Научная статья на тему 'Оценка перспектив сокращения бедности в республике Саха (Якутия)'

Оценка перспектив сокращения бедности в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / ДЕТСКАЯ БЕДНОСТЬ / РИСК БЕДНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / МАЛОИМУЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ / POVERTY / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / NATIONAL DEVELOPMENT GOALS / ECONOMIC INEQUALITY / CHILD POVERTY / RISK OF POVERTY / DIFFERENTIATION OF MONETARY INCOME / POVERTY LEVEL / POOR POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

Предметом исследования выступает бедность как социально-экономическое явление, целью оценка перспектив снижения ее уровня и достижения национальных целей развития до 2024 г. в самом большом субъекте Российской Федерации Республике Саха (Якутия), характеризующемся высокими показателями бедности населения. Автор подробно рассматривает структуру, динамику и риски бедности в регионе, приводит данные сравнительного анализа ее критериев с соответствующими значениями по Дальневосточному федеральному округу. В результате выявлены факторы бедности: безработица и экономическое неравенство сельского населения при высокой демографической нагрузке лиц младшего трудоспособного возраста. Методология исследования: анализ, сравнение, систематизация, табличная интерпретация, обобщение и группировка данных для формулирования выводов по итогам. Новизна заключается в установлении специфических характеристик бедности в Якутии, в частности высокого риска детской бедности и бедности сельских жителей, значительного возрастания риска бедности среди безработных; оценке возможности снижения бедности в регионе в 2 раза до 2024 г. при помощи таких мер, как стимулирование экономического роста, увеличение реальных доходов населения, повышение адресности мер социальной поддержки. Автор приходит к выводу о маловероятности существенного сокращения бедности в регионе в короткие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Prospects for Poverty Reduction in the Republic Of Sakha (Yakutia)

The subject of the study is poverty as a social and economic phenomenon. The purpose of the study is to estimate the prospects for reducing poverty and achieving national development goals by 2024 in the largest subject of the Russian Federation the Republic of Sakha (Yakutia), which is characterized by high rates of poverty. The author thoroughly examines the structure, dynamics, and risks of poverty in the Republic of Sakha (Yakutia), provides the results of a comparative analysis of poverty indicators of the region and the relevant values for the Far Eastern Federal District. As a result, poverty factors are identified. They are unemployment and economic inequality of the rural population with a high demographic load on working age youth. Research method: analysis, comparison, systematization, tabular interpretation, generalization, and grouping of data to formulate conclusions based on the results of the study. The novelty of the research is identification of specific characteristics of poverty in the Republic of Sakha (Yakutia), in particular: the high risk of child poverty and of rural poverty, a significant increase in poverty risk among the unemployed population, estimation of the possibility to reduce poverty in the region twice by 2024 via such measures as the promotion of economic growth, rising the real income, improving the targeting of social support. The author concludes that it is unlikely that there will be a significant reduction in poverty in the region in a short time.

Текст научной работы на тему «Оценка перспектив сокращения бедности в республике Саха (Якутия)»

УДК 364.22:332.145(571.56)

Попова Ольга Васильевна

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Республики Саха (Якутия)

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Popova Olga Vasilyevna

PhD in Economics, Leading Research Fellow, Arctic Research Center of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)

ESTIMATION OF PROSPECTS FOR POVERTY REDUCTION N THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация:

Предметом исследования выступает бедность как социально-экономическое явление, целью - оценка перспектив снижения ее уровня и достижения национальных целей развития до 2024 г. в самом большом субъекте Российской Федерации - Республике Саха (Якутия), характеризующемся высокими показателями бедности населения. Автор подробно рассматривает структуру, динамику и риски бедно-сти в регионе, приводит данные сравнительного анализа ее критериев с соответствующими значениями по Дальневосточному федеральному округу. В результате выявлены факторы бедности: безработица и экономическое неравенство сельского населения при высокой демографической нагрузке лиц младшего трудоспособного возраста. Методология исследования: анализ, сравнение, систематизация, табличная интерпретация, обобщение и группировка данных для формулирования выводов по итогам. Новизна заключается в установлении специфических характеристик бедности в Якутии, в частности высокого риска детской бедности и бедности сельских жителей, значительного возрастания риска бедности среди безработных; оценке возможности снижения бедности в регионе в 2 раза до 2024 г. при помощи таких мер, как стимулирование экономического роста, увеличение реальных доходов населения, повышение адресности мер социальной поддержки. Автор приходит к выводу о ма-ловероятности существенного сокращения бедности в регионе в короткие сроки.

Ключевые слова:

бедность, Республика Саха (Якутия), национальные цели развития, экономическое неравенство, детская бедность, риск бедности, дифференциация денежных доходов, уровень бедности, малоимущее население.

Summary:

The subject of the study is poverty as a socio-economic phenomenon. The purpose of the study is to estimate the prospects for reducing poverty and achieving national development goals by 2024 in the largest subject of the Russian Federation - the Republic of Sakha (Yakutia), which is characterized by high rates of poverty. The author thoroughly examines the structure, dynamics, and risks of poverty in the Republic of Sakha (Yakutia), provides the results of a comparative analysis of poverty indicators of the region and the relevant values for the Far Eastern Federal District. As a result, poverty factors are identified. They are unemployment and economic inequality of the rural population with a high demographic load on working age youth. Research method: analysis, comparison, systematiza-tion, tabular interpretation, generalization, and grouping of data to formulate conclusions based on the results of the study. The novelty of the research is identification of specific characteristics of poverty in the Republic of Sakha (Yakutia), in particular: the high risk of child poverty and of rural poverty, a significant increase in poverty risk among the unemployed population, estimation of the possibility to reduce poverty in the region twice by 2024 via such measures as the promotion of economic growth, rising the real income, improving the targeting of social support. The author concludes that it is unlikely that there will be a significant reduction in poverty in the region in a short time.

Keywords:

poverty, Republic of Sakha (Yakutia), national development goals, economic inequality, child poverty, risk of poverty, differentiation of monetary income, poverty level, poor population.

Социально-экономическое неравенство в настоящее время относится к числу отрицательных факторов, тормозящих экономическое развитие [1, с. 22], а бедность служит наиболее ярким проявлением имеющихся социальных диспропорций. Государственная доктрина Российской Федерации связывает вопросы снижения уровня бедности с экономическим ростом. Так, в майском указе президента сокращение уровня бедности в 2 раза названо одной из национальных целей развития Российской Федерации до 2024 г. [2]. Однако ни в одном из 12 национальных проектов, разработанных для достижения национальных целей, стратегическая задача снижения уровня бедности не нашла прямого отражения. Соответственно, национальные проекты не содержат ни способов и конкретных мероприятий, ни показателей для мониторинга, ни сроков и этапов достижения поставленной цели.

Вместе с тем бедность - это многоаспектное явление, требующее глубокого анализа, установления причин и факторов, его сформировавших. Именно от результатов такого исследования

зависит четкое понимание, какие именно шаги необходимы для сокращения бедности и, соответственно, качественного построения политики по реализации поставленных задач. Каковы перспективы снижения уровня бедности и достижения национальных целей развития до 2024 г. в самом большом субъекте Российской Федерации - Республике Саха (Якутия) (далее - РС (Я)), характеризующемся высокими показателями бедности населения (11-е место среди субъектов РФ в 2017 г.)?

Цель работы заключается в оценке перспектив снижения уровня бедности и достижения национальных целей развития до 2024 г. в Республике Саха (Якутия). Задачи исследования состоят в следующем:

- проанализировать структуру и динамику показателей бедности в регионе;

- охарактеризовать факторы бедности населения республики;

- оценить перспективы сокращения бедности в Якутии в 2 раза к 2024 г.

Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: описание,

анализ, синтез, диалектический метод, метод аналогий и причинно-следственных связей, сравнение, систематизация, табличная интерпретация, обобщение и группировка данных для формулирования выводов по результатам. Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам бедности в рамках экономического подхода, а также положения федеральных нормативно-правовых актов. Информационной базой выступили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития.

Исследованию проблем бедности и определения ее критериев и границ посвящено большое количество научных работ: философских, экономических, социальных, медицинских, психологических и др. При этом в различных теоретических концепциях понятие «бедность» трактуется по-разному и рассматривается с определенной точки зрения [3, с. 67; 4, с. 75]. Поскольку в рамках данной статьи анализ всего спектра методов, предлагаемых для оценки различных аспектов бедности, не представляется возможным, постольку принято решение остановиться на основных подходах к определению бедности как экономической категории.

В рамках экономического подхода бедность понимается как состояние нужды, связанное с низкими уровнями дохода и потребления индивида или домохозяйства. При комплексном подходе она рассматривается в широком социальном контексте и трактуется как отсутствие или чрезвычайная ограниченность доступа к ресурсам, определяющим качество жизни индивида [5, с. 31].

В настоящее время выделяются три подхода к оценке данного феномена: абсолютная, относительная и субъективная бедность [6, с. 24; 7, с. 7-8; 8, с. 31; 9, с. 267-268; 10, с. 67]. Абсолютное измерение соответствует экономическому подходу к определению бедности, остальные - комплексному [11, с. 30].

Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием порога бедности, определяющего уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным [12, с. 24]. Всемирный банк выделяет следующие абсолютные показатели бедности по доходам/потреблению в день по паритету покупательной способности (ППС) в ценах 2011 г.: уровень бедности для наиболее бедных стран мира, или крайняя бедность, - 1,90 долл. США; для стран с доходами ниже среднего - 3,20; выше среднего уровня - 5,50 долл. США [13, р. 7]. Россия относится к государствам с доходами выше среднего уровня. Таким образом, в 2018 г. по обозначенной методике абсолютный показатель бедности в РФ составлял 4 289,4 р/мес. на человека (ППС -25,64 р. за доллар США [14]). Относительная бедность проявляется в тех случаях, когда черта бедности определяется как постоянная доля общего распределения доходов или потребления в обществе, зачастую как 50 или 60 % медианного, или среднего, уровня дохода или потребления [15, с. 8]. Субъективная бедность основана на ощущении человеком уровня его бедности, исходя из индивидуальных представлений о «стандарте» благосостояния.

Во всех трех подходах к оценке могут применяться монетарные и немонетарные методы измерения бедности [16]. Последние измеряют ее через лишения, поскольку она проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в неудовлетворительном состоянии здоровья, качестве питания, низком уровне образования, неблагоприятных жилищных условиях, социальной изоляции и т. п. [17, с. 74].

Официальные оценки бедности в Российской Федерации основаны на монетарных показателях в рамках абсолютной концепции бедности. Монетарной линией при этом является прожиточный минимум, который представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы [18, с. 70-71].

Прожиточный минимум в России устанавливается на базе закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [19] и постановления Правительства «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [20]. В соответствии с Правилами стоимость минимального набора продуктов питания вычисляется на основе установленного перечня продуктов питания и средних цен на них; непродовольственные товары определены в размере 50 % стоимости продуктов, услуги — также 50 %.

Федеральной службой государственной статистики в последние годы также рассчитываются показатели, базирующиеся на относительной концепции бедности: данные о доле населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже среднего уровня, медианного и модального значения. Эти показатели подходят для международных сопоставлений и академических целей, но в официальных оценках бедности не участвуют. Очевидно, для определения возможности достижения национальных целей развития до 2024 г. необходимо использовать официальные оценки на основе абсолютной концепции бедности.

В России с 2013 г. наблюдается повышение уровня бедности: с 10,8 % от общей численности населения в 2013 г. до 13,2 % - в 2017-м [21]. При этом степень и динамика увеличения масштабов бедности существенно варьируют по регионам РФ. В Республике Саха (Якутия) численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума возросла на 37,6 тыс. чел. (со 156 тыс. в 2013 г. до 193,6 тыс. в 2017-м), а уровень бедности - на 3,8 % (с 16,3 % в 2013 г. до 20,1 % в 2017-м). Показатели повышения реальных располагаемых гражданами денежных доходов демонстрировали отрицательные значения [22]. В 2017 г. в РС (Я) по сравнению с уровнем 2013 г. произошло снижение покупательной способности:

- среднедушевых денежных доходов - на 0,38 прожиточного минимума;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы - на 0,26 минимума;

- среднего размера назначенных - на 0,15 прожиточного минимума.

В 2000-2015 гг. уровень бедности в РС (Я) снижался, но меньшими темпами, чем в среднем по РФ. В результате этого начиная с 2003 г. в регионе он превышал общероссийский показатель, причем разрыв увеличивался (таблица 1).

Таблица 1 - Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного

минимума в РФ и РС (Я) в 2000-2017 гг., % от общей численности населения [23]

Показатель Год Возрастание (+) / сокращение (-) за 2000-2017 гг.

2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

РФ 29,0 17,8 12,5 10,8 11,2 13,3 13,3 13,2 -15,8

РС (Я) 28,3 20,2 19,0 16,3 17,4 19,0 19,8 20,1 -8,2

Опережение (+) / отставание (-) от РФ +0,7 -2,2 -6,5 -5,5 -6,2 -5,7 -6,5 -6,9 -7,6

По уровню бедности РС (Я) занимала в ДФО в 2017 г. предпоследнее (8-е) место. По глубине бедности в абсолютном выражении регион находился в округе на 8-й (предпоследней) позиции в 2005 г., а в 2017-м в республике был самый высокий по Дальневосточному округу показатель глубины бедности в абсолютном выражении (9-е место). При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в РС (Я) в 2017 г. составляла 62 206 р., что на 23 039 р. выше таковой в расчете на одного работника в РФ и на 13 254 р. выше аналогичного показателя в ДФО.

По величине среднемесячной заработной платы в 2017 г. Якутия занимала 10-е место в РФ. Самый высокий уровень среднемесячной оплаты труда в РС (Я) наблюдался в секторе добычи полезных ископаемых - 110 796,5 р. в 2017 г.; это в 4,15 раза выше, чем среднемесячная оплата труда в сельском хозяйстве (26 697,5 р/мес.), и в 2,4 раза - в образовании (45 440,1 р/мес.). При этом в добывающей отрасли зарегистрировано 9,7 % всех занятых в экономике республики в 2017 г., сельском хозяйстве - 7,1, образовании - 12,8 %.

Целевым ориентиром для РС (Я) по сокращению уровня бедности в 2 раза до 2024 г. является показатель 10 %. За весь постсоветский период (1992-2017) самый низкий уровень бедности наблюдался в регионе в 2013 г. и составлял 16,3 %.

Согласно предварительным данным за 2018 г., уровень бедности в РС (Я) снизился к параметру предыдущего года на 1,1 % и составил 19,0 % [24]. Однако достижение этих показателей вызывает вопросы, поскольку величина прожиточного минимума в регионе за 2018 г. сократилась на 43 р. по сравнению со значением предыдущего года: 16 511 р. в 2018 г. против 16 554 р. в 2017-м (таблица 2). При этом индекс потребительских цен в республике в 2018 г. достиг 102 % (на продовольственные товары - 101,5 %, непродовольственные - 103,0 %).

Таблица 2 - Величина прожиточного минимума по РС (Я) в 2017-2018 гг.

по социально-демографическим группам в среднем на душу населения, р/мес. [25]

Группа 2017 г. 2018 г.

Население 16 554 16 511

трудоспособные граждане 17 551 17 527

пенсионеры 13 293 13 267

дети 16 983 16 933

На наличие подобных манипуляций с показателями регионального прожиточного минимума в Новосибирской области указывает В.И. Клисторин. Очевидно, такая практика используется для достижения целевых показателей по снижению уровня бедности и в целях экономии бюджетных ресурсов, выделяемых на социальную поддержку в 2018 г. [26, с. 271].

При этом результаты субъективной оценки домашними хозяйствами своего финансового положения по итогам выборочного обследования их бюджетов свидетельствуют об обострении проблем бедности в Республике Саха. Так, доля домохозяйств, испытывающих затруднения с покупкой еды, одежды и оплатой жилищно-коммунальных услуг, возросла в регионе с 11,9 % в 2015 г. до 25,8 - в 2017-м, до 26,2 % - в 2018 г. (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение домашних хозяйств РС (Я) по оценке своего финансового

положения в 2015-2018 гг., % от общего числа домохозяйств [27]

Оценка домохозяйством своего финансового положения Год

2015 2016 2017 2018

Доходов не хватает даже на еду 0,2 0,5 0,4 0,6

Затруднительно покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги 11,7 16,8 25,4 25,6

Не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования 51,0 51,4 49,3 46,8

Не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры, дачи 36,0 31,1 24,4 26,5

Средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным 1,1 0,2 0,4 0,6

В численности малоимущего населения в РС (Я) наибольший удельный вес приходился на население в трудоспособном возрасте, занятое в экономике, что полностью отражало общероссийские тенденции. При этом количество малоимущих граждан в сельских населенных пунктах региона было почти на 50 % выше, чем в городских.

В 2017 г. доля детей в общей численности малоимущего населения в РС (Я) составила 44,4 %, что выше аналогичных показателей по РФ (37,5 %) и ДФО (39,5 %). В том же году 36,0 % всех детей в республике жили за чертой абсолютной бедности, что создает высокий риск для воспроизводства бедности, ведь детская бедность изначально формирует в человеке витальное неравенство, или неравенство стартовых возможностей, которое трудно преодолеть в будущем (плохое здоровье, невозможность прожить долгую жизнь и пр.).

Особую опасность в детском возрасте представляет крайняя форма бедности - нищета. Бедный становится нищим в том случае, если его доходов недостаточно для удовлетворения даже минимальных потребностей в питании и он начинает жить впроголодь, т. е. получает доходы ниже стоимости набора продуктов питания, включенных в прожиточный минимум. Таким образом, мероприятия по выявлению и минимизации детской нищеты и повышению уровня доходов детей до стоимости этого набора должны быть положены в основу комплекса мер по снижению уровня бедности в республике.

Принадлежность к какой из социально-демографических групп населения увеличивает риск бедности? В 2017 г. наибольшей вероятностью попадания в число бедных отличались незанятые в экономике, затем - проживающие в сельских населенных пунктах, на 3-м месте находились дети (рисунок 1). Причем в Якутии, как правило, все эти риски сосредоточены в сельской местности. В 2017 г. 63 % (131 тыс. чел.) незанятого в экономике населения и 40,3 % (96,2 тыс.) от общей численности детей в возрасте до 16 лет проживали в сельских населенных пунктах, при этом доля сельчан в РС (Я) составляла 34,5 % от общего количества граждан республики. Риск бедности в сельских поселениях в 2017 г. был почти в 4 раза выше, чем в городе.

Занятые в экономике 50

Проживающие в сельских населенных

пунктах

Проживающие в городских населенных пунктах

38

40

30 21'4

17,3

Незанятые в экономике 45,7

36

Дети в возрасте до 16 лет

Старше трудоспособного Трудоспособного

возраста возраста

• По соотвествующим социально-демографическим группам 9 Все население

Рисунок 1 - Состав социально-демографической группы малоимущего населения РС (Я) в 2017 г., % [28]

Безработица считается одним из основных факторов риска бедности, но до 2016 г. она не вносила существенный вклад в бедность населения в РС (Я). В частности, в докризисном 2013 году из 37,4 тыс. безработных всего 3,8 % имели доходы ниже величины прожиточного минимума, в то время как по всему населению (всем социально-демографическим группам) 16,7 % имели доходы ниже этой величины. Следовательно, в социально-демографической группе «безработные» показатель бедности в 2013 г. был в 4,4 раза ниже, чем в целом по региону. В 2014 г. 3,3 % безработных в Якутии имели доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2015-м - 2,9 %. Однако в 2016 г. 29,6 % безработных в республике получали доходы ниже этой величины, тогда как по всему населению уровень бедности составлял 19,8 %, т. е. для безработных он был на 10,2 % выше, чем в целом по всем социально-демографическим группам.

Такой резкий скачок уровня бедности среди безработного населения может объясняться либо несовершенствами государственного статистического учета, либо существенным возрастанием напряженности на рынке труда в РС (Я). По методологии Международной организации труда к безработным могут быть отнесены лица в возрасте 15-72 лет, в том числе учащиеся, пенсионеры и инвалиды. Из этого можно сделать вывод, что до 2016 г. безработными были в основном лица, имеющие источники дохода, отличные от заработной платы (например, пенсию). Это позволяло при отсутствии работы обеспечивать доход на уровне прожиточного минимума, ведь средний размер назначенных пенсий в Якутии с 2007 г. стабильно выше прожиточного минимума пенсионера, а возраст выхода на пенсию на 5 лет ниже, поскольку вся территория республики относится к регионам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям. Однако в 2016 г. среди безработных увеличилось число лиц, для которых оплата труда является единственным источником средств к существованию. С 2017 г. показатель доли безработных в общей численности малоимущего населения органами статистики не рассчитывается.

Высокий уровень бедности населения в Республике Саха (Якутия) при больших значениях параметра номинальной начисленной среднемесячной заработной платы может объясняться, помимо высоких показателей безработицы и демографической нагрузки лиц младше трудоспособного возраста, дифференциацией денежных доходов населения (экономическим неравенством).

К настоящему времени в мире накоплен значительный опыт борьбы с бедностью. Наиболее распространенными мерами по снижению ее уровня являются ускорение экономического роста, прогрессивное налогообложение, установление минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, сокращение безработицы, помощь семьям с детьми, адресная социальная поддержка, совершенствование механизмов перераспределения и доступа бедных слоев населения к различным благам. Например, стратегия борьбы с бедностью, предлагаемая для России Всемирным банком, включала три основных компонента:

- широкомасштабный и устойчивый экономический рост;

- принятие адресных мер в целях улучшения ситуации в очагах глубокой бедности, где выгоды экономического роста, возможно, не столь заметны;

- совершенствование социальной политики перераспределения [29, с. 29].

Вместе с тем в условиях сложившейся российской модели экономического развития, отличающейся высокой дифференциацией заработной платы и доходов населения, экономический рост перестает быть главным инструментом политики содействия сокращению бедности [30].

На отсутствие связи между численностью населения с доходами ниже прожиточного минимума и возрастанием регионального ВРП указывают и якутские исследователи [31, с. 41]. Подобная ситуация свидетельствует о застойном характере бедности в регионе и глубоких системных проблемах в социально-экономических механизмах распределения доходов. Как отмечал А.Ю. Шевяков, бедность - это проблема чрезвычайно высокого неравенства и уровень бедности не может быть радикально уменьшен (в 2 раза) в короткий срок без соответствующего снижения масштабов неравенства. Согласно его расчетам, если реальные доходы населения будут увеличиваться со среднегодовым темпом в 8-9 %, но механизмы распределения доходов останутся такими же, как сейчас, то двукратного сокращения численности бедного населения по стране в целом можно будет достигнуть только через 7 лет [32, с. 12-13].

Специалисты Всемирного банка также отмечали, что задача сокращения уровня бедности в РФ за 5 лет в 2 раза - задача крайне сложная, но выполнимая, при условии поддержания темпов увеличения ВВП выше 5 % в год и равномерном распределении выгод от экономического роста. Усиление неравенства значительно ослабляет влияние экономического роста на снижение бедности [33, с. 14].

Возрастание реальных доходов населения Якутии на уровне 8 % в год и выше за 20002018 гг. наблюдалось всего 4 раза: в 2001-2003 и 2008 г.; а в 2015-2017 гг. доходы сокращались. Увеличение ВРП выше 5 % в год также отмечалось за указанный период четырежды.

С 1 декабря 2018 г. по 30 ноября 2019 г. в 13 субъектах РФ осуществлялись пилотные проекты, направленные на снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 г., в результате которых должны были быть выработаны эффективные универсальные механизмы по снижению уровня бедности. Предварительные итоги реализации I этапа этих проектов показывают необходимость повышения адресности мер социальной поддержки малоимущего населения. Отмечается эффективность такого инструмента социальной поддержки, как государственная помощь на условиях социального контракта [34]. Вместе с тем участники программ считают, что адресные меры должны сопровождаться комплексом социально-экономических мероприятий, значительную часть которых регионы не могут реализовать самостоятельно. Предварительные итоги также подтверждают, что добиться сокращения бедности возможно, но не дают ответа на вопрос о перспективах ее уменьшения не менее чем вдвое к 2024 г.

В ближайшее время ожидать заметных изменений в темпах экономического роста не приходится, а перемены в социально-трудовой сфере - процесс инерционный, т. е. требующий еще большего времени, чем необходимо в финансовом или реальном секторах экономики, а также значительных расходов по социальным статьям бюджета. Существующий в условиях санкций и низких цен на энергоносители дефицит бюджетных средств будет ограничивать возможности реализации проектов в социальной сфере дотационного региона. Следовательно, сокращение бедности в республике в 2 раза за счет экономического роста и повышения реальных доходов населения до 2024 г. представляется маловероятным.

Добывающая специализация экономики Якутии приводит к высокому уровню экономического неравенства жителей, что выражается в значительной дифференциации уровня оплаты труда между отраслями добывающей промышленности с одной стороны и сельским хозяйством и бюджетной сферой с другой. При большой доле сельского населения это приводит к существенному разрыву в уровне и качестве жизни между городом и селом и высокому уровню бедности граждан, особенно сельчан. Положительная динамика естественного прироста населения республики обусловливает один из самых высоких по ДФО уровней детской бедности.

Стратегии форсированного сокращения бедности опираются на равномерное распределение доходов и выгод от экономического роста. Однако возможности изменения распределительных механизмов на уровне субъекта Федерации ограничены его полномочиями. Поэтому на региональном уровне мероприятия по снижению уровня бедности и достижению национальных целей развития могут реализовываться в основном путем совершенствования политики занятости и повышения адресности мер социальной поддержки. Таким образом, для Республики Саха (Якутия) главными мероприятиями по уменьшению бедности населения и достижения национальных целей развития могут стать следующие:

- выявление и минимизация детской нищеты и повышение уровня доходов, приходящихся на одного ребенка, до стоимости минимального набора продуктов питания, т. е. до половины прожиточного минимума для детей в регионе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сокращение безработицы;

- снижение экономического неравенства населения путем увеличения адресности мер социальной поддержки, а также уменьшения дифференциации в уровне оплаты труда в бюджетной сфере.

Одним из механизмов сокращения экономического неравенства и числа низкодоходных рабочих мест в РС (Я), а следовательно, снижения уровня бедности может являться установление соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководящего состава и работников для организаций, финансируемых из регионального бюджета. Для предприятий и учреждений бюджетной сферы такие соотношения установлены законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 347-Ф3. Они начали применяться с 1 января 2017 г. Также одним из условий предоставления хозяйствующим субъектам поддержки из средств республиканского бюджета может выступать принятие локального нормативного акта, регулирующего предельное соотношение объемов среднемесячного заработка руководства и работников, а также долю сотрудников с заработной платой ниже прожиточного минимума.

Очевидно, что существенное сокращение глубокой бедности в короткие сроки путем реализации региональных программ и мероприятий без изменений социальной политики перераспределения доходов на федеральном уровне - трудновыполнимая задача.

Ссылки и примечания:

1. Стиглиц Дж. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему : пер. с англ. М., 2017. 512 с.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. [Электронный ресурс] : указ президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Официальный сайт президента России. 2018. 7 мая. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 18.02.2020).

3. Поправко Д.А. Современные подходы к изучению феномена бедности // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17, № 1. С. 66-73.

4. Фахрутдинова Е.В. Бедность и нищета: критерии и границы [Электронный ресурс] // Вопросы экономики и права. 2013. № 66. С. 73-77. URL: https://iaw-joumal.ru/files/pdf/201312/201312_73.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

5. Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 9. С. 29-42.

6. Бикеева М.В. Бедность в России: ключевые подходы к анализу и оценке // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, № 3. С. 23-29. http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-3-23-29.

7. Доклад Всемирного банка по статистике бедности E/CN.3/2018/23 [Электронный ресурс] // Экономический и социальный совет ООН. 2018. 6-9 марта. 23 с. URL: https://millenniumindicators.un.org/unsd/statcom/49th-session/doc-uments/2018-23-Poverty-R.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

8. Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Указ. соч. С. 31.

9. Клисторин В.И. О бедности в России и в мире // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 3, ч. 2. С. 264-280. http://dx.doi.org/10.17212/2075-0862-2019-11.3.2-264-280.

10. Поправко Д.А. Указ. соч. С. 67.

11. Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Указ. соч. С. 30.

12. Бикеева М.В. Указ. соч. С. 24.

13. Piecing Together the Poverty Puzzle [Электронный ресурс] : Poverty and Shared Prosperity 2018 // World Bank. 2018. 201 р. https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30418/9781464813306.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

14. Purchasing power parities (PPP) [Электронный ресурс] // OECD Data. URL: https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm (дата обращения: 18.02.2020).

15. Доклад Всемирного банка ... С. 8.

16. Овчарова Л.Н. Социально-демографический профиль, факторы и формы проявления бедности российского населения : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011. 50 с.

17. Фахрутдинова Е.В. Указ. соч. С. 74.

18. Елисеева И.И., Раскина Ю.В. Измерение бедности в России: возможности и ограничения // Вопросы статистики. 2017. № 8. С. 70-89.

19. О прожиточном минимуме в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 окт. 1997 г. № 134-ФЗ : в ред. от 1 апр. 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

20. Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 29 янв. 2013 г. № 56 : в ред. от 6 дек. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

21. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru (дата обращения: 18.02.2020).

22. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32339 (дата обращения: 18.02.2020).

23. Составлено по данным ЕМИСС.

24. Уровень жизни ...

25. Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

26. Клисторин В.И. Указ. соч. С. 271.

27. Составлено на основе следующих источников: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в Республике Саха (Якутия) в 2016 г. : статистический бюллетень № 140/263. Якутск, 2017. С. 64 ; Доходы, расходы и потребление

домашних хозяйств в Республике Саха (Якутия) в 2018 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) : статистический бюллетень № 134/247. Якутск, 2019. С. 62.

28. Рассчитано по данным ТО ФСГС по РС (Я).

29. Доклад по оценке бедности. Российская Федерация [Электронный ресурс] // Сотрудничество: информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. 2004. № 39-40. С. 1-29. https://sitere-sources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/sotr39-40.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

30. Овчарова Л.Н. Указ. соч.

31. Факторы бедности в Республике Саха (Якутия) / Т.Н. Гаврильева, А.Т. Набережная, М.А. Иванова, Ф.В. Никифоров // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 1. С. 38-47. http://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10052.

32. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2005. № 3. С. 5-18.

33. Доклад по оценке бедности ... С. 14.

34. Предварительные итоги реализации в субъектах РФ I этапа пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 г. национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в 2 раза [Электронный ресурс] // Минтруд России. 2019. https://rosmintrud.ru/uploads/edi-tor/be/90/DOC_20190424114633.PDF (дата обращения: 18.02.2020).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.