджико-афганскую границу охраняют российские пограничники. На протяжении последнего десятилетия они изымали у контрабандистов большое количество наркотиков. Так, по данным Регионального представительства Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности в Центральной Азии, на протяжении последних 3 лет в Таджикистане задерживается 80—85% опия и героина от объема, изымаемого всеми государствами Центрально-Азиатского региона.

Итак, Таджикистан — основной канал проникновения наркотиков по северному маршруту. Однако схемы свидетельствуют, что не только Таджикистан является территорией наркотрафика. Поток наркотиков идет также через Узбекистан. Протяженность узбеко-афганской границы составляет всего 137 километров, но сложные географические условия привели к образованию «окна» в районе города Термез. Пограничный участок около города Термез крайне сложно контролировать из-за сильнопересеченного рельефа местности и наличия сотен горных троп, известных лишь местным проводникам. Термезское «окно» является самыми коротким путем доставки афганского героина в бывшие советские республики Средней Азии. Из Термеза маршрут перевозки героина ведет через Карши, Бухару, Ургенч в столицу Каракалпакии город Нукус и далее в Казахстан и Россию.

Практически ничего неизвестно о ситуации с транспортировкой наркотиков через Туркмению.

Участок бывшей государственной границы СССР, где смыкаются рубежи Ирана, Афганистана и Туркменской ССР, всегда был уязвимым в силу географических и этносоциальных факторов. До 1998 г. этот участок границы охраняли российские пограничники. Но поскольку Туркменистан объявил себя нейтральной страной и в одностороннем порядке расторг соответствующий договор, российские погранвойска были выведены. Что сейчас происходит на этом участке границы, сказать невозможно. Эксперты склонны предполагать, что в последний период правления Туркменбаши через границу перевозились крупные партии героина. Ходили упорные слухи, что внезапная смерть Туркенбаши была связана с тем, что он сам злоупотреблял тяжелыми наркотиками.

Что же происходит с грузом наркотиков после их доставки в Таджикистан или другие сопредельные с Афганистаном государства, ранее входившие в состав СССР?

Как видим, на территории Таджикистана северный маршрут не обрывается. Например, из Таджикистана наркотики могут воздушным путем доставляться непосредственно в Россию. Но чаще всего наркоторговцы переправляют груз «белой смерти», как называют героин, на киргизскую территорию, далее в Узбекистан и Казахстан. Наркоторговцев привлекает, что между Бишкеком, Ташкентом и Алма-Атой (Алматы) существует регулярное воздушное и наземное сообщение с административными центрами Урала, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Именно этот маршрут играл ключевую роль в доставке героина в Российскую Федерацию.

Граница между Россией и Казахстаном является уникальным, не имеющим аналогов политико-географическим феноменом. По своей протяженности она является самой длинной в мире сплошной сухопутной границей. К российско-казахстанской границе примыкают 12 регионов Российской Федерации: Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Омская, Тюменская и Новосибирская области, а также Алтайский край и Республика Алтай. Национальные и межгосударственные структуры, занимающиеся борьбой с наркоторговлей, рассматривают российско-казахстанскую границу в качестве одного из главных «поясов безопасности», цель которых — задержать как можно большую часть переправляемых из Афганистана в Россию и Европу «тяжелых» наркотиков [1. С 5—6]. Тем не менее, согласно оценкам казахстанских экспертов, в стране оседает до 30% ввозимых наркотиков, тогда как 70% транспортируется дальше, из них явно преобладающая доля — в Россию.

Пресечение наркотрафика затрудняет то обстоятельство, что в советский период транспортная инфраструктура создавалась как единый комплекс, составляющие которого проектировались без учета административных границ между союзными республиками. Как результат, некоторые автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают теперь уже государственную границу, возвращаясь затем на территорию своей страны. В таких зонах условия для вы-

явления и пресечения контрабанды (в том числе и наркотиков) менее благоприятны [2. С. 136].

Использование магистральных путей существенно укорачивает время доставки, а наличие на маршруте пунктов пограничного и таможенного досмотра не рассматривается контрабандистами в качестве непреодолимого препятствия, так как при существующих техниках сокрытия наркотиков в сочетании с высокой интенсивностью транспортных потоков и недостаточной оснащенностью постов для адекватного контроля над ними, вероятность обнаружения запрещенных к ввозу грузов в целом невелика.

Из российских городов через Прибалтику и Скандинавию наркотики попадают в страны Западной Европы. Менее популярен маршрут через Азербайджан или Грузию на Балканский полуостров.

Западная Европа и в гораздо меньшей степени США являются конечными пунктами доставки тяжелых наркотиков. Собственно говоря, вся преступная цепочка, начинающаяся с тайной плантации у отдаленного афганского селения, завершается в подвальном приюте наркоманов в Париже, Амстердаме или Лондоне.

Необходимо учитывать, что стоимость наркотических веществ на пути от афганской плантации до европейского наркопритона не просто возрастает, а возрастает почти в геометрической прогрессии. Эта невероятная сверхприбыль, которую не может обеспечить ни один товар на земле, даже оружие, является движущей силой наркотрафика.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время основная масса наркотиков из Афганистана идет по «Северному маршруту», что обусловлено перекрытием Западного маршрута властями Ирана и сложностью с осуществлением перевозок по южному направлению из-за интенсивных боевых действий. Еще одна причина популярности «Северного маршрута» доставки наркотиков состоит в сложной политической и экономической ситуации в постсоветских странах.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ашимбаев М.С., Курганбаева Г.А., Музапарова Л.М., Гусева Л.Ю., Досымов А.С. Наркотизация общества: состояние, проблемы, опыт противодействия // Аналитическое обозрение. — Алматы. — 2010. — № 1.

[2] Зарипов З. С., Мацкевич И.М. Наркотики в Средней Азии // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2011. — № 2.

REFERENCES

[1] Ashimbaev, M.S., Kurganbaeva, G.A., Muzaparova, L.M., Guseva, L. Ju., Dosymov, A.S., Nar-kotizacija obshhestva: sostojanie, problemy, opyt protivodejstvija [Narcotization of the Society: the Condition, Problems, the Experience of Counteractions]. Analiticheskoe obozrenie [Analytic Review], Almaty, 2010, no. 1.

[2] Zaripov, Z.S., Mackevich, I.M., Narkotiki v Srednej Azii [Drugs in the Central Asia]. Problemy ukreplenija zakonnosti i pravoporjadka: nauka, praktika, tendencii [The Problems of Strenghten-ing of Legality: Science, Practice, Trends], 2011, no. 2.

THE EVALUATION OF POLICY OF COUNTERACTION OF DRUG TRAFFICKING FROM AFGHANISTAN

M. Hawa Mohammad Azam

The Department of Political Science People's Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to analysis of the main drug trafficking routes from Afghanistan, in particular "northern route", which passes through states of the former Soviet Union. The control of the route is a critical point in the policy to stop drug trafficking.

Key words: drug trafficking, transportation of drugs, northern route, Afghanistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.