Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ'

ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРЕСС / ОПТИМИЗМ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе осуществлена диагностика оптимизма и активности студентов авиационного вуза, которая имеет большое значение в обеспечении стрессоустойчивости будущих специалистов гражданской авиации. Выявлены значения и даны характеристики различных степеней выраженности активности и оптимизма, что имеет практическую значимость для построения эффективной профессионально-прикладной психофизиологической подготовки пилота и диспетчера гражданской авиации, служит средством управления безопасностью полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STUDENT'S OPTIMISM AND ACTIVITY IN THE AVIATION TRAINING

The article analyzes the optimism and activity of aviation University students, which is of great importance in ensuring the stress tolerance of future civil aviation specialists. The values and characteristics of various degrees of activity and optimism are revealed, which is of practical significance for building the effective professional and applied psychophysiological training of the pilot and civil aviation dispatcher, and serves as a means of flight safety management.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.07

ОЦЕНКА ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе осуществлена диагностика оптимизма и активности студентов авиационного вуза, которая имеет большое значение в обеспечении стрессоустойчивости будущих специалистов гражданской авиации. Выявлены значения и даны характеристики различных степеней выраженности активности и оптимизма, что имеет практическую значимость для построения эффективной профессионально-прикладной психофизиологической подготовки пилота и диспетчера гражданской авиации, служит средством управления безопасностью полетов.

Ключевые слова: авиация, студент, физическая культура, стресс, оптимизм, активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p92-94

ASSESSMENT OF THE STUDENT'S OPTIMISM AND ACTIVITY IN THE

AVIATION TRAINING

Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

The article analyzes the optimism and activity of aviation University students, which is of great importance in ensuring the stress tolerance of future civil aviation specialists. The values and characteristics of various degrees of activity and optimism are revealed, which is of practical significance for building the effective professional and applied psychophysiological training of the pilot and civil aviation dispatcher, and serves as a means of flight safety management.

Keyword: aviation, student, physical culture, stress, optimism, activity.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач психофизиологической подготовки студента вуза гражданской авиации - формирование свойств и качеств личности, связанных с высокой стрессоустойчи-востью и способностью противостоять жизненным и летным невзгодам. В стрессоустойчивости выделяются такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное мироощущение, эти атрибуты психологического здоровья характеризуются оптимизмом [1]. С позиций гуманистической психологии оптимизм - это позитивный человеческий потенциал, который реализуется при определенной личностной активности. С этих позиций изучение и оценка степени оптимизма и активности личности студента авиационного профиля подготовки, где уровень стрессоустойчивости, жизнерадостности играет колоссальную роль, является актуальной проблемой и имеет большую практическую значимость, именно от психологического состояния специалиста гражданской авиации во многом зависит управление безопасностью полетов авиалайнера [3].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации (СПбГУ ГА). Методы: теоретический анализ, анкетирование, экспертная оценка, статистические методы. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов по профилям подготовки «Организация летной работы» (летный состав), «Организация использования воздушного пространства» (диспетчеры управления), всего 135 человек. Для диагностики оптимизма и

активности использовалась методика Schuller I.S., Comunian A.L. [5] адаптированная Н.Е. Водопьяновой [2], позволяющая выделить пять типов личности, отличающихся по степени выраженности оптимизма-пессимизма и активности-пассивности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностика оптимизма и активности будущих авиаспециалистов позволила определить установки, касающиеся преодоления трудностей в значимых сферах жизнедеятельности студентов: образование, будущая работа, профессиональная карьера, семья, социальная адаптация, удовлетворенность качеством жизни, подсчитывались суммы баллов по типам: «Реалисты», «Активные оптимисты», «Активные пессимисты», «Пассивные пессимисты», «Пассивные оптимисты» (рисунок).

2,6 7,7

2,6

38,5

48,6

И Реалисты

= Активные оптимисты Активные пессимисты Пассивные пессимисты I Пассивные оптимисты

Рисунок - Оценка оптимизма и активности студентов СПбГУ ГА (%)

Результаты свидетельствуют, что 48,6% студентов авиавуза характеризуются по типу «Реалисты», они адекватно оценивают текущую ситуацию, не пытаются прыгнуть «выше головы», у них отмечается высокая устойчивость к психологическому стрессу. «Активные оптимисты» составляют 38,5%, этот тип студентов верит в свои силы и успех, позитивно настроен на будущее, предпринимает активные действия для достижения целей, их отличительная черта - жизнерадостность, в сложных ситуациях способны применять технологии преодоления стресса, что важно в летной профессии. «Пассивные оптимисты» («лентяи») составляют в выборке 7,7%. Такие студенты уверены, что все образуется, все будет хорошо, хотя и не предпринимают для этого должных усилий. Они добродушны, умеют даже в плохом находить положительные моменты, но их отрицательная черта - недостаток активности, они больше надеются на случай, чем на собственные силы. «Пассивные пессимисты» составляют 2,6% выборки. Это студенты, которые ни во что не верят, но вместе с тем и очень пассивны, чтобы изменить что-либо в сложившейся ситуации. У них часто подавленное настроение, отмечается неверие в свои силы. В трудных ситуациях такие студенты предпочитают уходить от решения проблем, а себя считают «жертвой».

«Активные пессимисты» составляют в выборке также 2,6%. В отличие от предыдущего типа личности, этим студентам свойственна большая активность, однако эта активность часто имеет деструктивный характер и направлена в большей части на разрушение. Активные пессимисты в трудных жизненных ситуациях часто используют агрессивные методы поведения.

Нами предложены для пассивных и активных пессимистов различные методики «повышения оптимизма», напр., фокусировать внимание не на проблеме, а на ее решении; выявлять препятствия, мешающие жить; окружать себя оптимистами; применять разумные стратегии поведения; проводить мысленную имитацию процесса достижения цели и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка оптимизма и активности студентов позволила выявить типы личности по их степени выраженности. Принимая во внимание, что психолого-социальные условия

выступают в качестве важнейших обстоятельств развития оптимизма и активности и, учитывая, что доля студентов СПбГУ ГА, относящихся к активным и пассивным пессимистам, составляет 5,2%, с этой категорией студентов акцентированно применялись технологии, улучшающие стрессоустойчивость, способность противостоять жизненным невзгодам. Использование полученных данных позволит учитывать их для повышения работоспособности будущих специалистов гражданской авиации, повысит уровень их психологического здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Д. А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер. 2009. - 336 с.

3. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.

4. Schuller I.S. Cross-cultural comparison of arousability and optimism scale (AOS) / I.S. Schuller, A.L. Comunian // 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society. - Dusseldorf : Dusseldorf University Press, 1997. - P. 457-460.

REFERENCES

1. Vasiliev D.A. and Volkova L.M. (2019), "Stress Resistance of future civil aviation and customs control specialists", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp.426-430.

2. Vodopyanova N.E. (2009), Psych diagnostics of stress, Peter, St. Petersburg.

3. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future civil aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.

4. Schuller I.S. and Comunian A.L. (1999), "Cross-cultural comparison of arousability and optimism scale (AOS)", 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society, Dusseldorf University Press, Dusseldorf, pp. 457-460.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2020

УДК 796.912.082.2

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ ПАРНОГО КАТАНИЯ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Наталия Александровна Волыхина, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Валериевич Дмитриев, магистр, Заслуженный мастер спорта, Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Основной целью работы является системная подготовка фигуристов парного катания в предсоревновательном периоде с применением интегрального метода подготовки. Научная новизна работы заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании методических приёмов обучения элементам парного катания на основе использования комплексного подхода к выбору средств и видов подготовки для их совершенствования, внедрение в тренировочный процесс фигуристов-парников. В результате работы получены данные, которые эффективно влияют на процесс совершенствования элементов парного катания.

Ключевые слова: парное катание, предсоревновательный период, систематизация средств, интегральный метод подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.