УДК 613.96(571.66)
ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАМЧАТКИ
А.А. Клочков
Камчатский медицинский колледж, Петропавловск-Камчатский, 683032 e-mail: [email protected]
В работе приводятся результаты изучения особенностей пищевого рациона, режима питания, некоторых аспектов отношения к собственному здоровью у самой социально активной прослойки камчатской молодежи - студентов вуза. Результаты получены в ходе многофакторного анализа анкет, включавших
29 вопросов и от трех до шести вариантов ответов. Проведенное исследование позволяет установить ряд очевидных причин, влияющих на ухудшение показателей здоровья этой части жителей Камчатки, и объясняет причины заметного изменения возрастной структуры среди лиц, стоящих на учете по заболеваемости органов пищеварения и высокую запущенность болезни.
Ключевые слова: питание, отношение к здоровью, вредные привычки, студенты вуза, Камчатка.
Evaluation of eating habits and health condition of the University students in Kamchatka. A.A. Klochkov (Kamchatka medical college, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683032)
The present article deals with research results concerning peculiarities of dietary intake, eating pattern, some aspects of attitude to their own health of the most socially active section of Kamchatka youth - University students. The results are obtained from multifactorial questionnaires analysis. Questionnaires included 29 questions and from 3 to 6 options of answer. This analysis enables us to detect obvious reasons which have a bad influence on these citizens health, it also accounts for reasons of noticeable age structure change with people registrated with digestive apparatus morbidity and high neglected illnesses.
Key words: nourishment, attitude to health, harmful habits, University students, Kamchatka.
Демографическая структура общества на Камчатке, как в любом регионе страны, достаточно пестрая по возрастному составу, уровню материального обеспечения и образованию, профессиональной принадлежности, физическому и умственному развитию представителей разных социальных слоев населения. Культура питания и общественное здоровье в каждом из них имеют свои особенности, обусловленные воспитанием, образом жизни и другими причинами. В рамках проведенного исследования были изучены некоторые аспекты образа жизни питания и менталитета вузовской молодежи, той прослойки населения, медико-социальное состояние которой во многом определяет будущее камчатского региона.
Студенты высшей школы - самый интеллектуально развитый, трудоспособный, социально активный слой молодежи. В период обучения в вузе они испытывают интенсивную интеллектуальную, психическую и физическую нагрузки [1-3]. Многие из них в это время создают собственные семьи, что также отражается на их психосоматическом состоянии и здоровье
[4-6].
Изучение медико-социальных проблем молодых людей в других регионах страны показывает, что на состояние их здоровья влияет социально-экономическая и экологическая обстановка. Наряду с генетической предрасположенностью она приводит к появлению заболеваний, среди которых большой удельный вес занимают заболевания пищеварительной системы [7]. Эпидемиологические исследования, направленные на изучение культуры, привычек и режима питания, влияния на состояние желудочно-кишечного тракта, окружающей среды и социальноэкономических факторов, активно ведутся в разных регионах страны [8-13]. Они свидетельствуют о высокой детской и юношеской заболеваемости и позволяют наметить основные пути профилактики возникновения заболеваний.
У населения Камчатского края также отмечается высокий уровень заболеваний пищеварительной системы, в том числе новообразований желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) [14]. Среди общего количества впервые взятых на учет онкобольных растет доля лиц возрастной группы 35-45 лет. В целом же, судя по данным канцеррегистра Камчатского краевого онкологического диспансера, лица
с онкопатологией ЖКТ обычно составляют около 20%. Среди всех больных, состоящих на учете на конец года, их доля уменьшается в среднем до 15%, что свидетельствует о высокой смертности этой категории больных. Одной из важнейших ее причин является позднее обращение больных за специализированной помощью. Онкопатология, как известно, возникает на фоне неинфекционных заболеваний пищеварительной системы: язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита, дуоденита, неинфекционного энтерита и др. [15]. Одной из причин их появления, в свою очередь, является неправильное питание. В связи с этим изучение образа жизни и культуры питания студенческой молодежи обосновано необходимостью выявления причин распространения заболеваний ЖКТ и предупреждения их появления у данной категории населения.
В 2006-2008 гг. для изучения питания, образа жизни студентов Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга (КамГУ) было проведено анонимное анкетирование стратифицированной по полу и возрасту выборки, включавшей 620 учащихся. Разработанные автором анкеты включали по три - шесть и более вариантов ответов на 29 вопросов, касающихся рациона и режима питания, образа жизни и отношения к собственному здоровью. Далее был выполнен многофакторный анализ, позволивший проследить зависимость рациона питания от уровня дохода семьи, оценки жизненных ценностей студентов. Полученные в ходе исследования данные приводятся ниже.
Прежде всего, отметим, что 64,6% от общего числа опрошенных нами студентов являются жителями Петропавловска-Камчатского, остальные - иногородние. Среди анкетированных студентов менее 1% на момент исследования имели собственные семьи, 74% проживали с родителями, среди остальных 25% студентов 3,8% имели собственное жилье, 22,2% - наемное.
Выбор рациона, как известно, является не только отражением вкусовых пристрастий и привычек. В значительной мере он определяется финансовыми возможностями, и чем они меньше, тем более вынужденным становится выбор продуктов питания. Судя по данным обработки анкет, материальное положение семей, в которых живут студенты, в среднем не высоко. Среднемесячный доход на одного члена семьи только у 13,3% в изученной выборке был выше среднего по Камчатке уровня жизни. У 5,3% он был меньше официального прожиточного минимума.
В период с 17 до 20 лет у молодых людей сильно изменяются менталитет, физические, психические возможности, способность к адаптации, поэтому при анализе анкет мы, наряду с усредненными показателями, в отдельных случаях приводим данные по каждой возрастной группе. Их сравнение позволяет выявить некоторые тенденции изменения у студентов привычек и определенную «моду» на ту или иную модель поведения.
Учеба, работа, занятия спортом, другие регулярные мероприятия, безусловно, формируют напряженный ритм жизни. Данные проведенного нами опроса показывают, что многие студенты, особенно учащиеся первого и второго курсов, оценивают ритм своей жизни как напряженный. Это, на наш взгляд, достаточно субъективная оценка, и она, скорее, свидетельствует не о реальной их загруженности, а о напряженном психоэмоциональном состоянии, связанном с адаптацией к вузовской системе обучения. Это подтверждает и то, что у большей половины студентов среднее количество занятого в течение суток времени составляет шесть - восемь часов (табл. 1). Многофакторный анализ анкет показывает, что подавляющее число студентов, загруженных более восьми часов в день, принадлежат к обеспеченным семьям, возможно, потому, что они копируют образ жизни своих родителей, имеющих высокую интенсивность труда и, как следствие, более высокие, чем у других семей, доходы.
Таблица 1
Оценка студентами ритма своей жизни, % по возрастной группе
Группа Ритм жизни Среднее количество занятого времени в день
очень напряженный напряженный спокойный 6 часов 8 часов 10 часов
Студенты 17 лет 7,7 78,1 14,2 49,8 35,7 14,5
Студенты 18 лет 4,5 72,0 23,5 45,0 40,5 14,5
Студенты 19 лет и старше 18,8 44,1 37,1 62,8 25,2 12,0
Вся выборка 9,6 63,7 26,7 52,7 34,2 13,1
О питании студентов можно судить по следующим показателям. Только дома питаются среди них 3,8%. Остальные обедают вне дома и тратят на обед в два - четыре раза меньше средней стоимости полного обеда в университетской столовой. Среди таких респондентов высока доля студентов, проживающих без родителей или в семьях с низким достатком. Однако 5,6% студентов,
в семьях которых, судя по данным их анкет, достаток выше среднего, также не имеют полноценных обедов.
Результаты изучения режима питания студентов очной формы обучения показаны в табл. 2. Из представленных в ней данных видно, что регулярное трехкратное питание в течение семестра имеют только 8,7% респондентов. Остальные либо не завтракают, либо не обедают, реже не ужинают. Регулярно завтракают во время семестра 49,4%, обедают - 53,2% и ужинают - 60,8% учащихся. Во время каникул режим питания у них улучшается, но кардинально не меняется.
Таблица 2
Режим питания студентов-очников в разные периоды учебного года
Период Завтрак Обед Ужин
регуляр ный нерегул ярный отсутств ует регуляр ный нерегул ярный отсутств ует регулярн ый нерегуля рный отсутств ует
Семестр 49,4 36,1 14,5 53,2 43,7 3,1 60,8 34,2 5,0
Сессия 62,7 30,4 6,9 55,1 43,0 1,9 62,7 34,2 3,1
Каникулы 68,4 24,7 6,9 66,5 28,6 4,9 70,3 26,6 3,1
Во время сессии, когда умственная и психическая нагрузка возрастает, еще большее количество студентов питаются нерегулярно. Вместо полного обеда учащийся может «перекусить» и утолить возникшее чувство голода разными сладостями. Регулярно так поступают 22% студентов, нерегулярно 50%.
Полноценное питание предполагает разнообразие продуктов, поставляющих организму все необходимые ему вещества. Результаты изучения «продовольственной корзины» студентов приведены в табл. 3.
Таблица 3
Содержание продуктов в пищевом рационе студентов
Употребление Пищевые продукты*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Часто 66,8 34,2 51,3 74,1 77,9 57,0 37,1 61,8 31,1 71,3
Редко 30,9 60,8 44,9 25,8 21,9 39,9 58,9 36,1 58,9 24,7
Отсутствует 2,3 5,0 3,8 0,1 0,2 3,1 4,0 2,1 10,0 4,0
* 1 - мясо, 2 - рыба, 3 - молоко, 4 - фрукты и овощи, 5 - картофель, 6 - макаронные изделия и крупы, 7 -консервированные овощи, 8 - хлебобулочные изделия, 9 - выпечка, 10 - сладости.
Из представленных в таблице данных видно, что самыми распространенными продуктами питания являются картофель (77,9%), овощи и фрукты (74,1%), сладости (71,3%), хлебобулочные изделия (61,8%), макаронные изделия и крупы (57%).
Диетологи считают, что картофель, как и сахар, имеет один из наиболее высоких гликемических индексов, и его частое потребление приводит к постоянной гипергликемии и вызывает напряжение поджелудочной железы [10]. Вырабатываемый ею инсулин не только расщепляет глюкозу, но и способствует образованию жиров. Хлебобулочные и макаронные изделия, столь популярные в студенческой среде, также вызывают гипергликемию, а при чрезмерном употреблении - ожирение.
Потребление полноценной белковой пищи, особенно мяса и рыбы, как это видно из табл. 3, для части студентов явно недостаточное: 49,2% из них указали на редкое потребление основных видов белковых продуктов. У части респондентов те или иные белковые продукты или их сочетания в рационе вообще отсутствуют. В целом их диету можно охарактеризовать как преимущественно углеводную, которая для жителей более холодных и менее комфортных для проживания северных регионов менее оптимальна, чем белковая.
О последствиях неправильного питания знают далеко не все студенты. Данные, приведенные в табл. 4, показывают, что около четверти студентов имеют слабое представления о последствиях для здоровья неправильного питания, а от 4,2% до 15,3% не имеют никакого представления о правильном питании.
Таблица 4
Уровень осведомленности студентов о последствиях неправильного питания
Тип питания Знание последствий для здоровья (%)
хорошее слабое отсутствует
Однообразное питание 56,9 37,5 5,6
Нерегулярное питание 70,8 25,0 4,2
Несбалансированное питание 44,4 48,7 6,9
Употребление вредных пищевых добавок 47,2 37,5 15,3
Высококалорийное питание 68,0 26,4 5,6
Анализ ответов, полученных на разные вопросы, показывает, что студенты, знающие о последствиях нерегулярного питания, сами питаются крайне не регулярно, такой же низкий уровень знаний учащиеся имеют о последствиях несбалансированного питания. Об отдаленных последствиях употребления в пищу пищевых добавок не имеют представления 15,3% опрошенных, хотя современная пищевая промышленность использует в качестве консервантов, эмульгаторов, красителей, усилителей вкуса и т. д. вещества, относящиеся к категории опасных, очень опасных или запрещенных, таких как Е102, Е103, Е111, Е121, Е123, Е127, Е130 и др. [16].
На заболевание органов пищеварения большое влияние оказывают также некоторые вредные привычки, в частности употребление спиртных напитков и курение. Из данных, приведенных в табл. 5, видно, что только 7,6% студентов вообще не употребляют никаких спиртных напитков, но больше половины из них (59,8%) употребляют их чаще одного раза в неделю. При этом среди регулярно выпивающих много студентов первого курса.
Таблица 5
Распространение у студентов очной формы обучения вредных привычек, % в группе
Группа Употребление спиртного Предпочтительно
реже 1 раза в неделю один раз в неделю чаще 1 раза в неделю никогда пиво вино крепкие напитки ничего
Студенты 17 лет - 35,6 64,4 - 50,0 50,0 - -
Студенты 18 лет 4,5 23,5 58,5 13,5 31,5 45,5 9,5 13,5
Студенты 19 лет и старше 18,9 18,9 56,7 5,5 37,8 52,8 3,1 6,3
Наиболее распространенным в студенческой среде алкогольным напитком после вина является пиво. Определенную «моду» на него, несомненно, формирует телевизионная реклама, которая создает новый имидж молодого, уверенного в себе человека с банкой или бутылкой пива в руках. Между тем известно, что длительное потребление пива приводит к развитию тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени [17].
Курение, в первую очередь, оказывает влияние на органы дыхания, а также на пищеварительную и другие системы органов. С ним во многом связывают развитие рака губы, гортани, пищевода, желудка. Наши исследования показали, что курение студентов - чрезвычайно распространенное явление (табл. 6).
Таблица 6
Распространение среди студентов курения, % в группе
Курение Возраст студентов
17 лет 18 лет 19 и более
Да 64,0 32,0 32,0
Нет 36,0 68,0 68,0
Как и в случае с употреблением алкогольных напитков, среди курящих больше первокурсников, чем студентов старших курсов. Более половины из них девушки, хотя стоит отметить, что осведомленность респондентов об отдаленных последствиях для здоровья вредных привычек достаточно высокая, что показывают приведенные ниже данные.
Вредная привычка: Знание последствий (%):
Употребление психостимуляторов да 58,3 нет 41,7
Употребление наркотиков да 88,9 нет 11,1
Употребление гормональных препаратов да 75,0 нет 25,0
Курение да 93,1 нет 6,9
Чрезмерное употребление алкоголя да 94,4 нет 5,6
Переедание да 88,8 нет 11,1
Высокий уровень знаний о вреде курения (93,1%) и употребления алкоголя, однако, не
является гарантией сознательного отказа от этих привычек. Более низкие знания студенты имеют о действии психостимуляторов (58,35%) и гормональных препаратов (75,0%), возможно, потому, что не сталкиваются с ними в своей жизни и в своей среде. О вреде наркотиков ничего не знали 11% респондентов. Результаты проведенного исследования говорят о том, что пропаганда здорового образа жизни требует использования в молодежной среде более эффективных методов
просветительской работы, способных оказывать влияние на выбор ими стереотипов поведения и образа жизни.
Выявленный в ходе исследования парадокс: достаточно высокая информированность студентов о последствиях неправильного питания и других вредных привычек, с одной стороны, и широкое распространение вредных привычек и нерегулярное питание основной массы студентов - с другой, безусловно, требуют своего объяснения. Причина этого явления, на наш взгляд, кроется в отношении к собственному здоровью и оценке его места в общей системе жизненных ценностей молодых людей. В ходе анкетирования им было предложено распределить по степени приоритетности такие ценности, как благополучная семья, хорошее образование, здоровье, удачная карьера, высокое материальное обеспечение, другое. Результаты обработки полученных ответов представлены в табл. 7.
Таблица 7
Расстановка приоритета жизненных ценностей у студентов, %
Место Благополучная семья Хорошее образование Здоровье Удачная карьера Материальное обеспечение Другое
I 36,1 2,8 51,4 1,4 1,4 6,9
II 43,0 12,5 30,6 5,5 2,8 5,5
III 5,5 38,9 6,9 13,9 29,2 5,5
IV 4,2 25,0 6,9 43,1 12,5 8,3
V 2,8 20,8 4,2 25,0 41,7 5,5
VI 8,3 - - 11,1 12,5 68,0
Анализ ответов студентов показывает, что большинство из них наивысшей ценностью считают наличие хорошей семьи и здоровья. При этом 51,4% опрошенных ставят его на первое место, чуть более 10% отводят ему в системе жизненных ценностей лишь четвертое - пятое места, но никто не ставит его на последнее место.
Чтобы выявить мотивацию желания иметь хорошее здоровье, студентам было предложено определить рейтинговое место для четырех основных мотивов, которые были обозначены ими в ходе устного собеседования на проводимых автором учебных занятиях по учебной дисциплине «Валеология». Результаты анализа ответов студентов на этот вопрос приведены в табл. 8.
Таблица 8
Мотивы заботы о собственном здоровье, % ответов
Место Мотивы
ощущение бодрости и жизнерадостности желание дольше прожить желание многого достичь в жизни стремление иметь здоровое потомство
I 19,4 22,2 26,4 19,4
II 25,0 18,0 16,7 15,3
III 12,5 18,0 13,9 31,9
IV 22,2 22,2 25,0 8,3
Из представленной табл. 8 видно, что среди предложенных вариантов ответов мотивы заботы о здоровье по степени приоритетности распределились достаточно равномерно. На первое место большинство из студентов поставили достижение поставленных жизненных целей, здоровье при этом они рассматривают как средство осуществления этого желания. Следующим существенным для большинства опрошенных мотивом заботы о здоровье является сохранение ощущения бодрости и жизнерадостности. Третье место среди доминирующих установок у опрошенных респондентов заняло желание иметь здоровое потомство.
Отметим, что здесь, как и в других случаях сравнительного изучения ответов респондентов на другие разделы анкеты, обнаруживается некоторая логическая нестыковка. Так, при выборе жизненных приоритетов большинство студентов в списке предложенных ценностей на одно из двух первых мест поставили наличие благополучной семьи. Однако, указывая мотивы заботы о собственном здоровье, 31,9% из них стремлению иметь здоровое потомство отвели лишь третье место, а 8,3% - последнее, четвертое место. Это показывает, что хорошее собственное здоровье студенты не рассматривают как потенциал и гарантию здоровья их будущих детей, а также то, что многие из них благополучие семьи не ассоциируют с наличием здоровых детей или детей как таковых.
В ходе исследования мы попросили студентов оценить собственное здоровье, здоровье их родителей и прямых ближайших родственников. Обработка полученных ответов показала, что
здоровье родителей 37,4% респондентов оценили как хорошее, 65,3% - как удовлетворительное и плохое. Что касается собственного здоровья, то среди опрошенных респондентов хорошо и очень хорошо себя чувствуют только 42,5%, еще 42% чувствуют себя удовлетворительно, а 8,3% оценивают его как слабое. Остальные студенты испытывали затруднение в оценке собственного здоровья. Анализ анкетных данных показал, что исключительно редко болеют среди них только 50%, регулярно - 18%. Хронические диагностированные заболевания органов зрения, нервной системы, органов кровообращения, дыхания или мочеполовой системы имеют 32% опрошенных.
На состояние ЖКТ огромное влияние оказывает состояние ротовой полости и, прежде всего, зубов. Неправильное питание, низкая минерализация природной воды, другие причины приводят к появлению кариеса. Среди опрошенных респондентов абсолютно здоровые зубы имеют только 4,2%, у 44,4% они уже требуют лечения. Ответы респондентов на вопросы о состоянии органов пищеварения распределились следующим образом: жалоб нет - 41,7%; редко ощущают дискомфортное состояние - 58,3%; иногда бывают боли, связанные с приемом пищи, - 23,6%; возникают регулярные боли, связанные с приемом пищи, - 2,8%; бывает вздутие живота - 27,8%, дисфункция кишечника - 11,1%.
Проведенное исследование показало, что многие вовлеченные в него студенты нуждаются в медицинском обследовании и лечении. Излечение болезни, как известно, - результат обоюдных усилий врача и пациента. В медицине существует такое понятие, как «культура лечения». Между тем, только 69,4% из вовлеченных в исследование студентов регулярно посещают врачей. Культура лечения предполагает выполнение всех рекомендаций врача. Однако 19,4% из них не готовы выполнять все его назначения, 30,5% респондентов не имеют силы воли исключить во время болезни неполезные, но любимые ими продукты, а 48,6% не могут отказаться
от вредных привычек.
Полученные в ходе опроса результаты в особых комментариях не нуждаются. Они свидетельствуют о безответственном отношении большой части студенческой молодежи к собственному здоровью. Об этом говорит и то, что 33,3% студентов не имеют интереса к информации о здоровом образе жизни, 26,4% - о здоровом питании, а 54,1% - не
заинтересованы в получении знаний о последствиях вредных привычек. Причины такого отношения к вопросам здорового образа жизни разные, но на первое место большинство включенных в исследование студентов ставят отсутствие времени (34,7%) и отсутствие силы воли (25%) - результата правильного воспитания.
Таким образом, проведенный нами анализ питания, образа жизни, состояния здоровья и отношения к нему студентов показывает, что молодые люди живут очень напряженной жизнью и в целом имеют благородные устремления. Умозрительно они осознают важность здоровья, но реально многие из них не рассматривают его как наследственное приобретение и важнейший ресурс для благополучного будущего.
Многие из обследованных студентов по объективным или субъективным причинам имеют неполноценное питание, у подавляющего большинства оно крайне нерегулярное. Выбор диеты в семье и вне дома диктуется ограниченными финансовыми возможностями и низкой культурой питания. В студенческой среде широко распространены такие вредные привычки, как курение и употребление алкогольных напитков.
Здоровье у лиц, вовлеченных в анкетирование, нельзя признать удовлетворительным, поскольку одна пятая студентов в условиях холодного влажного камчатского климата часто болеет ОРЗ, более чем у половины студентов проявляются начальные или уже хорошо выраженные симптомы заболеваний ЖКТ: кариес зубов, эпизодические и постоянные боли, связанные
с приемом пищи, дисфункция кишечника. Заболевания ЖКТ: гастриты, язвенная болезнь и др. -распространены не только у некоторых студентов, но и у части их родителей и ближайших родственников, что может указывать на их генетическую предрасположенность к этим болезням.
Проведенный анализ указывает на ряд очевидных причин, влияющих на ухудшение показателей здоровья части жителей Камчатки, омолаживание раковых заболеваний и их запущенность. К ним следует отнести низкий уровень жизни, неполноценное питание, широкое распространение среди населения вредных привычек и очень низкое осознание ценности здоровья.
Литература
1. Кишкина Н.В., Милютина Н.Н., Кибанов С.М. Студенчество: медико-социальные
проблемы // Проблемы здоровья семьи - 2000: Материалы IV Междунар. науч.-образоват. конф.
Пермь (Россия) - СУСС (Тунис), 2000. - С. 32-33.
2. Чечельницкая С.М., Волкова Н.М., Михеева А.А. Головные боли напряжения как фактор развития дизадаптивных состояний в студенческой среде // Человек в экстремальных условиях. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2003. - С. 25-27.
3. Мухамедрахимова Л.В. Состояние здоровья и отношение к нему студентов медицинских учебных заведений: Автореф. дис. .. канд. мед. наук. - СПб., 2004. - 26 с.
4. Васильева О.Л., Поздеева Т.В. Семья в системе жизненных приоритетов студентов высших учебных заведений // Проблемы здоровья семьи - 2000: Материалы IV Междунар. науч.-образоват. конф. Пермь (Россия) - СУСС (Тунис), 2000. - С. 21.
5. Маркович Н.И., Виленчик К.Е., Баранников В.Г. Качество жилой среды и здоровье семьи //
Проблемы здоровья семьи - 2000: Материалы IV Междунар. науч.-образоват. конф. Пермь
(Россия) - СУСС (Тунис), 2000. - С. 65-66.
6. Халикова А.Ф. Клиническая оценка здоровья молодой семьи с позиций семейного
терапевта // Проблемы здоровья семьи - 2000: Материалы IV Междунар. науч.-образоват. конф.
Пермь (Россия) - СУСС (Тунис), 2000. - С. 25-26.
7. Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология: Руководство для врачей. - М.: МИД, 2008. - 576 с.
8. Маркович Н.И., Виленчик К.Е., Баранников В.Г. Качество жилой среды и здоровье семьи //
Проблемы здоровья семьи - 2000: Материалы IV Междунар. науч.-образоват. конф. Пермь
(Россия) - СУСС (Тунис), 2000. - С. 65-66.
9. Гигиеническая оценка состояния питания и неинфекционной заболеваемости населения Приморского края / М.П. Лапардин, П.Ф. Кику, Д.В. Маслов, А.Г. Саенко, Н.Н. Степанова // Вопросы питания. - 2001. - № 4. - С. 3-6.
10. Куролап С.А., Мамчик Н.П., Клепиков О.В. Оценка риска для здоровья населения при техногенном загрязнении городской среды. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006. - 220 с.
11. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология. - М.:
МЕДпрессинформ, 2005. - 392 с.
12. Платонов Д.Ю., Петрухин И.С., Волков В.С. Некоторые привычки питания взрослого населения Тверской области и их связь с демографическими и социально-экономическими факторами // Профилактика заболевания и укрепление здоровья. - 2007. - Т. 10, № 1. - С. 28-36.
13. Экологическая обусловленность злокачественных новообразований у детей в Воронежской области / Н.М. Пичужкина, Б.Б. Кравец, М.В. Печерских, А.Ф. Карелин // Экология человека. - 2009. - № 4. - С. 8-14.
14. Клочков А.А. Роль факторов среды обитания на развитие онкопатологии среди коренных жителей Камчатки // Личность в экстремальных условиях: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. - С. 57-66.
15. Кику П.Ф., Гельцер Б.И. Экологические проблемы здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 228 с.
16. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - Т. 3. - М.: Агропроиздат, 1987. -131 с.
17. Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность. -М: Мысль, 1989. - 237 с.