УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10187 © М.В. Кузнецова, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Мария Владимировна Кузнецова,
аспирант кафедры экономики промышленности Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Определено, что для достижения целевых показателей экономической безопасности необходимо применять систему показателей, включающую оценку результатов инновационной деятельности. В настоящее время отсутствует единый подход к системе показателей, определяющих вклад инновационной деятельности в обеспечение достаточного уровня экономической безопасности. Решению данной проблемы может способствовать разработка методов оценки результатов инновационной деятельности, которая на общей методологической основе даст объективные количественно-качественные оценки влияния инновационной деятельности на уровень экономической безопасности.
Ключевые слова: оценка, результаты, инновационная деятельность, экономическая безопасность, индикаторы развития.
EVALUATION OF INNOVATION PERFORMANCE AND THEIR USE IN THE MANAGEMENT OF ECONOMIC SECURITY
Maria V. Kuznetsova,
Postgraduate student of the Department of Industrial economics Plekhanov Russian University of Economics (117997, Moscow, Stremyannyi per., d. 36)
Abstract. In the article it is determined that in order to achieve the targets of economic security it is necessary to apply a system of indicators, including the evaluation of the results of innovation. Currently, there is no single approach to the system of indicators that determine the contribution of innovation to ensure a sufficient level of economic security. The solution of this problem can contribute to the development of methods for assessing the results of innovation, which on a General methodological basis will give an objective quantitative and qualitative assessment of the impact of innovation on the level of economic security.
Keywords: evaluation, results, innovation, economic security, development indicators.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кузнецова М.В. Оценка показателей инновационной деятельности и их использование в управлении экономической безопасностью. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):327-30.
Роль инновационной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности на современном этапе приобретает важное значение, так как трансформация результатов научных исследований и достижений в технологически новые продукты и услуги, в новые технологические процессы предполагает комплекс мероприятий, которые позволят обеспечить соответствующий уровень экономического роста.
Значимую роль в управлении инновационной деятельностью для достижения целей обеспечения экономической безопасности играет мониторинг индикаторов, посредством которых возможно провести оценку качественных изменений перехода экономики на инновационный путь развития. Базовые индикаторы могут служить долгосрочными целевыми ориентирами не только безопасности экономической деятельности, но и отражать эффек-
тивность и качество инновационного развития экономики.
Важной проблемой является формирование базового состава показателей, с учетом их ранжирования по значимости, которые смогут охарактеризовать не только общее состояние экономической безопасности Российской Федерации, но и выявить появляющиеся вызовы и угрозы, в том числе в инновационной сфере. В соответствии с достижением предельных (критических) значений необходимо разрабатывать мероприятия, обеспечивающие достаточный вклад инновационных факторов в повышение экономической безопасности государства.
Существующие сегодня частные оценочные характеристики не отражают все стороны процесса инновационного развития и не в полной мере соответствуют требованиям, введенным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в
1993 г. по надежности данных показателей. Обязательным условием является обязательность использования данных наблюдения официальными органами статистики и наличие утвержденных методик сбора и обработки информации по данному направлению.
Отраженные в научной литературе индикаторы значительно усложняют вопрос оценки степени влияния инновационной деятельности на уровень экономической безопасности.
Учитывая необходимость использования официальных данных при выборе индикаторов экономической безопасности необходимо отметить, что сегодня в статистике выделяются следующие основные виды инновационной деятельности, которые могут быть использованы в качестве оценочных показателей:
• исследования и разработки;
• приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования, по своему технологическому назначению связанных с внедрением технологических инноваций;
• приобретение неовеществленных технологий (патенты, лицензии, промышленные образцы, услуги технологического содержания; приобретение программных средств для технологических инноваций;
• инжиниринг, включая проведение предпроектных работ, проектирование и конструкторскую проработку объектов техники и технологии на стадии внедрения инноваций, послепроектные услуги;
• обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций.
Кроме разработки индикаторов инновационной деятельности, определяющих их вклад в обеспечение экономической безопасности, необходимо проанализировать их пороговые значения, т.е. предельные значения, изменения которых могут свидетельствовать о негативных тенденциях в поддержании инновационной стабильности.
Проведенный нами анализ стратегических документов обеспечения экономической безопасности показал, что они не содержат единого подхода к мониторингу участия инновационных факторов в обеспечении процессов стабильности и безопасности и не позволяют в полной мере проанализировать возможности их использования.
Нами исследованы документы стратегического планирования решения задач государственной политики обеспечения экономической безопасности [8, с. 300—303].
Так, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам, возникающим в том числе в инновационной сфере. Правовую основу данного стратегического документа составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Безусловно, определяя собой стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в области экономики она должна быть взаимоувязана по целевым показателям и с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Анализ показывает отсутствие взаимосвязи и структурного единства заявленных показателей, не позволяющих обеспечить комплексную и всестороннюю оценку участия инновационных факторов в обеспечении безопасности.
В табл. 1 приведены индикаторы инновационной деятельности, представленные в документах стратегического планирования.
Соотнести состояние индикаторов в разных стратегических документах не представляется возможным из-за отсутствия единства в оценке.
I этап Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года включает разработку и реализацию мер организационного, нормативно-правового и методического характера, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния и рассчитан до 2019 года.
Существенным недостатком здесь является тот факт, что в Стратегии определены 25 видов вызовов и угроз и 74 мероприятия, способствующих обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Для этой цели обозначены 40 показателей проведения мониторинга по оценке состояния экономической безопасности и только 4 показателя определены в качестве вклада инновационных факторов, которые не могут в полной мере характери-
328
Вестник экономической безопасности
№ 3/2019
Таблица 2
Индикаторы экономической безопасности, отражающие участие инновационной деятельности
Таблица 1
Индикаторы инновационной деятельности, используемые при решении задач государственной политики обеспечения экономической безопасности
Вид стратегического документа Индикаторы инновационной деятельности
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.) 1. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации; 2. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска; 3. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте; 4. Внутренние затраты на исследования и разработки
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683) 1. Доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий и образования
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208) 1. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; 2. Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП; 3. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации; 4. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства
№ Название индикатора Пороговое значение 2015 2016 2017
1 Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП > 2,2 1,10 1,10 1,11
2 Интенсивность затрат на технологические инновации, % > 3,2 1,8 1,8 1,7
3 Доля инновационной продукции промышленности, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг > 25 7.9 8.4 6.7
зовать ход реализации мероприятий, обеспечивающих безопасность государства.
В научной литературе индикаторами участия инновационной деятельности в обеспечении экономической безопасности принято считать показатели, отраженные в табл. 2.
Внутренние затраты на исследования и разработки в ВВП составляют лишь половину от необходимого условия, при котором возможно обеспечение стабильного устойчивого роста. К этим затратам в отечественной статистике относят фактические затраты (в денежной форме) на выполнение научных исследований и разработок.
Если сравнивать данный показатель с ведущими странами мира, то Россия находится на 35-м месте, в тройку лидеров входят Израиль (4.25%), Республика Корея (4.23%), Швейцария (3.42%) [10].
В соответствии с существующими подходами существует три типа инноваций: технологические, маркетинговые и организационные.
При оценке уровня инновационного участия в обеспечении экономической безопасности используют технологические инновации, которые пред-
ставляют собой результат деятельности в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги с внедрением на рынке. Инновация считается осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе [7, с. 338].
По данному показателю Россия также находится в критической зоне, интенсивность затрат на технологические инновации, составляет лишь 53% от необходимого уровня и в 2017 году наметилась тенденция к снижению. Ведущими странами являются Швеция (7.6%), Германия (4.7%), Финляндия (3.75%) [11].
По индикатору «Доля инновационной продукции промышленности» наблюдается нежелательная динамика, увеличивается снижение уровня с 7,9% в 2015 г. до 6,7% в 2017 г.
По данному индикатору рейтинг выглядит соответственно: Великобритания (43.5%), Словакия (34.4%), Эстония (27.5%).
В системе показателей, применяемой для оценки состояния экономической безопасности с 1996 г. и до настоящего времени, использовались пороговые значения целевых параметров, характеризую-
щих состояние, соответствующее прогнозируемым результатам.
В настоящее время в Приказе Минэкономразвития России от 3 октября 2018 г. № 532 (ред. от 04.02.2019) «Об организации в Минэкономразвития России работы по мониторингу и оценке состояния экономической безопасности Российской Федерации»1 определено, что по каждому из 40 показателей экономической безопасности должен быть разработан «Паспорт показателя состояния экономической безопасности», где каждый показатель должен включать определенный перечень характеристик с кратким описанием и его целевым значением в системе мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, должны быть определены планируемые значения по годам на период 2019—2030 гг., но оценка предельно допустимых (критических) значений показателей заявлена экспертной, в соответствии с чем будут приниматься соответствующие управленческие решения.
Здесь следует обратить внимание на то, что существенным недостатком может быть утрата объективности анализируемых данных, которая свойственна статистическим индикативным системам в отличие от систем экспертной оценки.
Интересным в этой связи также представляется подход, разработанный Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) для мониторинга инновационного развития субъектов РФ. Важным на наш взгляд является тот факт, что все показатели рейтинга разделены на соответствующие группы: «научные исследования и разработки» (9 показателей), «инновационная деятельность» (9 показателей) и «социально-экономические параметры инновационной деятельности» (5 показателей).
Таким образом, одной из важнейших задач реализации документов стратегического развития и оценки вклада инновационных факторов в обеспечение экономической безопасности является разработка комплексной системы взаимосвязанных аналитических показателей, обеспечивающих отражение всех сторон процесса инновационного развития.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
1 Приложение № 1 «Положение о мониторинге и оценке состояния экономической безопасности Российской Федерации».
330__Вестник экономич
Собр. законодательства Российской Федерации, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Собр. законодательства Российской Федерации от 30.06.2014. № 26 (ч. I) ст. 3378.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
6. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическом развитии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4(22).
7. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.
8. Кузнецова Е.И. Основные приоритеты государственной инновационной политики России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2.
9. Цейковец Н.В. Методологические проблемы оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности РФ. Материалы Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения». Пермь, При-камский социальный институт, 2016.
10. Наука, технологии, информация. ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний. Режим доступа: https://issek.hse. гиМа1а/2017/09/07/1172519569 дата обращения: 21.02.2019.
11. Наука, технологии, информация. ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний. — Режим доступа: https://issek.hse.ru/mirror/ pubs/share/221937467 дата обращения: 21.02.2019.
жой безопасности - № 3 / 2019