Научная статья на тему 'Оценка пациентами с рассеянным склерозомкачества медицинской помощи оказанной в поликлинических условиях'

Оценка пациентами с рассеянным склерозомкачества медицинской помощи оказанной в поликлинических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качества / поликлиническая помощь / рассеянный склероз / сапа / емханалық көмек / шашыранды склероз

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Р А. Маханбетжанова, А Н. Нурбакыт

В данной статье приведены результаты медико-социального исследования качества медицинской помощи, оказанной в поликлинических условиях больным с рассеянным склерозом в Алматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕМХАНА ЖАҒДАЙЫНДА КӨРСЕТІЛЕТІН МЕДИЦИНАЛЫҚ КӨМЕК САПАСЫН ШАШЫРАНДЫ СКЛЕРОЗЫ БАР ЕМДЕЛУШІЛЕРДІҢ БАҒАЛАУЫ

Бұл мақалада, Алматы қаласында шашыранды склерозы бар науқастардың емхана жағдайында көрсетілген медициналық көмек сапасын бағалауы бойынша медициналық-әлеуметтік зерттеу нәтижелері берілген.

Текст научной работы на тему «Оценка пациентами с рассеянным склерозомкачества медицинской помощи оказанной в поликлинических условиях»

|Л-А. Аканов|, К.А. Тулебаев, Б.С. Турдалиева, К.К. Куракбаев, К.Б. Карибаев, С.Б. Калмаханов, Г.Е. Аимбетова, В.Ю. Байсугурова, М.А. Рамазанова, Л.К. Кошербаева, И.К. Карибаева, Г.Д. Кузиева

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац улттыцмедицинаymeepeumemí

UNICLINIC УНИВЕРСИТЕТТЖ КЛИНИКАСЫНЫН, МОДЕЛ1

ТYЙiн: Кез келген елдщ дамуыныц кепiлi денсаулык; са;тау, бiлiм жэне гылым жуйелершщ дамуымен аны;талады. БYгiнгi тацда бшмге негiзделген экономика мен когамныц дамуыныц Heri3ri факторларыныц K93Í ретiнде гылым, бiлiм жэне тэжiрибелiк кызметтщ интеграциясы мэселесiне берiледi. Элемдiк децгейде бшм берудщ, гылыми зерттеулердщ жэне медициналык; кызмет керсетудщ ец жогаргы децгешне университеттiк клиникалар немесе академиялык; медициналык; орталы;тар жатады, олар денсаулык; са;тау ЖYЙесiнiц eзегi болып табылады. Бул ма;алада С.Ж. Асфендияров атындагы Кдз¥МУ клиникасыныц кызметше университеттiк клиника моделш енгiзу кадамдары берiлген.

ТYЙiндi сездер: университеттiк клиника, университет клиникасыныц модел^ университет клиникачыныц кагидалары.

A-A. Akanov|, K.A. Tulebayev, B.S. Turdaliyeva, K.K. Kurakbayev, K.B. Karibayev, S.B. Kalmakhanov, G.E. Aimbetova, V. Baisugurova, M.A. Ramazanova, L.K. Kosherbayeva, I.K. Karibayeva, G.D. Kuzieva

Asfendiyarov Kazakh national medical university

MODEL OF THE UNIVERSITY CLINIC "UNICLINIC"

Resume: The key to the successful development of any country determined by the development of the health care system, education and science. Currently, an important place given to the task of integrating science, education and patient care as one of the key factors in the development of the economy and society. In the world, the main centers of medical education, scientific research and delivery of health care of the highest level are in university clinics or in the academic medical centers, which are the core in a health system. This article describes the steps to introduce the model of the university clinic in the work of the Asfendiyarov KazNMU hospitals.

Keywords: University clinic, model of a university clinic, the principles of the university clinic.

УДК 616.832-004.2-08.05

1Р.А. Маханбетжанова, 2А.Н. Нурбакыт

1 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» 2КазНМУ имени С.ДАсфендиярова

ОЦЕНКА ПАЦИЕНТАМИ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМКАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОКАЗАННОЙ В ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В данной статье приведены результаты медико-социального исследования качества медицинской помощи, оказанной в поликлинических условиях больным с рассеянным склерозом в Алматы. Ключевые слова: качества,поликлиническая помощь,рассеянный склероз.

Актуальность темы. Рассеянный склероз - самое распространенное демиелинизирующее заболевание ЦНС, поражающее лиц молодого, трудоспособного возраста. Рост заболеваемости, быстрое прогрессирование заболевания, приводящее к инвалидизации, и связанные с этим медико-социальные проблемы диктуют необходимость улучшения организации медицинской помощи больным с рассеянным склерозом. Проблема повышения качества оказания медицинской помощи населению является наиболее актуальной для современного здравоохранения.Это, в свою очередь, инициирует проблему адекватной оценки качества медицинской помощи, как надлежащего оказания медицинских услуг. Если данный вопрос рассмотреть с позиции пациента качество медицинской помощи включает понятие удовлетворенность пациента полученным лечением,

это комплекс мероприятий по оказанию доступной, своевременной, квалифицированной медицинской помощи [1,2].

Таким образом, с целью определения удовлетворенностью получаемым лечением пациентов с рассеянным склерозом мы провели опрос.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено в неврологических кабинетах г. Алматы, в ходе которого были выбраны 3 поликлиники: ГП №17, ГП №9, ГП №10. Все пациенты заполняли анкету, состоящуюиз 17 вопросов. Всего опрошено 132 больных. Из них 69,8% составили мужчины, 30,2% составили женщины.

Полученные данные были закодированы и внесены в базу данных для последующей статистической обработки. Для вывода результатов был проведен частотный анализ переменных; для изучения связи

между номинальными переменными использовался критерий х2, в случае превышения 25% ячеек с ожидаемой частотой меньше 5 применялось отношение правдоподобия. Для сравнения долей использовался z-критерий. Значимыми считались результаты р<0,05.

Результаты исследования. По результатам анкетирования отмечено, что большинство респондентов, на вопрос «Проводит ли врач необходимые диагностические и лечебные

процедуры», 81,5% ответили положительно, против 18,5%.

На прием к врачу-невропатологу в тот же день удалось попасть лишь 85,3% опрошенных, на следующий день - 13,4% респондентов, в течение 2 дней - 1,3% пациентов. При этом 6,0% опрошенных ожидали прием врача уролога до 15 минут,27,6% больных- от 15 до 30 минут,58,6% респондентов - от 30 минут до 1 часа, 7,8% - от 1 до 2 часов. Данные результатов представлены в соответствии с рисунком 1.

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

16,0%^

27,6%

58,6%

Ж

7,8%

до 15 мин от 15 мин до от 30 мин до от 1 часа до 30 мин 1 часа 2-х часов

Рисунок 1 - Распределение респондентов по времени ожидания приема

На вопрос «Проводит ли врач разъяснительные беседы по поводу Вашего заболевания» (рисунок 2)

большинство респондентов 64,8% ответили «нет», и только 35,2% дали положительный ответ.

Рисунок 2 - Оценка респондентами качество работы врача невропатолога

По отношению к медицинскому персоналу поликлиники 40,9% пациентов отметили, что они доверяют лечащему врачу, 32,5% респондентов подчеркнули, что испытывают недоверие и затруднились ответить 26,6% опрошенных.

Выяснилось, что только 11,0% опрошенных профессиональные качества врачаневропатолога, оценили как отличное, 37,0% - как хорошее, как удовлетворительное -33,3%, как плохое - 18,7% пациентов (рисунок 3).

Рисунок 3 - Оценка респондентами профессиональные качества врача невропатолога

У врача невропатолога менее года наблюдаются-21,1% опрошенных, от одного до трех лет - 28,4% респондентов, от трех до пяти лет - 33,2%, от пяти до

десяти лет - 12,1% пациентов, свыше десяти лет -5,2%.

Данные результатов представлены в соответствии с рисунком 4.

менее от 1 до от 3 -х до от 5 до свыше года 3-х лет 5 лет 10 лет 10 лет

Рисунок 4 - Распределение респондентов по времени наблюдения у врача

При опросе респондентов по поводу их соблюдения назначении врача, то есть приверженности лечения 58,6% опрошенных всегда выполняют предписания, при этом 41,4% не всегда придерживаются назначенного лечения.

В целом качество работы неврологического кабинета 39,8% респондентов оценили на удовлетворительно, как неудовлетворительное - 29,0%, как хорошее -26,0% респондентов и 5,2% опрошенныхоценили на отлично (рисунок 5).

Рисунок 5 - Оценка респондентами к

Установлено, что 38,5% опрошенных предложили улучшить организацию неврологического кабинета. Повысить уровень диагностики отметили 33,8% респондента и повысить квалификацию врачей обозначили 17,3% опрошенных. При этом улучшить лечебную базу отметили 6,9% и предложили улучшить качество сервиса 3,5%опрошенных больных.

Полученные результаты анкетирования позволили выявить основные причины неудовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощи в поликлинике неврологического профиля. Причинами неудовлетворенности неврологических больных являются: потеря времени в очередях, так на прием к врачу-невропатологуна следующий день

работы неврологического кабинета

попали 13,4% респондентов, 35,2% опрошенных отметили, что врач не проводит с ними разъяснительные беседы по поводу их заболевания, при этом 20,3% респондентов считают, что врач первичной осмотр вообще не проводит, 32,5% опрошенных испытывают антипатию и недоверие к врачу, оценили профессионализм врачей как плохое 18,7%,33,8% считают необходимым повысить уровень диагностики.

Вывод.Состояние оказания урологической помощи, по мнению пациентов, характеризуется как: на амбулаторно-поликлиническом уровне: отличное -5,2% респондентов; хорошее - 26,0%; удовлетворительное - 39,8%; неудовлетворительное - 29,0%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Власов Я.В. Научное обоснование организации системы медико-социальной помощи больным рассеянным склерозом на современном этапе: дисс... д-ра мед.наук - СПб., 2006. - 52 с.

2 Гусеев Е.И., Бойко А.Н., Столяров И.Д. Рассеянный склероз. Справочник. - М.: Реал Тайм, 2009. - 296 с.

1Р.А. Маханбетжанова, 2А.Н. Нурбацыт

1К,азацстан медицина yrneepeumemi «КДСЖМ» 2С.Ж.Асфендияров атындагы К,аз¥МУ, Алматы цаласы

ЕМХАНА ЖАFДАЙЫНДА К0РСЕТ1ЛЕТ1Н МЕДИЦИНАЛЬЩ К0МЕК САПАСЫН ШАШЫРАНДЫ СКЛЕРОЗЫ БАР ЕМДЕЛУШ1ЛЕРДЩ БАFАЛАУЫ

ТYЙiн: Бул макалада, Алматы каласында шашыранды склерозы бар наукастардын, емхана жагдайында кeрсетiлген медициналык; кемек сапасын багалауы бойынша медициналы;-элеуметтж зерттеу нэтижелерi берiлген. ТYЙiндi сездер: сапа, емханалы; кемек,шашыранды склероз.

!R.A. Mahanbetzhanova, 2A.N. Nurbakyt

Kazakhstan medical university«KSPH» 2Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty

EVALUATION OF QUALITY OF MEDICAL CARE IN PATIENTS WITH SCIENTISTS IN

POLYCLINIC CONDITIONS

Resume: This article presents the results of a medical and social study of the quality of medical care provided to polyclinic conditions for patients with multiple sclerosis in Almaty. Keywords: qualities, polyclinic care, multiple sclerosis.

УДК 616.379-008.64-036.2

А.А. Танирбергенова, К.А. Тулебаев, Ж.А. Аканов

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

РАСПРОСТРАНЕНИЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В настоящее время сахарный диабет вовсем мире представляет первостепенную проблему. Сахарный диабет признан Всемирной организацией здравоохранения одним из заболеваний, имеющим для общественной медицины глобальное значение. СД быстро распространяется, поражая все больше количество человек. К 2025 году распространенность этой болезни в экономически развитых странах составит - 7,6 %, а развивающихся - 4,9 %. Ключевые слова: неинфекционные заболевания, распространениесахарного диабета, Республика Казахстан.

Актуальность. Неинфекционные заболевания (НИЗ), известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют. Основными четырьмя типами неинфекционных заболеваний являются сердечно-сосудистые болезни, онкологические заболевания, хронические респираторные болезни и диабет. Сердечно-сосудистые заболевания приводят к большинству случаев смерти отНИЗ — ежегодно от них умирает 17,5 миллионов человек. За ними следуют онкологические заболевания (8,2 миллиона), респираторные болезни (4 миллиона) и диабет (1,5 миллиона) [1].

Сахарный диабет - заболевание обмена веществ различной этиологии,которое характеризуется хронической гипергликемией, возникающей врезультате нарушения секреции или действия инсулина, либо обоих факторов одновременно [2, 3, 4,5].

Глобальная распространенность диабета среди людей старше 18 лет возросла с 4,7 % в 1980 году до 8,5 % в 2014 году. Согласно официальных данных Всемирной Организации Здравоохранении (ВОЗ), число людей с диабетом возросло со 108 миллионов в 1980 году до 422 миллионов в 2014 году, а к 2035

году по данным предоставленным Международной федерации диабета (IDF) , количество больных диабетом в мире вырастет до 592 миллионов человек, это составляет примерно одну десятую населения мира [6,7].

Фактическая распространенность СД 2 типа в 2-3 раза превышает регистрируемую по

обращаемости. В половине случаев СД 2 типа выявляется на 5-7 году от начала заболевания, поэтому у 20-30% больных в момент выявления диабета обнаруживаются специфические для него осложнения. Все это определяет его медико-социальную значимость не только среди других форм диабета, но и среди всех хронических неинфекционных заболеваний [8, 9, 10]. Сегодня две трети всех людей с СД проживают в развитых странах, однако в развивающихся государствах темпы «прироста» особенно велики. Таким образом, СД быстро распространяется, поражая все больше количество человек. К 2025 году распространенность этой болезни в экономически развитых странах составит - 7,6 %, а развивающихся - 4,9 %. Частота СД в процентном отношении к населению в различных странах представлена в таблице 1 [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.