Научная статья на тему 'Об отношении молодых людей к факторам здорового образа жизни'

Об отношении молодых людей к факторам здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1195
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об отношении молодых людей к факторам здорового образа жизни»

аналитическим обзор

Об отношении молодых людей к факторам здорового образа жизни

А. Б. Покатилов, доцент, к.м.н., главный врач; М. А. Кривко, начальник отдела мониторинга; ГКУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики», г. Волгоград

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), молодежь от 16 до 29 лет составляет около 30% населения планеты. За последние 5 лет заболеваемость этой категории населения увеличилась на 26,3%, в основном, за счет неинфекционных заболеваний.

Причиной большинства неинфекционных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности молодежи в здоровом образе жизни. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий: это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющие вести здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу. Молодые люди готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, и в их умы легко внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, идеологический вакуум заполняется наркотиками, курением, алкоголем и другими вредными привычками.

От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим должна определяться деятельность специалистов образовательных учреждений, учреждений

анкета

1. Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым? (Да; Не совсем; Нет; Затрудняюсь ответить)

2. Известны ли Вам правила (факторы) здорового образа жизни? (Да; Нет)

3. О каких факторах здорового образа жизни Вы знаете?

3.1. Личная гигиена

3.2. Отказ от вредных привычек

3.3. Рациональное питание

3.4. Оптимальный двигательный режим

3.5. Занятия физкультурой и спортом

3.6. Положительные эмоции

3.7. Навыки безопасного поведения

3.8. Сексуальная культура

3.9. Регулярное прохождение медицинских осмотров и профилактика заболеваний

3.10. Культура обучения и труда

3.11. Состояние окружающей среды

3.12. Все вышеперечисленное

3.13. Затрудняюсь ответить

4. Удовлетворены ли Вы состоянием своего здоровья? (Да; Нет; Затрудняюсь ответить)

5. Курите ли Вы? (Да; Нет; Иногда)

6. Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? (1—10; 11—20; Больше пачки; Не курю)

7. Известно ли Вам о вредных последствиях курения? (Да; Нет)

8. Вы хотели бы бросить курить? (Да; Нет; Затрудняюсь ответить; Не курю)

9. Курят ли Ваши родители?

9.1. Папа курит каждый день

9.2. Папа курит изредка

9.3. Мама курит каждый день

9.4. Мама курит изредка

9.5. Постоянно курят оба

9.6. Изредка курят оба

9.7. Папа бросил курить

9.8. Мама бросила курить

9.9. Другое_

10. Употребляете ли Вы алкогольные напитки (включая пиво)? (Да; Нет; Иногда)

11. Как Вы относитесь к наркомании?

11.1. Положительно

11.2. Скорее положительно, чем отрицательно

11.3. Скорее отрицательно, чем положительно

11.4. Отрицательно

11.5. Безразлично

12. Что может помешать Вам вести здоровый образ жизни?

12.1. Отсутствие знаний

12.2. Отсутствие средств

12.3. Занятость

12.4. Отсутствие желания, лень

12.5. Не поймут друзья

12.6. Я стараюсь вести здоровый образ жизни

12.7. Затрудняюсь ответить

12.8. Другое_

13. Ваши знания о здоровом образе жизни получены:

13.1. В школе

13.2. Из СМИ, кинофильмов

13.3. От родителей

13.4. Из собственного опыта

13.5. От медицинских работников

13.6. Из проводимых лекций, бесед

13.7. Все вышеперечисленное

13.8. Другое_

14. Для чего Вы стали бы вести здоровый образ жизни?

14.1. Чтобы не беспокоили болезни

14.2. Чтобы жить долго

14.3. Чтобы выглядеть красиво

14.4. Чтобы быть успешным и всего добиться в жизни

14.5. Быть здоровым модно

14.6. Чтобы иметь способность к созданию семьи

14.7. Затрудняюсь ответить

14.8. Другое_

15. Укажите Ваш возраст_лет

16. Укажите Ваш пол (Мужской; Женский)

Здоровье человека — это главная ценность в жизни. Берегите его смолоду!

www.akvarel2002.ru

№2 (39) • 2014

r^EttV j

аналитический обзор

Таблица 1

Сведения об отношении студентов к здоровому образу жизни

Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым? Да Не совсем Нет Затрудняюсь ответить

Число респондентов (чел.) 191 239 28 17

Распределение (%) 40,2 50,3 5,9 3,6

здравоохранения и других в воспитании культуры здоровья молодежи.

Важным стимулом для получения знаний о здоровом образе жизни, способствующих сохранению здоровья, является понимание своей низкой осведомленности в этих вопросах, поэтому крайне важно выяснить реальный уровень информированности студентов.

Принимая во внимание все вышеизложенное, целью настоящего исследования являлось изучение отношения студентов к здоровому образу жизни.

Указанная цель предполагала решение следующих основных задач:

• определение уровня осведомленности молодежи о факторах здорового образа жизни;

• анализ статистических данных о лицах, ведущих здоровый образ жизни;

• анализ статистических данных об удовлетворенности молодых людей состоянием своего здоровья;

• выявление уровня распространения курения

и употребления алкоголя среди молодежи;

• определение отношения молодежи к употреблению табака;

• выявление взаимосвязи вредных привычек детей и их родителей;

• анализ отношения молодых людей к наркомании;

• анализ ценностных установок на ведение здорового образа жизни;

• исследование источников информирования молодежи о здоровом образе жизни.

Объектом социологического исследования являлось общественное мнение молодого населения Волгоградской области. Предмет исследования — отношение студентов ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» к здоровому образу жизни (см. анкету на стр. 15).

Данное социологическое исследование проводилось в декабре 2012 года. Анкетирование проводили сотрудники колледжа. Ввод и обработку данных осуществляли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалисты отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний ГКУЗ «ВОЦМП». Статистическая обработка проводилась с помощью пакетов прикладных программ Microsoft Office Excel. Величина статистической погрешности не превышает допустимую и не может существенно влиять на достоверность проведенного исследования.

Анализ результатов

Общий объем выборочной совокупности составил 475 человек, в том числе 229 мужчин (48,2%) и 246 женщин (51,8%). Средний возраст опрошенных — 17 лет.

Около 3/5 опрошенных студентов не считают свой образ жизни здоровым. Уверены в том, что их образ жизни положительно влияет на здоровье, только 40,2% студентов. Затруднились в определении своего образа жизни 3,6% студентов (табл. 1).

Абсолютное большинство студентов (470 человек — 98,9%) заявило о своей информированности о правилах (факторах) здорового образа жизни, и только 5 опрошенных (1,1%) признают себя неосведомленными. По шкале Фагерстрема это соответствует очень высокой степени информированности. Однако следует учитывать, что это показатель самооценочный, то есть субъективный.

Информированность о различных факторах здорового образа жизни распределилась следующим образом:

— Личная гигиена — информированы 411 студентов (86,5%).

— Отказ от вредных привычек — 359 (75,6%).

— Рациональное питание — 366 (77,1%).

— Оптимальный двигательный режим — 134 (28,2%).

— Занятия физкультурой

и спортом — 412 (86,7%).

— Положительные эмоции — 192 (40,4%).

— Навыки безопасного поведения — 163 (34,3%).

— Сексуальная культура — 144 (30,3%).

— Регулярное прохождение медосмотров и профилактика заболеваний — 238 (50,1%).

— Культура обучения и труда — 101 (21,3%).

— Состояние окружающей среды — 197 (41,5%).

— Все вышеперечисленное — 116 (24,4%).

— Затрудняюсь ответить — 8 (1,7%).

Самую высокую осведомленность студенты продемонстрировали о таких факторах здорового образа жизни, как личная гигиена и занятия физкультурой и спортом. Меньшее, но тоже значительное количество респондентов осведомлены о положительном влиянии на здоровье отказа от вредных привычек и рационального питания. Половина студентов уверены в необходимости регулярного прохождения медицинских осмотров и профилактики заболеваний. Около 40% респондентов показали информированность о влиянии на здоровье состояния окружающей среды и положительных эмоций. Практически каждый третий студент уделяет немаловажную роль оптимальному двигательному режиму, навыкам безопасного поведения и сексуальной культуре. Немногим более 20% студентов считают необходимым соблюдение культуры обучения и труда. Абсолютно правы те респонденты, которые отнесли к здоровому образу жизни все перечисленные факторы, — это приблизительно четверть опрошенных.

Небольшое количество респондентов затруднились в ответе; по всей видимости, они мало осведомлены о факторах здорового образа жизни.

аналитический обзор

1<еквп

Таким образом, показатель информированности о факторах здорового образа жизни составляет 52%. По шкале Фагерстрема это соответствует средней степени информированности. Этот показатель является объективным.

Сравнив объективный показатель информированности студентов о факторах здорового образа жизни (52%) с субъективным (99%), становится очевидной завышенная самооценка знаний респондентами. Между этими показателями можно определить средний показатель, который и будет приблизительно соответствовать объективно-субъективной оценке. Он составляет 75,5% — это соответствует высокой степени информированности по шкале Фагерстрема. О высокой степени информированности говорит еще и тот факт, что 116 человек, то есть каждый четвертый опрошенный, продемонстрировали осведомленность о большинстве перечисленных факторов здорового образа жизни.

Положительно оценили состояние своего здоровья 287 человек (60,4%), что почти в три раза больше, чем оценивших отрицательно — 105 человек (22,1%). Приблизительно каждый шестой студент затруднился в оценке состояния своего здоровья — 83 человека (17,5%).

Достоверные сведения о состоянии здоровья студентов могут быть получены при квалифицированном и достаточно полном медицинском обследовании (диспансеризации).

Большинство опрошенных, почти три четверти (341 человек — 71,8%), позиционируют себя не употребляющими табак. В три раза меньшее количество (98 человек — 20,6%) ответили утвердительно на этот вопрос, то есть каждый пятый студент курит. Каждый тринадцатый (36 человек — 7,6%) ответил, что курит иногда. Таким образом, можно считать, что абсолютное большинство студентов не курят, а курящие составляют около 1/4 опрошенных.

Из курящих студентов каждый пятый выкуривает до 10 сигарет в день, а каждый двадцатый — до пачки. Больше пачки выкуривают незначительное количество опрошенных — около 1% (табл. 2).

Абсолютное большинство — 469 студентов (98,7%) — сообщили, что информированы о вреде курения, и только 6 человек (1,3%) — что не информированы.

Семь из каждых десяти студентов не курят, а двое из оставшихся трех курящих хотят расстаться с вредной привычкой (табл. 3). Эти сведения подтверждены также методом корреляции.

В трех вопросах (№№5, 6, 8) содержались прямой и неакцентирован-ные вопросы об отношении студентов к курению. В результате получен очевидно достоверный показатель числа студентов, свободных от никотиновой зависимости. Он составляет около 70%.

Таблица 2

Исследование продемонстрировало высокую распространенность курения среди родителей студентов:

— Папа курит каждый день — 154 ответа (32,4%).

— Папа курит изредка — 38 (8,0%).

— Мама курит каждый день — 29 (6,1%).

— Мама курит изредка — 12 (2,5%).

— Постоянно курят оба — 20 (4,2%).

— Изредка курят оба — 6 (1,3%).

— Папа бросил курить — 37 (7,8%).

— Мама бросила курить — 18 (3,8%).

— Другое — 192 (40,4%).

Не курят менее половины родителей студентов. Каждый третий папа курит постоянно, каждый день. Примерно одинаковое количество пап курит изредка или уже бросили курить. Довольно высокий показатель ежедневного курения мам. Постоянно курят оба родителя приблизительно у каждого двадцатого студента. Примерно у 4% студентов мамы бросили курить. Небольшое количество мам курит изредка. У шести студентов изредка курят оба родителя.

Таким образом, если суммировать показатели некурящих и бросивших курить родителей, то эта цифра составит 52%, то есть только в половине семей дети не наблюдают курящих родителей, следовательно, не имеют формирующегося стереотипа «курение — норма» и не являются пассивными курильщиками.

К алкоголю относятся отрицательно больше половины респондентов — 250 человек (52,6%), однако каждый третий выпивает иногда (167 — 35,2%), а каждый восьмой (58 — 12,2%) считает себя употребляющим алкоголь.

Абсолютное большинство студентов отрицательно относятся к наркомании, однако седьмая часть опрошенных относятся к наркомании безразлично, а около 2% молодых людей — положительно, и это настораживающий факт:

— Относятся отрицательно — 387 человек (81,5%).

— Скорее отрицательно, чем положительно — 14 (2,9%).

— Безразлично — 67 (14,1%).

Сведения о количестве потребляемого табака в день

Потребление сигарет/папирос в день (штук) От 1 до 10 От 11 до 20 Больше пачки Не курю

Число респондентов (чел.) 103 25 6 341

Распределение (%) 21,7 5,3 1,3 71,7

Таблица 3 Сведения о количестве студентов, желающих бросить курить

Желающие бросить курить Да Нет Затрудняюсь ответить Не курю

Число респондентов (чел.) 93 17 24 341

Распределение (%) 19,6 3,6 5,1 71,7

Г^ЕКУ А

аналитический ОБЗОР

— Скорее положительно, чем отрицательно — 4 (0,8%).

— Положительно — 5 (1,1%).

Здоровый образ жизни стараются вести менее половины студентов. Примерно равное количество (около 30%) ссылаются на занятость, а также на отсутствие желания, лень. Не имеют средств около 7%, а около 4% не имеют и достаточных знаний. И только для 1% немаловажным является мнение друзей, которые могут не понять их стремления к здоровому образу жизни. Среди других мешающих причин были названы следующие: учеба, настроение, работа, отсутствие силы воли, состояние здоровья. Затруднились в ответе около 10% опрошенных.

Что мешает студентам вести здоровый образ жизни:

— Отсутствие знаний — 20 (4,2%).

— Отсутствие средств — 33 (6,9%).

— Занятость — 140 (29,5%).

— Отсутствие желания, лень — 125 (26,3%).

— Не поймут друзья — 5 (1,1%).

— Я стараюсь вести здоровый образ жизни — 206 (43,4%).

— Затрудняюсь ответить — 45 (9,5%).

— Другое — 30 (6,3%).

Среди важнейших источников информирования студенты выделяют школу и родителей. Третья часть студентов считают важными все перечисленные источники информирования, а также проводимые лекции и беседы. Каждый четвертый студент получил знания о здоровом образе жизни из СМИ и кинофильмов, а также из собственного опыта. Надо отметить, что это не самые надежные источники, поскольку СМИ не всегда являются носителями достоверной информации, а ценой опытного познания жизни может стать собственное здоровье.

На знания, полученные от медицинских работников, ссылается каждый пятый студент. Среди других источников информирования были отмечены знания, полученные из Интернета, от тренеров, из книг.

Сведения об источниках информированности студентов о здоровом образе жизни:

— Школа — 285 (60,0%).

— СМИ, кинофильмы — 115 (24,2%).

— Родители — 271 (57,1%).

— Собственный опыт — 103 (21,7%).

— Медицинские работники — 95 (20,0%).

— Проводимые лекции, беседы — 146 (30,7%).

— Все вышеперечисленное — 152 (32,0%).

— Другое — 11 (2,3%).

В порядке убывания значимости личностной мотивации студентов к здоровому образу жизни распределись так:

— Чтобы не беспокоили болезни — 268 (56,4%).

— Чтобы выглядеть красиво — 244 (51,4%).

— Чтобы жить долго — 211 (44,4%).

— Чтобы иметь способность к созданию семьи —

193 (40,6%).

— Чтобы быть успешным и всего добиться в жизни — 177 (37,3%).

— Быть здоровым модно — 177 (37,3%).

Затруднились в ответе 34 опрошенных (7,2%). Считают, что у них другая мотивация, 27 студентов (5,7%), но, по сути, это те же вышеперечисленные мотивы, но сформулированные другими словами, а также следующие: «чтобы были здоровы дети», «так принято», «хочу всего добиться в жизни».

Выводы

1. Проведенное социологическое исследование выявило высокую степень информированности студентов колледжа о факторах здорового образа жизни и вреде курения, но низкую вовлеченность в здоровый образ жизни — всего 2/5. Это свидетельствует о недостаточно сознательном отношении студентов к своему здоровью.

2. Ценными представляются высокие показатели осведомленности респондентов о вреде курения. Но эти знания носят формальный характер. Об этом факте говорит распространенность вредных привычек: каждый четвертый студент курит, каждый

второй — употребляет алкоголь, в том числе пиво. При этом абсолютное большинство осознают вред курения, и каждые двое из троих курящих хотят отказаться от курения.

3. Более половины опрошенных молодых людей не удовлетворены своим здоровьем, но не стараются вести здоровый образ жизни из-за занятости, отсутствия желания, лени, отсутствия средств и знаний (что не соответствует полученным данным).

4. Судя по результатам анкетирования, большую роль в формировании здорового образа жизни играет домашнее воспитание. К сожалению, эта роль не всегда положительна, так как почти половина родителей курят.

Кроме влияния родителей, среди других источников знаний о здоровом образе жизни студенты выделяют школу, а также проводимые в колледже лекции и беседы. Очевидно, что профилактическая работа медицинских учреждений не является для населения молодого возраста одним из основных источников информации о здоровом образе жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, данные проведенного социологического исследования наглядно демонстрируют высокую степень информированности и сфор-мированности у студентов правильной мотивации к здоровому образу жизни, но низкий уровень ответственности за собственное здоровье.

5. Результаты проведенного социологического исследования позволяют выявить слабые стороны в воспитательной и профилактической работе колледжа по формированию здорового образа жизни и выделить приоритеты в ее организации. Социологическое исследование показало, что значительная часть студенческой аудитории нуждается в продолжении работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни. Очевидно, что просветительской работой должны быть охвачены и родители студентов. Рутинно проводимая в этом направлении работа не даст желаемого результата.

Результаты социологического исследования достоверны и могут быть использованы для принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.